А и герцен путь от либерального западника к социалисту кратко

Обновлено: 02.07.2024

После университета поступает на службу. Активный участник кружка Станкевича (Огарев, Хомяков, Аксаковы, Киреевские – славянофилы; Грановский, Боткин – будущие западники). Их объединяет интерес к немецкой философии: Шеллинг, Фихте, Гегель.

Гегель: влияние на Герцена, учение о диалектике (объективный идеализм). Идея о бесконечности, беспрерывности развития природы и общества.

Объективный идеализм. Основная идея – Бог. Государство – высшее воплощение этой идеи. Гегель – идеалист.

Герцен переносит идеи диалектики на мир материальный (задолго до Маркса). Он основоположник диалектического материализма. Конфликт с религией, атеист, отрицал роль церкви в морали. Герцен приходит к западничеству с позиций, отталкиваясь от философии Гегеля. Герцен враждебен к идее самобытности. Именно Западная Европа – оплот всего самого лучшего. Россия – тюрьма, нет вольномыслия, а Европа более демократичная.

1847 – Герцен уезжает в Европу.

1850 – Герцен лишен подданства. Герцен отрезал себя навсегда от России, стал изгнанником.

Герцен обращает свой взор к России. Там может быть социализм. Герцен отходит от примитивного понимания Гегеля. Герцен: большую роль в истории играет случай – сознательная деятельность людей. Это создает условия для вариативности истории – т.н. историческая альтернатива. Исторический процесс не предопределен жестко, а может развиваться в разных социальных направлениях, в зависимости от субъективных и объективных причин. История России не обязательно пойдет по западноевропейскому пути развития. В России есть община, она может стать новым институтом, новой моделью исторического развития.

Герцен подхватил идею Чаадаева о мессианской роли России. Если Россия осознает свою уникальность, то она станет развиваться быстрее, чем даже Европа.

Т.о. Герцен эволюционирует в славянофила.

Герцен с энтузиазмом воспринял слухи о либеральных реформах.

Большие надежды возлагал на власть. Поддерживал Н1 и А2.

1859 – создание редакционных комиссий по проекты. Герцен: правительство будет проводить реформы не интересах крестьянина, а в интересах помещика.

Если раньше Герцен не соглашался возглавить революции, был сторонником реформ. То теперь принимает эти призывы (Чернышевский, Боголюбов).

Герцен: основа крестьянского землеустройства – община. Но он никогда ее не идеализировал. Предполагал длительный переходный период к новым общественным отношениям. Это должно стать свободным сообществом людей. Общая земля => развитие солидарности, общие дела, нет конкуренции. Общинный сход – модель демократии, решает все вопросы. Т.к. Герцен был разочарован парламентской демократией в Европе – это только видимость демократии, это тоже диктатура, только диктатура денег. Разочаровался в государстве как в социальном и политическом институте. Государство – всегда диктатура. Общество должно строится на самоуправляющемся принципе.




Сельская община (низ) – волостная община – окружная община – областная община – земский собор (консультативно-координационный центр. Это не парламент, который принимает законы).

Начало 60-х годов – Герцен отрицает государство. Эволюционирует в анархизм.

Важное условие развития для Герцена: свободное развитие каждой отдельной личности, которая добровольно выполняет общественные дела, а не как на западе подчинена деньгам.

На этом этапе Герцен не исключает революции.

1863-1864 – самороспуск Земли и воли. Завершение либеральных реформ – выстрел Каракозова. Испугал и Герцена. Молодые революционеры станут жертвой народа, т.к. между ними пропасть. Революция станет преждевременной.

После университета поступает на службу. Активный участник кружка Станкевича (Огарев, Хомяков, Аксаковы, Киреевские – славянофилы; Грановский, Боткин – будущие западники). Их объединяет интерес к немецкой философии: Шеллинг, Фихте, Гегель.

Гегель: влияние на Герцена, учение о диалектике (объективный идеализм). Идея о бесконечности, беспрерывности развития природы и общества.

Объективный идеализм. Основная идея – Бог. Государство – высшее воплощение этой идеи. Гегель – идеалист.

Герцен переносит идеи диалектики на мир материальный (задолго до Маркса). Он основоположник диалектического материализма. Конфликт с религией, атеист, отрицал роль церкви в морали. Герцен приходит к западничеству с позиций, отталкиваясь от философии Гегеля. Герцен враждебен к идее самобытности. Именно Западная Европа – оплот всего самого лучшего. Россия – тюрьма, нет вольномыслия, а Европа более демократичная.

1847 – Герцен уезжает в Европу.

1850 – Герцен лишен подданства. Герцен отрезал себя навсегда от России, стал изгнанником.

Герцен обращает свой взор к России. Там может быть социализм. Герцен отходит от примитивного понимания Гегеля. Герцен: большую роль в истории играет случай – сознательная деятельность людей. Это создает условия для вариативности истории – т.н. историческая альтернатива. Исторический процесс не предопределен жестко, а может развиваться в разных социальных направлениях, в зависимости от субъективных и объективных причин. История России не обязательно пойдет по западноевропейскому пути развития. В России есть община, она может стать новым институтом, новой моделью исторического развития.

Герцен подхватил идею Чаадаева о мессианской роли России. Если Россия осознает свою уникальность, то она станет развиваться быстрее, чем даже Европа.

Т.о. Герцен эволюционирует в славянофила.

Герцен с энтузиазмом воспринял слухи о либеральных реформах.

Большие надежды возлагал на власть. Поддерживал Н1 и А2.

1859 – создание редакционных комиссий по проекты. Герцен: правительство будет проводить реформы не интересах крестьянина, а в интересах помещика.

Если раньше Герцен не соглашался возглавить революции, был сторонником реформ. То теперь принимает эти призывы (Чернышевский, Боголюбов).

Герцен: основа крестьянского землеустройства – община. Но он никогда ее не идеализировал. Предполагал длительный переходный период к новым общественным отношениям. Это должно стать свободным сообществом людей. Общая земля => развитие солидарности, общие дела, нет конкуренции. Общинный сход – модель демократии, решает все вопросы. Т.к. Герцен был разочарован парламентской демократией в Европе – это только видимость демократии, это тоже диктатура, только диктатура денег. Разочаровался в государстве как в социальном и политическом институте. Государство – всегда диктатура. Общество должно строится на самоуправляющемся принципе.

Сельская община (низ) – волостная община – окружная община – областная община – земский собор (консультативно-координационный центр. Это не парламент, который принимает законы).

Начало 60-х годов – Герцен отрицает государство. Эволюционирует в анархизм.

Важное условие развития для Герцена: свободное развитие каждой отдельной личности, которая добровольно выполняет общественные дела, а не как на западе подчинена деньгам.

На этом этапе Герцен не исключает революции.

1863-1864 – самороспуск Земли и воли. Завершение либеральных реформ – выстрел Каракозова. Испугал и Герцена. Молодые революционеры станут жертвой народа, т.к. между ними пропасть. Революция станет преждевременной.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Герцен А.И. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Герцен А.И Подготовила: студентка гр. ТАОП-312 Копкина Надежда Преподаватель: Васильева Татьяна Владимировна

Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделен вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства. Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделен вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства. С раннего возраста Александр Герцен зачитывался произведениями философа Вольтера, драматурга Бомарше, поэта Гете и романиста Коцебу, поэтому он рано усвоил вольномысленный скептицизм, который сохранил до конца жизни.

В 1829 году Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где вскоре вместе с Николаем Огаревым (поступившим годом позже) образовал кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности – Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830–1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона – построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин). В 1829 году Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где вскоре вместе с Николаем Огаревым (поступившим годом позже) образовал кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности – Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830–1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона – построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин).

В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет и поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Служба оставляла ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года он был арестован – за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года Герцен был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства. В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет и поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Служба оставляла ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года он был арестован – за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года Герцен был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства. С 1836 года Герцен печатался под псевдонимом Искандер. В конце 1837 года он был переведен во Владимир и получил возможность посещать Москву и Петербург, где был принят в круг критика Виссариона Белинского, историка Тимофея Грановского и беллетриста Ивана Панаева. В 1840 году жандармерией было перехвачено письмо Герцена к отцу, где он писал о душегубстве петербургского будочника – уличного постового, убившего прохожего. За распространение неосновательных слухов он был выслан в Новгород без права въезда в столицы. Министр внутренних дел Строганов назначил Герцена советником губернского правления, что было служебным повышением.

Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента: Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента: 1. Изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях; 2. Вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины); 3. Нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений.

Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли 40-60-х гг. прошлого столетия. Современный взгляд на философское наследие Герцена позволяет конкретным образом понять единство русской философии – единство как продукт русской жизни и русской культурной среды, вместе с тем органически включающее в себя внутренний диалог с новоевропейской рациональностью. Это единство относительно, оно есть единство во многообразии и является сочетанием разнородных в мировоззренческом отношении построений. На единство русской философии указывает также существование реальных – идейных и личных, очных и заочных – связей между Герценом и многими, порой совершенно разными по своей мировоззренческой ориентации мыслителями: Герцен – славянофилы, Герцен – Леонтьев, Герцен – Достоевский, Герцен – Толстой, Герцен – народники, Герцен – евразийцы и т. п. В настоящей статье были затронуты лишь некоторые из этих внутренних связей в русской философской мысли.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мой доклад на конференции 15 апреля.

6 апреля нынешнего года мы отметили 200 лет со дня рождения А.И. Герцена (1812-1870) – одного из крупнейших русских мыслителей-социалистов, теоретика революционного народничества, писателя и мемуариста.

Впрочем, Герцен никогда не был бездумным последователем концепций французских социалистов. Он отвергал их стремление к непременно мирному переустройству общества. Герцен синтезировал революционную традицию декабристов (в верности делу которых он вместе с Н.П. Огарёвым поклялся в юности на Воробьёвых горах) и социалистическую идею, став, таким образом, первым русским революционным социалистом.

В 1834 г. молодёжный кружок, созданный Герценом и Огарёвым, был разгромлен, его организаторы оказались в ссылке. Сам Герцен попал в 1835 г. в Вятку, где служил в губернаторской канцелярии, познакомился с жизнью края и опубликовал ряд статей. Через три года он был переведён во Владимир, а в 1840 г. получил возможность поселиться в Петербурге. Вскоре последовала новая ссылка – в Новгород, а с 1842 г. и до отъезда за границу в 1847 г. Герцен жил в Москве, находясь в центре русского общества, его философских, исторических и политических (насколько это было возможно при Николае I) споров.

Существенное влияние оказала на Герцена и философия Фейербаха. Таким образом, его мировоззрение можно охарактеризовать как синтез взглядов французских социалистов и немецких философов с русской революционной традицией.

Нельзя сказать, что эти идеи для России были абсолютно новы. Ссыльные декабристы М.А. Фонвизин и Н.А. Бестужев в 1840-х гг. также высказывали мысль о том, что крестьянская община может стать основой для перехода к социализму, и выражали скепсис в отношении социалистических перспектив западной Европы. Но в условиях строгой цензуры открытая социалистическая пропаганда была практически невозможна, для её успеха требовалась неподцензурная печать, которую, как известно, и развивал Герцен, находясь за границей.

Сама Россия накануне Октябрьской революции не входила и не могла входить в число стран развитого капитализма. Пролетариат был немногочислен, подавляющее большинство населения составляло общинное крестьянство, позиция которого и стала главным фактором победы красных в Гражданской войне. После революции существование сельской общины сыграло важнейшую роль в успешном проведении коллективизации, когда на базе общины был создан её обновлённый вариант – колхоз, основанный не только на коллективной собственности, но и на коллективной обработке земли (что существенно повысило эффективность сельского хозяйства).

Напротив, в большинстве стран Восточной Европы, входивших в социалистический лагерь (например, в Польше), коллективизация не была проведена, и одной из причин этого можно назвать отсутствие в этих странах крестьянской общины, которая подготовила бы почву для создания колхозов. О Западной Европе, где социалистические революции так и не произошли, можно и не упоминать.

Об этом важно вспомнить в те дни, когда власть широко отмечает 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина, реформа которого представляла собой попытку подорвать сельскую общину. В результате, как известно, община устояла и после революции перешла на новую, более высокую стадию развития, а вот власть, затеявшая реформу – рухнула.

Tags: идеология, история, статьи
Current Music: Калинов мост - Умолчали

Международный банковский институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Реферат по философии

Исполнитель: студентка гр. 52ФК-32

Кукушкина Анна Андреевна

Руководитель: кандидат философских наук, доцент

Быданов Виктор Евгеньевич

Александр Герцен уделял много внимания своим философским работам, главной темой которых является понимание Запада и западного образа жизни. Его волновал Запад ,как своего рода мировая цивилизация, развивающаяся в определенном направлении. В конечном счете, ключевая проблема для Герцена был в том, каким образом и в каком направлении Россия должна развиваться.

Герцен - основоположник народничества и революционный демократ, всегда страстно осуждал крепостничество и самодержавие в России, призвал к утилизации старого мира. Герцен являлся сторонником атеистической позиции. Социальные и этические взгляды Герцена проникнуты антропоцентризмом, уважением к человеческой индивидуальности, к торжеству свободного человека.

Герцен - ближайший наследник декабристов и один из учителей, революционеров-разночинцев. Это был трудный путь идейного развития, он характеризовался противоречиями, обусловленными исторической обстановкой тех лет в России и на Западе, но это был процесс непрерывного идеологического роста. Герцен с пристрастием познавал научные знания о законах природы и общества. Его работа всегда была неразрывно связана с передовыми устремлениями русского общества, с освободительной борьбой народа против самодержавия и крепостничества.

Александр Герцен родился 25 марта (6 апреля) в 1812 году в семье богатого и родовитого дворянина Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг. Яковлевы состояли в дальнем родстве с правящей королевской семьей Романовых. Среди предков Ивана известные бояре, воеводы, а его дед был доносчиком при императрице Екатерине I. Брак родителей Герцена не был оформлен, и мальчик был "приемным ребенком", "воспитанником" Яковлева, который придумал фамилию своему сыну- Герцен (от немецкого слова Herz - сердце) . Эта ситуация не была редкой среди знати того времени.

Яковлев любил своего сына, но его воспитанием почти не занимался, и имея замечательные способности, одаренный мальчик свободно развивался, жадно поглощая книги из отцовской библиотеки, пытливо изучая окружающую его жизнь. Истории о пожаре Москвы, Бородинская битва были, по словам Герцена, его "колыбельными песнями" и именно они научили его любить народ и родину.

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, в основном конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гете, Шиллера с ранних лет пробудили в мальчике сентиментальные и романтические тона. Регулярных занятий не было, но учителя - французы и немцы - довели до мальчика твердое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с Шиллером, Герцен был полон свободолюбивых устремлений, на развитие которых повлиял учитель русского слова Протопопов, приносивший Герцену тетради со стихами Пушкина, "Ода на свободу", "Кинжал", "Думы", Рылеева и т.д., а также Бушо, участник Французской революции.

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков произвела новость о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, еще туманные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьевых горах, друзья поклялись бороться за свободу. После этого случая они стали единомышленниками на всю жизнь.

Уже в 1829-1830 годах Герцен написал философскую статью о Шиллеровом Валленштейне. В этот период жизни Герцена его идеалом были Карл Моор, а затем Поза.

В 1833 году Герцен окончил с серебряной медалью университет и стал работать в Московской экспедиции Кремлевского строения, и из-за достаточного количества свободного времени для творчества, Герцен планирует издание журнала.

июля 1834 был арестован Огарев, пойманный в круге молодых людей, которые пели песни Соколовского, "наполненные гнусными и злоумышленными выражениями против верноподданнической присяги". Затем, в ночь с 20 на 21 июля был арестован после обыска в доме Яковлева и Герцен. 31 марта 1835 всем пойманным был объявлен приговор, в котором Герцена отправляют в ссылку служить в Пермскую губернию. Благодаря своему молодому, крепкому здоровью, Герцен легко пережил одиночество тюремного заключения, считая несправедливым свое гонение, но всё же вспоминает об этом как о времени личного роста и духовнoго укрепления. Во время пребывания в тюрьме он писал, изучал итальянский язык, читал о житии святых. В тюрьме начинается полоса мистических настроений, поддержанных в особенности глубокою любовью к Наталии Александровне Захарьиной. Герцен начинает переписываться с ней из тюрьмы и передает ей один из его первых литературных произведений- легенду о Феодоре. В тюрьме он также делает наброски рассказа "Германский путешественник", где описывается история о мнимой встрече с Гёте, и это уже отражение другого настроения пути Герцена, его художественного призвания. В годы изгнания Герцен столкнулся лицом к лицу с мерзкой бюрократической чиновничьей средой, и жизнью порабощенного народа.

апреля Герцен приехал в Пермь, но вскоре был переведен в Вятку, куда он прибыл 19 мая 1835. 1 июня он был назначен переводчиком губернского управления. Статистический комитет учреждения в провинции открыл возможность Герцену начать более значимую работу, и Герцен представил себя в обществе состоятельным и образованным молодым человеком из столицы, тем самым сгладив тягости воинской повинности: его принимают везде, он посещает епископа, с которым говорит о православии и католицизме, его приглашают быть почетным гостем на экзамене в школе и т.д. Но вскоре вокруг Герцена формируется круг молодежи, которые оценили его за горевший в нем энтузиазм к миру мысли и чувства, и в свою очередь, он находит в лице изгнанного архитектора - художника А. Витберга человека, перед авторитетом сердца и высоким идеализмом, которого он восхищается. Во время ссылки в Вятке, Герцен продолжает переписываться со своей кузиной, Н. А. Захарьиной , которая впоследствии стала его женой. В Вятке Герцен закончил статью о Гофмане, опубликованной в № 10 "Телескопа" за 1836, переработал "Германского путешественника" и легенду о св. Феодоре, пишет "Вторую встречу" или "Человек в венгерке". Работы которые не дошли до нас: мистический рассказ "Там", "Третья встреча" или "Швед" (o Витберге).

Когда с 1838 году в Вятке, как и в других провинциях, появились "Губернские Ведoмости" Герцен был, естественно, их редактором и организатором. Он поместил здесь начало монографии о вятских инородцах и несколько других этнографических материалов. Он также должен был принять участие в устройстве Вятской публичной библиотеки и даже говорить торжественную речь о её открытии. Это было накануне его отъезда из Вятки. Освобождение от службы было неожиданным. Во время путешествия в 1837 году, наследника престола, впоследствии императора Александра II, по поручению Тюфяева, Герценом была организована выставка по местным краям, в которой он достиг хорошего результата. 18 мая Наследник посетил выставку, и она ему очень понравилась, и по настоянию сопровождающих будущего императора Жуковского и Арсеньева, о заслугах молодого организатора выставки было доложено министру внутренних дел.

ноября того же года Герцена переводят во Владимир на Клязьме. Его жизнь здесь стала продолжением жизни в Вятке. Герцен стал главным редактором газеты "Губернские Ведомости", вел оживленную переписку с Наташей, которую он увез тайно из Москвы и и женился 10 мая 1838; этот момент был подробно описан в "Былом и думах". Письма этого периода у Герцена полны выражения совершенной гармонии и душевного счастья. " Это был период романтизма в моей жизни, - резюмирует позднее Герцен вятскo-владимирский период: - мистический идеализм, полный поэзии, любовь, всепоглощающее и всенаправляющее чувство."

июля 1839 с Герцен был освобожден из-под надзора полиции. Осенью он приезжает в Москву и встречается с людьми, которые в скором времени сольются в знаменитый круг западников сороковых годов. В конце 1839 в Санкт-Петербурге Герцен суетится о возведении в чин, который давал право дворянства, и это ему удалось. 29 февраля 1840 Герцену присвоено звание коллежского асессора в Министерстве внутренних дел и тем самым приобретает право на то, чтобы жить везде.

В конце марта он, его жена и первенец навсегда уехали из Владимира. Жизнь Герцена за 1834-40 года в провинции прошла не зря. Со своей стороны Герцен взял огромный запас большого жизненного опыта и наблюдений провинциальной жизни общества, впоследствии, обработанного для своих литературных работ и, наконец, просто жил молодой, но очаровательно красивой жизнью, поскольку она была проникнута высокими духовными интересами с чувством братства и горячей чистой любовью.

В 1842 году он смог получить разрешение на выезд в Москву. Годы жизни в Москве (1842-1847) были важным и плодотворным этапом его духовного роста и литературной деятельнoсти. За эти годы Герцен написал несколько больших философских произведений, таких как повести "Сорока-воровка", "Доктор Крупов" и роман " Кто виноват? ", в котором главной темой является осуждение рабства в России.

мая 1846 умер И.А. Яковлев и Герцен стал наследником крупного состояния. Принимая наследие, Герцен освободил всех крепостных Яковлева, несколько десятков семей. Сумма наследства давала возможность выехать заграницу. После долгих хлопот Герцен добился освобождения из-под полицейского надзора и возможности получить загранпаспорт, который был выдан ему 9 декабря 1846. Герцену вместе с женой и тремя детьми был предоставлен отпуск в течение 6 месяцев для поездки в Италию и Германию для лечения жены. О Париже, куда на самом деле собирался Герцен, в паспорте не было упомянуто.

В 1847 году Герцен с семьей покинул Россию и начал свое долгое путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран, он записывает свои личные впечатления в свои историко-философские исследования («Письма из Франции и Италии ", 1847-1852 , " С того берега " , 1847-1850 , и др.).

В 1852 Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции.

Осенью 1869 Герцен поселился в Париже: он предвидел быстрый рост революционной волны во Франции. Эти опасения не обманули его, вскоре вспыхнули события, которые привели к появлению Парижской Коммуны. Но дожить до этого первого опыта диктатуры пролетариата Герцен не смог: он заболел воспалением легких и умер 21 января 1870 в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Герцена был перевезен в Ниццу. На его могиле установлен памятник изображающий Герцена во весь рост: в глубокой задумчивости, скрестив руки на груди, он стоит обращенный лицом к России, полный веры в ее светлое будущее.

2. Социально- философские взгляды А. И. Герцена в его работах

.1 Литературное наследие Герцена

В русской литературе , никто кроме Толстого не сказал так беспощадно о себе и своих близких, как Герцен. Но история Толстого была проникнута нравоучительными тенденциями. У Герцена этих тенденций не было никогда. Гегелевская диалектика и фейербаховский материализм освободили Г. навсегда от попыток стать в позу морального проповедника. Его художественный рассказ не преследует другой цели, как показать и понять жизнь как она есть.

Бесстрастная история, сухие факты, логическое сравнение идей, систем, тенденций - были глубоко чужды литературному стилю Герцена. Переживший очень тяжелую личную жизнь, ставший близким свидетелем и участником драматических моментов в мировой истории, Герцен воспринимает жизнь как постоянно развивающуюся драму, иногда прерываемую комическими эпизодами и часто переходящую в безнадежную трагедию. Его художественная сила заключалась в том, что он переносил на свои страницы куски этой драмы, также как их преподносила жизнь, не смазывая и не сглаживая, не стесняясь на той же странице плакать и восхищаться, бичевать и весело смеяться, любить и возмущаться. Его работы полны исторических портретов, сцен и эпизодов.

.2 Социальные взгляды Герцена

Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и его яркое литературно-философское творчество, одна из самых славных страниц в истории русского освободительного движения и русской демократической культуры.

А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX века как великий мыслитель и материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавия и крепостничества.

Тем не менее, философский аспект творчества Герцена Чрезвычайно интересен для рассмотрения. Большое влияние на него оказали социалистические идеи Сен-Симона , образовательные идеи Руссо, философские взгляды Шиллера, научные работы Гете, Гегеля, Фейербаха и Прудона, среди русских философов можно выделить Хомякова, хотя отношение Герцена к славянофилам в разные периоды было разным.

Философская концепция Герцена сосредоточена главным образом на социальной стороне общества, но ни в коем случае эта сторона не обособляется от остальных сторон мира. Для Герцена проблемами, на которых он, по словам Зеньковского, сосредоточил все свое внимание, стала тема личности и социально-этическая тема.

Как видно, Ленин использует биографию и историю философских поисков Герцена, чтобы подчеркнуть неизбежность перехода от идеализма к материализму в его философии.

3. Философские рассуждения Герцена

.1 Размышления о будущем России

Капиталистическое развитие России в тех конкретных условиях было неизбежно, но гуманист и народолюбец, Герцен искал для России какой-то третий путь, который позволил бы ей освободиться от крепостничества и вместе с тем избежать капитализма и господства буржуазии.

Он видел особое призвание России присоединиться к западным идеям социализма с национальными фондами России крестьянской общины и показать миру возможность нового общества без эксплуатации человека человеком.

Герцену казалось, что, став Россия социалистической страной, то она избежит капитализма и порождаемых им столкновений. Предсказывая торжество социализма, мыслитель писал о его конце: «Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертельная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущей, неизвестной нам революцией.

После крестьянской реформы 1861 года Герцен приходит к пониманию того, что России не удастся миновать капитализма, но не отказывается от мысли о том, что Россия совершит иначе переход к социализму, чем другие народы. Он считал, что не может быть одной общей формулы осуществления социалистического идеала. Отличительной чертой герценовского социализма было то, что он предпочитал такой социалистический переворот, который бы не допускал кровавых средств. Однако он понимал, что и насильственный переворот может быть неизбежным, и все же считал, что лучше не допускать подготовки к насилию. Он был против установки Бакунина на немедленный бунт и выступал за сохранение государства.

.2 Проблемы, мешающие развитию России

Раскрывая противоречия крепостнических отношений, Герцен показал, что существуют две различные, противоположные друг другу России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным правительством. Между этими Россиями не может быть примирения. Противопоставив Россию крестьян помещичьей, дворянской России с ее политическим строем, направленным на охрану господства и привилегий дворян, Герцен открыто встал на сторону крестьянской, народной России.

4. "Былое и думы " как выражение общественных отношений

герценовский социализм революционный философский

В большом и многостороннем опыте Герцена как писателя и борца нашли отражение значительные исторические процессы - переход к новому этапу в развитии русской революции. Одна из самых значительных фигур среди благородных революционеров, Герцен в результате долгих и мучительных поисков идеологических исканий пришел в лагерь Чернышевского и Добролюбова и закончил свою карьеру как выдающийся деятель революционного крестьянской демократии.

В. И. Ленин назвал Герцена одним из предшественников русской революционной социал-демократии. В статье "Памяти Герцена", написанной в 1912 году, Ленин с исключительной четкостью и полнотой определил место Герцена в истории русского революционного движения и общественной мысли, ведущие тенденции мировоззрения писателя, что в его взглядах и деятельности принадлежали народу.

Замечательный художник-реалист, автор всемирно-известных мемуаров и ряда других произведений, Герцен был крупнейшим журналистом, основателем вольной русской прессы за рубежом. Тонкий и проницательный критик и теоретик искусства, он оставил глубокий след в развитии русской и мировой эстетики.

В литературной борьбе своего времени Герцен играл важную роль как один из самых демократических русских писателей 40-60-х годов. В его взглядах на искусство и литературу отразились самые прогрессивные традиции русской критической и эстетической мысли, традиции Пушкина, декабристов, Белинского, эстетические принципы русской революционной демократии 60-х годов. Герцен горячо и последовательно отстаивал принципы передового реалистического искусства, справедливо усматривал в правдивом, обличительном слове художника-реалиста могучее средство революционной борьбы.

. В.И. Ленин, Сочинения, т. 18, с. 9-10.

. Володин В. А. А. И. Герцен в размышлениях о науке // Природа. 1987. № 4. С. 3 - 14;

Читайте также: