2 срок путина кратко

Обновлено: 04.07.2024

(четвертые в новейшей истории России). В. В. Путин, набравший около 71 % голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок.

Это — наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кандидата от коммунистов Н. Харитонова (14%) — это на 26 % меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.

7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до 7 мая 2008 г.).

2. Начало второго президентского срока В.В. Путина было омрачено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме этого, летом—осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранительных органов и несовершенство системы государственной власти в целом.

Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Президентом РФ В.В. Путиным был сделан важный шаг в сфере административной реформы — проведена реформа федеральных органов исполнительной власти.

Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень громоздкой. Имелось более 60 федеральных органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции данных органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между органами и снижало управляемость всей системы.

В результате реформы.

✓ вместо 6 осталось только 3 вида федеральных органов исполнительной власти — Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства;

✓ Федеральные министерства осуществляют политическое руководство и нормативно-правовое регулирование;

✓ Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности;

✓ Федеральные агентства занимаются вопросами управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;

✓ указанные органы объединены в четкую иерархическую систему — Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже - непосредственно подведомственны Президенту РФ или Правительству РФ);

✓ сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности;

✓ четко разделены (между органами разных видов) функции издания нормативных актов, контроля и надзора.

3. Почти одновременно с проведением реформы Правительство М.М. Касьянова, работавшее 4 года (2000 — 2004) было отправлено в отставку и сформировано новое Правительство РФ сначала во главе с М.Е. Фрадковым (2004—2007), а затем — во главе с В.А. Зубковым (2007—2008) которые стали работать уже в рамках новой системы.

Основными стратегическими задачами указанных Правительств были:

✓ структурные реформы в экономике;

✓ повышение уровня жизни населения;

✓ вступление России в ВТО.

✓ реализация национальных проектов (2005 — 2008) в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. В дальнейшем национальные проекты были преобразованы в государственные программы.

4. Росту российской экономики в период президентства В.В. Путина (2000—2008) в значительной степени способствовало увеличение доходов бюджета России, вызванное, в немалой степени, рекордно высокими ценами на нефть в 2003—2008 гг.

Во многом благодаря многократному увеличению цен на нефть (с 20$ до 140$ за баррель в 2003—2008 гг.) и увеличению добычи и экспорта нефти доходы федерального бюджета России в 2008 году (по сравнению с 1999 г.) увеличились почти в 19 раз (!). Однако, в связи с резким падением цен на нефть (до 30$ за баррель) и началом мирового финансового кризиса осенью 2008 года, экономика России в 2009 году моментально вошла в период рецессии (спада).

С точки зрения перспективы истощения нефтегазовых запасов и падения цен на нефть и газ, исключительно топливно-энергетическая модель, специализации России в мировом хозяйстве показала свою неэффективность. Кроме того, имеет место опасная зависимость всей экономики России, бюджета, курса рубля от колебаний цен на энергоносители. Любое значительное снижение цен на нефть и газ автоматически приводит к недополучению в бюджет огромных сумм и моментальному экономическому спаду (вместо роста). Выход заключается в использовании доходов от экспорта природных ресурсов (пока они не исчерпаны) для развития передовых отраслей, усиливающих научно-технический потенциал России, развитии производства.

5. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2006 г. Президент РФ Путин сформулировал еще одну важнейшую задачу стратегического развития России в XXI веке — "сбережение народа", улучшение демографической ситуации, дополнительная социальная поддержка материнства и детства.

6. В декабре 2004 г. была введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ (вместо прямых выборов населением субъектов РФ).

В течение 3 лет (2005—2008) по новой системе наделены полномочиями главы почти всех субъектов РФ.

7. С конца 2003 г. начался процесс укрупнения субъектов РФ.

Федеративное устройство, сложившееся в 1992—1993 гг., имеет в себе ряд противоречий. Одно из них — двойственность статуса автономных округов:

✓ автономные округа (кроме Чукотского), с одной стороны, административно входят в состав иных субъектов РФ (краев и областей);

✓ с другой стороны — являются сами субъектами РФ.

Т. е. некоторые субъекты РФ построены по принципу "матрешки" — один входит в другой. Это создает определенную путаницу в управлении. Кроме того, многие автономные округа экономически слабо развиты и не самодостаточны.

Еще одним изъяном нынешнего устройства федерации является то, что границы большинства нынешних субъектов РФ чертились совсем в другую эпоху — в 1930-е гг. исходя из народно-хозяйственных задач 1930-х гг.

Указанное административно-территориториальное устройство (которое в 1992—1993 гг. автоматически стало федеративным устройством) сильно устарело и не всегда является адекватным, оно сильно диспропорционально. В настоящее время, например, крохотный Агинский Бурятский округ, объединяющий всего несколько поселков, имеет гот же статус субъекта РФ, что и гигантский Красноярский край, соизмеримый с Европой и имеющий огромный экономический потенциал. Имеется еще множество иных диспропорций.

Кроме того, 89 совершенно разных несоизмеримых друг с другом субъектов, некоторые из которых входят один в состав другого — это слишком много по мировым меркам и нс оптимально (в большинстве федеративных государств обычно имеется 10—20 крупных ("сильных") и самодостаточных субъектов). Особенностью процесса объединения является то, что согласно Конституции и законодательству РФ субъекты РФ могут быть объединены только добровольно — при согласии граждан РФ, проживающих в данных субъектах.

На 2008 г. уже в 11 субъектах РФ состоялись референдумы об объединении субъектов РФ. Вместо ликвидируемых 11 субъектов РФ создается 5 новых — объединенных. Это:

✓ Пермский край (вместо Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа);

✓ Красноярский край (вместо Красноярского края. Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов);

✓ Камчатский край (вместо Камчатской области и Корякского автономного округа);

✓ Иркутская область (вместо Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа);

✓ Забайкальский край (вместо Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).

Пока процесс объединения фактически выражается в ликвидации автономных округов как субъектов РФ, устранении двойственности статуса (автономные округа не ликвидируются, они становятся административными единицами тех краев и областей, в которые они всегда и входили, но теряют искусственный статус субъектов РФ в составе других субъектов).

Однако, высказываются мнения, что когда-нибудь начнут объединяться не только автономные округа. Например, последний год часто обсуждается идея объединения Краснодарского края и находящейся географически внутри его территории (но имеющей статус субъекта РФ) Республики Адыгея, а также Алтайского края и Республики Алтай, которые в прошлом были единым Алтайским краем, но были на волне "парада суверенитетов разделены на 2 отдельных субъекта РФ. В то же время, далеко не все в данных субъектах РФ поддерживают идею объединения.

Владимир Владимирович Путин – российский государственный деятель. Президент РФ (2000–2008; с 2012), председатель правительства РФ (1999–2000; 2008–2012).

Семья

Отец – Владимир Спиридонович Путин (1911–1999), участник Великой Отечественной войны. Мать – Мария Ивановна Путина, урождённая Шеломова (1911–1998). Оба работали на заводе.

Жена с 1983 по 2013 год – Людмила Александровна Путина, урождённая Шкребнева (род. 1958), бывшая стюардесса, затем филолог. В июне 2013 года супруги объявили о своём разводе.

Ранние годы. Начало политической карьеры

Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. В 1970–1975 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ. По окончании университета был направлен по распределению в КГБ СССР. В 1985 году окончил Краснознамённый институт имени Ю. В. Андропова (ныне Академия внешней разведки РФ). В том же году начал работать в Дрездене (ГДР). Официально занимал должность директора Дома дружбы СССР и ГДР, на деле осуществлял разведывательную деятельность.

В июне 1990 года Путин вернулся в Ленинград и занял пост помощника ректора ЛГУ по международным вопросам. В том же году сблизился с А. А. Собчаком, стал его советником по международным связям. В июне 1991 года, после избрания Собчака мэром Санкт-Петербурга, возглавил комитет мэрии Ленинграда по внешним связям. После августовского путча добровольно ушёл в отставку из КГБ в звании подполковника.

Переезд в Москву. Во главе ФСБ и правительства

В 1996 году Путин перебрался в Москву. В августе 1996 года он стал заместителем управляющего делами президента РФ П. П. Бородина. 25 марта 1997 года по рекомендации А. Л. Кудрина был назначен заместителем руководителя администрации президента и начальником Главного контрольного управления президента (ГКУ). На этом посту, прежде всего, боролся с нецелевым использованием бюджетных средств в федеральном центре и в регионах. 25 мая 1998 года, на фоне крупных кадровых перестановок в Администрации президента, Путин был назначен первым заместителем руководителя администрации. 1 июня он покинул пост главы ГКУ, уступив эту должность Н. П. Патрушеву. 15 июля 1998 года сменил С. М. Шахрая на посту главы Комиссии при президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

25 июля 1998 года Путин возглавил ФСБ РФ. В первом интервью в этой должности назвал приоритетным направлением своей работы экономическую безопасность. В октябре 1998 года Путин стал постоянным членом Совета безопасности РФ. В марте-августе 1999 года он занимал пост секретаря Совбеза.

31 декабря 1999 года Б. Н. Ельцин досрочно ушёл в отставку, и Путин стал исполняющим обязанности президента РФ. 26 марта 2000 года он одержал победу в первом туре президентских выборов, получив поддержку 52,94 % избирателей, и 7 мая вступил в должность.

Первый президентский срок (2000–2004)

Первый президентский срок Путина был отмечен выдающимися экономическими успехами России: средний годовой прирост ВВП составлял 6,5 %, внешний долг уменьшился с 50 % ВВП до 30 %, имел место профицит бюджета и внешней торговли, выросли валютные резервы, повысился уровень благосостояния населения.

Во внешней политике Путин сумел укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО. Он установил доброжелательные отношения с президентом США Д. Бушем-младшим, премьер-министром Великобритании Т. Блэром, канцлером Германии Г. Шрёдером. После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Путин поддержал антитеррористическую позицию руководства США, в мае 2002 года президенты России и США подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Второй президентский срок (2004–2008)

Второй президентский срок Путина характеризовался усилением государственного контроля в сферах экономики и информационной политики, наступлением на позиции олигархов, региональных элит и оппозиционных сил. Активность противников действующей власти внутри страны снизилась. Недовольство населения вызвало решение Госдумы о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий, принятое в августе 2004 года. 13 сентября 2004 года, выступая на расширенном заседании правительства, Путин объявил о намерении отказаться от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма.

В 2006 году большой резонанс, особенно в среде российской оппозиции и на Западе, произвела гибель публичных оппонентов Путина: убийство журналистки А. С. Политковской и смерть бежавшего в Великобританию бывшего офицера ФСБ А. В. Литвиненко, наступившая в результате отравления.

Во главе правительства (2008–2012)

8 мая 2008 года Государственная Дума утвердила Путина в качестве председателя правительства РФ. Его кандидатуру поддержали все депутаты, кроме членов фракции КПРФ. 12 мая 2008 года Путин огласил состав нового правительства.

8 августа, в день, когда грузинские войска вошли на территорию непризнанной республики Южная Осетия, подвергнув обстрелу её столицу Цхинвали, Путин охарактеризовал действия Грузии как агрессию. Премьер-министр взял под свой контроль гуманитарную составляющую поддержки Южной Осетии. 9 августа он вылетел во Владикавказ, чтобы обсудить вопросы оказания помощи непризнанной республике, а 11 августа объявил, что правительство России выделит средства на восстановление инфраструктуры и помощь жертвам гуманитарной катастрофы в Южной Осетии.

Осенью 2008 году Путин пообещал принять меры по борьбе с мировым финансовым кризисом. В общей сложности на борьбу с кризисом было выделено, по оценкам экспертов, около 200 миллиардов долларов США. Выступая на форуме в Давосе в январе 2009 года, сам Путин сказал, что кризис начался в связи с низким уровнем качества регулирования сложившейся финансовой системы. В июле 2011 года начал работу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, в ноябре того же года к нему присоединилась Киргизия.

В марте 2009 года Путин назвал безусловным приоритетом правительства программу реформирования пенсионной системы. В июле-августе 2010 года Путин принял активное участие в борьбе с лесными пожарами, выезжая на места и контролируя строительство жилья для погорельцев.

Третий президентский срок (с 2012)

В декабре 2013 года Путин подписал приказ о помиловании М. Б. Ходорковского, и в тот же день тот покинул страну. Этот шаг вызвал положительные отклики как в среде сторонников Путина, так и со стороны его критиков.

7 февраля 2014 года Путин как глава государства-организатора открыл XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. В феврале-марте 2014 года он инициировал присоединение республики Крым и Севастополя к России. Договор о вхождении Крыма в состав РФ был подписан 18 марта 2014 года. По словам президента, соответствующее решение он принимал единолично.

Дополнительные сведения

Путин позиционирует себя как православный христианин. Он регулярно встречается с Патриархом Московским и Всея Руси, участвует в религиозных службах, во время служебных поездок посещает православные храмы и монастыри.

Ещё в школьные годы Путин стал увлекаться боевыми искусствами: боксом, самбо, а затем дзюдо. Последним видом борьбы он продолжил заниматься в университетские годы, в 1976 году выиграл первенство Ленинграда по дзюдо. Путин увлекается и другими видами спорта: горными лыжами, хоккеем, катанием на коньках. Любит рыбалку.

Сочинения

Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 30 декабря.

Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 января.

Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.

Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля.

26 марта 2000 г. в результате досрочных выборов президентом России был избран В. В. Путин, за которого проголосовали 39,7 млн человек (52,9 % избирателей, принявших участие в голосовании). В 2004 г. на очередных выборах В. В. Путин набрал 71,3 % голосов избирателей (49,6 млн человек) и вновь стал президентом Российской Федерации.

В декабре 2001 г. председателем верхней палаты парламента – Совета Федерации – был избран С. М. Миронов. Правительство возглавил М. М. Касьянов, на многих ключевых постах появились новые лица. В марте 2004 г. премьером страны был назначен М. Е. Фрадков.

Отечественные и зарубежные средства массовой информации констатировали, что российское население оказывало поддержку Путину и связывало с ним большие надежды.


Владимир Владимирович Путин

Реформы органов власти. В. В. Путин важнейшей государственной задачей считал восстановление вертикали исполнительной власти, которая обеспечила бы эффективную управленческую деятельность всех государственных структур снизу доверху. В мае 2000 г. новый президент издал указ об образовании семи федеральных округов с представителями президента во главе. Образовывались Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (впоследствии переименованный в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный округа. Тем самым под прямой контроль президента ставилась деятельность всех региональных структур федеральных органов власти (МВД, ФСБ, Минфина, Генеральной прокуратуры, таможни и др.).

Летом 2000 г. В. В. Путин инициировал законы, корректирующие взаимоотношения между федеральным центром и главами исполнительной и законодательной власти регионов. Президент получил право отстранять от власти глав регионов (губернаторов и других высших должностных лиц субъектов РФ), избранных всем населением, и даже распускать их законодательные собрания в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации или иных федеральных законов.

В сентябре 2004 г. по инициативе президента прекратились всеобщие прямые выборы глав регионов; было положено начало введению системы выборов первых лиц региона местными парламентами на основе кандидатуры, предложенной президентом. Как показали социологические опросы, большинство представителей региональных элит признали необходимость проведения этой реформы.

Важнейшим направлением нового курса стала реализация административной реформы. Главными задачами реформы признавались модернизация системы исполнительной власти, создание эффективной разработки, принятия и исполнения решений, проведение анализа реализуемых государственных функций (многие из которых требовали радикального сокращения). В июле 2003 г. была создана комиссия по подготовке реформы.

С марта 2004 г. заработала новая система и структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, службы и агентства. За первыми закреплялись функции выработки политики и нормативно-правового регулирования, за вторыми – контроль и надзор, за третьими – оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. Около четверти всех государственных функций были признаны избыточными.

Принятые меры свидетельствовали о начале широкой реформы государственных структур в интересах укрепления единства России и повышения эффективности и слаженности системы государственного управления. Удалось обеспечить государственное единство населяющих Российскую Федерацию народов.

На пути к решению чеченской проблемы. Одним из приоритетных направлений политики Путина стало решение чеченской проблемы. Весной 1999 г. террористы организовали взрыв на центральном рынке во Владикавказе. В сентябре того же года в Москве, а затем в Волгодонске ночью были взорваны жилые дома, унесшие жизни сотен мирных жителей. Следы террористов вели в Чечню. Террористы наглели. Чеченские боевики начали прямую агрессию против Дагестана.

Абсолютное большинство российских граждан поддержали жесткие действия Путина и военных против чеченских боевиков, в том числе и тогда, когда российские федеральные силы, разбив чеченские и ваххабитские отряды в Дагестане, двинулись в глубь территории Чеченской Республики. В ходе наступления федеральных сил были разгромлены основные базы боевиков, взят Грозный, а второй по значению город Чечни – Гудермес отказался от сопротивления федеральным войскам.

Федеральные власти не только подавляли террористов, они стремились также создать и укрепить республиканские органы власти, наладить мирную жизнь, помочь социальной реабилитации населения, решить различные социально-экономические проблемы.

Однако акции террора продолжались. В 2002 г. террористы захватили в заложники зрителей театрального центра на Дубровке в Москве. Освобождение их стоило немалого числа человеческих жертв. Трагические события развернулись в североосетинском городе Беслане. 1 сентября 2004 г. боевики захватили в заложники детей, родителей и педагогов во время школьной линейки. Варварские действия террористов привели к гибели более 300 человек (из них около половины – дети), сотни людей получили ранения.


На месте трагедии в Беслане

Политические партии России

Конституция Российской Федерации зафиксировала режим сильной президентской власти, эффективно сотрудничающей с парламентом.

На выборах 1995 г. в Государственную думу 26 избирательных объединений и блоков набрали менее 1 % голосов избирателей, а на выборах 1999 г. 16 избирательных объединений и блоков получили поддержку менее 1 % избирателей. Это красноречивое свидетельство того, что многие партии существовали только на бумаге и не оказывали серьезного влияния на политическую жизнь страны.


Реформирование армии – важнейшая проблема, стоящая перед Государственной думой и правительством

С учетом этих изменений проходили выборы в Государственную Думу в декабре 2007 г. В них приняли участие 69,6 млн человек, или 63,8 % всех избирателей, включенных в списки, что превысило процент голосовавших на предыдущих думских выборах.

Внешняя политика. Значительное место во внешнеполитической деятельности России занимали отношения с США. Одним из основных приоритетов международной политики в новом тысячелетии стала борьба с терроризмом, где Россия и Соединенные Штаты активно взаимодействуют.


В. В. Путин с руководителями иностранных государств во время празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Москва, 9 мая 2005 г.

Интерес Китая и Индии вызвали проекты прокладки российских газопроводов через Центральную Азию, что также должно способствовать поддержанию стабильности в этом регионе мира.

Важное направление внешней политики России – отношения с Японией. Заключение мирного договора с этой страной сдерживается расхождениями во взглядах между двумя странами на итоги Второй мировой войны. Российский президент в сентябре 2005 г. заявил: «Что касается переговорного процесса с Японией по Курилам и четырем островам, то они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты Второй мировой войны. И в этой части мы ничего не собираемся обсуждать.

Итоги первых двух президентских сроков Путина

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Сделан в Word, графики в электронном виде с ссылками. Курсовая работа. Вариант 33. Гидравлический расчет гидросистемы стенда для испытания центробежных насосов.

Второй срок президентства В.В. Путина.

1. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президен­та РФ (четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набравший около 71 % голосов, был переизбран Президен­том РФ на второй 4-летний срок.

Это — наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий про­цент голосов, поданных за кандидата от коммунистов Н. Хари­тонова (14%) — это на 26 % меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.

7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.).

2. Начало второго президентского срока В.В. Путина было омрачено убийством президента Чеченской Республики Ах­мата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме этого, летом-осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористиче­ских актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранитель­ных органов и несовершенство системы государственной власти в целом.

Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Президентом РФ В.В. Путиным был сделан важный шаг в сфере административной реформы — проведена реформа фе­деральных органов исполнительной власти.

Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень гро­моздкой.

Имелось более 60 федеральных органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции данных органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между органами и снижало управляемость всей системы.

В результате реформы:

Рекомендуемые материалы

Читайте также: