7 таинств католической церкви кратко

Обновлено: 08.07.2024

Католицизм: существует 7 таинств ( крещение, миропомазание, елеосвящение, евхаристия, венчание, покаяние, священство ), которые оформлены в догмат на Втором Лионском соборе. Однако в Польской католической церкви таинство крещения и миропомазания являются одним таинством, но вводится новое таинство - слушание и чтение Евангелия.

Православие: таинства не закреплены догматом, но к 17 веку закрепляется представление о семи обязательных таинствах, как у католиков.

Протестанты: изначально многие направления протестантизма обязательными считали только два таинства: крещение и евхаристия. Но появились другие конфессии, которые утверждали дополнительные таинства. Например, Церковь истинного Христа признает омовение ног еще одним таинством, Адвентисты седьмого дня вообще отказались от таинств.

Древневосточные церкви: в Ассирийской церкви Востока вместо елеосвящения и венчания признаются таинствами святая закваска и крестное знамение. В Армянской церкви 6 таинств, нет елеосвящения.

2. Крещение

Католицизм: крещение совершается путем троекратного окропления или поливания водой. Младенцев можно крестить только в случае полной уверенности, что они будут воспитываться в католической вере.

Православие: крещение совершается троекратным погружением в воду в любом возрасте. Крещение сопровождается таинством миропомазания (благословение и дарование Святого Духа).

Протестанты: разные типы крещения, чаще обливание. Крещение детей запрещено в баптизме, анабаптизме, адвентизме, и в некоторых пятидесятнических направлениях.

Древневосточные церкви: также как в православии.

3. Евхаристия

Католицизм: с семилетнего возраста, только если человек крещен. Обычно миряне причащаются хлебом, а священники - хлебом и вином. Это имеет равнозначный эффект. Хлеб и вино пресуществляются в реальные тело и кровь Иисуса.

Православие: в любом возрасте, только крещенные. До евхаристии необходимо исповедаться. Вкушается хлеб и вино, в которых невидимым образом находится тело и кровь Иисуса.

Протестанты: во всех по-разному, где-то как в католицизме (лютеране, но там нет догмата о пресуществлении хлеба и вина), где-то чисто как символ (адвентисты).

Древневосточные: также, как и в православии. В Армянской церкви священники погружают хлеб в вино, и раздают его всем.

4. Священство

Католицизм: три ступени священства: диакон, пресвитер, епископ. Во все три ступени священства может рукополагать только епископ. Делится на белое (епархиальное) и черное (монашествующее) священство. Все соблюдают целибат (безбрачие). Среди епископов выделяются кардиналы, которые составляют папский совет. Папа Римский выше всех и самый главный.

Православие: также три ступени: диакон, пресвитер (иерей,или священник), епископ. Белое духовенство может иметь жен, черное монашествующее не имеет права жениться. Самый главный епископ - патриарх.

Протестанты: принцип всеобщего священства. Священство не является таинством. Есть старейшины (пресвитеры), и проповедники (пасторы).

Древневосточные: в Армянской церкви пять ступеней священства: дпир (низшая ступень, ассистенты), дикон (служит в таинствах), пресвитер (служит во всех таинствах кроме рукоположения), епископ, католикос (самый главный).

Католическая Церковь признает те же семь таинств, что и Православная Церковь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение, священство и брак.

В основном эти таинства понимаются Католической и Православной Церквями одинаково, однако существуют небольшие отличия в понимании отдельных сторон таинств. Имеются различия и во внешних формах, а также церковно-правовых предписаниях порядка совершения отдельных таинств. Остановимся на них подробнее.

Католическая Церковь так же, как и Православная, рекомендует родителям крестить своих детей в течение первого года жизни. Крещение осуществляется по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в христианской вере. Поэтому католический священник может отложить крещение здорового ребенка, если сочтет, что родители не готовы в полной мере воспитать ребенка в христианских традициях.

Взрослых, желающих добровольно принять крещение, в Православной Церкви окрестят сразу, а в Католической Церкви им необходимо пройти подготовку к крещению, во время которой они должны изучить основы католической веры и убедиться в серьезности своего намерения принять католичество. Сроки подготовки различны в разных поместных церквях. В России установлен одногодичный срок подготовки. Во время подготовки существуют определенные ритуалы испытаний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать католиком.

У католиков таинство крещения, в отличие от Православной Церкви, осуществляется не троекратным погружением крещаемого в воду, а троекратным возлиянием воды на его голову.

Через это таинство так же, как и в Православной Церкви, христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные Дары через помазание елеем. Но если в Православной Церкви это таинство совершается сразу после завершения таинства крещения, как бы усиливая его силу, то Католическая Церковь откладывает время совершения этого таинства на время, когда христианин сознательно принимает католичество (в России — не рань­ше 15 лет).

Таинство причащения было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение считается в Католической Церкви сосредоточием всей церковной жизни. В отличие от Православной Церкви, использующей для таинства причащения хлеб из заквашенного теста. Католическая Церковь использует только пресный хлеб. Это обстоятельство приводило в средние века Церкви к взаимным обвинениям в ереси, хотя и тот, и другой хлеб использовался в евхаристии раннехристианской единой Церкви.

Если в Православной Церкви разрешается причащать детей с младенческого возраста, сразу после крещения, то в католичестве ребенок может принимать участие в таинстве причастия только в том возрасте, когда он имеет представление о смысле происходящего священнодействия и понимает отличие между обычным хлебом и Телом Христовым. Обычно это возраст не младше семи лет. Первое причастие ребенка в католических семьях считается важным семейным праздником, а в приходах устраивают специальные торжественные богослужения первого причастия.

В Католической Церкви таинство покаяния считается действенным лишь в случае искреннего раскаяния кающегося в своих проступках, твердого намерения впредь избегать всякого намеренного греха, а также в случае удовлетворения за грехи Богу (исполнение наложенного священником условного наказания) и ближнему (посильное возмещение причиненного ущерба).

Как уже отмечалось выше, для совершения таинства покаяния в католических храмах оборудованы специальные исповедальни.

С таинством покаяния в католичестве тесно связана практика предоставления кающемуся индульгенции (снятие Церковью с помощью накопленных в ней заслуг святых и Самого Христа с кающегося временной кары за грехи во время жизни или после смерти, которая не гарантируется только совершением таинства покаяния). В настоящее время индульгенции объявляются Папой в определенные дни и приурочиваются к церковным праздникам, получить их может любой желающий. А в ХУ-ХУ1 веках индульгенции давались на усмотрение Церкви, по сути дела, ими торговали, что стало основным толчком к реформации Западной Католической Церкви и зарождению протестантизма.

Внешним знаком елеосвящения является, как и в православии, помазание больного освященным елеем (оливковым маслом).

Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется принимать его не больше одного раза за время болезни.

Совершителем таинства священства может быть только епископ. Рукоположение в епископа обычно совершают несколько епископов.

Вопреки распространенному мнению католики не рассматривают Папство как особую благодать священства, а избрание Папы — как таинство, ибо по благодати Папа равен всем другим епископам Церкви.

Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия, видимые знаки невидимой благодати Божией. Они помогают верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

О таинствах

Согласно вероучению Церкви, таинства совершаются Богом, а осуществляются благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

История появления таинств

Таким образом, церковь установила семь Святых таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия.
  • Покаяние.
  • Елеопомазание.
  • Священство.
  • Брак.

Таинства крещения, миропомазания и священства не могут совершаться повторно.

Католические служители (епископ, священник, диакон), как правило, уделяют таинства только католикам. Верующие католики, как правило, принимают таинства только от католических служителей.

Исключения:

Для подлинной духовной пользы католики могут принимать таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных, от некатолических служителей, в церкви которых эти таинства существуют действительным образом (напр., в православной), если физически или морально не могут обратиться к католическому служителю, избегая при этом опасности заблуждения или безразличия в отношении к своей Церкви.

Католические служители могут уделить таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных верующим Восточных церквей, не находящимся в полном общении с католической Церковью (напр., православным) – если они сами об этом попросят и будут подобающим образом готовы к их принятию.

В опасности смерти католические служители те же таинства могут преподать и другим христианам, которые не имеют полного общения с католической Церковью (напр., протестантам), если они не смогут обратиться к служителю своей церкви, сами об этом попросят и проявят католическую веру в отношении этих таинств.

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Основу церковного культа составляют таинства — видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.

Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь — в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.

Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.

Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России — один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний — скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.

В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.

В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.

В латинском обряде первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.

Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.

Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания — епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же — только свидетель исповеди.

Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.

Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых — специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.

В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.

Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.

Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).

Католическая Церковь охотно вводит в свою обрядность обычаи многих народов, отдавая дань уважения заложенной в них человеческой мудрости. Вместе с тем для Церкви неприемлемы народные обычаи, которые противоречат почитанию единого Бога, евангельской вере и христианской нравственности.

Римская Церковь как и Православная сохранила все семь таинств, но почти в каждом их них появились изменения, развившиеся, как правило, уже после разделения Церквей. Прежде всего, исторически сложилось различное понимание самой природы таинств, хотя в настоящее время оно не столь заметно, отчасти благодаря влиянию литургического возрождения, начало которому было положено православными богословами.

В его основе лежит полумагическое представление об отчужденном действии благодати, которое красной нитью проходит через все вероучение Католической Церкви. Православному воззрению на таинство, как на богочеловеческое деяние, в котором божественная благодать соединяется с духовным усилием человека, учение об opus operatum противополагает образ всепроникающей силы Божией, которая приводится в действие священником через совершение установленного обряда.

Разумеется, в современном католичестве мы не встретим этого учения в чистом виде, оно воспринимается как досадное недоразумение прошлого, но, как и многое другое, идея отчужденного действия благодати, культивировавшаяся столетиями, продолжает присутствовать, если не в веросознании Католической Церкви, то в ее подсознании и проявляется в ее сакраментальном бытии.

Основные его отличия в католической традиции заключаются в следующем: в чине мессы опущена молитва призывания Св.Духа (эпиклеза) в Евхаристическом каноне и моментом пресуществления считается произнесение установительных слов Спасителя, вместо квасного хлеба употребляются опресноки, миряне на Западе причащаются только под одним видом и не допускаются к причастию младенцы.

Учение о времени пресуществления Св. Даров возникло в XIV в. в схоластическом богословии, но окончательно утвердилось лишь в XV столетии. Тогда же оно стало предметом серьезных споров на Ферраро-Флорентийском Соборе и вызвало затем в греческом богословии целую волну полемики.

В употреблении в Евхаристии опресноков Римо-католическая Церковь исходит из предположения о том, что Спаситель совершил Тайную Вечерю в первый день опресноков и, следовательно, не мог использовать квасной хлеб, но это предположение не находит достаточных оснований в Св. Писании и Предании церковном. Этот обычай осуждал еще патриарх Фотий и впоследствии он стал одной из причин Великого раскола.

Общепринятой формой совершания крещения в Католической Церкви признано, не погружение, а обливание. Это приводит к потере символического смысла таинства, предполагающего переход из ветхой жизни в новую через образ смерти и обновления, которым является полное погружение в воду.

Таинство миропомазания в католической традиции называется конфирмацией и совершается епископом через помазание миром и возложение рук по достижении крещенными совершеннолетия, обычно в 14 лет.

Печальнее всего, что истинной причиной введения целибата в Римской Церкви были отнюдь не чрезмерные аскетические устремления, а вполне практический расчет курии — достичь максимального контроля над духовенством, лишив его всех личных привязанностей. В основе целибата лежит не отрицание достоинства брака самого по себе, а требование полностью посвятить себя церковному служению, которое не оставляет места личной жизни. Учреждение и развитие института кардиналов также отражает в себе особенности католической экклезиологии. Сан кардинала — это высшая иерерхическая ступень в Римо-Католической Церкви, в порядке церковной иерархии кардиналы следуют сразу за папой, они выше епископов. Коллегия кардиналов выбирает из своей среды римского понтифика. Первоначально кардиналами могли быть в равной степени епископы, священники и даже диаконы, лишь начиная с 1962 г. звание кардинала соединяется с епископским саном.

В основе такого подхода лежит разделение властного и сакраментального начал иерархического служения, которого никогда не допускало православное церковное сознание. В восточной традиции высшая церковная власть всегда необходимо сопряжена со служением сакраментальным, которое собственно является ее источником. Правящий епископ имеет право и долг управлять своей церковной областью прежде всего в силу того, что он является в ней верховным священником, поэтому кардинал-диакон или кардинал-священник немыслим в Православной Церкви, ибо он не может быть верховным священником в своей церковной области. Косвенным подтверждением истинности такого взгляда является то, что, начиная с 1962 г., все кардиналы Католической Церкви имеют епископское достоинство. Но это решение порождает закономерный вопрос, а чем же тогда они отличаются от простых епископов и в чем особый смысл кардинальского служения.

Таинство брака Католическая Церковь считает нерасторжимым, хотя в определенных случаях он может быть признан недействительным. Совершителями таинства здесь выступают сами брачующиеся, священник выступает более как свидетель, что также не вполне согласуется с природой этого таинства, которое в ранней Церкви скреплялось и освящалось евхаристической Чашей.

Библиография

Читайте также: