Административная ответственность при нарушении договоров кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый работодатель знает, что с работниками необходимо заключать трудовые договоры.

Но правила оформления этого документа часто нарушаются, что приводит к определенным рискам для работодателя.

Давайте рассмотрим 7 типичных нарушений, допускаемых при оформлении трудового договора:

  1. Подмена трудового договора гражданско-правовым договором
  2. Трудовой договор оформляют после окончания срока испытания
  3. Трудовой договор оформляют в произвольной форме без учета требований трудового законодательства
  4. При оформлении трудового договора в него не включаются обязательные сведения условия, требуемые законодательством
  5. Со всеми работниками организации заключают срочные трудовые договоры
  6. Всем работникам без исключения устанавливается срок испытания
  7. Не учитываются особенности заключения ТД с разными категориями работников

Нарушение 1:
Подмена трудового договора гражданско-правовым договором

Некоторые работодатели считают, что эти виды договоров идентичные, только гражданско-правовой договор выгоднее заключать.

Это глубокое заблуждение, поскольку заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается и трудовое законодательство отдает приоритет трудовым отношениям (ст. 15 ТК РФ).

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Критерии отличия трудовых от гражданско-правовых отношений представлены в таблице 1.

Критерии отличия трудовых от гражданско-правовых отношений

Таким образом, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства.

Если отношения возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства (ст. 11 ТК РФ).

В этом случае работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями (ст. 67 ТК РФ).

Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Подтверждается получение работником экземпляра трудового договора подписью работника на экземпляре трудового договора, который остается у работодателя.

Нарушение 2:
Трудовой договор оформляют с нарушением сроков, предусмотренных законодательством

Некоторые работодатели хотят посмотреть, как человек будет справляться с возложенными на него обязанностями и не торопятся оформлять трудовой договор с ним в письменной форме.

Следует помнить, что как только работник приступил к работе (с ведома или по поручению работодателя), трудовой договор считается заключенным, даже если он не оформлен письменно.

При фактическом допущении к работе работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ).

Датой трудового договора будет считаться фактическая дата его оформления, а в условиях надо указать дату начала работы: напр., 01.09.2018 работник начал работать, 10.09.2018 было обнаружено отсутствие трудового договора в письменной форме, в этот же день был оформлен трудовой договор (дата оформления 10.09.2018), дата начала работы должна быть указана по факту - 01.09.2018.

Нарушение 3:
Трудовой договор оформляют в произвольной форме без учета требований трудового законодательства

Действительно, на данный момент единая форма трудового договора не установлена (раньше она была утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 29 декабря 2000 г. № 136 форма ТД-1).

Следовательно, трудовой договор можно составлять в произвольной форме с учетом требований к его содержанию, установленных ТК РФ, и особенностей работы конкретного работника.

Внимание! Исключения:

Нарушение 4:
При оформлении трудового договора в него не включаются обязательные сведения и условия, требуемые законодательством

Согласно ст. 57 ТК РФ структура трудового договора состоит из сведений и условий (схема 1).

Структура трудового договора

Сведения, указываемые в трудовом договоре, должны содержать:

  • фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилию, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица (напр., паспортные данные)
  • идентификационный номер налогоплательщика (для организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор (должность, фамилия, имя, отчество), и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (напр., Устав или доверенность).

Также должны быть указаны место и дата заключения трудового договора.

Кроме сведений в трудовом договоре каждого работника должны содержаться обязательные условия и при необходимости можно добавить дополнительные условия (схема 2)

Обязательные и дополнительные условия трудового договора

Внимание!

При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами могут предусматриваться дополнительные условия (ст. 312.2 ТК РФ) о порядке и сроках:

  • обеспечения дистанционных работников необходимыми для выполнения работы оборудованием и иными ресурсами;
  • использования дистанционным работником при исполнении своих обязанностей оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, предоставленных или рекомендованных работодателем;
  • сдачи выполненной работы;
  • выплаты компенсации за использование работником принадлежащего ему оборудования и иных ресурсов;
  • возмещения иных расходов, связанных с выполнением дистанционной работы

Нарушение 5:
Со всеми работниками организации заключают срочные трудовые договоры

Оба эти действия работодателя являются нарушением ст. 58 ТК РФ, которая запрещает заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Кроме того, трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Эти основания перечислены в ст. 59 ТК РФ (таблица 2), в некоторых случаях обязательно требуется согласие работника.

Основания для признания договора заключенным на неопределенный срок

Нарушение 6:
Всем работникам без исключения устанавливается срок испытания

Это явное нарушение, так как условие об испытании работника может быть предусмотрено только по соглашению сторон в целях проверки его соответствия поручаемой работе (ст. 57, 70 ТК РФ).

Есть категории работников, для которых испытание при приеме на работу не устанавливается, напр.:

  • для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
  • для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
  • для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
  • для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
  • для лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
  • и др.

Таким образом, при заключении трудового договора следует проверить, не относится ли работник к перечисленным категориям.

Нарушение 7:
Не учитываются особенности заключения ТД с разными категориями работников

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников перечислены в разделе XII ТК РФ (схема 3).

В трудовой договор работников перечисленных категорий требуется включить условия о гарантиях и компенсациях, положенных по законодательству.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Если гарантии и компенсации не были включены в трудовой договор, необходимо оформить соглашение к ТД, где они будут указаны.

За ненадлежащее оформление трудового договора предусматривается административная ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ (таблица 3).

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем, – двусторонний документ. Это означает, что ответственность за нарушение его положений может наступить как для работника, так и для работодателя. На страже интересов работника в первую очередь стоит Роструд. Однако и у работодателя достаточно правовых оснований отстоять свои интересы, если трудовой договор нарушен другой стороной.

Вопрос: Бывший работник организации в нарушение заключенного с ней при приеме на работу соглашения о конфиденциальности после прекращения трудового договора увел у организации клиента, предложив ему более выгодные условия сотрудничества. Клиент расторг с организацией договор. Можно ли привлечь к ответственности бывшего работника? Если да, то какие для этого существуют способы?
Посмотреть ответ

Нарушения договора со стороны работника

Работник, нарушающий трудовой договор, в определенных случаях рискует сразу лишиться рабочего места. Разберем их в первую очередь.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии?
Посмотреть ответ

Могут ли уволить сразу?

В ст. 81 ТК РФ п. 6 содержится перечень нарушений, за которые ответственность может наступить сразу. Администрация может прекратить трудовые отношения с сотрудником, не дожидаясь, когда он нарушит трудовой договор еще раз:

    Разглашение тайны, связанной с выполнением трудовых обязанностей. Здесь речь идет не только о коммерческой, служебной тайне, но и о разглашении персональных данных третьим лицам. Факт разглашения должен быть документально подтвержден объяснительными, докладными записками других сотрудников, данными видеонаблюдения и другими легитимными сведениями. Кроме того, необходимо объяснение самого нарушителя или соответствующий акт при отказе его предоставить.

Обратите внимание! Если работник допустил нарушение правил работы с секретными сведениями, но они не стали достоянием третьих лиц, его увольнение будет незаконным. В то же время применение других, менее суровых дисциплинарных взысканий допустимо.

Вопрос: Можно ли признать для целей налога на прибыль расходы на оплату труда, если не соблюдена письменная форма трудового договора (п. 1 ст. 252, ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Здесь важно установить:

  • реальную вину работника в нарушениях;
  • реальные тяжкие последствия либо их угрозу;
  • связь действий с последствиями.

Вина устанавливается на предприятии согласно особому порядку (ст. 227 ТК РФ и далее) спецкомиссией, работником службы ОТ в ее составе.

Кроме этого, увольнение может последовать в таких случаях:

  1. Подлог документов. Если с целью обмана гражданин предоставил подложный диплом, трудовую книжку, другие документы при оформлении на работу, он может быть уволен без предоставления другой работы (п. 11).
  2. Работник не исполняет без уважительных причин свои обязанности по трудовому договору, неоднократно замечен в халатности и уже имеет дисциплинарное взыскание (п. 5).
  3. Несоответствие должности, квалификации (п. 3).

Особые основания

Далее п.п. 7-10 той же статьи содержат ряд дополнительных серьезных оснований, по которым трудовой договор может быть прекращен. Они касаются отдельных категорий сотрудников:

  1. Утрата доверия материально ответственных лиц. Если работник непосредственно имеет дело с ТМЦ или денежными средствами и в результате его сомнительных действий утратил доверие администрации, его могут уволить. Имеет смысл увольнение, только если с работником был заключен договор о полной материальной ответственности. Судебная практика признает достаточной причиной увольнения и взяточничество, если факт установлен по закону.
  2. Чиновник, нарушающий законодательство по предотвращению коррупции (например, не предоставляет сведения о доходах или предоставляет неполные сведения), рискует лишиться рабочего места.
  3. Аморальный поступок. Касается этот пункт педагогических работников. Аморальными поступками могут быть признаны физическое или моральное унижение учащихся, унижение родителей в присутствии ребенка, оскорбление коллеги.
  4. Руководители фирмы могут быть уволены за принятие безосновательных решений, в результате которых фирме был нанесен реальный материальный ущерб (например, надбавки к зарплате при неблагополучном финансовом состоянии фирмы, заключение контрактов с заведомо ненадежными партнерами). Здесь должна быть доказана связь между ущербом и неправомерным решением одного человека.
  5. Однократное грубое нарушение своих обязанностей руководителем. Исчерпывающего перечня таких нарушений законодательство не содержит. Как правило, окончательное решение остается за судьями, а доказательства правоты предоставляет наниматель (например: халатное отношение к обязанностям, обозначенным в трудовом договоре, в результате чего возникли серьезные материальные потери, утрата здоровья работников; подписание приказа о приеме на работу фиктивных работников).

Кроме того, руководителя и заместителей, главного бухгалтера могут уволить при смене собственника имущества организации (п. 4).

Когда трудовой договор нарушил работодатель

Самые серьезные нарушения: Роструд предупреждает

Самые серьезные нарушения помечены баллами от 7 до 10. Имеется отсылка к статьям ТК РФ по каждому нарушению.

При приеме на работу это:

  1. Неоформление трудового договора (ст. 16, 19.1, 67).
  2. Заключается ГПД вместо трудового договора, а фактически имеют место трудовые отношения (ст. 15).
  3. Сотрудник допущен к работе, но не уполномочен на это работодателем (ст. 67.1).

В случае увольнения это нарушения порядка увольнения при ликвидации (прекращения деятельности ИП), сокращении численности или штата (ст. 81).

Нарушения, касающиеся рабочего времени:

  1. Нарушение порядка работы в выходные, праздники, сверхурочно, в ночное время, по отношению к водителям автомобиля, летчикам, несовершеннолетним (ст. 96, 99, 268).
  2. Непредоставление междусменного отдыха (ст. 103).
  3. Увеличение продолжительности рабочего времени суммарно по периоду или в неделю (ст. 91 и ряд других).

Нарушения, касающиеся времени отдыха:

  1. Работнику не предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116).
  2. Работник лишен выходных дней (ст. 110).
  3. Работник в соответствующих случаях лишен перерывов для обогрева и отдыха (ст. 109).

Нарушения по оплате труда:

  1. Невыплата зарплаты, установленной трудовым договором, либо зарплата, установленная договором, выплачивается не полностью (ст. 136-6).
  2. Зарплата ниже МРОТ (ст. 133-3).
  3. Выходные и праздничные рабочие дни оплачиваются как обычные дни (ст. 153).
  4. Сверхурочные оплачиваются как обычные дни (ст. 152).

В сфере гарантий и компенсаций наиболее серьезным признано лишение работника выходного пособия согласно ст. 178.

  1. Сотрудник допущен к работе, но не прошел обучение по ОТ; не обеспечен средствами индивидуальной защиты при работе в условиях высокой опасности для жизни и здоровья (ст. 212, 225, 221).
  2. Сотрудник допущен к работе, но не прошел положенный медосмотр либо допущен, имея медицинские противопоказания к этой работе (ст. 69 и ряд других, в зависимости от вида медосмотра, ст. 212).
  3. На производстве нарушаются требования ОТ (ст. 212, 211).
  4. Игнорирование требований по организации рабочих мест инвалидов (ст. 224)
  5. Ненадлежащая организация труда несовершеннолетних, игнорирование ограничений и запретов на применение их труда (ст. 265).
  6. Ненадлежащая организация труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности, игнорирование ограничений на применение их труда (ст. 253 и ряд других).

Нарушение положений колдоговора (ст. 55) выделено в категорию серьезных (7 баллов). Также считается серьезным нарушением (8 баллов) игнорирование требований ФЗ № 426 от 28/12/13, касающихся потенциально вредных, опасных факторов производственного характера на рабочих местах.

Другие нарушения

Другие нарушения трудового договора и условий труда персонала также могут иметь последствия для администрации. Роструд обращает внимание нанимателя на такие факторы среднего (4-6 баллов) и низкого (3-1 балл) риска, как:

  • нарушение порядка оформления трудового договора и трудовых книжек;
  • нарушение порядка увольнения (расторжения трудового договора);
  • нарушение порядка учета рабочего времени;
  • нарушение графика отпусков;
  • нарушение сроков выдачи зарплаты, или если эти сроки документально не установлены;
  • невыплата среднего размера оплаты труда при прохождении медосмотра сотрудником и др.

Виды ответственности

В заключение обратим внимание на виды ответственности сторон за нарушение трудового договора. Когда нарушается трудовой договор, речь идет прежде всего о дисциплинарной ответственности работника и административной ответственности работодателя – в зависимости от того, с чьей стороны было нарушение.

Дисциплинарная ответственность прописана статьей 192 ТК РФ и включает в себя, помимо увольнения, замечание, выговор. Порядок применения дисциплинарных взысканий должен строго соблюдаться, в частности, сбор доказательной базы (о чем мы говорили выше), получение объяснений работника, иначе оно может быть с успехом обжаловано в Роструде, в судебных и иных подобных инстанциях. Срок применения такого взыскания – месяц с момента обнаружения нарушения и шесть месяцев с момента совершения.

Административную ответственность регулирует прежде всего КоАП статьей 5.27. Работодатель рискует получить штраф, в зависимости от вида и тяжести нарушения трудового договора и трудового права.

Кроме того, в ряде случаев может применяться уголовная ответственность, если имело место хищение либо серьезное нарушение трудовых отношений. К примеру, уголовная ответственность работодателя, длительно и злостно задерживающего заработную плату, может наступить по ст. 145.1 УК РФ.

Уголовная, административная ответственность в указанной сфере достаточно часто сопровождается материальной ответственностью одной из сторон трудового договора.

Согласно ст. 306.1 БК РФ под бюджетным нарушением понимается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого в гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами (администраторами, получателями) бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса (за исключением отдельных случаев).

С учетом вышеизложенного на бюджетные и автономные учреждения положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках задания и на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В силу ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На средства субсидии не распространяются требования бюджетного законодательства и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Вместе с тем ч. 2 ст. 306.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, положения иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ. Значит, в отдельных случаях бюджетные и автономные учреждения будут нести ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Невыполнение государственного (муниципального) задания.

Глава 15 КоАП РФ дополнена ст. 15.15.5-1, устанавливающей ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

Исходя из ст. 6 БК РФ такое задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Также напомним, что выполнение государственного задания федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями контролируют соответственно органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, и главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, а также Федеральное казначейство (п. 48 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).

Отметим, что контроль выполнения государственного (муниципального) задания чаще всего предполагает проверку соответствия:

объема оказанных в проверяемом периоде государственных (муниципальных) услуг параметрам, указанным в задании учредителя;

качества оказанных в проверяемом периоде услуг (выполненных работ) параметрам задания.

В силу ст. 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение государственного (муниципального) задания повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере от 100 до 1 000 руб. Повторное совершение такого деяния повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Отметим, что привлечь к ответственности за невыполнение задания вправе:

Федеральное казначейство (его территориальные органы);

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

суды, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля. Кроме того, суд будет привлекать к ответственности, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Несоблюдение порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем в правоприменительной практике возникают разночтения при установлении фактов, влекущих административную ответственность, предусмотренную данной статьей, поскольку органы государственного (муниципального) финансового контроля рассматривают в качестве субъектов нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов только участников бюджетного процесса, которым предоставлены трансферты.

Нарушение порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий.

Согласно новой редакции ст. 15.15.4 КоАП РФ нарушение главным распорядителями (получателями) бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, государственным (муниципальным) учреждением или унитарным предприятием (в части переданных ему в установленной порядке полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности) порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка их предоставления, решения о подготовке и реализации или о предоставлении бюджетных инвестиций повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно названной статье непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения этих бюджетов, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных указанных сведений влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют бюджетную отчетность (обеспечивают ее формирование) и представляют соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчета об исполнении бюджета, баланса исполнения бюджета, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Нарушение порядка ведения бюджетного учета, порядка составления бюджетных смет.

В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.

Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем данного органа.

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения. В смете дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы этого учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с законодательством, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст. 15.15.7 за непредставление в орган Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, в течение установленного срока. По нашему мнению, такие действия неправомерны.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702). Согласно данной норме названные сведения представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания в течение шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.

При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства. Кроме того, ответственность за нарушение сроков представления указанных сведений Порядком № 98н не преду­смотрена.

С учетом изложенного нарушение Порядка № 98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета – федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного п. 2.1 Порядка № 98н срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

В статье 15.15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Однако в силу ст. 166.1 БК РФ доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством РФ устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных контрактов. Но ответственность за нарушение указанных сроков законодательством РФ не установлена.

Согласно новой редакции ст. 15.15.11 несвоевременное распределение (отзыв) или доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Невыполнение требований представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:

для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями Бюджетного кодекса;

Действующая до внесения изменений редакция ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривала административную ответственность исключительно за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно изменениям ч. 20 ст. 19.5 теперь распространяется и на случаи невыполнения предписаний иных, указанных выше органов.

Институт корпоративного договора применяется в российском правопорядке относительно недавно и является заимствованной правовой конструкцией. Несмотря на это, в практике уже сформировался ряд проблем, связанных с применением корпоративного договора. Одной из ключевых проблем является ответственность участников общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества за нарушение условий корпоративного договора.

Но, по многим делам неустойку не удовлетворяют либо снижают по ст. 333 ГК РФ. Тому подтверждение следующий ряд судебных актов: Определение ВС РФ от 03.10.2016 №304-ЭС-11978 по делу №А45-12277/2015; Постановление АС Северо-Западного округа от 11.03.2020 №Ф07-1411/2020 по делу №А56-30829/2019; Постановление АС Северо-Западного округа от 27.12.2018 №Ф07-15283/2018 по делу №А56-105450/2017; Постановление 13ААС от 20.08.2018 №13АП-17056/2018 по делу №А56-105450/2017; Постановление 9ААС от 14.12.2017 №09-АП-56652/2017 по делу №А40-22448/2017; Постановление АС Дальневосточного округа от 14.08.2015 №Ф03-2872/2015 по делу №А24-4503/2014 и др.

И наконец, о средстве защиты, предусмотренном п. 6 ст. 67.2 ГК РФ. В случае нарушения корпоративного договора можно признать недействительным решение органа хозяйственного общества по иску стороны этого договора при условии, что на момент принятия органом хозяйственного общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества.

Тенденция по признанию недействительным решения органа хозяйственного общества аналогична применению вышеперечисленных мер защиты, то есть такие требования суде практически не удовлетворяют (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.01.2018 №Ф05-19522/2017 по делу №А41-19086/2017; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу №А33-22261/2016; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.11.2014 №Ф05-13671/2014 по делу №А40-25943/2014.

Соответственно, на основе анализа судебной практики можно прийти к выводу, что на сегодняшний день меры ответственности за нарушение корпоративного договора являются недействующими в российском законодательстве, поскольку лишь в редких случаях суды могут удовлетворить неустойку в полном объеме или другие требования. На фоне такого развития событий, юридическое сообщество стремится выработать оптимальные меры для разрешения данной ситуации.

Юристы предлагают заимствовать из зарубежного правопорядка такие меры ответственности за нарушение условий корпоративного договора, которые, по их мнению, действовали бы эффективнее в российском праве. Таковыми являются следующие меры: принудительный выкуп доли, возмещение потерь, исполнение обязательства в натуре.

Взгляды юристов по установлению этих мер следующие. Д.И. Степанов считает, что на основе принципа свободы договора следует допустить возможность установления указанных средств защиты в корпоративный договор. К.О. Осипенко напротив считает, что вследствие того, что такие механизмы отсутствуют в законе, то и нечего их применять. Тем не менее, эти меры будет разумным рассмотреть.

Принудительный выкуп доли сводится к тому, что при нарушении участником общества условий корпоративного договора, он лишается доли в обществе. Это своего рода схоже с исключением члена корпорации из нее. Ведь, лишаясь доли в обществе, его участник становится неполноценным звеном корпорации, уже не могущим реализовать свои права в ней.

Достаточно интересным является институт возмещения потерь (indemnity), который был введен в действующее законодательство в 2015 году. Согласно ст. 406.1 ГК РФ стороны обязательства могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной.

Несмотря на то, что данный институт не введен в сами правила о корпоративном договоре, согласно п. 5 ст. 406.1 ГК РФ условие о возмещении потерь может быть предусмотрено в корпоративном договоре либо в договоре об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, стороной которого является физическое лицо.

В результате анализа судебной практики можно сделать вывод, что использование института возмещения потерь в качестве условия корпоративного договора имеет зарождающееся начало. Например, на основании Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 №13АП-10805/2019 по делу №А56-71620/2018 в пункте акционерного соглашения стороны установили возможность в случае неполной выплаты дивидендов в качестве меры ответственности требовать с ответчика компенсировать упущенную выгоду.

Также, возмещение потерь регулируется позицией Верховного Суда РФ. Согласно абз. 2 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ №7 возмещение потерь осуществляется вне зависимости от наличий нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства соответствующей стороной и независимо от причинной связи между поведением этой стороны и подлежащими возмещению потерями, вызванными наступлением определенных сторонами обязательств.

Говоря об исполнении обязательства в натуре, в ГК РФ в ст. 308.3 есть норма, по которой кредитор вправе по суду требовать исполнения обязательства в натуре. Например, договором об осуществлении прав участников общества или акционерным соглашением предусмотрено условие, что участникам необходимо голосовать таким образом. Один из членов общества нарушил данное условие, а потому от него требуется, чтобы он проголосовал на собрании участников должным образом.

По российской судебной практике можно привести в качестве примера Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2017 №Ф05-13135/2017 по делу №А40-197992/16. По данному делу истцом было заявлено требование об обязании исполнить положения корпоративного договора. Только ввиду того, что истец не являлся стороной отношений по корпоративному договору, иск не был удовлетворен.

Российское законодательство для исполнения обязательства в натуре содержит вполне слаженный механизм. Ведь если должник не исполнить свое обязательство в натуре, то согласно ст. 396 ГК РФ на нем будет лежать ответственность по уплате неустойки и возмещению убытков.

На мой взгляд, вышеперечисленные меры пресекали бы впредь нарушение условий корпоративного договора и стали бы более эффективными в применении, чем те, которые содержатся в действующем российском законодательстве. Поэтому, необходимо внесение поправок в российское законодательство, а также, чтобы Верховный Суд РФ издал соответствующее постановление о практике применения корпоративного договора, где также был бы затронут вопрос ответственности за нарушение его условий.

Договором является согласие между двумя и более людьми, связанное возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей в гражданском праве. Сущностью договора являются условия, на которых соглашение вступает в силу.

Существует три вида юридических условий:

  1. Существенные – самые важные, то есть те, которые являются незаменимыми для одной стороны, а для другой достаточны, чтобы заключить договор.
  2. Обычные – положения, которые предусматриваются законами, правовыми актами. Они не нуждаются в согласовании, изначально прописаны в законодательстве.
  3. Случайные – включаются по усмотрению сторон (обычно дополняют или изменяют условия).

Если одно из требований не согласовано, договор не заключается.

Документ должен содержать:

  1. Положения о предмете договора.
  2. Положения, необходимые данному договору.
  3. Положения, являющиеся существенными в законодательстве.
  4. Положения, являющиеся существенными для одной из стороны договора.

При заключении договора с контрагентом могут потребоваться дополнительные документы:

документы для вступление в наследство

  1. Копии паспорта.
  2. Копии учредительных документов.
  3. Документы, содержащие сведения об организации.
  4. Банковские реквизиты.
  5. Документы, содержащие сведения, включающие почтовый адрес предприятия, телефон.
  6. Проект договора в электронной форме.
  7. Копии свидетельства о государственной регистрации и прочее.

Согласно статье 432 Гражданского Кодекса, эти требования являются существенными. Сторона, которая понесла убытки, если требования не выполнены, имеет право на возмещение материальных и финансовых потерь.

Правовые нормы, регулирующие условие договора

Основным источником правового регулирования в данном случае является Гражданский Кодекс. В нем установлены общие положения о договоре, регулировании порядка его заключения, исполнения, расторжения и ответственности за нарушения.

Согласно пункту 3 статьи 307 ГК РФ, стороны должны вести себя добросовестно по отношению друг другу. Для выполнения условий необходимо содействие сторон; они должны предоставлять всю необходимую информацию по выполнению обязательств. Статья 15 регламентирует порядок определения убытков. Ответственность за нарушения обязательств установлена в главе 25 ГК.

Следствия неисполнения обязательств по договору:

  1. В случае если одна из сторон не выполняет обязательства или выполняет их не в полном объеме, другая сторона обязана возместить возникший убыток. Несвоевременное выполнение условий – частный случай ненадлежащего исполнения обязательств.
  2. Если неисполнение обязательств связаны с материальной вещью, то другая сторона имеет право потребовать изъятия этой вещи и передачу себе.
  3. Для привлечения стороны к ответственности должен быть зафиксирован факт нарушения. Сторона, не выполнившая условия, освобождается от обязательств, если есть доказательства того, что невыполнение произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение и т. д).

Существует два типа вины нарушителя:

  1. Умысел – осознание опасности в совершаемом деянии.
  2. Небрежность – лицо не предвидело последствий, хотя должно было их предусматривать.

Неисполнение положений приравнивается к прекращению договора. Участники могут не принимать исполнение обязательств по частям. Частичное или неполное выполнение условий является нарушением условий.

Требования об уплате неустойки не должно сопровождаться оплатой за убытки. Договор должен прописывать, за что может взиматься оплата в случае нарушения условий договора, а именно:

Категория гражданских дел рассматривается в судах общей юрисдикции (мировых, районных, городских судах) или в системе арбитражных судов. Устанавливаются факты нарушения прав, обязанности сторон, меры причиненного ущерба, степень вины для нарушителя.

Ответственность за невыполнение положений договора

Стандартная мера ответственности – возмещение убытка (согласно главе 25 ГК). Лицо, не выполнившее обязательство, должно возместить убыток. Убытком является ущерб, который причинен лицу противоправными действиями другого лица, или упущенная выгода (согласно статье 15 ГК).

Следующей формой ответственности является неустойка - то есть штраф, который выплачивается, если участник не исполнил обязательства или просрочил исполнение договора.

Статьи 309 и 310 Гражданского Кодекса учитывают, что обязательства между сторонами должны выполняться согласно законам, нормативно-правовым актам, в ином случае в соответствии с другими предъявляемыми требованиями.

Привлечение к ответственности возможно, если существует факт:

  1. Неисполнения денежных обязательств.
  2. Уклонения от возврата денежных средств.
  3. Просрочки сроков исполнения обязательств.

Если в договоре прописана сумма неустойки, то она возвращается в полном объеме. Если убытки превышают сумму неустойки, то оплата производится по факту установленного штрафа. Возместить ущерб можно добровольно или по решению суда. Для доказательства понесенных расходов необходимо предоставить договор, выписки, чеки, платежные документы, которые указывают на понесенные расходы.

Виновной стороне предъявляются требования о возмещении потерь, уплате штрафов и пеней, начисление процентов, если обязательства были в денежной форме. Если сумма не покрывает убытка, потерпевшая сторона может требовать возмещение всей суммы понесенных расходов.

Убытки определяются ценой, которая существовала в месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения участником требований по договору. В случае если требование не было исполнено – в день предъявления иска.

Кроме того, выделяют условия наступления ответственности:

  1. Противоправность поведения и вина стороны, не исполнившей условия договора.
  2. Наличие убытка в имущественной сфере.
  3. Причинная связь между противоправным поведением стороны и негативными имущественными последствиями.

Шаги при невыполнении условий договора

В любом договоре прописан ряд требований, которые обязательно должны выполняться. Они являются основой договора (это сроки, объемы, стоимость). Если условия не выполнены, то наступает гражданско-правовая ответственность.

Несоблюдение договора – веское основание обратиться в судебную инстанцию для дальнейших разбирательств.

Что делать, если условия не соблюдены?

Дело рассматривается в общем порядке в Арбитражном суде не больше трех месяцев со дня поступления заявления. В этот срок входит подготовка к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В судах общей юрисдикции срок рассмотрения не больше двух месяцев. В отдельных вопросах могут быть установлены более короткие сроки.

Читайте также: