7 симфония шостаковича в блокадном ленинграде история кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

-Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

-Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческую роль.

Воспитывающая:

-Пробудить интерес в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей великой отечественной войны;

Развивающая:

-Развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления.

-Умение высказывать свои мысли и суждения.

-Характеристика образа вражеского нашествия.

-Понимание роли симфонии №7 «Ленинградская Д.Д. Шостаковича в годы ВОВ.

Оборудование:

-Портрет Д.Д, Шостаковича

Учитель: Внимание! Внимание! Внимание! (слайд 1)

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

(слайд № 2 - звучит голос Левитана о начале войны.

затем песня “Священная война” в исполнении учащихся 7 класса. (аккомпанемент баян)

(слайд №3 военная хроника)

Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Учитель: читает стихотворение.
(Слайд №4)
И днем и ночью шла бомбежка,
И днем и ночью шел обстрел.
На клумбах - не цветы, росла картошка:
Защитник есть хотел.
120 грамм простого хлеба –

Вот весь был детский рацион.
Никто три года сытым не был,
Но много кто был погребен.
Учитель: - Ребята, мы с вами много говорили о войне.

А кто из вас знает, что такое блокада ? (ответы детей ) ( слайд № 5)

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

Учитель : В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

Ученик: Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Началась блокада : Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? ( ответы детей)

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.

№ 7. Слайд - Уроки в школе.

Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.

Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.

№ 8. Слайд - Бомбоубежище.

мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения;

настоящего Человека и - цивилизованного варвара;

Слайд №13 ( Продажа билетов, афиша)

Учитель. – Что значило это исполнение?
Ученик. – Что измученный голодом город не сдается.
Учитель. – А каково было собрать музыкантов?! Для исполнения были собраны музыканты. А в оркестре Радиокомитета осталось 15 человек. А нужно было не менее ста. Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 Августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфония исполнялась в Филармонии. Дирижировал Карл Элиасберг.

Учитель: Какова же была идея симфонии?

Учитель. – Давайте подведем итог нашего урока.
Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить. Симфония №7 Шостаковича звучала всем смертям на зло.

Учитель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии

Учитель: Наряду с таким серьёзным крупным произведением как, симфония №7 Д.Шостаковича, большую роль играли песни о войне. Песни поддерживали бойцов, вызывали чувство патриотизма, чувство гордости за страну, за свой народ.

Шостакович Ленинградская симфония

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Дмитрий Шостакович

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Шостакович Симфония №7 Ленинградская

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд . Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини . Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга . Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.





Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича



Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Шостакович симфония №7 содержание

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

Использование музыки Ленинградской симфонии в кино

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Краткая история создания симфонии №7

История создания

22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. Война застала его в консерватории, на рабочем месте. Шостакович неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.

Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной.

Первая часть симфонии была закончена до наступления блокады, 3 сентября, а 8 –го числа сомкнулось блокадное кольцо. Но композитор не прекращает работы. Он берет партитуру с собой на дежурства и в моменты передышек продолжает неистово писать. Создание второй и третьей частей завершается в конце сентября. Сам Шостакович говорит, что никогда ранее он так стремительно не создавал свои произведения. Сочинение захватило его. Желание показать мощь и торжество народа, борющегося за свободу, не оставляло великого музыканта.

Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это!

Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением С. Самосуда. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. До начала трансляции состоялось выступление автора. Затем прошли концерты в Москве, Новосибирске. Через год после нападения Германии на СССР, 22 июня 1942 года, состоялось исполнение симфонии № 7 Шостаковича в Лондоне, в июле — в Америке.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРЕМЬЕРА

В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.

Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть.

Ленинградская симфония, как символ победы над темными силами, звучала 21 августа 2008 года в Цхинвале, в 2015 году в Донецке. Жизнеутверждающая музыка великого Шостаковича помогает побеждать.

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Фото: ТАСС

Что это за симфония

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

В октябре 1941-го Шостаковича с семьей (он был женат, воспитывал двоих маленьких детей) эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена.

Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС

Симфония имеет классическую четырехчастную структуру. Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка.

2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.

4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.

Состав оркестра:

- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;

- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;

- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;

- щипковые струнные: 2 арфы;

струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Общая длительность симфонии — около 68 минут.

Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).

Где ее исполнили впервые

Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.

Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.

Карл Ильич Элиасберг

Как это было на самом деле

На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.

5 апреля оркестр дал свой первый концерт, все были воодушевлены. И вот в Ленинград спецсамолетом прибывает партитура Седьмой симфонии.

Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.

Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. От многих домов остались только руины. Вот на каком фоне предстояло репетировать героическую музыку. Оркестрантов поставили на довольствие и кормили обедами — впрочем, довольно скудными. Репетировали по 6 часов в день. За день до премьеры дирижер искал в Ленинграде хотя бы несколько картофелин, чтобы добыть из них крахмал и накрахмалить воротничок.

. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

В 1945 году Карла Элиасберга наградили Орденом Красной Звезды.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны. Фото: ТАСС

Как это покажут в сериале

Со дня Ленинградской премьеры Седьмой симфонии прошло более 79 лет. О музыкантах оркестра известно многое, но восстановить доподлинно их биографии доподлинно невозможно, да в этом и нет нужды. Создавая образы, сценаристы стремились к художественной правде, избегая художественного вымысла.

На протяжении 8 серий зритель становится свидетелем репетиций и слышит фрагменты Седьмой симфонии (в записи фонограмм для сериала участвовали музыканты Санкт-Петербургского симфонического филармонического оркестра, оркестры Михайловского и Мариинского театров).

Карл Ильич Элиасберг (Алексей Гуськов). Один из немногих персонажей, сохранивший реальное имя прототипа. Многие эпизоды сериала действительно имели место. Так, Элиасберг в самом деле спас от голодной смерти барабанщика Жавдета - в действительности он обнаружил его в морге.

Надежда Бронникова, пианистка, жена Элиасберга (Наталья Рогожкина). Жену дирижера действительно звали именно так. В сериале Бронникову арестовывает НКВД за укрытие брата-дезертира — это художественный момент.

Анатолий Серегин, старший лейтенант НКВД (Алексей Кравченко). Жена и дети погибли в бомбежке. Прикреплен к Элиасбергу для оказания помощи в поиске музыкантов. В начале сериала относится к дирижеру с презрением, считает музыку недостойным занятием, но постепенно меняется. Собирательный персонаж.

Музыканты оркестра:

Вера Пребраженская, флейтистка (Лиза Боярская). Потеряла ребенка, работала на лесозаготовках.

Туся Черникова, скрипачка, влюблена в Элиасберга (Дарья Коныжева). Совершает подлый поступок по отношению к жене дирижера и затем раскаивается.

Леонид Клейман, альтист (Тимофей Трибунцев). В сложных отношениях с Преображенской и с бывшей женой Лидой.

Екатерина Прудникова, гобоистка, глава парторганизации радиокомитета (Лидия Вележева). Образ отчасти вдохновлен личностью реального скрипача и заместителя дирижера Семена Аркина.

Александр Рейснер, инспектор оркестра, ассистент дирижера (Сергей Барковский). В нем также есть черты Семена Аркина.

ДОСЛОВНО

Режиссер Александр Котт:

Актер и продюсер Алексей Гуськов:

Режиссер: Александр Котт.

Сценарий: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, при участии Семена Воронина и Георгия Кесояна.

Композитор: Юрий Потеенко.

В ролях: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Анна Цуканова-Котт, Янина Студилина, Михаил Евланов, Игорь Лепихин, Сергей Барковский, Данил Стеклов, Макар Мозжевилов.

Возрастная категория сайта 18 +



Дмитрий Шостакович

Еще в середине сентября 1941 года гитлеровская армада подступила к стенам города. Офицеры вермахта в бинокли могли прекрасно видеть проспекты и памятники Ленинграда. Фюрер требовал как можно быстрее взять город. Уже были напечатаны билеты для нацистов на торжественный банкет 9 августа 1942 года в лучшей ленинградской гостинице. Однако очередной штурм захлебнулся, и планы фашистов рухнули. Взбешенные сопротивлением, они продолжили утюжить город тоннами снарядов, бомб и мин, душили его голодом.

Профессору Ленинградской консерватории композитору Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Но он категорически отказывался, более того несколько раз являлся в штаб народного ополчения и просил записать его добровольцем, чтобы с оружием в руках защищать город. К счастью ему отказали, прекрасно понимая, что гениальный композитор неминуемо погибнет в окопах.
Позже он написал в своем дневнике:

"Я начал работать над Седьмой симфонией в самые первые дни войны. В это время, я выполнял две обязанности: композитора и пожарного — дежурил на крыше консерватории и тушил зажигательные бомбы. При этом таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Не люблю такие говорить про себя слова, но это была самая вдохновлённая моя работа".

Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.

1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Там же с огромным успехом премьера прошла 5 марта 1942 года. Оркестром дирижировал Самуил Самосуд.

29 марта симфония прозвучала в Москве, через несколько месяцев микрофильмы улетели в Нью-Йорк и Лондон.

В мае 1942 года четыре объемные нотные тетради были доставлены в Ленинград. Руководство города считало, что для поднятия духа ленинградцев очень важно исполнить симфонию в блокадном городе. Этот факт так же должен был показать врагу, что город не сломлен и сдаваться не собирается.



Театральные афиши, октябрь 1941 г.

Первая репетиция.

Для того, чтобы грандиозная музыка зазвучала в стенах филармонии, необходимо было собрать 80 музыкантов. За месяцы блокады многие из них умерли от голода, сотни воевали на фронтах, некоторые после ранения лечились в госпиталях. По просьбе дирижёра Оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга (именно ему поручили исполнение седьмой симфонии Шостаковича) по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. По фронтам прошел приказ командования об отзыве оркестрантов.

Шатаясь от слабости, бледный и изможденный Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.

Виртуоза ударных инструментов Жаудата Айдарова он отыскал в морге, где вдруг заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись.

- Да он же живой! Что же вы его в мертвецкую закатила? - воскликнул дирижер.

Это мгновение стало вторым рождением Жаудата. С огромным трудом медики выходили его.

На первую репетицию оркестра явились люди, обожженные войной, но не сломленные, не отчаявшиеся. Двух альтистов доставили из госпиталя. Тромбонист прибыл с передовой, где служил в пулеметной роте. Валторниста направил в оркестр родной зенитный полк. Раненый осколком контрабасист явился с забинтованной головой.

Огрубевшими непослушными руками музыканты касались струн. Истощенные духовики дрожащими губами пытались извлечь звуки труб, тромбонов и валторн.

Первая репетиция длилась всего полчаса. Ценой огромных усилий музыканты сумели сыграть первую часть симфонии.. Исполнение было далеко от совершенства, не хватало силы, мощи, слаженности. Но Элиасберг, стремившийся всеми силами удержаться с пультом, каким-то шестым чувством понял: симфония будет непременно исполнена.



Ленинград в блокаде

Артиллерийская прелюдия.

В течении 2-х месяцев шли репетиции. За это время дирижёру и музыкантам был увеличен паек. Все они находились под наблюдением медиков и постепенно набирали силу, к ним возвращались прежнее мастерство и уверенность.

С каждым разом оркестр звучал все слаженнее. Ударник Айдаров набрал форму и, держал железный ритм, своей вдохновенной игрой словно придавал коллегам дополнительной силы.

В начале августа 1942 года на улицах города появились афиши:

"Управление по делам искусств исполкома Лен горсовета, Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии сообщают, что в воскресенье 9 августа 1942 года, состоится концерт симфонического оркестра. Дирижер - К. И. Элиасбегр. Будет исполнена Седьмая симфония Шостаковича (впервые в Ленинграде)".

Точно в назначенный срок - 9 августа — зал Филармонии был до отказа заполнен публикой. В ложе разместились руководители города. Партер и балкон заняли пропахшие порохом балтийские моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие ленинградские блокадники - в мирное время завсегдатаи Филармонии, а так же известные литераторы: Николай Тихонов, Вера Инбер, Всеволод Вишневский.



Первое исполнение в Москве симфонии №7 в Колонном зале Дома Союзов.

Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, "расстрелять музыку".

Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.

В результате ни один фашистский снаряд не упал рядом с Филармонией.
В назначенной время Карл Элиасберг взмахнул дирижёрской палочкой, и в зал полилась гениальная музыка Шостаковича.

Победа света и Добра.

Мирно и лирично звучали скрипки, рассказывающие о беззаботном и счастливом бытии.
Но в какой-то момент возникла тема войны — сухая, четкая, жёсткая и страшная. Тревога нарастала. Но в тревожном ритме уже возникала линия сопротивления, линия борьбы добра с вселенным злом. Скрипки и альты запели слаженнее и громче. Они оказались сильнее хаоса разрушения, ужаса войны. Тема нашествия зла сменилась мощной темой ренессанса, символизирующей возрождение красоты из праха и пепла. В заключительной части симфонии музыка звала в будущее, утверждая победу света, добра, гармонии.

Едва стихла последняя нота, на оркестрантов обрушился шквал аплодисментов. На глазах зрителей блестели слезы.

Музыка Шостаковича сумела выразить то, что объединяло людей в невыносимо трудное время: стойкость, жертвенность, любовь к своему городу и вера в победу.

Исполнение Седьмой симфонии транслировалось по радио, изнеможенные ленинградцы приникли к черным кругляшам радиоточек. Улицы и проспекты так же заполнила музыка. Ее передавали громкоговорители городской радиосети.

Музыку слышали не только жители города, но и осадившие Ленинград немцы.

Много лет спустя турист из ГДР Фриц Херман, попавший в плен в ходе прорыва блокады, прошедший сибирский лагерь и вернувшийся в родной Дрезден, разыскал Карла Элиасберга и в откровенной беседе признался ему:

"Тогда, 9 августа 1942 года, мы, немцы, поняли, что проиграем войну. Мы думали, что Ленинград после наших обстрелов и бомбежек мертв. Но когда зазвучала симфония, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть"

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде имело огромный международный резонанс. Мировая пресса посветила этому событию сотни публикаций. В период 1942-43 годах она разлетелась по многим странам мира США, Нью-Йорк, Лондон, Латинская Америка.

Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.

Читайте также: