1996 послание ельцина федеральному собранию новое либерализация кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с Конституцией РФ, президент России ежегодно обращается к Федеральному собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Содержание

В 1995 году в Послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации прозвучала мысль о том, что "ответственность за судьбу страны в равной степени лежит на государственных институтах и обществе. [1]

В 2001 году в послании Федеральному собранию президент не просто призвал к проведению административной реформы, но и объяснил, что она должна разнести разные госфункции по разным госорганам. [3]

В 2001 году в Послании Федеральному собранию президент сказал, что да, государство должно и будет поддерживать науку, но только в меру своих экономических возможностей. [4]

В 2002 году в Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что прямой обязанностью государства является предоставление населению качественных публичных услуг, а в 2005 году перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России была поставлена задача разработать четкие стандарты по предоставлению таможенных услуг. [5]

В мае 2003 года в президентском Послании В. Путина были обозначены сроки: до июля 2006 года создать условия для полной конвертируемости рубля. [10]

В послании 26 мая 2004 года президент РФ поставил задачи по развитию страны не только на год или на четыре ближайших года, но и на более отдаленную перспективу. На первое место — и по важности, и по весу в тексте послания — президент выносит доступность жилья. Следующая задача, обозначенная в послании, — модернизация здравоохранения. Третий ключевой раздел документа — развитие образования.

В 2004 году в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин впервые поставил вопрос о необходимости полномасштабных социальных реформ, а указанные им направления в большой степени совпали с реальными накопившимися проблемами. [11]

Весной 2004 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах — качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья — и наметил пути социальной модернизации. [12]

Выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию 25 апреля 2005 года, президент России дал оценку новейшей российской истории и высказал свою позицию по многим важным вопросам — от коррупции чиновников до полномочий фискальных органов, от повышения зарплат бюджетников до привлечения инвестиций в экономику России. В качестве главной задачи нынешнего дня Владимир Путин назвал построение эффективного государства в существующих границах и укрепление Федерации.

В 2005 году в Послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации была отмечена необходимость серьезной административной реформы. [13]

25 апреля 2005 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил, чтобы один из вносимых президенту претендентов на пост губернатора выдвигался победившей на региональных выборах партией. [14]

25 апреля 2005 года в Послании президента России Федеральному Собранию Российской Федерации обозначены ценностные приоритеты России — это гуманистические, демократические, а в целом — европейские гуманитарные ценности. [16]

10 мая 2006 года в Мраморном зале Московского Кремля, помимо депутатов и сенаторов, присутствовали члены правительства РФ, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генеральный прокурор, председатель Центральной избирательной комиссии, председатель Счетной палаты, члены Госсовета и главы основных конфессий. Впервые на оглашение послания было приглашено руководство Общественной палаты РФ. Всего в Кремль были приглашены больше тысячи человек. Для освещения президентского послания аккредитовались около 400 российских и зарубежных журналистов.

Самой острой проблемой в России президент назвал демографическую. Владимир Путин обозначил пути решения этой проблемы: снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

В числе главных тем, связанных с безопасностью государства, которые отражены в ежегодном послании президента, — готовность России противостоять внешней угрозе и терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию.

Говоря о состоянии российского общества, он отметил низкий уровень доверия людей к власти и крупному бизнесу. Президент подтвердил, что и впредь власть будет стремиться одновременно и поднять престиж государственной службы, и поддерживать российский бизнес.

В 2006 году в послании Федеральному собранию об успехах в деле реформирования армии, президент выделил два основных направления реформы: комплектование армии и ее оснащение. [17]

В начале 2006 года в Послании Федеральному Собранию Путин отметил, что считает целесообразным ускорить переход к полной конвертируемости рубля и ввести эти правила не с 1 января 2007 года, как и планировалось, а с лета прошлого 2006 года. [18]

В апреле 2007 года в послании федеральному собранию президент объявил о создании Российской корпорации нанотехнологий, на которую вместе со смежными федеральными целевыми программами потребовал выделения 180 млрд рублей (около 7 млрд долларов). [20]

В 2007 году в Послании Федеральному собранию президента Владимира Путина прозвучали вопросы развития библиотечного дела. [21]

В 2007 году в послании президента Путина было высказано решение о постройке к 2013 году по одному квадратному метру жилья на одного человека. [23]

В 2008 году в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент предлагает уменьшить порог явки для прохождения в Государственную Думу, предоставлять партиям равный доступ к СМИ, увеличить представительство оппозиционных политических организаций в местных органах власти. [26]

Осенью 2009 года в Послании Президента Федеральному Собранию РФ Дмитрием Медведевым было сделано предложение о создании дополнительной государственной структуры, которой будет поручено распутывать северокавказский узел проблем. [33]

В ноябре 2010 года в послании Федеральному собранию глава российского государства Дмитрий Медведев заявил о необходимости укрепления ВКО страны и объединения существующих систем противовоздушной и ПРО, предупреждения о ракетном нападении и контроля воздушного пространства. [34]

Граждане России обоснованно отказываются понимать, почему реформы затянулись, почему социальные издержки их проведения столь велики. Если власть принимает разумные решения, но они не реализуются, если решения нереальны или продиктованы сиюминутными интересами, идущими вразрез с интересами долгосрочными, наконец, если общество не понимает, чем обусловлены государственные решения, - все это означает неэффективность власти. Проще говоря, это плохое качество управления, из-за которого постоянно возникает социальная напряженность, усиливаются кризисные явления в экономике, а в отношениях государства и общества начинает доминировать взаимное недоверие.

Главная причина неэффективности власти - несоответствие между новой конституционной организацией государства, новыми задачами, которые должна решать власть, и во многом сохранившимися старыми подходами, структурами, методами управления.

Чтобы повысить эффективность власти, нам придется навести порядок в нормотворчестве, в работе исполнительной власти, усилить контрольную функцию государства. При этом наши усилия будут распределяться между неотложными и стратегическими задачами: принятием мер по максимальной реализации имеющихся властных ресурсов и реформированием системы исполнительной власти.

Правовая основа государственного порядка - федеральные законы. О повышении качества законодательства, необходимости соблюдения законотворческих приоритетов говорилось в каждом Послании Президента Федеральному Собранию. Но законотворческой деятельности по-прежнему не хватает качества и темпа.

Россия нуждается сегодня прежде всего в базовых, системообразующих законах. Однако, несмотря на то, что Федеральное Собрание принимает немало законов, многие из них не относятся к числу остро необходимых, зачастую отражают отраслевые или корпоративные интересы.

По-прежнему законы изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества. Законы фактически перестают быть актами прямого действия. Значительное место занимает внесение не всегда неотложных изменений и дополнений в действующее законодательство.

Трехлетние попытки сделать планомерным процесс законотворчества до сих пор не увенчались успехом. Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности констатирует, что Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы так и не стала тем документом, который реально упорядочивает законотворческую деятельность. На конец 1996 года Примерная программа была выполнена лишь на треть в отношении федеральных конституционных законов и других законов, предусмотренных Конституцией. Принято только около 40 процентов намеченного числа кодифицированных актов и законов, необходимость которых вытекает из Гражданского кодекса.

Особенно разрушительна для страны практика принятия законов, не учитывающих реальную финансово-экономическую ситуацию, вступающих в противоречие с федеральным бюджетом, с другими принятыми законами. Любой закон, предусматривающий выделение государственных средств, должен быть обеспечен ресурсами. Без этого обязательного условия мы множим обманутые ожидания. Одним социально привлекательным названием закона людей не накормишь и не оденешь.

Как бы ни различались политические интересы депутатов Государственной Думы, все они представители власти. Следовательно, сам их статус не позволяет принимать законы, отмахиваясь от отрицательных заключений Правительства. Как глава государства не могу и не буду допускать, чтобы не обеспеченные материальными ресурсами законы выходили в свет, разрушая финансовую систему - одну из основ любого государства. Но было бы гораздо эффективнее, если бы депутаты сами ограничили себя либо регламентными нормами, либо, что лучше, законодательно.

Немало претензий имеется и к законопроектной деятельности Правительства. Из почти 750 законопроектов, внесенных в Государственную Думу в 1996 году, только 188 были внесены Правительством. Причем из них 53 были законопроектами о ратификации международных договоров и соглашений.

В то же время процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определяемым Президентом, а также позиции Правительства.

В большой степени несистемность законодательной деятельности обусловлена неясными представлениями о необходимых структуре и содержании российского правового пространства. Отсюда - стихийность появления многих законопроектов. Фактически ни общество, ни государственный аппарат не имеют четкого представления о том, какие сферы общественных отношений в первую очередь следует законодательно регулировать и в каком объеме. Это также задача прежде всего правительственных ведомств.

1. Должен быть принят закон "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", проект которого внесен Президентом. Государственная Дума может реализовать на практике свои призывы к наведению порядка, начав со своей профессиональной сферы - законодательной деятельности.

Если этот призыв снова не будет услышан, придется Президенту в первом полугодии текущего года принимать соответствующее решение об условиях принятия законов для подписания. Возможность такого решения обусловлена конституционным полномочием главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

2. Правительство Российской Федерации обязано в ближайшее время коренным образом улучшить свою законопроектную работу, а министерства и ведомства - сконцентрировать внимание на разработке крупных законопроектов по своей проблематике. Нужны принципиально новые решения, а не латание дыр.

Качество и своевременность представления в Правительство законопроектов по соответствующему профилю должны стать одним из главных критериев оценки работы того или иного министерства, ведомства.

3. Представители Президента и Правительства в палатах Федерального Собрания обязаны незамедлительно докладывать о фактах ведомственного лоббирования законопроектов.

В то же время взаимоотношения депутатского корпуса с негосударственными организациями, выступающими инициаторами и защитниками тех или иных законопроектов, давно пора ввести в правовое русло.

4. Необходимо разработать проект закона, который бы не допускал принятия законодательных актов, не обеспеченных финансовыми средствами, и в то же время предусматривал обязанность Правительства более аргументированно обосновывать свою позицию.

5. Считаю полезным предложение, внесенное Объединенной комиссией по координации законодательной деятельности, о совместном формировании всеми ветвями власти небольшого перечня действительно первоочередных законопроектов. Он должен соответствовать приоритетам во внутренней и внешней политике, определяемым Президентом.

Целесообразно закрепить в Регламенте Государственной Думы роль Объединенной комиссии в предварительном согласовании программ и планов законотворческой деятельности, концептуальных положений законопроектов на ранних стадиях их разработки.

6. Значительный эффект в повышении качества законов даст обсуждение законопроектов общественностью. Надо поднять "завесу молчания" прежде всего над базовыми законопроектами. Целесообразно, чтобы эту работу координировала Объединенная комиссия.

Порядок в законотворчестве должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества. К сожалению, еще сильна инерция прошлого - издание излишних нормативных ведомственных актов. Эта инерция подпитывается тем, что большинство государственных служащих по-прежнему руководствуются не законами, а инструкциями.

Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов Президента и постановлений Правительства, либо противоречат им, извращают их суть. Например, не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Все инструктивные документы должны быть доступны, и отвечать за это должны сами ведомства.

В то же время действительно необходимые инструктивные документы зачастую выходят в свет через несколько месяцев после принятия федерального нормативного акта, предусматривающего их издание.

Все федеральные органы исполнительной власти обязаны в кратчайший срок провести ревизию массива своих нормативных актов, а Правительство должно к июлю 1997 года представить первый отчет о ходе выполнения этого задания.

В результате такой работы должны быть отменены акты, которые не являются необходимыми и противоречат федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства.

Одновременно ведомства должны переходить к тематической кодификации своих актов, в том числе принятых совместно с другими государственными органами. Необходимо прийти к такому положению, когда акты, не вошедшие в тот или иной ведомственный или межведомственный "кодекс", например по налогам, по таможенным правилам, считаются недействующими.

Правительство обязано привлекать к ответственности руководителей, по вине которых задерживается принятие необходимых инструктивных документов во исполнение законов. Ведомства не могут не знать о соответствующих законопроектах, их содержании, ориентировочных сроках принятия и вступления в силу. Они обязаны готовить проекты документов еще до вступления в силу соответствующего закона.

От Министерства юстиции при регистрации ведомственных нормативных актов требуется не только взыскательность, но и юридическая помощь ведомствам для исправления огрехов в представляемых ими актах.

В деятельности органов исполнительной власти до сих пор не преодолен коренной порок прежней системы. Многие государственные органы, должностные лица не работают "в автоматическом режиме" реализации своих функций и полномочий. Они постоянно ждут указаний, поручений, окрика. Исполнительная власть зачастую действует как диспетчер или "пожарная команда". А между тем ее главные задачи - выработка стратегической линии, заблаговременное принятие и проведение в жизнь принципиальных решений.

Совершенно новые функции государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, введением правовых, а не командных методов управления, формированием гражданского общества, осуществляются несколько подновленной, но, в общем, старой системой исполнительной власти. В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных недрах, острые ситуации то и дело застают государственный аппарат врасплох.

Функции и полномочия многих органов исполнительной власти аморфны и нередко дублируются. Это становится основанием для оправдания бездеятельности и неисполнительности. Ведомства сначала яростно борются за новые полномочия, а когда дело доходит до конкретной работы, перекладывают решение трудных вопросов друг на друга, ссылаются на несовершенство законодательства и нехватку ресурсов.

Создание, ликвидация, перестройка того или иного органа зачастую зависят от субъективных критериев, чьей-то пробивной силы, необходимости трудоустройства высокопоставленного чиновника и т.п. В частности, попытка провести летом 1996 года серьезную перестройку системы федеральных органов исполнительной власти заглохла после первых же робких шагов.

Таким образом, необходимость реформирования исполнительной власти стала очевидной. Основными направлениями должны быть следующие:

- радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо сохраняющегося директивного управления;

- повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений, принятие упреждающих мер. Это позволит предотвращать негативные явления и процессы либо смягчать их последствия;

- выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества; строгое разделение функций и полномочий этих органов как "по горизонтали", так и "по вертикали";

- определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти;

- установление эффективной обратной связи с институтами гражданского общества, создание благоприятных условий для контроля общества за деятельностью государственного аппарата.

Обновление системы исполнительной власти не дает результата без наведения порядка в государственной службе и пересмотра принципов кадровой политики. Они в своем нынешнем виде не стимулируют эффективную деятельность государственных служащих, не дают им ясных перспектив должностного роста, не решают вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную, недобросовестную работу, за неисполнение решений.

Настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов. С 1991 года общая численность государственного аппарата возросла в полтора раза. Особенно это проявляется на региональном уровне. Причем в ряде мест допускается дискриминация кадров по национальному признаку.

Впервые с посланием парламенту выступил Борис Ельцин в феврале 1994 года. Обращение первого президента было посвящено укреплению государства. Год спустя Ельцин выступил с посланием, которое было озаглавлено "О действенности государственной власти". На фото: Борис Ельцин, 16 февраля 1995 года

В послании 23 февраля 1996 года Ельцин провел исторический экскурс от революции до перестройки и заявил, что "новое здание российской государственности" построено. Особую роль в дальнейшем развитии президент отвел Федеральному собранию, подчеркнув необходимость принятия качественных законов, но раскритиковал поспешность в принятии законодательных решений, с одной стороны, и затягивание при прохождении важных для страны законов - с другой. Ельцин также призвал сдержать инфляцию, чтобы она по итогам года не превысила 25%

"В 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий, удавка неплатежей парализует экономику, государственный аппарат разъедает коррупция, власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов" - так начал Ельцин свое послание в феврале 1997 года. Для решения существующих проблем президент призвал навести правовой порядок, который является залогом порядка в стране

В феврале 1998 года Ельцин подводил итоги прошедшего года, который назвал годом политической стабильности. На фото: премьер-министр РФ Виктор Черномырдин и первые вице-премьеры Анатолий Чубайс и Борис Немцов во время выступления президента РФ, 17 февраля 1998 года

Ельцин тогда констатировал, что впервые за последнее время зафиксирован небольшой рост ВВП (+0,4% к 1996 году) и промпроизводства, призвал разрабатывать меры для борьбы с безработицей и указывал на то, что стране нужно преодолеть "уныние и хандру", из-за которых хотя и возможен рост экономики, но невозможен подъем страны. "Сейчас Россия похожа на пружину, сжатую до отказа и готовую распрямиться с огромной силой", - заявил первый президент РФ в послании 17 февраля 1998 года

Спустя год, в марте 1999 года, Ельцин признает: всего за несколько месяцев резко изменилась экономическая ситуация. "Нас поразил тяжелейший шок второй половины 1998 года", - сказал президент. Финансовый взрыв 1998 года напрямую связан как с тяжестью перехода от плановой социалистической экономики к экономике рыночной, так и с ошибками, сделанными на этом пути, резюмировал Ельцин. На фото: 30 марта 1999 года

Первое послание Владимира Путина было оглашено 8 июля 2000 года. Перенос выступления с начала года на середину был связан с президентскими выборами. Вновь избранный глава государства выступал 48 минут. Он, в частности, говорил о борьбе с теневой экономикой, ужасающей демографической ситуации. На фото: Владимир Путин и спикер Госдумы Геннадий Селезнев после оглашения послания, 8 июля 2000 года

Спустя год главой государства были поставлены задачи разграничить полномочия между центром и регионами, провести судебную и административную реформы, модернизировать пенсионное и трудовое законодательство. На фото: 3 апреля 2001 года

В 2002 году Путин подробно остановился на вопросах повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике. Среди приоритетов была названа реформа армии. На фото: президент РФ и председатель Госдумы Геннадий Селезнев в Мраморном зале Кремля перед оглашением послания, 18 апреля 2002 года

Начиная с 2003 года у обращения главы государства исчезло тематическое название, документ озаглавлен просто "Послание президента Федеральному собранию". Послание 16 мая 2003 года было посвящено проблемам национальной безопасности, повышению качества жизни россиян. В экономической части обращения президент выделил удвоение ВВП за десятилетие, достижение полной конвертируемости рубля, борьбу с бедностью и административную реформу. На фото: замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков, руководитель фракции "Отечество - вся Россия" в Госдуме Вячеслав Володин, лидер думской фракции "Единство" Владимир Пехтин в Мраморном зале Кремля перед началом выступления президента России, 16 мая 2003 года

26 мая 2004 года глава государства обозначил в послании приоритетные задачи: доступность жилья, повышение благосостояния граждан, удвоение ВВП не за десять лет, как говорилось ранее, а к 2010 году, реформы в сфере здравоохранения, образования, бюджетная реформа и реформа транспортной инфраструктуры, снижение инфляции до 3% в год

Среди основных задач, поставленных президентом в 2005 году, отмена налога на наследуемое или получаемое в дар имущество, упрощение порядка оформления объектов жилой недвижимости, упрощение процедуры декларации накопленного капитала, выдвижение кандидатуры губернатора от победившей на выборах в регионе партии. На фото: журналисты следят за прямой трансляцией обращения Владимира Путина, 25 апреля 2005 года

В 2006 году Путин назвал самой острой проблемой России демографию. Был предложен комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости, в том числе выплата материнского капитала. Также глава государства заявил о необходимости материального стимулирования семей, которые берут сирот на воспитание, поставил задачу стимулировать рост инвестиций в производственную инфраструктуру и развитие инноваций. На фото: Владимир Путин и председатель Совета федерации Сергей Миронов, 10 мая 2006 года

На оглашение послания помимо парламентариев приглашают членов правительства, председателей Конституционного и Верховного судов, генпрокурора, глав Центризбиркома и Счетной палаты, членов Госсовета, Общественной палаты и глав основных конфессий, губернаторов и других высокопоставленных лиц. На фото: первый вице-премьер РФ Сергей Иванов и замруководителя кремлевской пресс-службы Дмитрий Песков в фойе Мраморного зала Кремля перед началом обращения президента РФ к Федеральному собранию, 26 апреля 2007 года

26 апреля 2007 года глава государства предложил ввести мораторий на исполнение обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, подчеркнул необходимость усилий по соцзащите военнослужащих, а также поставил задачу увеличить размер средней пенсии без увеличения пенсионного возраста. Также глава государства заявил о необходимости выделения средств создаваемой госкорпорации "Роснано". На фото: Владимир Путин и председатель Совета федерации Сергей Миронов, 26 апреля 2007 года

Президент Дмитрий Медведев обращался к парламенту четыре раза. Выступления проходили в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Подводя итоги года в первом послании, президент выделил агрессию против Южной Осетии и "набирающий обороты" глобальный финансовый кризис. Он предложил увеличить сроки полномочий президента до шести лет, Госдумы - до пяти лет. На фото: помощник президента РФ Аркадий Дворкович, первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, президент РФ Дмитрий Медведев и его помощник Джахан Поллыева в подмосковной резиденции "Горки" во время подготовки к первому посланию Федеральному собранию, 2 ноября 2008 года

Выступление 2009 года стало самым длительным по времени за всю историю посланий: речь главы государства продолжалась 1 ч. 39 мин. 33 сек. Медведев обозначил пять направлений модернизации экономики: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, а также развитие космических и телекоммуникационных систем. Было также предложено создать российский аналог Силиконовой долины. Впоследствии был создан инновационный центр "Сколково". На фото: во время обращения к парламенту в Георгиевском зале Кремля, 12 ноября 2009 года

Обычно послание президента готовится в закрытом режиме. В 2010 году Медведев заранее опубликовал концепцию этого документа в статье "Россия, вперед!". Главными темами обращения к парламенту стали поддержка семей, модернизация страны, изменения в политической и правовой системе. На фото: Медведев после обращения к Федеральному собранию в Георгиевском зале Кремля, 30 ноября 2010 года

22 декабря 2011 года Медведев в своем последнем послании предложил вернуться к прямым выборам губернаторов, упростить регистрацию партий, освободить их от сбора подписей избирателей на всех выборах, за исключением президентских

Первое после своего переизбрания послание Владимир Путин зачитал в День Конституции 12 декабря 2012 года

В 2012 году глава государства обозначил задачи не только на текущий год, но и на весь срок своих полномочий до 2018 года. Главными темами стали запрет для чиновников владеть зарубежными счетами, возвращение выборов в Госдуму по смешанной системе

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, руководитель администрации президента Сергей Иванов и президент РФ Владимир Путин после выступления с ежегодным посланием Федеральному собранию, 12 декабря 2012 года

В 2013 году послание вновь было оглашено в День Конституции. Основной закон страны отмечал в том году 25-летний юбилей. Президент заявил о незыблемости ее основных положений, но допустил возможность точечных корректировок

Глава государства подтвердил курс на борьбу с оттоком капитала и деофшоризацию экономики. Президент подчеркнул необходимость развития системы местного самоуправления, уделил внимание проблемам в области реформирования системы образования, упорядочиванию миграционных потоков, защите традиционных ценностей. Выступление продлилось 1 ч. 8 мин. 43 сек. На фото: во время выступления президента России с ежегодным посланием Федеральному собранию, 12 декабря 2013 года

В 2014 году Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию 4 декабря. Президент заявил о том, что Крым имеет для России "сакральное значение", выступил за экономическую либерализацию, амнистию офшоров, призвал заморозить повышение налогов на четыре года и заверил, что РФ не будет втягиваться в гонку вооружений

Первое послание президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию

В соответствии с Конституцией Президент России ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Президент России Дмитрий Медведев обратится с ежегодным Посланием Федеральному Собранию 12 ноября.

В соответствии с Конституцией Президент России ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Существует традиция, при которой обязательно присутствуют депутаты обеих палат и приглашенные.

Речь президента перед депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации обычно длится около часа. В Кремль также приглашают членов правительства, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генпрокурора, председателя Центризбиркома, главу Счетной палаты, членов Государственного Совета и глав основных конфессий.

В 2006 году впервые на оглашение послания были приглашены и представители Общественной палаты России.

Послание президента по традиции оглашается в Мраморном зале Кремля. Зал, расположенный в 14-м корпусе Кремля, построен в 1982 году для проведения пленумов ЦК КПСС. Партер зала рассчитан на 648 мест, балкон - на 140, но в особых случаях Мраморный зал может вместить до 1000 человек.

Послание было посвящено становлению правового государства, соблюдению Конституции и законов, защите прав граждан в демократическом обществе, целостности государства и региональной политике, развитию рыночной реформы. Одной из центральных была мысль Президента об одинаковой неприемлемости в сфере экономики как к возвращению к временам советской плановой системы, так и продолжение неуправляемой "шокотерапии".

В Послании говорилось об обеспечении суверенитета, независимости и целостности России, экономическом потенциале страны, федерализме и местном самоуправлении, праве на применение государственной силы в чеченском кризисе, приоритетах внешней политики России, обеспечении прав и свобод граждан на всей территории страны, поддержке науки, культуры и образования, взаимоотношениях средств массовой информации и власти.

23 февраля 1996 года в ежегодном Послании, озаглавленном "Россия, за которую мы в ответе", Президент РФ Борис Ельцин дал анализ итогов развития страны и российского общества. Глава государства отметил, что за четыре года реформ "предотвращен распад России, развеян призрак гражданской войны; заложены конституционные основы правового Российского государства; началось движение к созданию подлинного федеративного устройства государства, к обеспечению достойной роли России в мировом сообществе; заложены основы рыночной экономики. "Впервые в истории России масштабные преобразования осуществляются без подавления и уничтожения политических противников".

Послание Президента Российской Федерации Бориса Ельцина Федеральному Собранию 6 марта 1997 года носило название "Порядок во власти - порядок в стране". В послании Президент потребовал наведения порядка во власти и в стране в целом, но не диктаторского, а правового. Президент подчеркнул, что порядок в стране начинается с порядка во власти, первый и главный ресурс для этого в "энергичном завершении экономической, социальной и правовой реформ". Президент России признал, что высшее политическое руководство страны допускало ошибки в решении чеченских проблем, что привело к большим человеческим жертвам и нанесло значительный экономический ущерб. Руководитель страны подтвердил негативное отношение России к планам расширения НАТО на Восток и заявил, что для Европы наступают "критические времена". Конечными целями военной реформы в России определил создание достаточной обороны и качественно новых, но меньших по численности вооруженных сил, определил основные направления военной реформы.

Ежегодное Послание Президента РФ Бориса Ельцина Федеральному Собранию 17 февраля 1998 года озаглавлено "Общими силами - к подъему России". Главный призыв Президента - поднимать Россию общими силами всех ее регионов. Глава государства особо подчеркнул, что Россия должна быть не полем политических сражений, а полем гражданского единения и согласия, взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти. В Послании Президент большое внимание уделил экономическим проблемам государства. Перед Правительством России Президент поставил задачу ускорить разработку бюджета следующего года. Значительное внимание в Послании уделено социальным проблемам: Борис Ельцин заострил внимание на проблемах здравоохранения, физического и нравственного состояния подрастающего поколения, культуры общества, нуждах армии.

Очередное ежегодное Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию - 30 марта 1999 года озаглавлено "Россия на рубеже эпох".

Свое выступление глава России впервые начал не с внутриполитических проблем, а с оценки ситуации в Югославии, отметив, что его выступление "проходит в столь драматичный момент", во время бомбовых ударов НАТО по Югославии. "Я сделаю все для скорейшего прекращения вооруженных акций", - заверил Президент. В то же время он подчеркнул, что Россия не позволит "втянуть себя в военный конфликт". Основная же тема Послания Президента - нынешнее положение в стране и перспективы ее развития. Борис Ельцин особо остановился на следующих вопросах: сохранение прав и свобод граждан, проведение честных и демократических выборов, недопущение криминала во власть, профессионализм будущего парламента, заинтересованность всех без исключения слоев общества в процветании России, необходимость сочетания в экономике плановых и рыночных методов хозяйствования. В Послании Президент призвал вернуться к вопросу о борьбе с разными привилегиями.

8 июля 2000 года новый Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, озаглавленным «Государство Россия. Путь к эффективному государству".

В своем первом программном документе Владимир Путин заявил о необходимости превратить Россию в сильное, эффективное государство. Он четко обозначил основные угрозы российскому обществу: его физическое старение, вымирание и связанное с этим невосполнимое оскудение нации; проблемы экономики, ее все более увеличивающееся отставание от передовых стран Запада; угрозы российскому федеративному устройству, основные из которых - губернский сепаратизм, плохая управляемость на местах, отсутствие в государстве единой, эффективной вертикали власти, взаимодействия различных ее уровней; касаясь ситуации со СМИ, президент заявил, что свобода прессы была и останется основополагающим принципом российской демократии. В своем послании Путин затронул также ряд других важнейших тем, касающихся социальных проблем, власти, партийного строительства, внешней политики.

3 апреля 2001 года Президент России Владимир Путин выступил со своим вторым ежегодным Посланием Федеральному Собранию, в котором подвел итоги проделанной работы со времени предыдущего Послания, обозначил широкий круг проблем во всех областях жизни российского общества, пути их решения, определил приоритеты развития государства на ближайший год. Основу же Послания составила социально-экономическая тематика. Владимир Путин в своем Послании подчеркнул необходимость возрождения такой системы управления страной, при которой будет четкое разделение полномочий между центром и регионами с одновременным уменьшением вмешательства государства в жизнь людей; необходимость принятия в России решительных мер для того, чтобы сделать прозрачной, простой и предсказуемой юридическую систему, уменьшить арбиторское вмешательство со стороны государства и гарантировать права собственности. В документе выражена принципиальная позиция российского руководства не предпринимать никаких попыток для перераспределения собственности, принимая вместе с тем меры к тому, чтобы крупный бизнес платил налоги и в соответствии с законом был "прозрачным" в своей финансовой деятельности.

18 апреля 2002 года Президент России Владимир Путин в Мраморном зале Кремля представил Федеральному Собранию ежегодное Послание, основной лейтмотив которого - повышение конкурентоспособности России в мире.

Основную часть Послания Президент России посвятил экономическим и социальным проблемам государства. Путин еще раз резко раскритиковал правительство за низкий прогноз темпов роста экономики. Правительству поручено представить предложения по реструктуризации государственного аппарата. В Послании говорилось о продолжении военной реформы и переходе к профессиональной армии, завершении военной стадии операции в Чечне, продолжении административно-государственной реформы в России, борьбе с бедностью в стране и путях ее преодоления. "Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной, чтобы жить в ней было комфортно и безопасно", - этими словами заключил Послание глава государства.

16 мая 2003 года Президент России Владимир Путин в Мраморном зале Московского Кремля выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Глава государства заявил, что все наши решения, все наши действия сейчас необходимо подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это - качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться.

Указав на несовершенство экономической и политической систем страны, Владимир Путин заявил о необходимости радикального сокращения функций госорганов. Президент назвал возможным формирование правительства с учетом результатов парламентских выборов. Путин также поставил задачу удвоить за 10 лет валовый внутренний продукт и достичь полной конвертируемости рубля. Глава государства пообещал довести до конца процесс политического урегулирования в Чечне. Путин заявил также, что в 2007 году должен быть завершен переход к формированию частей постоянной готовности на профессиональной основе, а с 2008 года срок службы в армии по призыву должен сократиться до 1 года.

26 мая 2004 года Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ.

В Мраморном зале Кремля присутствовали члены обеих палат парламента, Правительства, председатели высших судов, Генеральный прокурор, руководители Центризбиркома и Счетной палаты, члены Госсовета, главы конфессий.

Президент РФ поставил задачи по развитию страны не только на год или на четыре ближайших года, но и на более отдаленную перспективу.

На первое место - и по важности, и по весу в тексте послания - президент выносит доступность жилья. Следующая задача, обозначенная в послании - модернизация здравоохранения. Третий ключевой раздел документа - развитие образования.

25 апреля 2005 года Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ.

В Мраморном зале Кремля присутствовали члены обеих палат парламента, Правительства, председатели высших судов, Генеральный прокурор, руководители Центризбиркома и Счетной палаты, члены Госсовета, главы конфессий.

В начале своего выступления Владимир Путин дал оценку новейшей российской истории, а затем высказал свою позицию по многим важным вопросам - от коррупции чиновников до полномочий фискальных органов, от повышения зарплат бюджетников до привлечения инвестиций в экономику России.

Главная задача нынешнего дня, по словам Президента, - построение эффективного государства в существующих границах и укрепление Федерации.

10 мая 2006 года Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ.

В Мраморном зале Московского Кремля, помимо депутатов и сенаторов, присутствовали члены правительства РФ, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генеральный прокурор, председатель Центральной избирательной комиссии, председатель Счетной палаты, члены Госсовета и главы основных конфессий. Впервые на оглашение послания было приглашено руководство Общественной палаты РФ. Всего в Кремль были приглашены больше тысячи человек. Для освещения президентского послания аккредитовались около 400 российских и зарубежных журналистов.

Самой острой проблемой в России президент назвал демографическую. В. Путин обозначил пути решения этой проблемы: снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.
В числе главных тем, связанных с безопасностью государства, которые отражены в ежегодном послании президента, - готовность России противостоять внешней угрозе и терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию.
Говоря о состоянии российского общества, он отметил низкий уровень доверия людей к власти и крупному бизнесу. Президент подтвердил, что и впредь власть будет стремиться одновременно и поднять престиж государственной службы, и поддерживать российский бизнес.

Послание Президента 26 апреля 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В нем были четко обозначены национальные приоритеты - рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования.

Была поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству. Президент особенно отметил необходимость ужесточения ответственности за экстремистские действия.

В области внешней политики главным стало заявление президента об объявлении моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ. Президент мотивировал это решение тем, что страны НАТО не ратифицировали адаптированный в 1999 году договор. Мораторий будет действовать до тех пор, пока все страны НАТО без исключения" не ратифицируют договор и не начнут его строго исполнять. В случае "отсутствия прогресса в переговорах" Владимир Путин пообещал прекратить выполнение Россией обязательств по ДОВСЕ.

С первым президентским Посланием Дмитрий Медведев выступил 5 ноября 2008 года. Самым сенсационным в этом Послании стало предложение внести в Конституцию поправки, увеличивающие срок полномочий президента и парламента до шести и пяти лет соответственно. Глава государства уделил внимание вопросам обороны и безопасности, принятию антикризисных мер, борьбе с коррупцией. Медведев также высказался за превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров и предложил провести реформу политической системы России.

Читайте также: