А этциони вклад в менеджмент кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изменения в общественном сознании нашли отражение в особенностях современных идейных течений (коммунитаризм, антиглобализм, технократизм, феминизм) [9, с. 175-183], которые объединяет синтетический характер навязанный буржуазными СМИ, когда ориентация на решение общих насущных проблем разрушается определенной идеологическая аморфностью общества.
Можно предположить, что на данном этапе развития коммунитаризм уже является развивающимся мировоззрением по сравнению с буржуазно-либеральным и марксистским мировоззрениями. Следует отметить, что все эти течения сегодня находятся на стадии застоя, в случае же активного развития коммунитаризм преодолеет косность и безинициативность населения многих стран и скоро будет претендовать на роль глобальной идеологии XXI в. Однако из-за косности и социальной безграмотности населения многих стран, рассматриваемое здесь течение коммунитаризма, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю, до сих пор не получило массовой известности и развития в качестве мировой социальной идеологии ещё и в силу буржуазной продажности СМИ во многих странах мира. Но влияние коммунитарных идей на основе коллективизма и роста политического сознания современных граждан, особенно молодежи, очень велико и продолжает постоянно расти.

Коммунитаризм, как относительно новое социально-политическое учение, является во многих аспектах социально прогрессивнее всех других социальных учений в плане развития гумнизма, равноправия и социальной справедливости в отношении прав, свобод и гражданских обязанностей граждан. Его целью является построение сплочённого единой целью и этим сильного гражданского общества, основанного на ценностях общественного блага основанного на развитии трудолюбия в силу заинтересованности трудящихся в своём благополучии! А благополучие в силу исполнения законов коммунитарного общества будет зависеть только от количества и результатов квалификации своего труда на благо общества, чтобы иметь необходимые блага от общества достойно своего труда, а не денег, неизвестно как добытыми и часто не обеспеченной никакими социальными гарантиями. Отличительной чертой коммунитаризма, сегодня позиционируемого как умеренное общественно-политическое движение, является критика либеральных приоритетов прав и свобод личности над интересами всего общества. А для развития и формирования коммунитаризма в социальном демократическом государстве должны быть сформированы и соответствующие государственные службы правопорядка, которые и должны обеспечивать такой правопорядок, который является одним из составных частей общественного порядка коммунитаризма! Чтобы определялось то состояние общественных отношений, при которых обеспечивается соблюдение справедливого социально-экономического закона избранного народом, чтобы его судебно-правовые нормы служили для общественного благополучия всех, а не только власть и богатство имущих! Но для этого должна быть сформирована партия с такими целями и эта партия должна победить на выборах!


Примечательно, что предложения о пересмотре, а в перспективе и возможном отказе от некоторых ценностей либерализма исходят от американского ученого Амитая Этциони, прежде получившего мировую известность благодаря исследованиям в области социальной экономики по организации труда и формированию вознаграждения за труд. В связи со значительным объемом теоретического наследия коммунитаризма (только Этциони является автором более 20 книг), здесь анализируются лишь некоторые аспекты данной идеологии, которые представляются наиболее актуальными в связи с наблюдаемыми тенденциями развития современной политэкономической грамотности населения разных стран.

Ни план, ни рынок в отдельности не могут быть основой для адекватного перерастания капиталистического негатива в социальный позитив. В общество социальной справедливости любой капитал должен в равной мере служить интересам всего народа относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качество жизни каждого должно определяться по результатам квалификации труда каждого на благо всего общества, а не по привилегиям власть и богатство имущих, которые откупаются от своих наёмных трудящихся деньгами не обеспеченными никакими социальными гарантиями.
Именно для этого и необходимо создавать условия, при которых невозможен экономический паразитизм кого-либо, поэтому и рынок должен быть только вне плана развития социальной сферы, где план — основа как для удовлетворения потребностей всех производительных сил, так и для формирования саморазвивающейся социально-экономической системы опирающейся как на инициативность и творчество масс, так и на потребности населения в процессе своего развития. Вот такое должно быть взаимопроникновение двух социально-экономических структур общества.

В целом традиционное капиталистическое гражданское общество, с точки зрения коммунитаризма, менее ценно, чем социально устроенное общество и в этом ключевое понятие, используемое Этциони для обозначения нового и более прогрессивного типа общественного устройства. Следуя его концепции социального гражданского общества, необходимо поддерживать только те институты последнего, которые служат проводниками такого набора всеобщих ценностей, которые развивают в людях честность и солидарность, духовность и интеллектуальность. Толерантность понимается не только как терпение, но и требование соблюдения общих для всех законов и морально-нравственных норм! Этциони допускает некоторый моральный плюрализм лишь по небазовым, неосновным социально-экономическим вопросам [Там же, с. 201].
Универсальность и относительная идеологическая нейтральность с центристским характером коммунитаризм должен завоёвавать всё большую аудиторию своих сторонников, способствовать своему широкому распространению среди населения Земли. Внедрение коммунитарных ценностей предполагает отказ от четкой идентичности, прежде всего, национальной, религиозной, гражданской и классовой в пользу интересов всего сообщества, которое должно стать основой будущего мирового сообщества. Эта изменённая концепция групповой принадлежности при определенных условиях может вести к ограничению независимости тех институтов гражданского общества, которые мешают развитию общественного благополучию.

Но если общественно полезный труд - это труд направленный на благополучие общества, а некоторые трудятся лишь на лишение людей такого благополучия, значит это антиобщественное деяние и должно пресекаться по закону! А где такой закон? Даже если будет такой закон, то где закон, определяющий социальное благополучие и его взаимосвязи с трудовой деятельностью населения? Вот такие законы и необходимо внедрять в жизнь общества, что и предлагают коммунитаристы.
Формирование глобальной социальной архитектуры будущего общества - тема, проходящая через все работы Этциони. Насилие в мире не может быть искоренено без общей системы управления и развития, которая в варианте, предлагаемом Этциони, состоит из сети местных и региональных коммунитарных сообществ, функционирующих для общих интересов населения под эгидой национального коммунитарного правительства, а они в свою очередь, должны быть объединены в единую мировую структуру коммунитарных стран [13, с. 269].

Задача, стоящая перед коммунитаристами на современном историческом этапе, - это создание и внедрение эффективных технологий влияния, способствующих преодолению классовых, национальных, религиозных и прочих разногласий между людьми и добровольному принятию населением более прогрессивной коммунитарной модели развития.
Если прежний подход к внешней политике, в соответствии с которым недемократические общества, якобы, однозначно представляют угрозу и не могут претендовать на статус партнеров, то новый взгляд на международные отношения предполагает смягчение первоначальных требований к социально-экономическому партнёрству и содружеству. Требования быстрого перехода к коммунитаризму - это не первоочередной шаг. Новый гибкий подход позволяет выстраивать нужные социально-экономические отношения с любыми, в том числе с авторитарными режимами [1].

Коммунитаристы также призывают к культурному диалогу об общих ценностях в качестве проявления доброй воли народов в борьбе за мир и содружество между всеми народами для их благополучия достойно труда каждого на благо всех! [13, с. 95; 17, с. 242-243]. В мире уже существует и растет согласие по поводу того, что некоторые формы культурного международного содружества безусловно приемлемы, когда дело касается защиты базовых прав человека [Там же, с. 233]. В случае институциализации конфликта правовое оформление его обязательств приводит к потере части независимости соперника и ограничивает свободу его действий, что, безусловно, выгодней жесткой конфронтации и войны [15, с. 281, 282]. Отрицание же прав человека влечет за собой изоляцию и аут-сайдерское положение [17, с. 234].

На повестке дня - создание новых международных сетей, которые должны дополнить институты глобального коммунитарного движения. Сегодня формальные общественные движения могут выполнить лишь небольшую часть работы по созданию единой мировой структуры коммунитаризма. Новый подход к международным контактам заключается в организации неформальных связей между гражданами разных стран в обход национальных правительств и формальных институтов [12]. В Европейском союзе (ЕС), как пилотном проекте нового международного института, многие решения по унификации управления Европой уже принимаются без консультаций со всеми странами-участниками ЕС, но последние события на Ближнем Востоке умерили прыть коммунитаристов.
Определенные успехи на пути к мировому сообществу уже достигнуты - значительная часть населения планеты может общаться на английском языке, имеет общие ценности и интересы. Перспективной задачей коммунитаризма является дальнейшее расширение чувства гражданской общности за пределы государств через единые ценности и структуры, которые будут приоритетными по отношению к национальным, религиозным, гражданским и другим формам традиционной идентичности [Там же].

Воспитанные на преданности общим ценностям граждане могут самостоятельно бороться за решение большинства внутренних проблем. Объектом для вмешательства мирового сообщества должно стать государство, несущее миру три базовых угрозы: наращивание ядерного вооружения, поддержка терроризма и геноцид. Для предотвращения массового уничтожения людей и развитие демократизации во всех сферах жизни должно обязательно способствовать развитию дружбы между народами. Пока права человека не равноценны, право на безопасность первично по отношению к социально-экономическим и, тем не менее, гражданскими и политическими правами пренебрегать нельзя! Пусть общая опасность - естественный, хотя и негативный фактор объединения людей, но общее стремление народов к социальной справедливости не меньший фактор развития гражданского мира.

Локально коммунитаристский проект при определённом развитии в перспективе довольно реалистичен и в целом это социально-политическое течение является своевременной попыткой сформулировать ответ на главные вопросы, стоящие перед всем человечеством в XXI в. Не вызывают сомнений проблемы, к которым коммунитаризм привлекает общественное внимание. Это индивидуализм и равнодушие людей друг к другу, кризис семьи, рост преступности, загрязнение окружающей среды, распространение оружия массового поражения. Все они требуют незамедлительного решения путем перехода человечества к более прогрессивным моделям общественной организации, потребления ресурсов и взаимного контроля в социально-экономической жизни людей.

А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

Амитай Этциони (родился 4 января 1929, Кёльн, Германия) (имя при рождении Вернер Фальк) - американский социолог, который известен своими работами в области социологии организации, социоэкономики, коммунитаризма, социальной и политической философии, теории международных отношений (формирования новой глобальной архитектуры). Он был одним из основателей коммунитарных движений в начале 1990-х годов, а также основателем коммунитарных сетей для распространения идей движения.

Содержание

Биография

До окончания университета

Амитай Этциони родился в Кёльне в 1929 году. Его семья бежала в подмандатную Палестину в 1930-е годы. Этциони закончил Еврейский университет в Иерусалиме (бакалавриат в 1954 г., магистратура — в 1956 г.). Там среди его преподавателей был Мартин Бубер. В 1958 году поучил степень PhD по социологии в университете Калифорнии (Беркли).

После окончания университета

Научная деятельность

Какие вопросы и проблемы изучал

Этцоини отстаивает системно-кибернетический подход к теории общества, в котором осуществляется попытка соединения методов системного подхода в социологии с идеями эволюционизма; на рассмотрение же социальных макросистем - общества и межгосударственных систем - распространяются приемы и понятия, полученные при исследовании организаций. При этом акцент смещается с изучения стихийных общественных процессов на теоретическую разработку планируемых перемен. В работе "Сравнительный анализ сложных организаций" (1961) Этцоини разрабатывает типологию механизмов социального контроля, близкую по характеру к концепции символических посредников у Парсонса. Согласно Этцоини, любая организация может быть проанализирована с точки зрения соотношения применяемых в ней принудительных, утилитарных и социально-нормативных образцов и способов социального регулирования. В своем главном труде "Активное общество: теория социальных и политических процессов" (1968) Этцоини выступает в качестве социального проектанта, стремящегося создать такую схему обществ, устройства, в которой наилучшим образом реализовались бы общечеловеческие ценности. Ключевыми понятиями здесь выступают респонсивность (т. е. чувствительность правящих верхов к нуждам членов общества, занимающих нижние ступени социальной иерархии) и аутентичность (или подлинность самих человеческих потребностей, которые, по Этцоини, едины для всех людей независимо от их культурной принадлежности). Один из главных путей повышения "активности" современного индустриального общества Этцоини усматривает в усилении централизованного контроля (в кибернетическом смысле) над функционированием системы, понимая под контролем, в отличие от Парсонса, не нормативное регулирование, а сложное взаимодействие власти и информации. В более поздних работах Этцоини все большее внимание уделяет рассмотрению конкретных социальных проблем и, в частности, созданию системы социальных индикаторов, позволяющих очерчивать и решать эти проблемы.

Работы сделавшие его знаменитым

Критика идей коммунитаризма

Личная жизнь

Профессор Этциони женат третьим браком и имеет двух сыновей от первого брака и трёх от второго. Он живет в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия.

Интересные факты

В последних важную роль играют процессы со­знательного планирования и регулирования: активные системы могут создавать кибернетическую схему ещё не существующего будущего и органи­зовывать свои изменения в направлении будущего

её состояния. Такой подход является дополнением к структурному функционализму с его идеей спон­танно-регулирующейся социальной реальности. В таком виде теория Этциони охватывает и стихий­ные, и планируемые изменения большого масшта­ба - социетальные изменения. Активность социальной системы зависит от трех факторов:

1. :Кибернетического фактора, включающего ин­формационные качества системы: способность со­бирать, обрабатывать и использовать знания о ре­альности, а также способность ставить цели и принимать решения.

2. Фактора власти, включающего способность её осуществления не только на нормативно-симво­лических средствах контроля, но также опираю­щийся на средства насилия и распределения матери­альных ресурсов. Последние Этциони рассматривает

как потенциал власти, цели и способы применения которого зависят от воли правящей элиты.

3. Факторы согласия, наличествующего в де­мократических обществах.

Основой социальной жизни является латентная структура как совокупность моральных оценок (культура). Последняя, по определению Тириакь­яна, есть многослойная система символов, каждый из которых выражает суть определенной ценност­ной ориентации. Социальная структура является институциональной областью культуры, которая никогда полностью не институциализируется. По­этому в каждой культуре существуют внутренние противоречия (конфликты) между институциональ­ной и неинституциональной (вне узаконенного порядка) областями. Победа одной из борющихся моральных сил означает её институциализацию. Имеющееся противоборство моральных сил, по Тириакьяну, является источником социетального изменения. При этом нарастающая актуализация неинституциональных феноменов (моральный ком­понент неинституциональной религии) и означает, собственно, ход социального изменения.




мискуитета и исчезновение общественной нетерпи­мости по отношению к этому явлению; в) возрас­тание активности неинституциональной религии. Последний индикатор является наиболее важным.

В действительности, согласно Тириакьяну, не­ которая часть общества принципиально не инсти­туциализируется, и глубинные влияния Культур­ной основы нарушают ход изменений (или делают его невозможным). Точка 1 - это момент кризиса: ситуация революционной бури, которая разрушает старую институциональную структуру.

Промежуточные интервалы с равными значени­ями предполагают промежуточные уровни социаль­ной деструкции. При уровне дезорганизации 0,85 и выше, ход событий неизбежно приведет к ради­кальной альтернативе -- революция, контрреволю­ция, при которых преобразование наличной систе­мы неизбежно.

Данная шкала интервалов позволяет делать огра­ниченные социально-исторические прогнозы, состо­ящие в сопоставлении структурных характеристик настоящего с теми, которые в исторических ситу­ациях прошлого предшествовали определенному ходу событий. На этой основе строятся вероятнос­тные выводы (суждения) о возможном ходе соци­альных процессов.

В последних важную роль играют процессы со­знательного планирования и регулирования: активные системы могут создавать кибернетическую схему ещё не существующего будущего и органи­зовывать свои изменения в направлении будущего

её состояния. Такой подход является дополнением к структурному функционализму с его идеей спон­танно-регулирующейся социальной реальности. В таком виде теория Этциони охватывает и стихий­ные, и планируемые изменения большого масшта­ба - социетальные изменения. Активность социальной системы зависит от трех факторов:

1. :Кибернетического фактора, включающего ин­формационные качества системы: способность со­бирать, обрабатывать и использовать знания о ре­альности, а также способность ставить цели и принимать решения.

2. Фактора власти, включающего способность её осуществления не только на нормативно-симво­лических средствах контроля, но также опираю­щийся на средства насилия и распределения матери­альных ресурсов. Последние Этциони рассматривает

как потенциал власти, цели и способы применения которого зависят от воли правящей элиты.

3. Факторы согласия, наличествующего в де­мократических обществах.

Основой социальной жизни является латентная структура как совокупность моральных оценок (культура). Последняя, по определению Тириакь­яна, есть многослойная система символов, каждый из которых выражает суть определенной ценност­ной ориентации. Социальная структура является институциональной областью культуры, которая никогда полностью не институциализируется. По­этому в каждой культуре существуют внутренние противоречия (конфликты) между институциональ­ной и неинституциональной (вне узаконенного порядка) областями. Победа одной из борющихся моральных сил означает её институциализацию. Имеющееся противоборство моральных сил, по Тириакьяну, является источником социетального изменения. При этом нарастающая актуализация неинституциональных феноменов (моральный ком­понент неинституциональной религии) и означает, собственно, ход социального изменения.

мискуитета и исчезновение общественной нетерпи­мости по отношению к этому явлению; в) возрас­тание активности неинституциональной религии. Последний индикатор является наиболее важным.

В действительности, согласно Тириакьяну, не­ которая часть общества принципиально не инсти­туциализируется, и глубинные влияния Культур­ной основы нарушают ход изменений (или делают его невозможным). Точка 1 - это момент кризиса: ситуация революционной бури, которая разрушает старую институциональную структуру.

Промежуточные интервалы с равными значени­ями предполагают промежуточные уровни социаль­ной деструкции. При уровне дезорганизации 0,85 и выше, ход событий неизбежно приведет к ради­кальной альтернативе -- революция, контрреволю­ция, при которых преобразование наличной систе­мы неизбежно.

Данная шкала интервалов позволяет делать огра­ниченные социально-исторические прогнозы, состо­ящие в сопоставлении структурных характеристик настоящего с теми, которые в исторических ситу­ациях прошлого предшествовали определенному ходу событий. На этой основе строятся вероятнос­тные выводы (суждения) о возможном ходе соци­альных процессов.

ЭТЦИО́НИ (Etzioni) Ами­тай (при ро­ж­де­нии Вер­нер Фальк, Falk) (р. 4.1.1929, Кёльн), амер. со­цио­лог. Ро­дил­ся в евр. се­мье, эмиг­ри­ро­вав­шей из Гер­ма­нии в Па­ле­сти­ну по­сле при­хо­да на­цис­тов к вла­сти. Учил­ся в Евр. ун-те в Ие­ру­сали­ме, за­тем в Ка­ли­фор­ний­ском ун-те в Берк­ли. В 1958–78 ра­бо­тал в Ко­лумбий­ском ун-те. В 1979–80 со­вет­ник в ад­ми­ни­ст­ра­ции Дж. Кар­те­ра . С 1980 проф. Ун-та Дж. Ва­шинг­то­на (Ва­шинг­тон). В 1994–95 пре­зи­дент Амер. со­цио­ло­гич. ас­со­циа­ции.

Читайте также: