А и кошелев славянофил кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кошелев Александр Иванович — русский общественный деятель, публицист, славянофил. Родился (9)21 мая 1806 г. в Москве. С детства бывал в родовом имении рода Кошелевых в селах Канино и Смыково Сапожковского уезда Рязанской губернии. Окончил Московский университет. С ранних лет был близок с братьями Киреевскими и В. Ф. Одоевским.

Широко использовал в своих имениях новейшие достижения в полеводстве и животноводстве, сельскохозяйственные машины.

В 40-50-х гг. XIX в. выступал с умеренно-дворянскими проектами по крестьянскому вопросу. Еще в 1847 г. ставил вопрос о необходимости отмены крепостного права в России. Был представителем правительства в Рязанском губернском комитете по подготовке и проведению крестьянской реформы.

Более двух лет являлся министром финансов царства Польского. Будучи предводителем дворянства Сапожковского уезда, многое сделал для развития народного просвещения и здравоохранения. Ратовал за созыв совещательной земской думы.

Алекса́ндр Ива́нович Кошелёв (9 (21) мая 1806, Москва — 12 (24) ноября 1883, там же) — известный публицист и общественный деятель, славянофил.

Содержание

Биография

Родители

Отец его, Иван Родионович Кошелев, учившийся в Оксфордском университете, понравился князю Потемкину, который возвел его в генерал-адъютанты. Екатерина, заметившая ум и красоту молодого Кошелева, однажды призвала его к себе. Этого было достаточно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откуда он более в Петербург не возвращался.

Мать Александра Кошелева, Дарья Николаевна Дежарден, дочь французского эмигранта, была умная и образованная женщина. От родителей Кошелев и получил первоначальное образование.

Юность

В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев брал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский университет, но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов, так как из этих обязательных лекций не все были ему интересны.

Декабрьские события 1825 побудили Общество прекратить свое существование. В 1827 Кошелев у постели умирающего Веневитинова сошёлся с Хомяковым, сильно повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев скоро стал славянофилом. В 1826 году Кошелев переехал в Петербург, где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827—1831) выписки из иностранных газет для императора Николая. Кошелев жил в доме своего дяди, известного мистика Р. А. Кошелева; к этому периоду относится эпизод его несчастной любви к А. О. Россетти, впоследствии Смирновой. В 1831 году Кошелев поехал за границу, познакомился с Гёте, с экономистом Росси и другими знаменитостями и задумал основать не осуществившееся и довольно туманное по задачам общество противодействия русской лени.

Помещик-славянофил

Издатель и общественный деятель

Кошелев умер 12 ноября 1883 г. Мемуары Кошелева были опубликованы посмертно в Берлине: его вдова Ольга Федоровна (урожд. Петрово-Солово; 1816—1893, женаты с 1835 г.) не желала, чтобы они были искажены цензурой.


А равно — о понимании славянофильства как совокупности идейных императивов, на основе которых будет возможно сформулировать ответы на вызовы и проблемы, с которыми сталкивается современное российское общество. Славянофильскую идеологию, как представляется, следует воспринимать не как некоторый экзотический калейдоскоп идей, но как способ мышления, который, несмотря на внешнюю парадоксальность, обладает внутренней логикой, и способен генерировать (предложить) способы решения целого ряда проблем, едва ли не циклически воспроизводящихся в ходе русской истории. В чем же состоят, по мнению автора, интеллектуальные достоинства славянофильства как направления мысли?

Таким образом, заслуга славянофилов состоит в том, что они впервые попытались осмыслить исторический путь и цивилизационную специфику России. Если авторы – западники (А. Янов, А. Ахиезер) традиционно рассматривали их взгляды как реакционную утопию, мешающую реформам, то сторонники альтернативных подходов (С. Г. Кара–Мурза) полагают, что они правильно угадали и обосновали исторический тип российского общества и государства. Как представляется, славянофильство должно занять достойное место среди учений в духе творческого консерватизма, созданных представителями политической мысли других народов и стран.

Александр Иванович Кошелев (1806-1883) – особая фигура в рамках славянофильского движения и в панораме славянофильской мысли, человек, проявивший себя как мыслитель, сельский хозяин, экономист, публицист и общественный деятель. Идейно примыкая к славянофилам, Кошелев тем не менее был чужд ряда крайностей этого течения, терпимо относился к другим мнениям. Его особая позиция заключалась также в особом внимании к идеям братского единения всех славянских племен.

Зададимся вопросом о том, чем примечательна и значима личность А. И. Кошелев? В чем состояла уникальность его личности и творческой судьбы? И какими обстоятельствами определялось его особое место в составе славянофильского движения?

Важно, что проявил себя не только как славянофильский идеолог и теоретик, но и как талантливый и эффективный управленец. Так, когда в преддверии крестьянской реформы стали учреждаться губернские комитеты, Кошелев не был избран в рязанский комитет, но был назначен туда членом от правительства, по предложению рязанского губернатора М. К. Клингенберга. В рамках проводимой в тот период правительством финансовой реформы он участвовал в работе комиссии по составлению проекта замены откупов системой акцизных сборов и был председателем в винокуренной подкомиссии. Также он состоял ещё в двух комиссиях: по выработке устава для поземельных банков и по рассмотрению проекта ипотечного положения. В 1864-1866 годах он состоял членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами; предприняв огромные усилия, сумел стабилизировать финансовое положение в крае.

Таким образом, в лице А. И. Кошелева мы имеем пример представителя эволюционного и творческого консерватизма, соединившего идею народного представительства с идеей разумного государственного порядка, не препятствующего здоровому и естественному развитию общества. Убежденного реформиста, понимающего реформу не только в качестве метода устройства общественных дел, но в качестве особого пути возвращения к исконному состоянию общества и исходным свободам, утраченным вследствие гипертрофии административно-бюрократического начала. И, наконец, как прагматика-управленца, сформулировавшего целый ряд значимых предложений, связанных с реализацией крестьянской и целого ряда других реформ. Благодаря этому вкладу, как представляется, А.И.Кошелев с полным основанием может занять достойное место в ряду таких признанных консервативных мыслителей, как Э. Берк, А. де Токвиль и Л. фон Штейн – наряду с общей переоценкой идейного наследия славянофильства как направления политической мысли.

Александр Иванович Кошелёв — русский публицист, предприниматель. и общественный деятель, славянофил.

Александр Иванович Кошелёв — русский публицист, предприниматель. и общественный деятель, славянофил.

В сентябре 1826 года А. И. Кошелев перешёл на службу в Санкт-Петербург, где ему было поручено составлять извлечения из иностранных газет для императора Николая I. В это время он близко сошёлся с А. С. Хомяковым, сильно повлиявшим на его мировоззрение молодой человек Кошелев скоро стал славянофилом. В 1831 году он выехал за границу, где познакомился с европейскими знаменитостями как Гёте, Шлейермахер, Савиньи, а ткже слушал лекции экономиста П. Росси. Возвратившись в Москву, некоторое время служил советником губернского правления в Москве.

Читайте также: