Административно территориальное устройство в зарубежных странах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно–территориальным делением страны. Административно–территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно–территори-

альное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно–терри-

ториальных единиц, можно отнести: естественно–географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.

Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни.

Итак, как правило, в соответствии с административно–территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно–территориальная единица.

Административно–территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющимся в них органы. В разных странах есть различные системы административно–территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно–территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции.

Низшим звеном французского административно–территори-

ального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда–то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры.

Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно–территориальной системы.

Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть, логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит

35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан.

Самая крупная административно–территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон). Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции, по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы ви-

дим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Отметим, что иногда местные органы классифицируют на несколько групп. Называют страны, где существуют только органы самоуправления, возможны страны, где существуют только органы управления (назначаемые правительством). Это бывает после военных переворотов и в условиях диктатуры. А, чаще всего, существуют смешаные системы, где есть элементы самоуправления и управления. Классическим примером последнего является французская система: там есть и избираемые органы, и назначаемые центральной властью.

Мы называли иные способы построения структуры местной власти: четырехзвенная система применяется в ряде стран Африки (Камерун, Сенегал); трехзвенная присуща ряду стран Европы (Италия, Африка, Кения); двухзвенная система существует обычно в небольших странах (Дания).

Датская система, к примеру, выглядит следующим образом. В Дании есть округа (это более крупные единицы) и муниципалитеты (сельские единицы). Кроме этого, есть города. Округа объединяют муниципалитеты и являются как бы вторым звеном для них, а города вообще не имеют второго звена и существуют по принципу самоуправления, над ними нет никакой вышестоящей структуры, они подчиняются только закону.

Достаточно своеобразная система самоуправления существует в США. Там штаты традиционно делятся на, так называемые, графства (county), а графства делятся на округа. Округа могут быть самыми различными, в том числе и не административно–территориальными, а может быть школьный округ, избирательный округ, церковные приходы и т.д. Важно отметить, что существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства.

В унитарных государствах установление административно–территориального деления относится к ведению центральной власти и правительства. А в федеративных государствах административно–территориальная структура – это компетенция субъекта федерации. В разных штатах, землях, провинциях могут быть свои особенности, сложившиеся исторически или по воле и желанию жителей и власти субъекта федерации.

Рассмотрим понятие и содержание административно-территориального устройства государства.

Административно-территориальное устройство – это разделение территории государства на отдельные единицы, в соответствии с которым выстраивается система государственного, регионального и местного управления.

Административно-территориальное устройство отражает особенности и характер отношений между государством и его составными частями. При этом административно-территориальное устройство формируется в течение долгого времени. В его основе находятся политические, экономические, социальные и иные факторы, а также непременно учитывается фактическое расселение граждан на конкретной территории.

В прямом смысле понятие административно-территориальное устройство относится только к унитарному государству, поскольку для федерации первичное значение имеет федеративное устройство. В последнем случае непосредственно территориальное деление государства характерно субъектам федерации – республикам, штатам, провинциям, землям, кантонам.

Совокупность территориальных единиц формирует территориальное деление государства.

Территориальные единицы государства выступают пространственным пределом для функционирования региональных и местных институтов публичной власти.

Как правило, государства с большой территорией обладают трехзвенной системой административно-территориального устройства. Например, большая часть территории Великобритании делится на графства, графства – на округа, а последние состоят из приходов. В устройстве Франции и вовсе заложена четырехзвенная система: департаменты–округа–кантоны–коммуны (общины).

Низовой административной единицей в административно-территориальном устройстве обычно выступает небольшое городское либо сельское поселение типа коммуны (общины), а в ряде африканских и азиатских странах подобную роль выполняет род или кочевое племя.

В административно-территориальных единицах присутствует назначенное должностное лицо, которое управляет соответствующей территорией, или избранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо. Далеко не во всех административно-территориальных образованиях формируются представительные органы. В маленьких по численности населения или территории государствах вообще отсутствуют самостоятельные и обособленные административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн).

К административно-территориальным образованиям примыкают столичные округа, которые обладают самостоятельным статусом. Они имеют столицу и её окрестности (федеральные округа в Бразилии, США). Местное (городское) самоуправление в данном случае ограничено.

В соответствии с положениями национальных конституционных норм большой самостоятельностью обладают только крупные административно-территориальные единицы – области в Италии (их число 20) и Испании (17). В указанных государствах области предстают как общепризнанные публично-правовые учреждения и имеют более широкие полномочия, нежели субъекты некоторых федераций.

Основными территориальными единицами Португалии выступают административные области, муниципии, приходы. Согласно статье 227 конституции Португалии введен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий – Азорских островов и Мадейры.





Административно-территориальное устройство стран.

1. Унитарные — административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями. Большинство стран в мире — унитарные.

2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.). В федеративном государстве наряду с единой конституцией имеют место также законодательные акты административно-территориальных единиц, которые не противоречат единой конституции.

Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.

Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти;

· единая система права;

· единая судебная система;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).

Помимо унитарных государств в "чистом виде" встречаются их особые разновидности :

· унитарные государства автономиями;

· децентрализованные унитарные государства.

Автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

При децентрализованной унитарном государстве все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями (Испания).

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

· территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;

· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

· наличие двойного гражданства;

· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).

Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

· Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

· ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

· Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

· между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

· в силу давних исторических традиций.

В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести6




· Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;

· Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

· США и Пуэрто-Рико

· Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

Содружество - объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

· интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств);

· языковым единством (Британское Содружество наций);

· общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

· Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

· Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)

Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

· Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.

В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти;

· единая система права;

· единая судебная система;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).

Помимо унитарных государств в "чистом виде" встречаются их особые разновидности :

· унитарные государства автономиями;

· децентрализованные унитарные государства.

Автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

При децентрализованной унитарном государстве все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями (Испания).

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

· территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;

· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

· наличие двойного гражданства;

· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).

Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

· Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

· ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

· Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

· между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

· в силу давних исторических традиций.

В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести6

· Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;

· Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

· США и Пуэрто-Рико

· Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

Содружество - объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

· интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств);

· языковым единством (Британское Содружество наций);

· общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

· Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

· Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)

Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

· Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.

В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны.

В административных округах выборных органов самоуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы – кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но местную исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Контроль за законностью деятельности этих органов осуществляет префект, который назначается правительством. Правительство может распустить парламент Корсики.

Новая Каледония является ассоциированным штатом Франции, имеет местный парламент и избираемый им исполнительный орган, но в Новую Каледонию также назначается представитель государства.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет по мажоритарной системе.

Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на шесть лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав.

В департаментах избирается генеральный (департаментский) совет тоже на шесть лет по мажоритарной системе. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

Исполнительным органом совета является избираемый им председатель совета.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов, также избирается региональный совет. Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции.

Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии разделены на внутригородские районы с избираемыми советами и мэрами.

Префект не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться с момента представления их префекту независимо от визы на них. Эти решения должны представляться префекту в течение 15 дней, который, если считает их незаконными, может в течение двух месяцев обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6. Территориальное общественное самоуправление

6. Территориальное общественное самоуправление Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся МО, микрорайонов, кварталов, улиц,

Местное самоуправление

Местное самоуправление Таблица 23

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в В 1708–1719 гг. была проведена реформа, совершенно изменившая систему местного управления. В конце 1708 г. Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов,

Административно-территориальное деление и местные органы

Административно-территориальное деление и местные органы Территория Индонезии состоит из 27 провинций и 1 особой территории, на которой расположена столица страны — г. Джакарта.Провинции, в свою очередь, делятся на области (кебупатены). Статус кебупатенов имеют и

Местное самоуправление

Местное самоуправление Согласно § 41 конституции, территория Венгерской Республики делится на столицу, области, города и общины (kozseg). Столица делится на округа. Они могут быть образованы и в других городах. Следует иметь в виду, что столица Венгрии по сравнению с другими

Территориальное устройство Болгарии, местное самоуправление и управление

Территориальное устройство Болгарии, местное самоуправление и управление Болгария является унитарным государством. Согласно п. 1 ст. 2 конституции не допускаются автономные территориальные образования.Возвращение к принципу разделения властей и отказ от

5. Местное самоуправление в 90-е гг. XX в.

56. Территориальное общественное самоуправление

56. Территориальное общественное самоуправление Местное самоуправление территории РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Статья 27 ФЗ «Об общих

35. Местное самоуправление США

35. Местное самоуправление США Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.Их

45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление

45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны.В административных округах выборных органов самоуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект. Есть

69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление

69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление Китай – унитарное государство, построенное на централизованных началах.Существует три уровня системы административно-территориального

80. Местное самоуправление

80. Местное самоуправление Система органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением страны, одной из основных единиц которого являетсямуниципия. На муниципии делятся штаты и провинции.Каждая муниципия

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления

§ 26. Местное самоуправление

§ 26. Местное самоуправление Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путем референдума,

Читайте также: