Административное правотворчество и нормотворчество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.

Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле правотворчество – это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

Нормотворческая деятельность осуществляется не только законодательными органами власти. Органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, в которых закрепляются волеизъявления руководителей данных органов разного уровня, их заместителей. Это обеспечивает существование четкой вертикали принятых решений, без которой эффективное управление и осуществление государственной политики в той или иной сфере представляется невозможным.

Нормотворчество есть форма государственной деятельности направленная на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения. Главное для нормотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм.


По сути, нормотворчество – это возведение государственной воли в закон. Нормотворчество охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов.

В РФ существует три основных формы нормотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключения различного рода соглашений (содержащих нормы права).

Первая форма наиболее распространена в РФ. Правом издания нормативных актов обладают: высшие представительные органы страны, представительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. К числу нормотворческих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства, аналогичные органы субъектов РФ и административно-территориальных образований. Нормотворческими полномочиями в пределах своей компетенции обладают администрации предприятий и учреждений. Полномочия в нормотворческой области определяются Конституцией РФ и иными законами.

[1] Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. -М.: Юристъ, 1999. С. 129.

Федеральное Собрание принимает федеральные законы; представительные органы субъектов – законы, действующие на территории данного субъекта; Президент РФ и председатель Правительства РФ – указы и постановления, действующие на всей территории страны и отнесенные Конституцией к ведению федеральных органов власти или совместного ведения с субъектами РФ. Министерства, государственные комитеты и ведомства издают приказы и инструкции в пределах своих полномочий определенных законами. На уровне субъектов РФ органами власти принимаются нормативные акты в пределах их полномочий. Местные представительные органы принимают акты в пределах своих полномочий. Наконец администрации предприятий и учреждений издают локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри их подразделений.

Референдум – это принятие законов путем всенародного голосования. Согласно ст5 Конституции наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на референдум.

Нормативные соглашения, содержащие правовые предписания все шире используются в общественной практике. Пример – Федеративный Договор, содержащий нормы разграничения полномочий между федерацией и субъектами. Существует еще форма коллективного договора. В зависимости от сферы регулирования это может быть коллективный договор о тарифах, трудовой коллективный договор и т.д.

Процесс нормотворчества состоит из этапов: подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Под юридической техникой понимают систему правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих доступность и простоту материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От юридической техники во многом зависит совершенство законодательства. К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий внутри акта и в системе законодательства, максимальная компактность изложения при всестороннем охвате, ясность и доступность языка, точность и определенность формулировок, сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнение правовых актов.

Для нормативных актов характерны единые формальные, унифицированные реквизиты, стереотипы, заранее установленные структурные (место издания, дата, наименование нормативного акта, подписи, порядковые номера и т.д.). Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части, может быть, преамбула и приложения. В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающиеся его соблюдение, мера ответственности за нарушение. В случае необходимости наряду с проектом готовиться постановление о порядке введения закона в действие.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Под гипотезой понимается та часть нормы, которая указывает на условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных отношениях.

Под диспозицией нормы права понимается та её часть, которая содержит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников правоотношений. Диспозиция составляет основу, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требования, которым должны следовать участники правоотношений. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.

Санкция нормы права представляет собой такую её часть, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в отношении субъекта, нарушившего данную норму права. С помощью санкции негативное отношение государства к правонарушителям выражается двумя способами: восстановлением нарушенного права и применением штрафных карательных мер. Санкция каждой нормы права содержит исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к её нарушителю, и тем самым повышает действенность нормы права, создаёт дополнительные стимулы для её реализации в конкретных правоотношениях.

Таким образом, норма права в совокупности составляющих её элементов выступает единым целостным образованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция нормы может быть реализована в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимостью её прав и обязанностей в системе общественных отношений. В свою очередь санкция выступает действенным средством перевода диспозиции на уровень конкретных прав и обязанностей, и практической деятельности. Только при наличии всех трёх элементов властное государственное веление образует качественно новое явление – норму права. При отсутствии хотя бы одного элемента нормы права властное веление государства может рассматриваться лишь как часть нормы права либо как предписание ненормативного характера.

Благодаря трёхэлементному составу нормы права обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для осуществления правомерных действий в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Поэтому в процессе подготовки законопроектов весьма важно проектировать все элементы нормы права и не создавать ситуаций, когда бы она оказывалась лишённой того или иного её элемента и действовала только формально.

Результатом нормотворческой деятельности является издание нормативного акта108. Под последним понимается письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный акт является внешним выражением воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Каждому нормативному акту предписывается определённая форма и порядок издания.

Нормативный акт наиболее последовательно обеспечивает точность правовых требований, строгое согласование их между собой, создаёт основу для стабильности и чёткости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учёт. В силу этого нормативный акт – основной источник права большинства стран. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчинённости, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Право издания нормативного акта закреплено законом за строго определёнными органами. Такие акты, регулируя определённый вид, категорию общественных отношений, распространяют своё действие на заранее неперсонифициронанный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от их исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемые органом законодательной власти либо путём референдума и регулирующие наиболее важные общественные отношения, а также подзаконные нормативные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.). Поскольку закон регламентирует наиболее важные вопросы общественной жизни, он имеет высшую юридическую силу.

В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также в порядке референдума. Все другие правовые акты имеют строго подзаконный характер, то есть издаются на основании и во исполнение закона.

Роль закона как акта, имеющего приоритетное значение в правовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах возрастает. Увеличивается удельный вес законов, позволяющий с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.

Среди подзаконных нормативных актов главенствующее положение имеют нормативные указы Президента РФ, регулирующие основные направления внутренней и внешней политики страны. Указы не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Нормативные акты разных наименований (указы, постановления и т.д.) принимают также президенты республик в составе РФ, губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов.

Правительство РФ, правительства её отдельных субъектов издают нормативные постановления, с помощью которых они осуществляют управление хозяйственным и социально-культурным строительством, обеспечивают права и свободы личности, направляют повседневную деятельность органов исполнительной власти, осуществляют общее руководство в области международных отношений, обороны и др.

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства в пределах своих полномочий издают нормативные акты, регулирующие, как правило, отношения внутри соответствующей отрасли. Министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты – постановления и приказы, некоторые из них имеют общее значение и касаются работников всех отраслей (например, инструкции Министерства финансов РФ), а также граждан.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, осуществляемой Министерством юстиции РФ109.

Нормативные акты местного значения могут издаваться органами местного самоуправления и соответствующими местными администрациям, а локальные нормативные акты – администрацией предприятий и учреждений.

Среди нормативных актов специального назначения выделяются кодексы, уставы, положения, правила и др. В зарубежных странах издаются также нормативные акты под названием ордонансы, билли, декреты и т. д. Своеобразным видом нормативного акта являются международные и межгосударственные договоры.

Таким образом, нормотворчество – это процесс создания и закрепления норм права (правил поведения в обществе), с последующим их санкционированием в нормативных правовых актах.

– выявление потребности принятия нормативного правового акта и анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт112;

– определение вида нормативного правового акта и вида органов, правомочных его принять;

– принятие решения о подготовке нормативного правового акта;

– разработка концепции будущего акта; подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативного правового акта;

– предварительное рассмотрение проекта акта;

– общественное обсуждение проекта;

– официальное рассмотрение проекта нормативного правового акта с учётом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;

– принятие правового акта, его оформление и подписание;

– опубликование акта и его вступление в законную силу113.

В зависимости от субъектов основными видами правотворчества являются:

– законотворчество – непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме); правотворчество парламента;

– подзаконное правотворчество – правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, глав субъектов РФ, министров и др.);

– локальное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправления;

– правотворчество общественных организаций;

– договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, внутрифедеральных, управленческих).

Таким образом, правотворчество более широкое понятие, нежели законотворчество, так как рассматривает создание не только законов, но и вообще всех нормативных правовых актов, творцами которых может быть более широкий круг субъектов, чем в законотворчестве.

Правотворчество строится на принципах демократизма, законности, научности и системности. Принцип демократизма означает учёт общественного мнения при разработке и принятии нормативных правовых актов и отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснуться нормы принимаемого акта. Законность подразумевает строгий учёт иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативных правовых актов правомочным на то органом. Принцип научности ? использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа в правотворчестве. Системность правотворчества ? это учёт в процессе правотворчества внутренней логики права (система права, отраслей, институтов).

Анализ юридической литературы посвящённой законотворчеству позволяет сделать вывод о том, что данный институт обладает рядом особенностей, выражающихся в том, что:

1) законотворчество – это деятельность, направленная на создание актов высшей юридической силы – законов, которые в Российской Федерации занимают особое ведущее место среди других нормативных правовых актов115;

2) сущность законотворчества в России заключается в том, что это выражение общей воли её многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления116. Представительным и законодательным органов Российской Федерации в соответствии со ст. 94 Конституции РФ является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации и именно ему и только ему принадлежит право издавать законы от имени народа;

3) законотворчество – это деятельность, направленная на выявление и реализацию в законах социальных интересов.

Как бы суммируя сказанное о законотворчестве А. С. Пиголкин определяет его как осуществляемую в определённом, нормативно установленном процедурном порядке деятельность высшего законодательного органа страны, а в федеративном государстве также законодательных органов субъектов Федерации или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене имеющих высшую юридическую силу правовых норм, закрепляемых в законодательных актах120. Есть и другие трактовки данного термина121, но суть их сводится к формулировке А. С. Пиголкина.

Законотворческий процесс состоит из двух составляющих: подготовительного этапа и законодательного процесса. В ходе подготовительного процесса вырабатывается общее видения разрешения стоящих перед обществом задач (см. схему 3).


Схема 3. Составные части законотворческого процесса

1) порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);

2) сама эта деятельность, которая осуществляется законодательным органом – парламентом в редких случаях – референдумом, главой государства при возможности и в определённом случае – правительством, (законодательный процесс).

Читайте также: