Абдуррахман джами биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1468 г. к власти пришел султан Хусейн Байкара, а пост его визиря достался Алишеру Навои - ученику Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмала Джами, который превратился в его покровителя. Султанский дворец был центром притяжения литературных сил, и приближение Джами ко двору сыграло чрезвычайно благотворную роль в его творческой биографии.

Нуридди;н Абдуррахма;н ибн Ахма;д Джами; (перс. ;;;;;, тадж. ;ом;; 18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.
Очерк биографии и творчества


У ки як турк буд ва ман то;ик
;арду доштим хешии наздик
Хоть он был тюрком, а я таджик,
Мы были близки к друг другу.

Саламан и Абсаль. (1479—1480)
Юсуф и Зулейха. (1483)
Лейли и Меджнун. (1484)
Дар благородным. (1481—1482)
Чётки праведников. (1482—1483)
Золотая цепь. (1485—1486)
Книга мудрости Искандара. (1486—1487)

Джами скончался в Герате в 1492 году. В день его смерти весь город был в трауре. По повелению султана, поэту были устроены блестящие похороны. Могила Джами является одной из достопримечательностей Герата.
Трактат о музыке


Наследный принц, любимый сын Шахруха мирза Байсункур (ум. 837 / 1433–1434 г.), назначенный губернатором Герата в 1417 г., собрал при своем дворе в столице самых искусных и талантливых поэтов, художников, а также каллиграфов, создававших богато оформленные и украшенные миниатюрами книги для библиотеки принца. Байсункур особенно высоко ценил искусство каллиграфии, которым владел и сам. В это время в Герате строятся многочисленные мечети, школы-медресе, караван-сараи и другие общественные здания.

‘Абд ар-Рахман провел детство и получил начальное образование в доме своего отца в хорасанском городе Джам, а в возрасте одиннадцати лет был привезен отцом в Герат для получения образования в школе Низамиййа, где изучались традиционные для мусульманских учебных заведений дисциплины: арабский язык, философия, логика, теология, мусульманские предания (хадисы). Самостоятельное образование талантливый юноша продолжил изучением языков, литературы, истории, математики и астрономии, а затем отправился в Самарканд, где находилась знаменитая астрономическая обсерватория, построенная Улугбеком.


В 1452–1453 г. Джами покинул Самарканд и вернулся в Герат, где официально стал членом братства Накшбандийа под руководством наставника шейха Са‘д ад-дина Кашгари (ум. 1456), после смерти которого продолжил общение с ‘Убайд-Аллахом Ахраром. Возможно, переезд был связан и с политической обстановкой, сложившейся после смерти Шахруха в 1447 г.: империя распалась на три части, возобновилась борьба за власть между тимуридскими принцами. В результате довольно значительная часть государства, включая Герат, оказалась в руках Абу Са‘ида б. Мухаммада, который владел ею до 1468 г.

В 1470 г. Герат перешел под власть Султана Хусайна Байкара (1438–1506). К этому времени Джами уже давно заслужил в городе авторитет и уважение народа как ученый, поэт и духовный лидер. Прославившийся своим покровительством искусствам и наукам Султан Хусайн возродил угасшее было пламя культурной жизни Герата. Правитель и сам сочинял стихи, поэтому поэты пользовались особым покровительством при его дворе. Вазиром и главным советником при Султане Хусайне был знаменитый узбекский поэт, государственный деятель и меценат ‘Алишир Наваи (Алишер Навои, 1441-1501).

Между Наваи и Джами сложились тесные дружеские отношения. Они глубоко уважали талант и познания друг друга, прислушивались к взаимным советам, доверяли обоюдным оценкам и суждениям. Наваи также примкнул к братству Накшбандийа, а Джами стал его официальным духовным наставником.

В 1472 г. Джами отправился в паломничество к мусульманским святыням Мекки и Медины (хаджж), по дороге посещая многие политические, культурные и религиозные центры мусульманского мира – Багдад, Кербелу, Дамаск, Алеппо, Тебриз. Слава о его учености к тому времени уже широко распространилась за пределами Хорасана, что побудило османского султана Мехмета II прислать ему в Алеппо приглашение осчастливить своим присутствием его двор. Джами отклонил это предложение и в январе 1474 г. возвратился в Герат.

После паломничества поэт женился на внучке своего духовного наставника Са‘д ад-дина Кашгари; из рожденных в этом браке четырех детей выжил только один сын – Зийа ад-дин Йусуф. На склоне лет Джами совершил еще одно путешествие в Самарканд для общения с духовным лидером братства Хваджой ‘Убайд-Аллахом Ахраром.

Джами умер 9 ноября 1492 г. в Герате и был похоронен рядом с могилой Са‘д ад-дина Кашгари. По словам Алишира Наваи и жители Герата, и сам Султан Хусайн горько оплакивал его смерть, а погребальные носилки с телом поэта несли сыновья правителя.

Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами — персидско-таджикский поэт, литературовед, философ, теоретик музыки. Автор трактатов о рифме и метрике, музыке, о составлении шарад му'амма. Наставник и друг поэта Алишера Навои. Считается завершителем классического периода поэзии (X-XV в.в.) на персидском языке.

Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами — персидско-таджикский поэт, литературовед, философ, теоретик музыки. Автор трактатов о рифме и метрике, музыке, о составлении шарад му'амма. Наставник и друг поэта Алишера Навои. Считается завершителем классического периода поэзии (X-XV в.в.) на персидском языке.


Поэт и фея


Годовые кольца


Я в Индии искал Россию


Лики русской культуры


Воспоминания. Предчуствие весны


Душа моя, поднимем паруса!


Откуда ты приходишь, красота?


Караван вечности

Нуридди́н Абдурахма́н ибн Ахма́д Джами́ – крупнейший суфийский, теоретик , мистик, поэт, шейх, творчеством которого завершается классический период поэзии на языке фарси.

Он, как и Руми , родился в семье влиятельного богослова, получил прекрасное образование, открывшее ему перспективу продолжить придворную карьеру отца. Однако Джами увлёкся идеями суфийского ордена Накшбандия, проповедовавшего идеи дервишеского аскетизма, и отошёл от двора. Вступив в орден рядовым членом, Джами сумел стать его главой и приобрёл громадный авторитет на Востоке.

В этой поэме и других своих сочинениях Джами разрабатывает историю любви Ромео и Джульетты, идеи суфийской любви к женщине как ступени любви к Богу. Для суфия любовь двух полов должна быть лишена плотской страсти; страсть правомерна лишь в устремлении к Всевышнему. Так выглядят отношения Лейли и Меджнуна у Джами – как платоническая любовь рыцаря и прекрасной дамы. Эта идея многое проясняет в жизни и творчестве поэтов-суфиев.

Читайте также: