1 симфония бетховена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бетховен Симфония 1, до мажор, соч. 21 (1800)

I. Adagio molto. Allegro con brio. II. Andante cantabile con moto. III. Minuetto. Allegro molto e vivace. IV. Allegro molto e vivace.

Первое исполнение – 2 апреля 1800 года в Вене.

Поэмой юности, улыбающейся своим мечтам, назвал Первую симфонию Ромен Роллан. Действительно, ее музыка дышит радостью бытия, полна свойственного молодости горделивого сознания собственной силы. Мир открыт перед Бетховеном, и он чувствует себя способным его завоевать.

Бетховен Симфония 1. Описание частей произведения.

III часть (менуэт) по сути, уже представляет собой подлинное бетховенское скерцо с его бурной, чуть тяжеловесной ритмикой.

Бетховен Симфония 1. Слушать онлайн

Beethoven, Symphony Nr 1 C Dur op 21 Georg Solti, Chicago Symphony Orchestra

26 марта 1800 года газета "Винер цайтунг" помещает объявление: "В среду 2 апреля 1800 года в Императорском придворном театре господин Людвиг ван Бетховен будет иметь честь дать большую музыкальную академию в свою пользу. ".

Знаменательно, с каким уважением Бетховен в своем первом, как теперь сказали бы, авторском концерте почтил великих учителей: в программу входили, помимо бетховенских сочинений, симфония Моцарта и фрагменты из оратории Гайдна "Сотворение мира". В те времена публичные музыкальные академии (концерты) могли включать наряду с симфоническими и камерные произведения. Афиша извещала, что прозвучит "большой концерт для фортепиано, сочиненный господином Людвигом ван Бетховеном в его исполнении; Септет, верноподданнейше посвященный Ее величеству императрице. новая большая симфония для полного оркестра, сочиненная господином Людвигом ван Бетховеном". Обещано было также "фантазирование Бетховена на фортепиано". Последнее не удивительно: для венской публики Бетховен пока еще прежде всего виртуоз, известный своими блистательными импровизациями в музыкальных салонах. Уступая моде, Бетховен пишет один за другим циклы вариаций на темы Генделя, Моцарта, Гретри, Сальери, на народные песни.

Исполнение Первой симфонии стало для Бетховена дебютом в его любимейшем жанре. Историки сегодня замечают, что в Первой симфонии Бетховен окончательно формирует и закрепляет так называемый парный состав оркестра (его иногда называют также "бетховенской капеллой") – две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы; духовым инструментам ярко и контрастно сопоставлены струнные. Заметили это и современники композитора; некоторым показалось, что симфония Бетховена похожа на "духовую музыку", что в ней. чрезмерно употреблены литавры! И лишь наиболее проницательные из критиков, "по когтям узнали льва" – почувствовали, как в недрах стиля, иногда обобщенно именуемого гайдновско-моцартовским, зреет музыка нового века. Как пробует композитор свои могучие "мускулы" в первом Allegro, как возникает жанр симфонического скерцо в ритмах галантного менуэта, как в коде финального рондо звонкие фанфары предвещают героическую эпоху. – словом, как рождается симфония Бетховена!

1. Adagio molto. Allegro con brio
2. Andante cantabile con moto
3. Menuetto: Allegro molto e vivace
4. Finale: Adagio. Allegro molto e vivace

Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan

История создания

Музыка

Начало симфонии поразило современников. Вместо ясного, определенного устойчивого аккорда, как было принято, Бетховен открывает медленное вступление таким созвучием, которое не дает возможности слуху определить тональность произведения. Все вступление, построенное на постоянных контрастах звучности, держит слушателя в напряжении, разрешение которого наступает только с вступлением главной темы сонатного аллегро. В ней звучит юношеская энергия, порыв нерастраченных сил. Упорно стремится она вверх, постепенно завоевывая высокий регистр и утверждаясь в звонком звучании всего оркестра. Грациозный облик побочной темы (переклички гобоя и флейты, а затем скрипок) заставляет вспомнить Моцарта. Но и эта более лирическая тема дышит той же радостью жизни, что и первая. На миг набегает облачко грусти, побочная возникает в приглушенном, несколько таинственном звучании низких струнных. Им отвечает задумчивый мотив гобоя. И вновь весь оркестр утверждает энергичную поступь главной темы. Ее мотивы пронизывают и разработку, которая строится на резких сменах звучностей, внезапных акцентах, перекличках инструментов. В репризе господствует главная тема. Особенно ее главенство подчеркивается в коде, которой Бетховен, в отличие от своих предшественников, придает очень важное значение.

Третью часть композитор в соответствии с традицией называет менуэтом, хотя ее мало что связывает с плавным танцем XVIII века — это типично бетховенское скерцо (такое обозначение появится лишь в следующей симфонии). Тема отличается простотой и лапидарностью: гамма, стремительно восходящая вверх с одновременным возрастанием звучности, завершается юмористически-громогласным унисоном всего оркестра. Трио контрастно по настроению и отличается негромкой, прозрачной звучностью. Неизменно повторяющимся аккордам духовых отвечают легкие пассажи струнных.

Финал симфонии Бетховен начинает юмористическим эффектом. После мощно звучащего унисона всего оркестра медленно и негромко, словно нерешительно, вступают скрипки с тремя нотами восходящей гаммы; в каждом последующем такте после паузы добавляется по ноте, пока, наконец, стремительным раскатом не начинается легкая подвижная главная тема. Это юмористическое вступление было настолько необычным, что нередко во времена Бетховена исключалось дирижерами — из боязни вызвать смех публики. Главную тему дополняет столь же беззаботная, покачивающаяся, танцующая побочная с внезапными акцентами и синкопами. Однако заканчивается финал не легкими юмористическими штрихами, а звонкими героическими фанфарами, предвещающими следующие симфонии Бетховена.



Побочная партия, с ее наивной грацией, кажется образцом классицистского стиля XVIII века:


Но как раз в тот момент, когда ее завершает и обрамляет традиционный ритурнель, Бетховен неожиданно показывает эту тему в новом и резко контрастном аспекте. Переданная басам на pia­nissimo, с новой контрапунктирующей мелодией у духовых, она теперь звучит углубленно, серьезно, взволнованно:


Драматизирована и вся форма сонатного allegro, так как ре­приза дана не как обычное повторение. экспозиции: в ней значительно больше динамики (оркестровое tutti в главной теме, разработочные, элементы в связующей и в коде).



Реприза Andante также не является механическим повторением материала экспозиции. Полифоническое изложение главной темы обогащает ее. Реприза заканчивается значительной по объему кодой, которая содержит элементы разработки.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Музыка

Начало симфонии поразило современников. Вместо ясного, определенного устойчивого аккорда, как было принято, Бетховен открывает медленное вступление таким созвучием, которое не дает возможности слуху определить тональность произведения. Все вступление, построенное на постоянных контрастах звучности, держит слушателя в напряжении, разрешение которого наступает только с вступлением главной темы сонатного аллегро. В ней звучит юношеская энергия, порыв нерастраченных сил. Упорно стремится она вверх, постепенно завоевывая высокий регистр и утверждаясь в звонком звучании всего оркестра. Грациозный облик побочной темы (переклички гобоя и флейты, а затем скрипок) заставляет вспомнить Моцарта. Но и эта более лирическая тема дышит той же радостью жизни, что и первая. На миг набегает облачко грусти, побочная возникает в приглушенном, несколько таинственном звучании низких струнных. Им отвечает задумчивый мотив гобоя. И вновь весь оркестр утверждает энергичную поступь главной темы. Ее мотивы пронизывают и разработку, которая строится на резких сменах звучностей, внезапных акцентах, перекличках инструментов. В репризе господствует главная тема. Особенно ее главенство подчеркивается в коде, которой Бетховен, в отличие от своих предшественников, придает очень важное значение.

Третью часть композитор в соответствии с традицией называет менуэтом, хотя ее мало что связывает с плавным танцем XVIII века — это тилично бетховенское скерцо (такое обозначение появится лишь в следующей симфонии). Тема отличается простотой и лапидарностью: гамма, стремительно восходящая вверх с одновременным возрастанием звучности, завершается юмористически-громогласным унисоном всего оркестра. Трио контрастно по настроению и отличается негромкой, прозрачной звучностью. Неизменно повторяющимся аккордам духовых отвечают легкие пассажи струнных.

Финал симфонии Бетховен начинает юмористическим эффектом. После мощно звучащего унисона всего оркестра медленно и негромко, словно нерешительно, вступают скрипки с тремя нотами восходящей гаммы; в каждом последующем такте после паузы добавляется по ноте, пока, наконец, стремительным раскатом не начинается легкая подвижная главная тема. Это юмористическое вступление было настолько необычным, что нередко во времена Бетховена исключалось дирижерами — из боязни вызвать смех публики. Главную тему дополняет столь же беззаботная, покачивающаяся, танцующая побочная с внезапными акцентами и синкопами. Однако заканчивается финал не легкими юмористическими штрихами, а звонкими героическими фанфарами, предвещающими следующие симфонии Бетховена.

Современников озадачил уже первый аккорд (из небольшого вступительного Adagio) – диссонирующее созвучие, притом не тяготеющее к основной тональности (симфония начинается с доминантсептаккорда к субдоминанте основной тональности). Их слух отметил лишь неожиданное, в начале сочинения, звучание диссо­нанса. А между тем Бетховен начал с относительно далекой и не­устойчивой гармонии для того, чтобы подчеркнуть целеустремленное внутреннее движение на основе гармонических тяготений.



Побочная партия, с ее наивной грацией, кажется образцом классицистского стиля XVIII века:


Но как раз в тот момент, когда ее завершает и обрамляет традиционный ритурнель, Бетховен неожиданно показывает эту тему в новом и резко контрастном аспекте. Переданная басам на pia­nissimo, с новой контрапунктирующей мелодией у духовых, она теперь звучит углубленно, серьезно, взволнованно:


Драматизирована и вся форма сонатного allegro, так как ре­приза дана не как обычное повторение. эксиозиции: в ней значительно больше динамики (оркестровое tutti в главной теме, разработочные, элементы в связующей и в коде).



Хорошо принятая публикой, работа, однако, подверглась критике за ее новаторский аспект: важность духовых инструментов , открытие не с основной тональности, многочисленные модуляции, слишком быстрая третья часть (ошибочно названная Menuetto ) и т. Д., Несмотря на очень сильную структуру. классика.

Резюме

История работы

Оркестровка: эволюция от Моцарта до Бетховена

В своей Первой симфонии Бетховен окончательно стабилизировал количество деревянных духовых и медных инструментов, а также присутствие литавр, которые постоянно колебались в симфониях Моцарта, включая его самые последние; действительно, у Моцарта кларнеты часто отсутствуют (например, симфонии № 38 и 41), флейты иногда по две, иногда сокращаются до одной (симфония № 39), а иногда отсутствуют (например, № 30, № 34 и 36); когда он предвидит кларнет, то отсутствуют гобои (например, симфония № 40). Медные духовые инструменты также колеблются в симфониях Моцарта, где трубы, например, отсутствуют в симфониях № 30, 33, 40; его симфония № 29 включает только два гобоя для деревянных духовых и только два рожка для духовых; наконец, присутствие литавр также колеблется, отсутствуя во многих его симфониях, даже среди самых важных, таких как симфонии № 29 и № 40.

С Бетховеном классический оркестр наконец обретет окончательную стабильность в этом отношении: все его симфонии будут включать для деревянных духовых инструментов: флейты, гобои, кларнеты, фаготы, к которым он добавит малую флейту (симфонии n ° 5, n ° 6 и № 9) и контрабас (симфонии № 5 и № 9); для духовых инструментов: валторны и трубы, к которым он добавит тромбоны (симфонии № 5, № 6 и № 9). Таким образом, Бетховенский оркестр останется неизменной основой симфонического оркестра почти на протяжении всего девятнадцатого века.

Состав

Первая симфония Бетховена, как и большинство классических симфоний , состоит из четырех частей, и ее исполнение длится чуть менее получаса.

я Adagio molto -
Allegro con brio
- 4/4 -
- 2/2 -
восьмая нота = 88 четвертная нота
= 112
До мажор
II Andante cantabile con moto - 3/8 - восьмая нота = 120 фа мажор
III Менуэтто ( Allegro molto e vivace ) - 3/4 - белая точка = 108 До мажор
IV (Финал) Adagio -
Allegro molto e vivace
- 2/4 - восьмая нота = 63 четвертная нота
= 88
До мажор

Анализ

I - Adagio molto - Allegro con brio

Как и Гайдн , он начинает с медленного вступления Adagio molto из двенадцати тактов, создавая некоторую двусмысленность в тональности произведения. Тон до мажор утверждается только в Allegro con brio в форме классической сонаты . На выставке сначала представлена ​​первая тема до мажор, стремительная и ликующая, затем модулирующий мост представляет тональность соль мажор, в которой раскрывается вторая тема, в отличие от более мелодичной. Далее следует комментарий или толкование этих двух тем: первая - вторая, о гобое и фаготе, а затем первая - в тутти в имитации . Это толкование, иногда присутствующее у Моцарта, расширено Бетховеном, отмечая здесь его влияние на сонатную форму. Разработка очень модулирующая, построенная исключительно на первой теме. Повторное экспонирование затрагивает две темы: первую фортиссимо и вариативную, вторую - текстовую, но тонированную, а не доминирующую. Движение завершается довольно условной кодой .

II - Andante cantabile con moto

Анданте Кантабиле кон Moto , эта форма сонатной движение включаетсебя некоторые процессах Symphony п уплотнительные 40 Моцарта . Первая тема выставки используется в фугато для четырех голосов. Последовательные записи широко разнесены, что придает ясность полифонии . Вторая тема - своего рода следствие. После кодетты, в которой литавры играют роль остинато , Бетховен порекомендовал кавер-версию каподастра, которую сегодня дирижеры не замечают. Развитие в духе Sturm und Drang подчеркивает многочисленные модуляции иритмичное остинато . Повторная выставка разнообразна и заканчивается разнообразной кодой .

III - Менуэтто ( Allegro molto e vivace )

Это самая оригинальная часть симфонии. Несмотря на название, это настоящее скерцо . Кроме того, Allegro molto e vivace слишком быстрый темп для менуэта. Тема менуэта развивается, затем снова принимается во многих формах. Скерцо трио - второе скерцо, встроенное в первое и имеющее ту же структуру, что и предыдущее.

IV - Финал (Adagio - Allegro molto e vivace)

Allegro Molto й многолетник из формы Sonata начинается с короткой Adagio , постепенным увеличением расстояния пола . Это движение в чистейшем гайдненском стиле . Обе темы веселые, в резких и повторяющихся нотах для первой, в синкопированных диалогах для второй. Разработка основана исключительно на первой теме, которая будет сокращена при повторной экспозиции, в то время как вторая тема будет удлинена и за ней следует код .

Читайте также: