Адвокатура во франции кратко

Обновлено: 07.07.2024

Завоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедрили там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старого права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар.

С распадом Империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и божие суды (ордалии).

В период феодальной раздробленности Франция распалась на самостоятельные вассальные владения с частыми феодальными войнами, которые привели к окончательному падению законопорядка и правосудия. Адвокатура фактически перестала существовать.

Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в нраве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юстиниана и с принятием постановлений Вселенских соборов Лютеранского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура.

Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда вьющий суд королевства — парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адвокатуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная организация не была сразу определена законодательно, но парижский парламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не касаясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV—XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре.




Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объединение сословием, его внутренняя организация в Средние века отличалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вместе с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В помещении парламента с давних пор находилась капелла св. Николая, который во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было образовано религиозное братство св. Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отличались: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая — светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представителями.

Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверждено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение заниматься адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опоздание на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие провинности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров.

Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело — 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с постановлениями римского права. Адвокат сам определял вознаграждение, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие вовремя или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требования адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения доверителя от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосудительным.

Завоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедрили там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старого права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар.

С распадом Империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и божие суды (ордалии).

В период феодальной раздробленности Франция распалась на самостоятельные вассальные владения с частыми феодальными войнами, которые привели к окончательному падению законопорядка и правосудия. Адвокатура фактически перестала существовать.

Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в нраве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юстиниана и с принятием постановлений Вселенских соборов Лютеранского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура.

Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда вьющий суд королевства — парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адвокатуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная организация не была сразу определена законодательно, но парижский парламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не касаясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV—XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре.

Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объединение сословием, его внутренняя организация в Средние века отличалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вместе с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В помещении парламента с давних пор находилась капелла св. Николая, который во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было образовано религиозное братство св. Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отличались: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая — светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представителями.

Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверждено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение заниматься адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опоздание на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие провинности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров.

Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело — 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с постановлениями римского права. Адвокат сам определял вознаграждение, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие вовремя или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требования адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения доверителя от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосудительным.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ ВО ФРАНЦИИ

Примеры ордалий. Испытание огнем или раскаленным железом состояло в том, что испытуемый должен был держать руки в огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо и т.д.

От Революции до III Республики. Революция повлияла и на профессию адвоката. Были отменены пытки, а адвокатам разрешено присутствовать на судебных слушаниях и оказывать помощь подсудимым, но говорить им запрещалось. Затем адвокатские коллегии были упразднены, но любому было предоставлено право выступить в суде. В течение XIX века адвокаты восстановили свою независимость, и были воссозданы коллегии адвокатов. Участвующим в суде адвокатам был гарантирован иммунитет. Наконец, адвокатура получила статус профессии.

От III Республики до XX века. Во Франции из 23 президентов Республики 11 были адвокатами. В декабре 1900 года Жанна Шовен стала второй женщиной, принесшей клятву адвоката (в 1897 году ей было отказано). В 1907 году она стала первой женщиной, защищающей клиентов в суде.

Дочь нотариуса, ставшая в 16 лет сиротой, она блестяще закончила два бакалавриата, получив степени в естественных наук и в области права и философии. Она стала второй женщиной во Франции, получившей юридическое образование в 1890 году, и первой француженкой, которая в 1892 году защитила докторскую диссертацию, посвятив ее историческому изучению профессий, доступных для женщин, и в которой она заявила, что именно под влиянием Библии и католицизма возникло и закрепилось правовое неравенство между мужчинами и женщинами. Она потребовала предоставить женщинам равные права не только в получении образования, но и в доступе ко всем профессиям, включая публичные должности.

Затем Жанна Шовен начинает преподавать в ряде парижских лицеев для девушек, но не забывает о феминистской борьбе.

24 ноября 1897 года со всеми необходимыми дипломами она ​​явилась в апелляционный суд Парижа, чтобы принять присягу адвоката. 30 ноября 1897 года ей было отказано на том основании, что закон не разрешает женщинам заниматься адвокатской деятельностью. В результате мощного давления со стороны феминистского движения через три года, 1 декабря 1900 года, будет принят и официально опубликован закон, позволяющий женщинам получить полный доступ к адвокатской деятельности. 19 декабря 1900 года Жанна Шовен приносит присягу адвоката, став второй женщиной (первой была мадам Пети, давшая присягу на несколько дней раньше), получившей лицензию адвоката. Но она стала первой, кто начал выступать в судах. Это произошло в 1907 году.

Количество адвокатов во Франции: 1340 год – 51; 1530 год – 300; 1780 – 600; 1830 – 650 только в одном Париже; 1966 – 3 101 только в одном Париже; 2004 –42 609; 2008 – 50 000; 2014 – 60 233; сентябрь 2019 – 69 900.

На фото: эмблема Национального союза адвокатов Франции; процессуальная сумка; Жанна Шовен в суде.

Французская адвокатура олицетворяет собой образец институциональной завершенности. Причем это относится и к оптимальному организационному устройству, и к регламентации деятельности, и к правилам профессиональной этики.

В XIII в. Римским Папой стал бывший французский адвокат Фуко, вошедший в историю как Папа Клемент IV. Благодаря особой роли в борьбе с политическими притязаниями Церкви, а в дальнейшем - в силу юридификации всей общественной жизни, во Франции утвердился состязательный процесс в системе отправления правосудия. Как следствие, адвокаты, во- первых, все более становились необходимы тяжущимся. В XIV- XV вв. право на устное выступление в суде предоставлялось только адвокатам. Во-вторых, адвокаты все более становились необходимы и самой судебной системе, поскольку судьи не всегда являлись знатоками права (с 1592 г. по 1789 г. должности судей покупались). В-третьих, за исключением двух веков, когда судебные должности находились в торговом обороте, адвокаты выполняли роль главного кадрового резерва судейского корпуса. Уже к XIV в. французская адвокатура институционально сумела оформиться в организацию, способную: а) обеспечивать независимость от внешнего вмешательства, в том числе и влас- тных органов; б) отстаивать интересы и права своих членов и в) вырабатывать и сохранять особую этическую среду. Начиная, как минимум, с XIV в., все знатоки права, претендующие на участие в судебной защите, обязаны были вступать в адвокатское сословие, т.е. членство всегда было не добровольное, а обязательное. История французской адвокатуры знает несколько примеров гражданского неповиновения в знак протеста против ущемления прав адвокатского сословия. В 1602 г. парижские адвокаты объявили забастовку в ответ на распоряжение Парижского парламента возобновить действие ранее отмененного указа Генриха IV от 1579 г., предписавшего адвокатам указывать размер гонорара на состязательных бумагах. При этом они предупредили о своей готовности вообще отказаться от адвокатского статуса. В результате об указе и о распоряжении было забыто. Впоследствии законодательство многих стран стало относить сведения о размере гонорара к адвокатской тайне. В 1720 г. сословие французских адвокатов вновь прибегло к забастовке в связи с замечанием Председателя Парижского парламента, объявленным адвокату за отказ снять головной убор во время судебных прений.

Завоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедрили там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старого права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар.

С распадом Империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и божие суды (ордалии).

В период феодальной раздробленности Франция распалась на самостоятельные вассальные владения с частыми феодальными войнами, которые привели к окончательному падению законопорядка и правосудия. Адвокатура фактически перестала существовать.

Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в нраве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юстиниана и с принятием постановлений Вселенских соборов Лютеранского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура.

Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда вьющий суд королевства — парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адвокатуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная организация не была сразу определена законодательно, но парижский парламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не касаясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV—XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре.




Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объединение сословием, его внутренняя организация в Средние века отличалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вместе с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В помещении парламента с давних пор находилась капелла св. Николая, который во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было образовано религиозное братство св. Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отличались: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая — светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представителями.

Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверждено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение заниматься адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опоздание на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие провинности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров.

Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело — 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с постановлениями римского права. Адвокат сам определял вознаграждение, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие вовремя или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требования адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения доверителя от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосудительным.

Завоевав Галлию, римляне вместе с другими институтами внедрили там и институт адвокатуры. В V в. Галлия была завоевана франками, но ее юридические учреждения вначале не подвергались изменениям. Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах сохранялись формы старого права и чтобы все процессы между римлянами решались по римским законам. Адвокатура продолжала существовать в прежнем виде. Бургунский закон подтвердил распоряжение Клотаря, запретив, правда, адвокатам брать гонорар.

С распадом Империи Карла Великого адвокатура стала приходить в упадок. Главными формами не только уголовных, но и гражданских процессов были судебные поединки и божие суды (ордалии).

В период феодальной раздробленности Франция распалась на самостоятельные вассальные владения с частыми феодальными войнами, которые привели к окончательному падению законопорядка и правосудия. Адвокатура фактически перестала существовать.

Каноническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канонического и гражданского права, практической подготовки и ежегодного принесения присяги. К представительству в процессах в духовных судах допускались как духовные, так и светские лица. Но ввиду того, что среди светских было немного людей, сведущих в нраве, большинство адвокатов принадлежало к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли не только церковные, но и гражданские и уголовные дела. Однако с появлением Дигест Юстиниана и с принятием постановлений Вселенских соборов Лютеранского и Турского духовным адвокатам было запрещено выступать в светских судах. Светские юристы усердно предались изучению римского права; влияние канонического права уменьшилось, возросло значение гражданских судов, все больше стала развиваться светская адвокатура.

Уже в XIV в. появляются первые зачатки сословной организации адвокатуры. Когда вьющий суд королевства — парламент, поначалу разъездной, становится оседлым, адвокаты, практиковавшие при нем и сопровождавшие его в путешествиях по государству, сами образовали свободную ассоциацию и назвали сословием, по образу римской адвокатуры имперского периода, в противоположность многочисленным цехам и промышленным корпорациям того времени. Сословная организация не была сразу определена законодательно, но парижский парламент в своих актах охотно признавал ее, а законодательство, не касаясь отношений внутри этого сословия, ограничивалось определением внешней его организации. В течении XIV—XVI столетий было издано около 50 указов, относящихся к адвокатуре.

Сословные учреждения адвокатов. Хотя адвокаты назвали свое объединение сословием, его внутренняя организация в Средние века отличалась от организации в Новое время. Прежде всего, они не только не были отделены от института поверенных, а наоборот, составляли вместе с ним одну ассоциацию. Это произошло следующим образом. В помещении парламента с давних пор находилась капелла св. Николая, который во Франции считался покровителем юристов. В XIV в. было образовано религиозное братство св. Николая, членами которого стали адвокаты и поверенные. Благодаря этой ассоциации между адвокатами и поверенными установилось тесное общение, в результате чего наряду с братством возникли общины адвокатов и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя, братство и община мало чем друг от друга отличались: одна ассоциация носила исключительно религиозный характер, другая — светский. Во главе общины стояли депутаты, избранные ее членами. Они управляли имуществом общины, являлись ее представителями.

Вопросы трудовой дисциплины. Адвокаты, как было не раз подтверждено указами, входили в состав парламентского корпуса и занимали в нем место, следующее за судьями и прокурорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся и на адвокатов. В парламентских архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности. Применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение заниматься адвокатской практикой, арест. Парламент требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей и наказывал их за опоздание на заседание и за отлучку без разрешения из города. За такие провинности налагался штраф не свыше 10 парижских ливров.

Оплата адвокатской деятельности. Первые указы об оплате труда адвокатов, гонораре идут по пути, намеченному законодательством Юстиниана. Они устанавливали предельную сумму гонорара за одно дело — 30 турских ливров. В XIV в. турские ливры были заменены на парижские. Взыскание гонорара производилось в соответствии с постановлениями римского права. Адвокат сам определял вознаграждение, но обязательно до процесса. Если он не оговорил такое условие вовремя или если доверитель требовал уменьшения гонорара, размер его устанавливался парламентом. Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту с просьбой определить их гонорар. В других случаях они сами назначали его размер, и парламент ограничивался проверкой его соразмерности потраченным усилиям, причем часто уменьшал требования адвокатов. В случаях проигрыша процесса и уклонения доверителя от платежа адвокаты прибегали к суду. Иск о гонораре в то время считался, по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько не предосудительным.

Читайте также: