Административная реформа в рф кратко

Обновлено: 08.07.2024

Административные реформы в России — изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

Содержание

Административная реформа является общей и объективной потребностью всех субъектов политической жизни России. Она направлена на коренное социальное преобразование всех сфер, а ее основной вектор — создание гражданского общества и правового государства.

Выделяются три основных модели административной реформы, которые сложились в последнее двадцатилетие. Это модель ускоренного, догоняющего развития. Модель конституционной демократии. Активистская модель, ориентированная на сознательное участие в процессе преобразования властных структур интеллигенции и просвещенной бюрократии. Модель ускоренного, догоняющего развития была предложена правительством Егора Гайдара и ориентирована на западную либеральную систему государственного управления, в которой максимально минимизирована роль государства в экономике и социальной политике. Эта модель, не успев реализоваться, потерпела крах, а такие понятия как демократия, либерализм и рынок были существенно девальвированы в массовом сознании. Модель конституционной демократии была использована в конце 1990-х годов после принятия Конституции РФ (1993 года) для достижения таких целей как формирование правового государства и гражданского общества. Кризис власти 1999 года потребовал перехода к новой модели, ориентированной на укрепление вертикали власти и формирование диалога между бизнесом и правительством, между политическими партиями и общественно-политическими движениями.

Административная реформа России проходила несколько этапов, каждый из которых отличался качественным своеобразием, как по целям реформирования, так и по способам и формам информационной поддержки реформ, пропагандистского воздействия на сознание и поведение людей.

Изначально административная реформа определялась как процесс разграничения полномочий между центром и регионами, между государством и бизнесом, между органами государственного управления и различными общественными группами гражданского общества. Успешное развитие реформ предусматривало принципиальные изменения в отношениях между государством и обществом, между органами государственного управления и гражданами, а также разведение государственного управления и политического руководства.

Разделяют четыре основных этапа административной реформы в современной России: 1990—1993 годы; 1993—1999 годы; 1999—2004 годы; 2004—2010 годы.

20 июля 1991 года был подписан указ Президента, объявивший прекращение деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР, что означало утверждение принципа аполитичности государственных структур.

Основная работа по десоветизации проводилась правительством Е.Гайдара и была направлена на внедрение концепции универсального рынка как условия резкого и быстрого изменения политической культуры и государственной идеологии. Информационный обмен между младореформаторским правительством и населением носил односторонний характер и был направлен на слом советских традиций, ментальных характеристик и ценностей социальной справедливости. Стране навязывался в соответствии с либеральной моделью реформирования тип развития, ориентированный на достижение чрезвычайных целей (разгосударствление собственности, формирование класса богатых людей и рыночных отношений) с использованием чрезвычайных средств, чтобы обеспечить модернизацию страны по модели американской демократии.

Окончание первого этапа реформы связано с глубоким политическим кризисом, выразившимся в противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти и необходимости принятия новой конституции.

В 1997 году делается акцент на административной реформе как программе переустройства системы государственного управления на демократических принципах, сформулированных в Конституции. Создается специальная комиссия по разработке концепции административной реформы.

Концептуально обосновываются конституционные изменения системы государственного управления, связанные с закреплением принципа разделения властей, но с предоставлением значительных полномочий исполнительной власти. Президент фактически выводится из системы разделения властей и получает неограниченные полномочия не только как гарант всех прав и свобод граждан и гарант безопасности страны, но и как законодатель, имеющий право распускать парламент в случае неповиновения. Президент получает право устанавливать систему федеральных органов исполнительной власти, выдвигать кандидатуру председателя Правительства и определять перечень министерств, агентств и служб.

Информационное обеспечение административной реформы на этом этапе было направлено на создание разветвленной информационной инфраструктуры, включающей в себя информационные ресурсы, информационные каналы, средства связи и специализированные информационно-организационные службы. В 1996 г. создается Управление Президента РФ по связям с общественностью, которое организует процесс предоставления информации и служит рупором Администрации. Управление по связям с общественностью строит работу в режиме диалога, налаживает со СМИ обратную связь. На этом этапе политическая коммуникация становится важнейшим элементом процесса формулирования политических идей и политической деятельности. Она становится основным инструментом передачи управленческой информации и фокусируется вокруг текущих событий, преобразовательных программ и проектов, консультационной и экспертной деятельности, методов исследования и формирования общественного мнения.

В 1999 г. страну поражает кризис системного характера, выразившийся:

Министерство призвано осуществлять координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и определять общую стратегию развития отраслей. За федеральной службой закреплены специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. За федеральным агентством остаются функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Хотя конструкция федеральных органов государственной власти стала менее громоздкой и не такой многоступенчатой как раньше, но непродуманность их функциональных взаимосвязей и разрыв между агентствами, службами и министерствами привел к многочисленным конфликтам и разбирательствам между федеральными чиновниками, что делает всю систему федерального управления неэффективной.

Наряду с реорганизацией федеральных органов власти было начато преобразование системы местного самоуправления на новых основаниях. Местное самоуправление должно дойти до большинства поселений и охватить миллионы граждан. Дальнейшие реформы в этой области должны идти в русле создания адекватной финансовой базы для решения важнейших для людей жизненных вопросов на том уровне, где они чаще всего возникают, — в районах и отдельных поселениях.

Четвертый этап административной реформы связан с переизбранием В.Путина на второй президентский срок.

Трагические события в Беслане вынудили Президента резко изменить систему власти в стране. 13 сентября 2004 г. Президент, открывая расширенное заседание кабинета министров, заявил о том, что система власти в стране должна быть адаптирована к работе в кризисных ситуациях и перестроена с целью укрепления страны и недопущения кризисов.

Предложения Президента по дальнейшему реформированию системы государственного управления сводились к следующим позициям:

  • введение пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы;
  • избирание высших должностных лиц (губернаторы, мэры) в субъектах Федерации региональными парламентами по представлению Президента;
  • взаимодействие руководителей регионов с руководителями муниципальных образований должно быть направлено на помощь по формированию органов местного самоуправления;
  • создание Общественной палаты, призванной оценивать деятельность государственных структур;
  • повышение активности государственной бюрократии с точки зрения ее открытости, отзывчивости и восприимчивости к нуждам, потребностям и интересам народа.

В соответствии с федеральными программами реорганизация государственного аппарата шла в условиях информатизации и компьютеризации российского общества и с ориентацией на создание электронного правительства.

Основополагающими принципами электронного правительства являются:

  • информированность или повышенная осведомленность граждан о деятельности правительственных структур всех уровней;

доступность управленческой информации для граждан как основных пользователей;

  • обеспеченность участия граждан в деятельности правительства и государственной администрации посредством он-лайновых дискуссий;
  • кристаллизация общественного мнения с целью поддержки демократических процессов и усиления обратной связи в системе власть — гражданское общество.

Контроль за реализацией пилотных проектов в федеральных органах исполнительной власти возложен на менеджеров-чиновников, персонально ответственных за проведение программы и находящихся в двойном подчинении — ведомству и комиссии по административной реформе. Стимулирование деятельности чиновников связано с работой по срочным контрактам и высоким вознаграждением в сочетании с жесткой оценкой их деятельности по достигнутому результату.

5ce8afdf910bfa24505326a001bcd929.jpg

Административная реформа в России стартовала в 2003 году.

Президентом России Владимиром Путиным была поставлена четкая задача - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов.

Для этого была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.

Затем прошла организационная реформа с решительным изменением структуры Правительства. Ранее функции управления государственным имуществом, оказания государственных услуг, регулирование экономической деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль - все находилось в одних руках. Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за четко очерченный фронт работ, стало возможным контролировать качество государственных услуг. Формулировать требования к услугам, исходя из интересов общества. Строго спрашивать за результат. Сделать так, чтобы выполнение каждой функции было обеспечено достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. Был завершен процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Стало понятным, кто за какой объем работ отвечает. Почти наполовину было сокращено количество госучреждений. Огромные суммы, которые тратились на их содержание, остались в бюджете.

В 2005 году Правительством была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации.

0a3a4134cf1407aafa3d8e9fd04472d0.jpg

470110d5823a1bd96fc42ffa30ddd2b7.jpg

На протяжении десятилетий граждане при получении государственных или муниципальных услуг сталкивались с волокитой и коррупцией.

Принятые документы принципиально поменяли подход к оказанию услуг и направлены на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы, а также оптимизацию предоставления услуг.

Для оценки результатов проводимых преобразований на регулярной основе проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, который направлен на систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг.

2c95854f014a0982be971a88488e7954.jpg

Определяющим фактором темпа социально-экономического развития страны, жизни граждан, условий ведения предпринимательской деятельности является эффективность органов власти. В связи с этим повышение эффективности органов власти - одна из приоритетных задач реформирования.

Принцип открытости - главная ценность демократии, который предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи, позволяющим гражданам взаимодействовать с органами власти.

  • комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг;
  • повышения прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обеспечения доступа к открытым данным.

В связи с этим в рамках совершенствования государственного управления ведется работа по следующим направлениям:

  • мониторинг официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;
  • размещение общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных.

В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению.

Необходимость и сущность административной реформы в России

Административная реформа в России – это программа изменения структуры и функционирования исполнительных органов государственного управления на федеральном уровне в целях обеспечения роста эффективности такого функционирования.

Изменение политической системы и политического строя страны поставило Россию в конце 1990-х годов перед необходимостью осуществления модернизации политической власти и обеспечения демократизации страны. Административная реформа выступила в качестве важного условия, обеспечивающего экономический рост и социальное развитие страны, что было впервые обозначено российским Президентом в 1997 году в Послании Федеральному Собранию. В 1998 году был предложен первый проект административной реформы. С тех пор страна в той или иной мере постоянно находится на стадии административного реформирования.

На осуществление административной реформы оказывали влияние следующие факторы:

  • во-первых, смена политического курса;
  • во-вторых, сложность транзита в политическом плане;
  • в-третьих, нестабильность законодательства и так далее.

Помимо этого, длительное время не существовало достаточно четкой концепции осуществления административной реформы. Причем даже при наличии концепции осуществление реформы проходило слабо, практическую реализацию получала лишь незначительная часть мероприятий, по некоторым мероприятиям работы не осуществлялись вообще.

К числу предпосылок административной реформы в России относятся следующие:

  • отсутствие стандартов качества и доступности услуг государства для населения, административных регламентов реализации функций государства и предоставления его услуг;
  • недостаточное развитие мер, направленных на снижение количества административных ограничений в сфере бизнеса и обеспечение эффективности надзорных и контрольных мероприятий, при наращивании их количества;
  • необходимость разработки эффективных механизмов противодействия коррупции;
  • необходимость оптимизации взаимодействия различных органов власти друг с другом и с обществом;
  • необходимость повышения уровня использования современных технологий в информационной сфере для обеспечения существенного роста эффективности функционирования органов государственного управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика этапов осуществления административной реформы в России

Процесс административного реформирования России можно разделить на следующие этапы:

Подготовительный этап, продолжающийся с 1997 года по 2000 год. На этом этапе была создана комиссия, осуществляющая разработку проекта программы государственного строительства под управлением руководителя президентской администрации;

  • федеральные министерства, отвечающие за стратегическую составляющую реформы, то есть формирующие государственную политику в этой сфере;
  • федеральные службы, находящиеся в подчинении министерств и выполняющие надзорно-контрольные функции;
  • федеральные агентства, управляющие имуществом и оказывающие государственные услуги. На этом этапе была осуществлена разработка новых принципов бюджетирования, ориентированных на достижение определенного результата и выставление целевых показателей для административных структур;

Этап ориентации на сервисное администрирование, продолжающийся с 2006 по 2008 год. Этот этап определил принципы осуществления административной реформы, которые устанавливали порядок взаимодействия и организации функционирования федеральных органов государственного управления исполнительного характера;

Этап осуществления административной реформы, продолжающийся с 2006 по 2010 год. На этом этапе были определены следующие цели административной реформы: обеспечение роста качества и доступности услуг государства, установление ограничений на вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, обеспечение роста эффективности органов государственного управления федерального уровня исполнительного характера.

Концепция административной реформы в этот период установила следующие задачи:

В Свердловской области были реализованы соответствующие Программы:
— Программа проведения административной реформы в Свердловской области на 2009 — 2010 годы;
— Программа снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011 — 2013 годы.

По итогам реализации данных Программ в Свердловской области в 2009-2013 годах достигнуты следующие результаты.
Опыт реализации административной реформы показал ее тесную взаимосвязь с преобразованиями в других сферах государственного управления. Сегодня объектом реформирования становится государственный сектор в целом со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
В настоящее время приоритеты совершенствования государственного управления обозначены в Указе Президента России от 7 мая 2012 года № 601.
В целях его реализации в Свердловской области принята соответствующая дорожная карта и Концепция совершенствования государственного и муниципального управления на территории Свердловской области на 2014-2018 годы.
Главной задачей для органов власти является выход на качественно новый уровень предоставления государственных и муниципальных услуг населению, ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
При этом, основными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

Регламентация и стандартизация предоставления государственных (муниципальных) услуг

Предоставление государственных (муниципальных) услуг в эл. виде

Совершенствование разрешительной и КНД

В настоящее время в Свердловской области ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности как основного направления стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 № 8), а также достижению целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности в субъекте РФ, предусмотренной в Докладе о мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации, одобренном Государственным Советом Российской Федерации 12 ноября 2016 года.

ОРВ

Механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативных правовых актов повышает открытость исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, качество гражданского контроля функций государственного управления и вовлеченность граждан в процесс формирования управленческих решений по вопросам проведения ОРВ.
Ключевыми задачами на среднесрочную перспективу в сфере совершенствования регуляторной политики являются:
1) повышение качества проводимой ОРВ проектов и экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области путем повышения квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области и совершенствования нормативной и методологической базы;
2) повышение эффективности участия предпринимательского сообщества в публичных консультациях путем увеличения охвата участников таких обсуждений, привлечения профильных экспертов и узкоспециализированных организаций, налаживание обратной связи по представляемым в рамках публичных консультаций предложениям.

Развитие механизмов ДСО

Механизм досудебного обжалования решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию государственных и муниципальных услуг позволяет усилить защиту интересов граждан за счет сокращения сроков рассмотрения жалоб и повышения мер ответственности должностных лиц по сравнению с обычным порядком рассмотрения обращения граждан.

Мониторинг удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг

В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области с 2013 года на ежеквартальной основе организовано проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время главной задачей для органов власти является выход на качественно новый уровень предоставления государственных и муниципальных услуг населению посредством внедрения новых принципов их оказания, ориентированных на максимальное удобство для граждан и организаций, проактивность и многоканальность их предоставления.

Дополнительным нововведением стала возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.

Таким образом, усовершенствованы не просто отдельные аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг, а заложена новая философия взаимодействия заявителя с государством в условиях цифровой среды.

С учетом ключевых федеральных установок в Свердловской области в целях повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительно организовано проведение работ по следующим направлениям:

Читайте также: