Адольф дистервег вклад в педагогику кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.

Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.

Сущность воспитания, его цели и основные принципы.

Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.

Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

Требования к учителю.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.

Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.

Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.

Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. Народная школа и латинская школа, которые окончил Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что послужило основой интереса будущего педагога к обучению в народных школах.

В 1808 году начал обучение в Гернборнском университете, спустя год продолжил обучение университете в городе Тюбинген, по окончании которого в 1811 году была защищена докторская диссертация.

В 1811 году начал осуществлять практическую педагогическую деятельность в качестве домашнего учителя, а затем получил должность учителя гимназии.

В ходе осуществления педагогической работы в городе Франкфурт на Майне, Дистервег познакомился с несколькими педагогами, которые следовали в своей педагогической деятельности идеям Песталоцци. Данное знакомство сыграло большую роль в его дальнейшей педагогической деятельности, Дистервег начинает разрабатывать идею функционирования народной школы как школы, направленной на развитие у детей активности и самостоятельности мышления, кроме того, педагога занимал вопрос об осуществлении подготовки педагогического коллектива для таких школ.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской работой (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, принимал активное участие в работе учительских семинаров в Мерее, в Берлине.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад в науку

Дистервег внёс огромный вклад в педагогическую науку. Педагогом подробно рассматривались вопросы воспитания, данную проблематику отражают статьи, посвящённые принципам воспитания. Кроме того, автором обосновывается необходимость реализации обучения, носящего воспитывающий и развивающий характер. В большинстве статей также затронуты вопросы личностных и профессиональных качеств учителя, требованиях к учителю.

Большинство педагогических идей Дистервега опирались на исследования Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Наиважнейшими принципами воспитания педагог считал принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Данные принципы не потеряли своей актуальности и в современной школе.

Значительным вкладом Дистервега в педагогическую науку также является возрастная периодизация детей школьного возраста, в которой представлено описание трёх ступеней возрастного развития школьников с опорой на ведущую деятельность и характерные особенности данного периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Дистервега представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Основные труды

Педагогические исследования Дистервега отражены в большом количестве статей и трудов, они посвящены общей педагогике, теории воспитания, дидактике, кроме того, был выпущен ряд учебников и методических рекомендаций для учителей по преподаванию математики, астрономии, естествознания, географии, родного языка.

В качестве наиболее интересных трудов Дистервега можно назвать следующие:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

Научный руководитель: ст. пр. Мордвинова Е. А.

Работу выполнил: Левина Д. С., студентка института

Иностранных языков, английского отделения, 34 гр.

Педагогическая деятельность Адольфа Дистервега. 5

Взгляды Адольфа Дистервега на воспитание. 7

Развивающее обучение Адольфа Дистервега. 10

Список литературы. 16

Адольф Дистервег является сторонником гуманистического обучения и воспитания. Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Так он определяет истинную цель воспитания.

Позиция Дистервега относительно задач воспитания тесно связана с его взглядами на жизнь. Как полагал А. Дистервег, в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И воспитание способно реализовать этот потенциал. Непосредственной задачей воспитания является развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития.

Сама идея гуманистического образования была выдвинута немецкими философами девятнадцатого века, такими, как Кант, Гегель, Гербарт и, разумеется, Адольф Дистервег. В своих работах эти учёные обосновали идею гуманистического образования, самосознания личности. Были предложены пути улучшения системы образования, как школьного, так и высшего.

В итоге в сфере образования и подготовки преподавателей была сформирована ситуация, ориентированная на идеалы гуманистической педагогики и психологии. Таким образом, состояние немецкой школы отображает основные тенденции развития мирового педагогического процесса.

Адольф Дистервег считал революционное, резкое изменение обществен­ных отношений неприемлемым. Постепенное, естественное развитие общества и просвещение народа являлись его приоритетами. Дистервег выступал в поддержку идеи общечеловеческого воспитания. По мнению учёного, задача школы состоит в воспитании сознательных, гуманных граждан своей страны.

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Данная работа включает в себя три части. В первой части кратко описывается жизнь и общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега, во второй части мы рассматриваем взгляды учёного на суть воспитания, его цели и принципы, и, в третьей части работы, мы подвергаем рассмотрению дидактику развивающего обучения Дистервега.

Педагогическая деятельность Адольфа Дистервега

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе Зинген, Вестфалия. Как говорил сам учёный, ещё во время своего обучения в школе он был противником догматического обучения. Поступив в Герборнский университет в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

Тем не менее, карьера в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения относительно определённых догматических проблем.

Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений учёного.

Дистервег стал полностью поддерживал передовые педагогические убеждения Песталоцци, и принял решение посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику, немецкий язык и педагогику. В то же время, Дистервег являлся учителем в опытных начальных школах при этих семинариях.

В 1832 году Адольф Дистервег был назначен на должность директора Берлинской семинарии для городских школ, где он проработал пятнадцать лет. Ученики и последователи учёного съезжались сюда со всей Германии, а так же из Венгрии и России, чтобы увидеть известного педагога в деле.

Из-за политических событий в Пруссии, Адольф Дистервег был уволен с поста директора Берлинской семинарии в 1847 году. Позже, в 1850 году, после провала революции, ему пришлось уйти в отставку.

Взгляды Адольфа Дистервега на воспитание

Можно сказать, что воспитание как таковое подходит к концу, когда человек начинает самостоятельно заниматься самообразованием, имея мотивацию и силы для саморазвития. Задачи же учителя Дистервег определял развитием заложенного природой потенциала. Дальнейший выбор жизненного пути и саморазвития лежал уже на самом ученике.

Согласно идеям Дистервега, самодеятельность равна самостоятельному познанию. В отличие от догматизма и авторитаризма феодальной педагогики, Адольф Дистервег выступал за право людей заниматься саморазвитием. Как считал ученый, за самостоятельностью мышления следует сознательная деятельность в дальнейшей жизни человека.

Развивающее обучение Адольфа Дистервега

Будучи создателем дидактики развивающего обучения, Адольф Дистервег описал ее основные положения в тридцати трех законах и правилах обучения, которые, по нашему мнению, являются актуальными и в наши дни. Во-первых, Дистервег делал акцент на том, что обучать нужно природосообразно, беря во внимание особенности восприятия и развития детей. Как писал педагог, от наглядных примеров нужно идти к правилам, а от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам.

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту .

1. Обучай природосообразно,

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

5. Обучай наглядно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта .

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.

2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.

2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

2. Обучай энергично.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

4. Никогда не останавливайся.

На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.

Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии.

Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей.

Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.

Адольф Дистервег заслуженно признан одним из наиболее известных и общепризнанных немецких педагогов девятнадцатого века. Свою педагогическую деятельность Дистервег направил на изучение обучения в народной школе. Наиболее значительными достижениями ученого можно назвать успешное продолжение идей таких немецких ученых, как Кант, Руссо и Песталоцци, а так же всей немецкой классической философии, так высоко ценящейся по всему миру.

Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.

На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.

1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 374 с.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.

5. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. – 1956. – № 1. – с. 63-70.

6. Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика. – 1940. – № 10.

7. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика. – 1951. – № 7. – с. 79-85.

9. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5.

[1] Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5

[8] Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – С. 93.

[11] Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог - Философия

Философия

Очерки

Краткая биографическая информация

Дистервег родился в немецком городе Зиген в 1790 году, его отец был судебным клерком. Государственная школа и латинская школа, которую посещал Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что вызвало у будущего педагога интерес к преподаванию в государственных школах.

В 1808 году он начал учебу в университете Хернборна, а через год продолжил ее в университете Тюбингена, где в 1811 году получил докторскую степень с диссертацией.

В 1811 г. он начал свою практическую педагогическую деятельность в качестве репетитора, а затем учителя в гимназии.

Во время своей педагогической деятельности во Франкфурте он познакомился с несколькими педагогами, которые ориентировались в своей педагогической работе на идеи Песталоцци. Этот знакомый сыграл важную роль в его дальнейшей педагогической деятельности. Он начал развивать идею начальной школы как школы для развития активности и самостоятельности мышления у детей.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской деятельностью (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, он активно участвовал в семинарах по подготовке учителей в г. Мере, Берлин.

Вклад в науку

Большая часть образовательных идей Дистервега была основана на исследованиях Й.-Я. Руссо и И.Г. Песталоцци. По его мнению, такие принципы образования, как естественная адаптация, культурная адекватность и автономия, имеют очень большое значение. Эти принципы не утратили своей актуальности в современных школах.

Значительным вкладом компании Disterweg в развитие педагогической науки является также возрастная периодизация школьников, которая представляет собой описание трех этапов возрастного развития школьников, основанное на руководящей деятельности и характерных особенностях этого периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Disterweg представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Его основные произведения

Педагогические исследования Disterweg нашли свое отражение в большом количестве статей и работ, они посвящены общей педагогике, педагогике, дидактике. Кроме того, был издан ряд учебников и руководств для учителей по преподаванию математики, астрономии, естественной истории, географии, родного языка.

Некоторые из наиболее интересных работ Дистервега являются следующими:

  • О естественности и культурной адекватности в преподавании;
  • Руководство по подготовке учителей немецкого языка.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: