А в запорожец биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 202.

Сочинения:

Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А. Н. Леонтьевым); Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1947. № 8; Психология. М., 1955; Развитие произвольных движений. М., 1960; Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986; Психология действия. М.; Воронеж: МПСИ, 2000. Литература. Елагина М. Г., Рузская А. Г. Выдающийся советский психолог// Советская педагогика. 1988. № 3.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец ( 12 сентября (30 августа) 1905 ( 19050830 ) , Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Содержание

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925—1930). В 1929—1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания. В 1920—1930-е годы входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 года — доцент, с 1938 года — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института. В 1941—1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1943—1960 годах — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944—1960 годах — заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года — директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965—1967 годах — академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968—1981 годах — член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Известный советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 г. В 1930 г. он окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного Университета.

Свою научную деятельность А.В. Запорожец начал в качестве лаборанта у А. Р. Лурии. С 1931 г. он занимал сначала должность старшего ассистента, затем — заведующего лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. Затем он стал доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал врачом в военном госпитале, а в 1943 г. преподавал на отделении психологии Московского государственного университета. С 1944 г. он занимал должность заведующего лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР.

Приблизительно в это время Запорожец начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.

В 1959 г. А.В. Запорожец защитил докторскую диссертацию по педагогике и стал директором Института дошкольного воспитания, где посвятил себя изучению психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения.

Сам А.В. Запорожец в своей научной деятельности всегда придавал первостепенное значение именно детской психологии — проблемам развития личности ребенка и его психических процессов. Многие психологические проблемы разрабатывались им совместно с коллегами-психологами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. Он также широко использовал материалы экспериментальных исследований таких своих сотрудников, как Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович и др.

Как и его учитель Л.С. Выготский, А.В. Запорожец полагал, что психические качества, присущие исключительно человеку, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т.п., не могут образоваться сами по себе ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Они должны возникнуть исключительно из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает деятельность самого ребенка. Эта деятельность должна строиться целенаправленно, задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка. Именно развивая ребенка, общаясь с ним, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, взрослый человек приобщает ребенка к социальному опыту и открывает перед ним новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А. В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности постольку, поскольку она выполняет функцию уподобления, моделирования тех материальных и идеальных предметов и явлений, с которыми ребенок действует, что ведет к созданию адекватных представлений, понятий или переживаний о них, отмечал А. В. Запорожец. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам.

Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей причиной развития, по мнению А.В. Запорожца, составляют необходимое условие нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта.

Так, вплоть до наступления интенсивного созревания ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребенок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и волевой регуляцией поведения. Когда же эти ассоциативные теменно-затылочные и лобные отделы мозга все-таки созревают (в дошкольном возрасте), ребенок приобретает эти способности. В то же время усиленное функционирование этих способностей в ситуациях деятельности и общения влияет положительно на созревание соответствующих участков мозга, включая биохимические и морфологические их особенности.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии поистине неоценим: именно он впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Он не выступал открыто против теории деятельности, заменяя ее психологией действия, которая, по его мнению, опредмечивается во внутреннем мире ребенка, его духовности. На основе этих сложных, но принципиальных положений им были обоснованы специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.

А.В. Запорожец (1905–1981)

А.В. Запорожец (1905–1981) Научное творчество А.В. Запорожца – яркая страница в истории отечественной психологии ХХ века. Увы, нынешнему поколению фасилитаторов и коучей такие страницы не очень интересны, так как мало способствуют процветанию их бизнеса. Но в нашей стране

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ (родился в 1971 г.)

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ (родился в 1971 г.) Александр Попов родился 16 ноября 1971 года в поселке Лесной под Екатеринбургом. Его родители работали на военном заводе. Они хорошо зарабатывали и Саше не отказывали в каких-либо игрушках или хорошей одежде.

МЕНЬ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

МЕНЬ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (род. в 1935 г. – ум. в 1990 г.) Православный священник, религиозный философ, миссионер, историк религии. Основатель Православного университета, автор книг по библиологии, истории религии, толкованию Библии, множества статей на религиозные

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович Родился 24 марта 1935 года в Москве в рабочей семье.После окончания с серебряной медалью средней школы в 1952 году Шебаршин поступил на индийское отделение Института востоковедения. В связи с закрытием института в 1954 году переведен в Московский

Нур и Роман Владимирович

КУЙБЫШЕВ Валериан Владимирович

КУЙБЫШЕВ Валериан Владимирович (07.06.1888 — 25.01.1935). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 19.12.1927 г. по 25.01.1935 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. и с 10.02.1934 г. по 25.01.1935 г. Секретарь ЦК РКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. Член ЦК РКП(б) — ВКП(б) в 1922 — 1923, 1927 — 1935 гг. Кандидат в члены ЦК

ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР

ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР Со Львом Владимировичем меня связывает прочная, нерушимая дружба, продолжающаяся вот уже более шести десятилетий. Она началась в далеком 1928 году на школьной скамье, и, с небольшими перерывами, когда судьба разлучала нас, мы шли по жизни рядом,

Максим Запорожец

Максим Запорожец Из Ивчи, где полк провел большую работу по изъятию дезертиров и оружия, нас перевели к северу от Хмельника, в большое и красивое село Пустовойты. В один из жарких июньских дней с юга, со стороны Хмельникской дороги, донеслась песня: — Ой на, ой на гор!Та и

Лев Владимирович Урусов

Лев Владимирович Урусов Здесь, в период между июльскими днями и корниловскими с Московским государственным совещанием 10 августа в промежутке, наш комитет Общества с его общими собраниями снова получил своё значение. Должен сказать, что до июльских дней, при всей

Зайцев Александр Владимирович

Зайцев Александр Владимирович После призыва в апреле 1985-го я оказался в учебке, находившейся в узбекистанском городе Фергана. Подготовка была сразу ориентирована на условия Афганистана, и по окончании программы подготовки выбора у нас никакого не было — всех направили



Биография Александра Владимировича Запорожца

Александр Владимирович Запорожец окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та.

В 1941-43 гг. Александр Владимирович Запорожец работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.).

В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания.

Научная деятельность Александра Владимировича Запорожца

Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников.

Основные публикации Александра Владимировича Запорожца

1. Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток мiркування у дитини молодшого вiку // Науковi Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
2. Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
3. Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
4. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
5. Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

Александр Запорожец

А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 года. В 25 лет закончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. С 1931 года работал старшим ассистентом, а затем – заведующим лабораторией психологии Психоневрологической академии. Позже перешёл на работу в Харьковский педагогический институт в качестве заведующего кафедрой психологии.

В эти годы А.В. Запорожец занимался исследованием проблемы возникновения психики в филогенезе. В основе познавательного процесса, считал он, находятся практические действия, восприятие и мышление являются системой действий с образованием за счет этого мыслительного образа.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал в военном госпитале врачом, а в 1943 году перешел в Институт психологии Академии педагогических наук РСФСР заведующим лабораторией психологии детей дошкольного возраста.

В это время А.В. Запорожец начал разработку положения о развитии эмоций как процесса овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с психологом А.Н. Леонтьевым создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, при этом обобщив свой опыт врача госпиталя по восстановлению движений у раненых.

В 1959 году А.В. Запорожец, защитив докторскую диссертацию по педагогике, стал директором Института дошкольного воспитания, посвятив себя детской психологии – проблемам психических процессов и развития личности ребенка.

Он считал, что психические качества, присущие человеку, такие как воображение, мышление, воля, нравственные и социальные чувства сами по себе не образовываются. Они возникают из социального опыта, воплощенного в материальной и духовной культуре, усваиваемой ребёнком на протяжении детства.

Социальная среда – это необходимое для ребёнка внешнее условие (наряду с пищей, теплом, воздухом), подлинный источник развития, потому, что в этой среде сосредоточена программа возникновения психических способностей у ребёнка как носителя содержания человеческой психики.

При этом деятельность самого ребёнка – основное условие приобщения ребёнка к социальному опыту. Его деятельность должна носить целенаправленный характер, задаваться в процессе общения другими людьми. Общаясь с ребенком, создавая предпосылки для овладения сложной деятельностью, взрослый человек приобщает ребёнка к социальному опыту и открывает возможности усвоения умений и знаний. Безусловно, что в психическом развитии ребёнка ведущую роль в психическом развитии занимают ориентировочные компоненты деятельности; важно не просто формулировать у ребёнка деятельность, а строить её ориентировочную часть. При этом важно знать, что именно и с помощью каких средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности, как эта ориентировочная часть деятельности влияет на психику ребёнка.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности, выполняющую функцию моделирования тех предметов и явлений, с которыми ребёнок действует, отмечал Запорожец. Находясь за пределами этой ориентировки, ребёнок не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям.

Биологические свойства организма ребёнка и их созревание, составляют необходимое условие его нормального развития: не порождая новых психологических образований, эти биологические свойства создают предпосылки для усвоения новых видов деятельности, приобретения нового опыта.

До наступления интенсивного созревания теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребёнок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и регуляцией поведения. Указанные отделы мозга созревают, как правило, в дошкольном возрасте и ребёнок приобретает эти способности. А усиленное функционирование этих способностей при деятельности и общении, положительно влияет на созревание соответствующих участков мозга.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии неоценим: он разработал важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребёнка, внутренняя форма, в содержание которой входит образ ситуации. Он выступал за теорию психологии действия, которая наполняется во внутреннем мире ребёнка, его духовности.

На основании этих принципиальных положений он обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребёнка.

Читайте также: