Аэропорт шереметьево история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Шереметьево Международный аэропорт имени Александра Сергеевича Пушкина (Русский: Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина , IPA: [ʂɨrʲɪˈmʲetʲjɪvə] Международный аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина) (ИАТА: SVO, ИКАО: UUEE) один из четыре международные аэропорты, обслуживающие город Москву. Это самый загруженный аэропорт в России, а также восьмой по загруженности аэропорт в Европе. Первоначально построенный как военная авиабаза, Шереметьево был преобразован в гражданский аэропорт в 1959 году. [1] и в конкурсе 2019 года был назван в честь русского поэта Александр Пушкин. [2]

В состав аэропорта входят шесть терминалов: четыре международных терминала (один в стадии строительства), один терминал внутренних рейсов и один терминал частной авиации. [1] [3] Он расположен в 29 км (18 миль) к северо-западу от центра Москвы, в г. Химки, Московская обл. [4]

В 2017 году аэропорт обслужил около 40,1 млн пассажиров и совершил 308 090 рейсов. В течение 2018 года аэропорт сообщил об увеличении количества пассажиров на 14,3% до 45,8 миллиона человек. [5] По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем авиаперевозок также увеличился на 15,9%. [6] Шереметьево - главный транспортный узел России. флагман Аэрофлот и его филиал Россия: авиакомпании, Nordwind Airlines и его филиал Пегас Флай, Королевский полет, и Уральские авиалинии. [7]

Содержание

История

Советское время

Изначально аэропорт строился как военный аэродром Шереметьевский ( Шереметьевский ), названный в честь деревни того же времени, а также Савеловская станция на одноименной железной дороге. Распоряжение о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе поселка Чашниково (г. Чашниково ) на окраине Москвы выпущен 1 сентября 1953 г. Совет Министров Советского Союза. Аэропорт начал работу 7 ноября 1957 года в ознаменование 40-летия Октябрьская революция. [8] [9]

В августе 1959 года Совет министров издал постановление о прекращении использования авиабазы ​​в военных целях, вместо этого она будет передана Главному управлению гражданского воздушного флота для преобразования в гражданский аэропорт. [9] Гражданские цели Шереметьево начались 11 августа 1959 года, когда Туполев Ту-104Б приземлился в аэропорту из Ленинград.


В начале 1970-х годов в Шереметьево была построена вторая взлетно-посадочная полоса, на которой приземлился первый авиалайнер. Ильюшин Ил-62. [11] В рамках подготовки к Летние Олимпийские игры 1980 года, строительство второго терминала Шереметьево, Шереметьево-2, одобрено Министерство гражданской авиации в начале 1976 года. Строительство Шереметьево-2 началось 17 ноября 1977 года.


1 января 1980 года был введен в эксплуатацию Шереметьево-2 с пропускной способностью обслуживать 6 миллионов пассажиров в год, или 2100 пассажиров в час. [12] Несмотря на это, его официальная церемония открытия началась намного позже, 6 мая. Во время Олимпиады Шереметьево обслужило более 460 000 пассажиров международных рейсов.

Современная эпоха

11 ноября 1991 года Международный аэропорт Шереметьево получил юридический статус государственного предприятия среди распад Советского Союза. [13] 9 июля 1996 г. Шереметьево стало Открытое акционерное общество. В 1997 году аэропорт отремонтировал одну из взлетно-посадочных полос с бетонным покрытием толщиной 30–35 см.

В начале 2000-х годов в Шереметьево усилилась конкуренция со стороны стремительно расширяющейся Международный аэропорт Домодедово, который был более современным и удобным для доступа, а соседний Внуково аэропорт. [14] В Шереметьево было 24 авиакомпании, в том числе внутренние, такие как Сибирь, КрасЭйр, Трансаэро, Пулковские авиалинии, и ЮТэйр, а также международные авиалинии Эйр Мальта, Adria Airlines, Швейцарский, British Airways, и Эмирейтс, переезжаем в Домодедово. [15] В результате Аэрофлот добивается строительства третьего терминала аэропорта, Шереметьево-3, чтобы увеличить пассажировместимость аэропорта, а также выполнить требования по присоединению к нему. Skyteam.

В конце 2000-х Шереметьево курировало быстрое планирование и расширение аэропорта. [16] 12 марта 2007 года в аэропорту был открыт Терминал C, чтобы максимально увеличить пропускную способность международного аэропорта. 5 марта 2008 года аэропорт отремонтировал свою вторую взлетно-посадочную полосу для приема всех типов самолетов, включая Airbus A380 и Boeing 787 Dreamliner. An Аэроэкспресс линия была построена между Шереметьево и Савеловский вокзал 10 июня 2008 г., сократив время в пути от аэропорта до центра Москвы на 30 минут. В январе 2009 года Шереметьево завершило генеральный план, согласно которому пассажиропоток будет увеличиваться до 64 миллионов в год и построен второй аэродром с третьей взлетно-посадочной полосой. 15 ноября 2009 года было завершено строительство Терминала D общей площадью 172 000 квадратных метров (1 850 000 квадратных футов), годовой пропускной способностью 12 миллионов пассажиров, ввод в эксплуатацию начнется в начале следующего года. Шереметьево-2 был переименован в Терминал F 25 декабря 2009 года с идентификацией терминала с использованием международных (латинских) букв. [17]



Расширение Шереметьево продолжилось в 2010 году. [18] 28 марта Шереметьево-1 было переименовано в Терминал B. Терминал E был открыт 30 апреля, соединив терминал D и терминал F и увеличив пропускную способность аэропорта до 35 миллионов пассажиров в год. В июне началось строительство Терминала А, терминала частной авиации. В июле открылся переход между терминалами D, E, F и Аэроэкспресс железнодорожный вокзал со стороны общественного доступа. [19] В ноябре открылся проход между терминалами D, E и F со стороны службы безопасности. [20] Оба имеют упрощенный переход между транзитными рейсами. В конечном итоге, после недавних строительных работ на севере, аэропорт теперь способен принимать более 40 миллионов пассажиров ежегодно. [17]

Продолжение расширения

Терминал B, ранее Шереметьево-1, был снесен в августе 2015 года и преобразован в более новый и современный терминал, который начался в октябре 2015 года. [24] К концу 2015 года Шереметьево превзошло своего конкурента. Домодедово в качестве Самый загруженный аэропорт России, обслуживая 31,28 миллиона пассажиров по сравнению с 30,05 миллиона в Домодедово. [25] Эта тенденция продолжилась в 2016 году, когда в Шереметьево наблюдался рост, а Внуково и Домодедово показали потери пассажиров. [26] [27] Все больше авиакомпаний открывают новые рейсы в Шереметьево, такие как Тяньцзинь: авиакомпании, Тунисэйр, Nouvelair, и Эйр Мальта, которая еще в 2000-х перенесла свою деятельность в Домодедово. [28]

В феврале 2016 года TPS Avia объединила свои активы с аэропортом Шереметьево и обязалась инвестировать 840 миллионов долларов США в модернизацию и расширение инфраструктуры аэропорта - в результате TPS Avia получила 68% акций аэропорта Шереметьево. [29] Частью плана является снос терминала C для новой реконструкции терминала, которая вступила в силу 1 апреля 2017 года. [30]

Международный аэропорт Шереметьево был официальным аэропортом Чемпионат мира по футболу 2018. В мае 2019 года Шереметьево завершило реконструкцию своего первого северного терминала, Терминал B, что увеличит пропускную способность для обслуживания пассажиров на турнире. [31] В 2018 году выручка аэропорта составила 194,9 млн евро, что на 6% больше, чем в прошлом году. Прибыль выросла на 7,4% по сравнению с прошлым годом. Этот рост частично объясняется увеличением объема авиаперевозок в связи с чемпионатом мира по футболу 2018 года. [6]

В 2019 г. Федеральная служба безопасности (ФСБ) начало тестирование автоматизированной системы паспортного контроля в СВО. Эта система использует биометрические данные и распознавание заграничных паспортов, что позволяет российским пассажирам проходить пограничный контроль с меньшими ограничениями на передвижение. В случае успеха ФСБ может внедрить эту систему в других аэропортах России. [35]

Терминалы

Международный аэропорт Шереметьево имеет четыре действующих пассажирских терминала и один специальный терминал, предназначенный для использования частной и деловой авиации. [3] Четыре пассажирских терминала аэропорта разделены на две группы в зависимости от географического положения: Северный терминальный комплекс и Южный терминальный комплекс. Текущая система именования терминалов была введена в декабре 2009 года; Ранее терминалы были пронумерованы: Шереметьево-1 (ныне Терминал B), Шереметьево-2 (теперь Терминал F) и Шереметьево-3 (теперь Терминал D). [17] [18]

Терминал А


Терминал А, открытый 16 января 2012 года, обслуживает бизнес-авиацию и частную авиацию за пределами Шереметьево. [18] Терминал занимает площадь 3 000 квадратных метров (32 000 квадратных футов) и может перевозить 75 000 пассажиров в год.

Северные терминалы

Терминал B

Терминал B, первоначально называвшийся Шереметьево-1, имеет две итерации. [17]

Новый терминал B начал свою работу 3 мая 2018 года, когда Аэрофлот выполнял рейс в Саратов. Все авиакомпании, выполняющие внутренние рейсы из Шереметьево и некоторые рейсы Аэрофлота, начали перевод в Терминал B из Терминала D. По сравнению с предыдущим терминалом B, который был снесен, новый терминал будет иметь увеличенную пассажировместимость до 20 миллионов пассажиров и будет обслуживать внутренние рейсы. Только. По состоянию на ноябрь 2018 года Аэрофлот консолидировал все свои внутренние рейсы в Терминале B, за исключением рейсов на дальневосточные направления во Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Рейсы на восточный берег России и некоторые ближнемагистральные рейсы (включая все внутренние рейсы, обслуживаемые широкофюзеляжными самолетами) продолжаются из Терминала D. [37]

Терминал подключается через межтерминальный подземный переход с южными терминалами Шереметьево и Аэроэкспресс железнодорожная станция. [38]

Терминал C


12 марта 2007 года в Шереметьево был открыт бывший Терминал C для обслуживания международных чартерных рейсов, чтобы максимально повысить удобство расположения всех зон в аэропорту. [39] [40] Расположенный рядом с бывшим терминалом B, терминал C обслужил от 5 до 6 миллионов пассажиров. Роль Терминала C уменьшилась, поскольку пассажиры международных рейсов аэропорта были распределены между Терминалом D и Терминалом E. [41] В рамках долгосрочного плана реконструкции Шереметьево 1 апреля 2017 года терминал C был закрыт для сноса для строительства нового терминала.

Новый терминал C, интегрированный с реконструированным терминалом B внутренних авиалиний, был рассчитан на обслуживание до 20 миллионов пассажиров. [30] Первая секция нового Терминала C открылась 17 января 2020 года с запланированной пропускной способностью 20 миллионов пассажиров. Он называется Терминал С1, и некоторые международные рейсы были переведены в этот новый терминал. Еще одну часть, называемую Терминалом C2, планируется открыть в 2026 году, что позволит увеличить пассажировместимость еще на 10 миллионов человек. [42]

Южные терминалы

Терминал D



В Терминале D есть официальная многоэтажная парковка, соединенная с главным корпусом пешеходным мостом. Размер парковки составляет около 4100 мест, однако она имеет относительно плотную планировку, поэтому в большинстве случаев сложно выйти из машины, не задев соседнюю машину.

В период с 2014 по 2018 год Терминал D был единственным терминалом в Шереметьево, который мог обслуживать внутренние рейсы. Даже после того, как новый Терминал B был открыт и начал свою работу, Терминал D продолжает выполнять внутренние рейсы за пределами Аэрофлота.

Терминал E

Терминал E открылся в 2010 году в рамках проекта расширения пропускной способности, соединив терминалы D и F. [46] Строительство терминала позволило превратить терминалы D и F, а также железнодорожный вокзал в единый южный терминальный комплекс. Терминалы этого комплекса соединены рядом пешеходных переходов с траволаторами, что позволяет пассажирам свободно перемещаться между составляющими его объектами. В декабре 2010 года на втором этаже Терминала E открылась новая часовня, посвященная Святому Николаю. Терминал используется для международных рейсов, в основном Аэрофлотом и его партнерами SkyTeam. Терминал E имеет 8 выходов с трапом. V-Express Транзит Отель Между регистрацией на безопасность / паспортным контролем обеспечивает краткосрочное проживание пассажиров, меняющих самолет, без необходимости предъявления визы для въезда в Россию. Отель привлек международное внимание в июне 2013 года, когда Эдвард Сноуден зарегистрировался в отеле во время поиска убежища. [47]

Терминал F


Открытый 6 мая 1980 года для проведения летних Олимпийских игр в Москве, Терминал F, ранее Шереметьево-2, имеет 15 взлетно-посадочных полос и 21 удаленную стоянку самолетов. Терминал был рассчитан на обслуживание 6 миллионов пассажиров в год. До завершения строительства первоначального Терминала C это был единственный терминал, который обслуживал международные рейсы. Дизайн является увеличенной версией одного из Ганновер – Лангенхаген аэропорт теми же архитекторами. К концу 2009 года была завершена капитальная реконструкция терминала и его внутреннего пространства. Для удобства пассажиров зал вылета и зона беспошлинной торговли были полностью модернизированы, а ряд перегородок был удален для создания дополнительных торговых и лаунж-помещений.

Было объявлено, что терминал F будет реконструирован после завершения строительства терминала C.

Терминал G

В ноябре 2019 года было объявлено, что также будет построен новый Терминал G. Строительство планируется начать в 2024 году. [48]

Авиакомпании и направления

Пассажир

Следующие авиакомпании обслуживают регулярные регулярные и чартерные направления в международном аэропорту Шереметьево. [39]

Изначально аэропорт Шереметьево строился как главный аэродром военно-воздушных сил Советской армии.

Свое название будущий аэропорт получил по двум расположенным неподалеку объектам ‑ жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.

В 1957 году была введены в строй первые объекты аэродрома: взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме были размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов.

30 июля 1959 года был подписан приемо-сдаточный акт между военным и гражданским авиационными ведомствами.

1 июня 1960 года был выполнен первый международный рейс по маршруту Шереметьево - Шенефельд (Германия) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда.

20 ноября 1967 года состоялся первый трансатлантический рейс Москва – Нью-Йорк.

В октябре 1972 года было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП‑2), размеры которой позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. В 1974 году строительство полосы было завершено, в эксплуатацию была введена в 1977 году.

В июне 1995 года в аэропорту был открыт Центр деловой авиации.


Историческая справка Википедии: «Изначально аэродром был построен как главный аэродром Военно-воздушных сил Советской армии. В 1959 году аэродром передали от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию. Официальной датой открытия Международного аэропорта Шереметьево считается 11 августа 1959 года. В этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда.


Первым аэровокзалом Шереметьева стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с нынешним Терминалом B (Шереметьево-1).


Первые споттеры.


Вскоре на месте нынешнего терминала Шереметьево-2 появился международный терминал.

Правительственный терминал, 1960 год.

Зал ожидания.

Дорога в Москву.


Перрон.


Перрон, окончание строительства первого терминала.


Аэропорт еще с одной взлетно-посадочной полосой. В нижней части снимка — международный терминал, существовавший до 1978 года. Источник: Рассекреченные спутниковые фото США, сделанное в 1966 году.


А это уже построенный Шереметьево-1, 1966 год.

Выход на посадку 1966 год.


Единственное на всё Шереметьево кафе (на 1м этаже), 1970 год.

У SwissAir этот борт был с 1965 по октябрь 1969 годы.


Перрон, Ту-144 1969 год.

Самый большой седан в мире: МАЗ-541, раритет — 3 машинки выпустили всего. Интересной особенностью МАЗа было наличие у него двух рулей. Но не из-за отсутствия усилителя руля, как говорят некоторые — а просто машина имела два полнофункциональных моста управления.


Ту-114.


Презентация Ан-24РТ.


Открытие памятника Ил-18, 1979 год. 21 апреля, в ознаменование 20-летия начала эксплуатации Ил-18 в Аэрофлоте. Кстати, сохранились всего два памятника из 4 в московских аэропортах, и оба — Илы (Ил-14 в Быково). Теперь на этом месте строится гостиничный комплекс, самолет вывезен.


6 мая 1980 года состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.

Многие технические решения являлись самыми передовыми для того времени и в СССР никогда ранее не применялись. Генеральным подрядчиком строительства являлась фирма РЮТЕРБАУ концерна ЗАЛЬЦГИТТЕР (ФРГ).

У телетрапа №21 Ту-154Б-2 с бортовым номером СССР-85413. Именно этот борт взорвет спустя почти десять лет семья Овечкиных.


Ил-62М у телетрапа №1.

Борт № 1 ВВС США в Шереметьево-1. 02 января 1993 года.


Ил-86.


Ил-62.


1999 год.


30 апреля 1999 года.

Все фотографии взяты с крупнейшего архива исторических снимков ПастВью.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Международный аэропорт Шереметьево Сергей Фадеичев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 мая 2018 года начал работу новый терминал B московского международного аэропорта Шереметьево. Первый внутренний рейс из него отправила авиакомпания "Аэрофлот" - SSJ 100 этого авиаперевозчика вылетел в 9:43 мск в Саратов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об аэропорте.

Международный аэропорт Шереметьево - крупнейший по пассажиропотоку аэропорт России и Московского авиационного узла.

История

Постановление о строительстве будущего аэропорта в Подмосковье было издано Советом министров СССР 1 сентября 1953 года. Первоначально Шереметьево строился как аэродром для стратегической авиации Военно-воздушных сил СССР. 7 октября на нем впервые совершил посадку военный самолет - стратегический бомбардировщик Ту-95. В июле 1959 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев предложил создать на базе Шереметьева главный гражданский авиационный узел Москвы.

Официальной датой рождения аэропорта считается 11 августа 1959 года, когда был принят первый пассажирский самолет Ту-104 из Ленинграда. 1 июня 1960 года был выполнен первый регулярный международный авиарейс Москва - Восточный Берлин (Шёнефельд). Тогда же аэропорт получил статус международного. Аэровокзальный комплекс был открыт 3 сентября 1964 года и стал самым крупным в СССР. В 1974 году была открыта вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП). 6 мая 1980 года, перед стартом XXII летних Олимпийских игр в Москве, принял первых пассажиров новый терминал для международных рейсов Шереметьево-2. При этом старый терминал стал называться Шереметьево-1.

В 2005 году началась масштабная модернизация инфраструктуры аэропорта. В результате количество пассажирских терминалов увеличилось с двух до шести: в 2007-2011 годах были открыты новый терминал A (бизнес-авиация) и три новых международных пассажирских терминала - C, D и E.

Показатели

Шереметьево располагает двумя параллельными взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 3 км 770 м и 3 км 550 м. На первой взлет-посадку могут осуществлять воздушные суда любых типов, в том числе Airbus A380.

Шереметьево является базовым аэропортом национального перевозчика "Аэрофлот - Российские авиалинии". Обслуживает рейсы трех основных мировых авиационных альянсов: SkyTeam (в него входит "Аэрофлот"), Star Alliance и Oneworld.

Маршрутная сеть аэропорта превышает 200 направлений.

По данным Росавиации, пассажиропоток в Шереметьеве по итогам 2017 года составил 39 млн 641 тыс. человек (рост на 17,8% по сравнению с 2016 годом). Объем грузоперевозок - 293 тыс. 973 т (рост на 27,1%).

Управляющая компания аэропорта - АО "Международный аэропорт Шеремтеьево" (АО "МАШ"). 66% ее акций принадлежат ООО "Шереметьево Холдинг" - дочерней компании кипрской TPS Avia Holding. По данным СМИ, ее акционерами являются Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротенберг. 30,43% АО "МАШ" владеет Росимущество. Остальные акции принадлежат "Аэрофлоту" и "ВЭБ Капиталу".

Выручка АО "МАШ" в последнем отчетном 2016 году - 25 млрд 182 млн руб. (рост на 10% по сравнению с 2015 годом). Чистая прибыль - 15 млрд 524 млн руб. (в 2015 году чистый убыток составил 7 млрд 860 млн руб.).

Новые терминал и ВПП

Старый терминал Шереметьево B был закрыт в сентябре 2014 года. Летом 2015 года он был снесен вместе с посадочным павильоном необычной формы ("рюмка"). На его месте был возведен новый терминал, расчетная пропускная способность которого составляет до 20 млн пассажиров в год. Общая площадь здания - 108 тыс. кв. м. Пропускная способность - 4,2 тыс. пассажиров в час. Инвестиции в строительство составили 19 млрд руб.

С южной группой терминалов (D, E, F) терминалы B и C соединяет межтерминальный транспортный переход, построенный под взлетно-посадочными полосами. По тоннелям протяженностью 1,9 км курсируют автоматические поезда на резиновых шинах, которые обеспечивают перевозку пассажиров (3 тыс. 352 человек в час) и багажа.

В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию третью ВПП, которая позволит принимать и отправлять все типы существующих и перспективных воздушных судов. С вводом ее в строй пропускная способность аэропорта составит 60-65 млн пассажиров в год. Общая сумма расходов на строительство третьей полосы - 55 млрд руб.

Читайте также: