4 параграф биология кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) Используя текст параграфа, заполните таблицу.

Взаимосвязь строения и функции тканей

Название ткани Особенности строения Выполняемые функции
Образователная Состоит из плоно прилегающих друг к другу клеток, которые делятся в течении всей жизни Обеспечивает рост растения
Основная Клетки содержат хлоофилл Создание и накопление веществ
Покровная Состоит из плотно сомкнутых между собой клеток. В корнях и стеблях деревев эти клетки мертвые, одревесневшие Защищает снаружи все органы растения
Проводящая В стенках проводящих элементов имеютс поры и сквозные отверстия, облегчающие перемещение веществ Обеспечивает передвижение растворенных веществ от корня к листьям и от листев к корню
Механическая Образована клетками с очень прочными клеточными стенками Благодаря ей клетки могут переносить большие механические нагрузки

2) Ответьте на вопросы. Какие группы клеток называют тканями?

Сходные по строению и функциям.

* Что характерно для клеток растений, образующих различные виды тканей?

Плотная клеточная стенка, большие вакуоли, наличие хлорофилла.

* Зависит ли жизнедеятельность всего организма растения от функций клеток? Постарайтесь доказать свое мнение.

Да. Клетки, объединяясь в ткани, работают взаимосвязано. Из тканей выстроены жизненно важные органы растения.

Биология 5-6 класс Пасечник, Суматохин

иконка короны

Премиум

иконка короны

Премиум

Подробное решение параграф № 4 по биологии для учащихся 5‐6 класса Линия жизни , авторов Пасечник, Суматохин, Калинова, Гапонюк 2016

Определённый вид атома называется химическим элементом.

2. Что называется атомом и молекулой?

Молекула — мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

Атом – это наименьшая химическая частица вещества.

3. Какие органические вещества вам известны?

Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды).

Вопросы

1. Какие процессы исследуют учёные на молекулярном уровне?

На молекулярном уровне ученые исследуют превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке, передачу генетической (наследственной) информации от клетки к клетке.

Только изучив молекулярный уровень, можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни на нашей планете.

2. Какие элементы преобладают в составе живых организмов?

К самым распространённым в живой природе элементам следует отнести углерод, кислород, водород и азот. Именно эти элементы образуют молекулы (соединения) так называемых органических веществ.

3. Почему молекулы белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов рассматриваются как биополимеры только в клетке?

Специфические свойства биополимеров проявляются только в живой клетке. Выделенные из клеток, молекулы биополимеров теряют биологическую сущность и характеризуются лишь физико-химическими свойствами того класса соединений, к которому они относятся.

4. Что понимается под универсальностью молекул биополимеров?

Все мономерные звенья, образующие полимер универсальны, так как построены по одному плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности.

5. Чем достигается разнообразие свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов?

Молекула полимера может состоять из многих тысяч соединённых между собой мономеров, которые могут быть одинаковыми или разными.

Задания

Какие биологические закономерности можно сформулировать на основе анализа текста параграфа? Обсудите их с учащимися класса.

1. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул.

2. Свойства биополимеров зависят от строения их молекул: от числа и разнообразия мономерных звеньев, образующих полимер.

3. Молекулы органических веществ построены по одному плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности.

Биосфера — оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

2. Какие среды обитания организмов вам известны?

На Земле существуют четыре основные среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Среды обитания живых организмов: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и живые организмы других существ.

2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?

В водной среде обитает множество организмов, их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Солнечный свет проникает только в верхнии слои воды, там живут растения.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?

Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха, загрязнение воздуха может оказывать негативное воздействие на жизнь живых организмов.

4. Что такое почва?

Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной).

5. Какова роль почвы в жизни растений?

Почва играет огромную роль в жизни растений. Она обладает плодородием — способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. Чем плодороднее почва, тем лучше урожай культур. При истощении почвы урожай уменьшается, и необходимо вносить органические и минеральные удобрения.

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Организмы, использующие тела других организмов как среду обитания, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам.

7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

В нашем теле живут разные микроорганизмы (бактерии, одноклеточные, микрогрибки и т.п.). Одни — наносят вред, другие приносят пользу организму (например, бактерии, живущие в кишечнике человека, вырабатывают витамин К).

В организм животного и человека может попасть паразит, который будет питаться за счет хозяина и отравлять его организм. Гельминты — паразитические черви, местом обитания которых служат организмы животных, человека. К ним относятся нематоды (круглые черви), цестоды (ленточные черви) и трематоды (сосальщики). Эти обитатели приносят человеку только вред. Человек ощущает слабость, боль в животе, тошноту, потерю аппетита, снижение веса, может появляться сыпь на теле и другие неприятные симптомы.

Если в организм человека попадает вирус, он вызывает различные заболевания. Я ощущал на себе влияние таких обитателей при заражении вирусом гриппа. Заболевание сопровождалось высокой температурой, головными болями, слабостью во всем теле.

Подумайте

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. В наземно-воздушной среде очень много разных условий для обитателей (от жаркого климата до ледников, от сухих пустынь до влажных тропиков, от высоких гор до низин). Перепады температур, давления, влажности, разный состав воздуха и пр. привели к тому, что в наземно-воздушной среде обитают много разнообразных животных, которые приспособились к определенным условиям обитания.

Актуальное сегодня конспектирование особенно важно при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Научившись составлять краткую запись текста, лекции быстро и четко, школьники смогут впоследствии за минимальный отрезок времени оценить и записать полную и обширную информацию. Это пригодится им в науке, учебе, творчестве, будущей профессии и бизнесе. Сегодня конспекты по биологии 6 класс составляются в классе или задаются педагогом в качестве домашнего задания. Сжатое записывание данных урока, учебного пособия, справочника, иной литературы полезно не только с точки зрения практического применение этих записей впоследствии. Но и как задание на формирование навыков логического осмысления прочитанного и услышанного и отображения этой информации для последующего повторения.

Почему необходимо уметь грамотно конспектировать уроки?

Важно научиться грамотно составлять конспекты по биологии в 6 классе, что позволит:

  • представлять данные параграфов, разделов, тем в максимально компактном, удобном для изучения и быстрого повторения изученного, виде;
  • отображать законспектированные записи наглядно, практично для быстрой оценки материала, выделения нужного блока, который необходимо будет немедленно использовать;
  • выработать умение планомерной и качественной работы с информацией: анализировать и сравнивать ее, обобщать, выделять ключевые моменты, формулировать их кратко и четко записывать полученный результат;
  • быстро и надолго запоминать законспектированные данные, что даст возможность хорошо подготовиться к проверочной, ответу, контрольной, зачету, ВПР, экзамену и получить высокую оценку.

Какие трудности возникают чаще всего при составлении конспектов?

Нередко у подростков, учащихся в средней школе, возникают проблемы с составлением кратких записей уроков, параграфов учебной литературы. Причина - в неумении обрабатывать значительные объемы данных. Научиться этому несложно, причем необязательно привлекать в помощники специалистов - репетиторов, педагогов и. т. д. Можно освоить навык и самостоятельно.

Например, обратившись на портал Еуроки, где конспекты по биологии за 6 класс представлены в широком разнообразии. Коллекция включает краткие записи уроков по всем применяемым в школах программам и УМК по предмету. Используя их, можно:

  • грамотно подготовиться к ответу и получить высокий балл;
  • понять, что лежит в основе качественного конспектирования и научиться самостоятельно, опираясь на образец, конспектировать материал;
  • изучить дополнительные источники в их краткой записи, сэкономив время и обретя нужные, глубокие и полные, знания по дисциплине.

Старшеклассники-выпускники также смогут воспользоваться площадкой в целях повторения непростого курса материала по предмету за шестой класс. С помощью готовых конспектов намного проще и быстрее повторить и систематизировать изученный ранее материал по программе и дополнить свои знания данными из других источников, представленными в удобном, кратком виде.

Читайте также: