Административные правонарушения в энергетике кратко

Обновлено: 07.07.2024

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

При этом структура Особенной части КоАП предполагает группирование административных правонарушений по главам на основании критерия "родовой объект посягательства": статья 9.21 КоАП включена в главу "административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике", а статья 14.31 КоАП - в главу "административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций". Соответственно, ввиду отсутствия единого родового объекта посягательства переквалификация поведения субъекта со статьи 14.31 КоАП и статью 9.21 КоАП невозможна.

- строка 53 "Правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике статьи главы 9",

- строка 54 "Правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии статьи главы 10",

- строка 55 "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов; нарушение правил съемки с борта воздушного судна 11.5; 11.17 ч. 4",

Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении. ". При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора.

"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

"О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации"

"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


В разделе представлен КОАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях): все статьи, изменения КОАП РФ.

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статья 9.2. Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений

Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования

Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 9.4. Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства

1. Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ

1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ

1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 9.7. Повреждение электрических сетей

1. Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт

Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов

Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности

Повреждение тепловых сетей, топливопроводов (пневмопроводов, кислородопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов) либо их оборудования, совершенное по неосторожности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.12. Непроизводительное расходование энергетических ресурсов

Непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами

Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Вишнякова Анна Сергеевна, соискатель кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Одной из неотъемлемых предпосылок охраны общественных отношений в сфере электроэнергетики является возможность привлечения правонарушителей к ответственности.

Основанием для применения мер административного принуждения в электроэнергетике является совершение административного правонарушения. Легальная дефиниция указанного понятия содержится в КоАП РФ, при этом в теории принято выделять четыре признака административно наказуемого деяния: противоправность, виновность, наказуемость и общественная опасность.

Ключевые слова: электроэнергетика, административное правонарушение, административная ответственность в электроэнергетике, публичные санкции в электроэнергетике, вина юридического лица.

Administrative-law violations in electric energy industry

One of the essential premises for the protection of public relations in electricity is the possibility of bringing offenders to justice.

Committing an administrative offense is the ground for the application of administrative measures in electricity. Legal definition of administrative offense is contained in the Code of Administrative Offences, while in theory accepted four attributes of administrative offense: unlawfulness, guilt, punishability and public danger.

Key words: electricity, administrative offences in electricity, administrative responsibility in electricity, public sanctions in electricity, entity's guilt.

В сфере электроэнергетики, как и в других отраслях экономики, установлены различные виды публичной и частноправовой юридической ответственности.

К критериям разграничения юридической ответственности на виды следует отнести свойства предмета и метода правового регулирования, специфику целей, функции, которые выполняет публично-правовая и частноправовая ответственность, а также особенности применения мер принуждения. По справедливому замечанию Г.А. Прокопович, "в частных правоотношениях для применения к правонарушителю мер государственного принуждения требуется обратиться в соответствующий компетентный орган, не совпадающий ни с одной из сторон правоотношения" , тогда как в публичных правоотношениях меры публичного воздействия могут реализовываться тем же самым компетентным органом, который представляет государство в указанных правоотношениях.

Прокопович Г.А. Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном праве: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2009. Электронный ресурс. URL: .

В электроэнергетике в зависимости от существа противоправного деяния, а также статуса правонарушителя возможна дифференциация публичной ответственности на административную и уголовную.

В качестве основания применения мер административного принуждения Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В отличие от дефиниции преступления, приведенное определение по способу конструирования следует признать нормативным или формальным, поскольку оно содержит указание исключительно на нормативный признак, выражающий противоправность административно наказуемого деяния. Определение преступления является формально-материальным ввиду наличия не только формального признака - запрещенность деяния, но и материального признака (общественная опасность деяния), отражающего социальную сущность преступления .

См., напр.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. С. 32.

В науке административного права помимо трех признаков административного правонарушения, прямо установленных нормативной дефиницией: противоправность, виновность и наказуемость, принято выделять еще и признак общественной опасности административного правонарушения .

См., напр.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 331.

Как уже было отмечено выше, общественная опасность представляет собой материальный критерий, выражающий социальную сущность юридического понятия. Общественная опасность, в отличие от противоправности, отражает объективное свойство деяния, которое проявляется в реальной либо потенциальной способности причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. К субъективному выражению общественной опасности административного правонарушения, т.е. объективированной воле законодателя, следует отнести противоправность (запрещенность деяния законом). Таким образом, и общественная опасность, и противоправность представляют собой взаимообусловленные характеристики не только преступления, но и административно наказуемого деяния. Наличие исключительно социального (общественная опасность) либо нормативного (противоправность) признака не позволяет отнести то или деяние к административному правонарушению.

При этом административное правонарушение, в отличие от преступления, характеризуется меньшей степенью общественной опасности . Применение мер административного принуждения возможно только в том случае, если совершенное деяние не влечет за собой уголовной ответственности. Таким образом, количественная характеристика общественной опасности служит основным ограничительным признаком преступлений от иных противоправных деяний.

Во второй половине прошлого столетия среди ученых велась активная дискуссия по вопросу отграничения преступления от иных правонарушений. Некоторые ученые придерживались той точки зрения, что только преступлению свойствен признак общественной опасности, иные правонарушения подобным признаком не обладают (см., напр.: Шнейдер М.А. Советское уголовное право. Часть Общая. М., 1956; Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966). Другая группа ученых полагала, что иные правонарушения, в отличие от преступлений, обладают признаком общественной вредности (см., напр.: Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963). В современной уголовно-правовой и административно-правовой доктрине практически общепризнанным является мнение, что к ключевому отличию преступления от иных правонарушений относится степень общественной опасности (см., напр.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009; Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004).

С понятием "административное правонарушение" тесным образом связано понятие "состав административного правонарушения". Взаимообусловленность указанных понятий заключается, с одной стороны, в неразрывной связи юридических характеристик, образующих совокупность, состав административного деяния, с определяемым понятием; с другой - только наличие всей совокупности признаков позволяет рассматривать деяние в качестве административного правонарушения. Таким образом, под составом административного правонарушения понимается совокупность объективных и субъективных признаков, которые образуют элементы состава и при наличии которых возможно применение мер административного принуждения. Состав административного правонарушения включает в себя: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

В качестве объекта административного правонарушения выступают те общественные отношения, на которые посягает общественно опасное и административно наказуемое деяние. В науке административного права объекты административного правонарушения принято дифференцировать на общий, родовой и непосредственный объект.

По родовому объекту значительная часть административно наказуемых деяний в сфере электроэнергетики объединена в главу 9 КоАП РФ (ст. 9.6 - 9.9, ст. 9.11, ст. 9.15 - 9.18). Наряду с указанными статьями КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения правонарушителей к административной ответственности за совершение противоправных деяний в сфере электроэнергетики, составы которых содержатся в других главах. Указанные правонарушения можно дифференцировать на противоправные деяния, обусловленные нарушением порядка ценообразования (ст. 14.6), и правонарушения, связанные с нарушением антимонопольного законодательства (ст. 14.31 - 14.33).

Практически все из указанных административных правонарушений имеют формальный состав. Единственное исключение составляет нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (ст. 9.8), объективная сторона которого характеризуется совершением административно наказуемого деяния, возможностью наступления или наступлением общественно опасных последствий в виде перерыва в обеспечении потребителей электроэнергией, а также наличием причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

Объективную сторону некоторых составов административных правонарушений образуют действия, идентичные деяниям, предусмотренным диспозициями определенных статей УК РФ. Например, объективную сторону преступления в соответствии со ст. 215.2 УК РФ составляет в том числе повреждение объектов энергетики и электросвязи, к числу которых, в частности, относятся линии электропередачи. Ответственность за повреждение электрических сетей (в том числе линий электропередачи) предусмотрена и ст. 9.7 КоАП РФ. Таким образом, аналогичные действия образуют объективную сторону административно наказуемого деяния и преступления.

Количественная характеристика общественной опасности служит одним из признаков, который позволяет отграничить преступление от другого общественно опасного деяния. При этом законодателем используются различные способы фиксации степени общественной опасности в случае, если деяния, предусмотренные диспозициями статей УК РФ и КоАП РФ, схожи. Наиболее распространенным можно рассматривать указание на последствие в виде причинения крупного ущерба. Применительно к рассматриваемому составу административного правонарушения (ст. 9.7 КоАП РФ) и уголовно наказуемого деяния (ст. 215.2 УК РФ) степень социальной опасности зависит от наличия факультативного признака субъективной стороны - мотива, который должен быть выражен в виде корыстных или хулиганских побуждений. Общественная опасность будет менее выражена при отсутствии указанного мотива, тогда деяние следует рассматривать в качестве административного правонарушения, в противном случае физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Кроме того, субъектом преступления в соответствии с законодательством РФ может выступать только физическое лицо , тогда как субъектом административно наказуемого деяния, в том числе предусмотренного ст. 9.7 КоАП РФ (повреждение электрических сетей), наряду с физическим лицом может быть организация, а также специальный субъект - должностное лицо.

Особенностью российского законодательства в целом, а административного - в частности следует признать практически полное отсутствие упоминания о возможности привлечения к юридической ответственности публично-правовых субъектов. Подобное упоминание содержится, в частности, в ст. 7.27 и 7.29 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП Москвы). Субъектами административно наказуемых деяний, предусмотренных нормами указанных статей, выступают государственные учреждения, государственные унитарные предприятия г. Москвы и их должностные лица. Политико-правовые предпосылки играют решающую роль при реализации подобной правовой регламентации.

Вестник мэра и Правительства Москвы. N 69. 12.12.2007 (в ред. от 13.10.2010).

Субъективная сторона административных правонарушений в сфере электроэнергетики, предусмотренных КоАП РФ и КоАП Москвы, применительно к гражданам и должностным лицам характеризуется наличием вины в форме умысла. Вопрос о квалификации вины юридического лица в научной литературе является дискуссионным.

По мнению одних авторов, которые придерживаются концепции объективного вменения, проблема установления вины юридического лица при рассмотрении конкретного дела, как правило, отсутствует либо приобретает качественно иной оттенок и сводится лишь к установлению факта совершения административного правонарушения .

Другая группа ученых придерживается концепции прагматического истолкования вины юридического лица. При этом первая группа авторов придерживается теории коллектива или субъективного подхода, согласно которому содержание вины юридического лица образуют виновные действия его работников . Подобная правовая конструкция вины юридического лица предусмотрена п. 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ, согласно которой вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

См., напр.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 211 - 212; Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 6.

Вторая группа ученых рассматривает вину юридического лица с позиции объективных аспектов его деятельности . Суть данной концепции заключается в необходимости выполнения юридическим лицом превентивных функций, направленных на недопустимость совершения противоправного деяния, а в случае совершения последнего - принятие возможных мер по устранению негативных последствий правонарушения.

См., напр.: Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13; Гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. С. 447 - 449.

Третья группа авторов, точка зрения которых представляется наиболее справедливой, придерживается комплексного подхода к исследованию проблемы квалификации вины юридического лица и указывает на необходимость рассмотрения указанной проблемы с учетом субъективного и объективного подхода .

Действующее административное законодательство однозначно указывает на невозможность привлечения к ответственности физического или юридического лица в случае отсутствия вины в совершенном противоправном деянии. При этом юридическое лицо в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, вина, независимо от статуса субъекта административно наказуемого деяния, представляет собой неотъемлемый элемент состава правонарушения, в том числе и в сфере электроэнергетики.

Таким образом, специфика административного правонарушения в электроэнергетической отрасли обусловлена особенностями объективных и субъективных элементов его состава. Комплекс общественных отношений в сфере электроэнергетики определяет специфику объекта административно наказуемого деяния. Несмотря на наличие тождественных действий, образующих объективную сторону преступления и административного правонарушения, степень общественной опасности служит основным квалифицирующим признаком, который позволяет разграничить указанные противоправные деяния. Субъектный состав характеризуется наличием, наряду с физическими и должностными лицами, юридических лиц и публично-правовых субъектов. Наличие вины в действиях физических или юридических лиц служит необходимой предпосылкой для квалификации противозаконного посягательства в качестве административно наказуемого деяния.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: