Абумуслим джафаров биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Абумуслим Джафаров родился в крестьянской семье в селе Хив (ныне Хивский район Дагестана ) в 1909 году. Образование получил на рабфаке в Дербенте, работал учителем в родном селе, а также в Дагестанском учебно-педагогическом издании. Джафаров написал свое первое произведение ещё в 1924 году, в 1931-ом вышел в свет его совместный с Дадашем Раджабовым сборник. Он перевел на табасаранский язык произведения Крылова, Пушкина, Горького, Маяковского, Гамзата Цадасы.

Поэма "Тайна Дюрка"

В 1932 г. А. Джафаров впервые посетил святилище и обнаружил, что оно было устлано коврами в несколько слоев, которые были преподнесены паломниками. Он дает оценку примитивным и наивным народным поверьям. Подчеркивает, что он не совершал паломничество в Мекку и не подносил милостыню в святилище, но при этом он легко вошел в пещеру и так же легко вышел оттуда и никакой эреллер не преградил ему путь [Жяфаров 2009: 90]. В народе существовало поверье о том, что в пещеру мог войти только праведный, безгрешный человек: тот, кто приносил милостыню или совершил хадж.

Не всякий простой труженик имел возможность совершить хадж. Поэтому пещера служила местом паломничества жителей всей округи, в ней совершались различные обряды [Табасаран. 2007: 16]. Подношения были основным заработком некоторых духовных служителей, которые пользуясь безграмотностью населения, обещали им исцеление от всевозможных болезней, пропитание, а также блага на том свете.

Он отправился во второй раз в это святилище и обнаружил, что ковры исчезли. Считалось, что их украли воры.

Об эреллерах А. Джафаров пишет как о хозяевах богатств, приносимых в подземное святилище: "Эреллеры — хозяева этих богатств, говорят, // Они обитают в святилище, говорят, // Они по небу летают, говорят // На далекую Каабу, что находится в Мекке.

В поэме "Тайна Дюрка" ("Эреллер") повествуется, что у местного шейха имелась книга судьбы, к которой шейх часто обращался, когда хотел решить тот или иной вопрос: У Шейха-Ахмеда книга судеб была, говорят, // Из Каабы эреллерами привезенная, говорят, // Книга в святилище хранится, говорят. // Прочитав, прочитав, вызубренный им.

Посредством этого сюжета автор показывает, какую важную роль играет религиозный культ в жизни народа.

А. Джафаров в поэме описывает несколько обрядов, совершаемых в описываемую автором эпоху табасаранцами во время засухи. Это традиционный домусульманский обряд с ряженым пешапа, обряд закидывания камней в реку, исламизированный обряд, но с использованием местных религиозных верований, связанных с местными святилищами и культами.

— О эреллеры, услышьте наши мольбы! // Посмотрите на горе и лесов и гор! // С волнами бурлящая река // Высыхает, и на нее обрати те свой взор. // Летите на далекую гору Шалбуз' / Зум-зум штун булагъариина хъур-кьай; 'Доберитесь до источника Зум-зум // Спустите капли, пусть пойдет дождь // На землю, обугленную от засухи.[Жяфаров 2009: 117].

Таким образом, автор взял за основу поэмы миф, широко распространенный среди народов южного Дагестана.

Автор в поэме противопоставляет две эпохи — дореволюционную и послереволюционную. Здесь он не показывает свое отношение к исламу, а описывает некоторых нерадивых представителей духовенства, которые под прикрытием духовных ценностей использовали народ в своих корыстных целях.

А. Джафаров утверждает, что простые труженики не видят коварного натиска богачей и власть имущих, принимают эту жизнь как должное и даже не стремятся противостоять этому. А шейхи, подобно шейх Ахмаду, наоборот, укрепляют свои позиции и на замену себе готовят сыновей: "Об отправке сыновей в святилище [на службу] // Оповестил Шейх-Ахмед всех // Открыв медреса для наших сыновей, // Подготовим хозяев для нашей религии".[Жяфаров 2009: 113].

В поэме автор показывает тяжелую жизнь предков, находившихся под сильным влиянием местных религиозных культов, держащих народ в страхе. Основной темой поэмы является борьба с пережитками прошлого. Главные герои поэмы юноша, Аслан и девушка, Сейран. С детства они росли вместе, и возникшее чувство любви между ними, делает их прекрасными и счастливыми, что, в свою очередь, это не остается незамеченным перед супостатами их села.

Их противники: Шейх-Ахмед, его сын Абдуллах, его учитель арабского языка Фейзулла. Эти люди в поэме показаны как представители духовенства и богатеев села, использующие труд простых сельчан для личного обогащения. Они используют священный Дюрк и преклонение людей перед этой святыней в своих целях. Шейх-Ахмед под видом того, что он может общаться с эреллерами (ангелами пещеры Дюрк), заставляет людей, живущих в тяжелых условиях, служить ему.

Однако его обман имеет свой конец. Его сын, Абдуллах, привыкших к тому, что все ему достается легко и без труда, увидев красавицу Сейран, хочет овладеть ею обманом, завлекая ее в Дюрк. Но девушка дает решительный отпор. В результате погибают Абдуллах и его коварный учитель, Фейзулла, придумавший весь этот план обманным путем завлечь девушку в Дюрк. Аслан и Сейран вынуждены бежать в город, где строят свою новую жизнь при новом социальном строе, где люди труда живут достойно и счастливо.

Задания и вопросы:
1. Законспектировать лекцию.
2. Прочитать в учебнике Литератур народов Дагестана (11 класс) под редакцией С.Х. Ахмедова поэму А. Джафарова "Тайна Дюрка" (с. 49 - 85).
3. Какова главная идея поэмы "Тайна Дюрка"? Что хотел показать автор?
4. В чем вы видите конфликт поэмы?

Джафаров Абумуслим Пирмагомедович (1908—1968) — табасаранский писатель, поэт и драматург. Основоположник табасаранской литературы.

Биография

Абумуслим Джафаров родился в крестьянской семье в селе Хив (ныне Хивский район Дагестана) в 1909 году. Образование получил на рабфаке в Дербенте, работал учителем в родном селе, а также в Дагестанском учебно-педагогическом издании. Джафаров написал свое первое произведение ещё в 1924 году, в 1931-ом вышел в свет его совместный с Дадашем Раджабовым сборник. Он перевел на табасаранский язык произведения Крылова, Пушкина, Горького, Маяковского, Гамзата Цадаса.

Реабилитирован в 1953 году. Член Союза писателей СССР с 1936 года.

Творчество

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

novost

    Вы здесь:
  1. Рубрики
  2. Абумуслим Жяфаровдин 110 йис

Абумуслим Жяфаровдин 110 йис

30-пи апрелиъ Хив райондин культурайинна эрг’вал йивбан центриъ табасаран хакьдин машгьур шаир, писатель ва драматург Абумуслим Жяфаровдин 110 йисандин юбилей къайд апIбаз бахш вуйи шадлугъар кIули гъушну. Серенжемдиъ РД-йин писателарин Союздин аьхю делегация, Хив райондин гьюкмин кIулиъ айидар ва актив иштирак гъахьну.

Мярака Хив ЦБС-дин улихь хьайи писателин ядигарихъ кюкйир дивбалан ачмиш гъапну.

Дуфнайи хялар ва серенжемдин вари иштиракчйир къаршуламиш апIури, райондин глава Ярмет Ярметовди Абумуслим Жяфаровди табасаран литературайиъ дерин шил гъибтуваликан гъапну.

– Тялукь серенжемар гъахбаз милли меденият уьбхбан, артмиш шулайи наслар рюгьлувалин, ватанпервервалин ва эдеблувалин гьиссариккди тербияламиш апIбан жигьатнаан аьхю мяна а, – гъапну дугъу.

– Абумислим Жяфаровди Темирхан Шалбузовдихъди ва Манаф Шамхаловдихъди сабси табасаран литературайин бина ккивбаъ, думу артмиш апIбаъ аьхю роль уйнамиш гъапIну.

А.Жяфаров 1909-пи йисан Хив гъулаъ бабкан гъахьну.Дербент шагьрин рабфакдиъ илим гъадабгъу жигьил пишекар багъри гъулан мектебдиъ мялимди, Дагъустандин илимдинна педагогикайин изданиейиъ лихуру.

Шаирин сабпи шиърар 1924-пи йисан чапдиан удучIвну, хъа 1931-пи йисан дугъан Дадаш Ражабовдихъди сатIиди вуйи шиърарин гъварч чапдиан удубчIвну.

Гьяйифки, бязи себебариан лагерариъ гъушу 10 йисандин муддат писателин уьмриан шилсузди гъушундар. Абумуслим Жяфаров 60 йисан яшнаъ ади ихь арайиан гъушну, – гъапну Маллалиевди.

Абумислим Жяфаров кIваина хури серенжемдиъ гьацира РД-йин писателарин Союздин председателин заместитель Марина Аьгьмедова, РД-йин СП-йин табасаран секцияйин кIулиъ айи Сувайнат Кюребегова, шаирар Багъир Раджабов, Шагьвелед Шагьмарданов, Гюльбике Уьмарова ва гь.ж. гъулхну.

Хиварин СОШ-диъ урхурайидари серенжемдиъ шаирин шиърарра гъурхну. Мяракайиъ райондин культурайин гъуллугъчйирин кьувватариинди шаирин пьесйириан гьязур дапIнайи сягьнийирра улупну.

Джафаров Абумуслим Пирмагомедович (1908—1968) — табасаранский писатель, поэт и драматург. Основоположник табасаранской литературы.

Биография

Абумуслим Джафаров родился в крестьянской семье в селе Хив (ныне Хивский район Дагестана) в 1909 году. Образование получил на рабфаке в Дербенте, работал учителем в родном селе, а также в Дагестанском учебно-педагогическом издании. Джафаров написал свое первое произведение ещё в 1924 году, в 1931-ом вышел в свет его совместный с Дадашем Раджабовым сборник. Он перевел на табасаранский язык произведения Крылова, Пушкина, Горького, Маяковского, Гамзата Цадаса.

Реабилитирован в 1953 году. Член Союза писателей СССР с 1936 года.

Творчество

Напишите отзыв о статье "Джафаров, Абумуслим Пирмагомедович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Джафаров, Абумуслим Пирмагомедович


Джафаров Абумуслим Пирмагомедович (1908—1968) — табасаранский писатель, поэт и драматург. Основоположник табасаранской литературы.

Биография

Абумуслим Жафаров родился в крестьянской семье в селе Хив (ныне Хивский район Дагестана) в 1909 году. Обраование получил на рабфаке в Дербенте, работал учителем в родном селе, а также в Дагестанском учебно-педагогическом издании. В 1937 году был репрессирован; реабилитирован в 1953 году. Член Союза писателей СССР с 1936 года.

Творчество

Читайте также: