Очерки горького о толстом и чехове кратко

Обновлено: 08.07.2024

Литературные портреты писателей-современников и обще­ственных деятелей, созданные Горьким, имеют большое доку­ментальное и художественное значение. Герои их во многом оп­ределяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спор­ные обобщения, оценки некоторых литературных явлений от­ражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик на­столько, что кажется равнодушным к людям:

Литературный портрет Л. Андреева отличается от других порт­ретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творче­ского пути писателя, трагически убежденного в бессилии чело­века что-либо изменить в мире.

Литературные портреты писателей-современников и общественных деятелей, созданные Горьким, имеют большое документальное и художественное значение. Герои их во многом определяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры.

Горький считал главной целью портретных очерков изображение человеческих качеств персонажа. Портрет человека воссоздается не только как черты внешности. Писателя главным образом интересует внутренняя жизнь героя очерка, его духовный мир со всеми “противоречиями сердца и ума”.

лучших является литературный портрет Л. Толстого. Заметки, из которых состоит очерк, написаны по следам встреч Горького с великим русским реалистом. Горький понимал, что показать Толстого только как “могучую глыбу”, как “сверхъестественное” чудо – мало.

Важно отразить и человеческие слабости гения, противоречивость, присущую и простому смертному, “ибо он, так сказать, всеобъемлющ и прежде всего человек, – человек человечества”.

Очерк открывается темой “Толстой и бог”, что позволяет объяснить внутренний мир писателя. Не боязнь смерти нестерпима Толстому, а мысль, что придется

Бога Толстой принимал не по Евангелию, часто “приспосабливая” к своему учению.

Горький строит портрет Толстого из кусочков мозаики, протягивая между ними смысловые нити. Он сопоставляет и противопоставляет все, что было услышано от Толстого, прочитано в его книгах, выделяя противоречия мысли писателя. Наиболее сложным и противоречивым было отношение Толстого к женщине. Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума.

Для него идеал женщины -“существо достаточно ограниченное”, ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах женщин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское. Это соответствует толстовской концепции женщины.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спорные обобщения, оценки некоторых литературных явлений отражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик настолько, что кажется равнодушным к людям:

“… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их – смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с величайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматривается в “самое главное” – в смерть”.

Горький передает овладевшее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках “толстовцев”.

Горький строит портрет Толстого на антитезе между непримечательной внешностью и величием духовным. “Выйдет он – маленький, и все сразу станут меньше его. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний, удобный демократизм обманывал многих…” Горький пишет, что люди недалекие, привыкшие греться в лучах чужой славы, пытались представить окружающим, что близко знакомы с Толстым, чуть ли не равны с ним. Толстой не терпел амикошонства и умел поставить таких на свое место. “Из-под мужицкой бороды, из-под демократической, мятой блузы поднимается старый русский барин, великолепный аристократ… Приятно было видеть это существо чистых кровей, приятно наблюдать благородство и грацию жеста, гордую сдержанность речи, слышать изящную меткость убийственного слова.

Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. И когда они вызывали в Толстом барина, он являлся легко, свободно и давил их так, что они только ежились да попискивали”.

В портрете Горький всегда какую-то черту подтверждает афоризмом, определением. Он выделяет две детали облика Толстого – руки и глаза. Руки -“некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности и творческой силы”, глаза острые, пронзающие, иногда озорные.

В очерке происходит постоянное укрупнение облика Толстого. Из “маленького, сухонького, серого” старика он постепенно превращается в бога Саваофа, сидящего на каменной скамье под кипарисами, как на золотом троне.

Очерк “Лев Толстой” воссоздавал образ большого человека и писателя с его большими противоречиями.

В серии литературных портретов Горький создал также очерки “В. Г. Короленко”, “Время Короленко”, “Из воспоминаний о В. Г. Короленко”. Такой интерес к фигуре писателя-демократа объясняется тем, что в Короленко воплотился горьковский идеал интеллигента, связанного с народом своими делами, всей сущностью своей натуры.

Литературный портрет Л. Андреева отличается от других портретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творческого пути писателя, трагически убежденного в бессилии человека что-либо изменить в мире.

Приведу несколько интересных цитат.
Для меня было открытие. что Толстой ругался матом, да не просто при крестьянах,но при интеллигентном, начинающем писателе.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

« Чехов, видите ли, это был несравненный художник. Да, да. Именно несравненный. Художник жизни. И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.

Он был искренним, а это великое достоинство, он писал о том, что видел и как видел.

И благодаря искренности его, он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде! Его язык — это необычный язык.

Я повторяю, что новые формы создал Чехов и, отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по технике он, Чехов, гораздо выше меня. Это единственный в своем роде писатель.

Я хочу вам сказать еще, что в Чехове есть еще большой признак: он один из тех редких писателей, которых, как Диккенса и Пушкина и немногих подобных, можно много, много раз перечитываться это знаю по собственному опыту.

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой

Ещё в своих воспоминаниях о Чехове Горький отмечал:

«Я не видел человека, который чувствовал бы значение труда как основания культуры так глубоко и всесторонне, как А.П. Это выражалось у него во всех мелочах домашнего обихода, в подборе вещей и в той благородной любви к вещам, которая, совершенно исключая стремление накоплять их, не устает любоваться ими как продуктом творчества дела человеческого. Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Аутке он говорил:

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой в Ялте. Фотография П.А. Сергеенко. 1901 г.

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой в Ялте. Фотография П.А. Сергеенко. 1901 г.

Антон Павлович Чехов о Льве Николаевиче Толстом:

6 ноября 1901 года Антон Павлович пишет Ольге Леонардовне:

11 ноября 1901 года Чехов снова пишет жене из Ялты:

А М здесь, здоров. Ночует он у меня, и у меня прописан. Сегодня был становой.

М. Горький. Фотография из кабинета А.П. Чехова

М. Горький. Фотография из кабинета А.П. Чехова

22 ноября 1901 года А.П. Чехов снова пишет О.Л. Книппер-Чеховой: «Я послал тебе как-то открытое письмо с изображением Толстого. Получила? Толстой здоров, температура у него нормальная, и пока нет ничего такого, что особенно бы пугало, кроме старости, конечно.

Долгие годы (с ноября 1901-го) эта фотография находилась у Ольги Леонардовны в её московской квартире.

А.П. Чехов и М. Горький в саду ялтинского дома. 1900 г.

А.П. Чехов и М. Горький в саду ялтинского дома. 1900 г.

8 января 1900 года, когда А.П. Чехов был в Ялте, его избрали в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

28 января А.П. Чехов пишет из Ялты М.О. Меньшикову:

А.Н. Веселовскому, 25 августа 1902 г., Ялта:

В декабре прошлого года я получил извещение об избрании А.М. Пешкова в почетные академики. А.М. Пешков тогда находился в Крыму, я не замедлил повидаться с ним, первый принес ему известие об избрании и первый поздравил его. Затем, немного погодя, в газетах было напечатано, что ввиду привлечения Пешкова к дознанию по 1035 ст. выборы признаются недействительными. При этом было точно указано, что извещение исходит от Академии наук, а так как я состою почетным академиком, то это извещение исходило и от меня. Я поздравлял сердечно и я же признавал выборы недействительными — такое противоречие не укладывалось в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог. Знакомство же с 1035 ст. ничего не объяснило мне. И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению, крайне для меня тяжелому и прискорбному, а именно, почтительнейше просить Вас ходатайствовать о сложении с меня звания почетного академика.

С чувством глубокого уважения имею честь пребыть Вашим покорнейшим слугою.

А.П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Толстой

А.П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Толстой

После смерти Марии Павловны в Ялте в музее открыли комнаты первого этажа: столовую, комнату Ольги Леонардовны, комнату родственников и комнату для гостей. И фотографий и вещей было немного, так как за годы Гражданской и Великой Отечественной войн на первом этаже мало что сохранилось.

Ольга Леонардовна умерла 22 марта 1959 года. В её квартире оставалась жить и хранить все вещи её приятельница София Ивановна Бакланова. Я боялась, что самые ценные фотографии уйдут или в музей МХАТа, или в Московский музей Чехова на Садово-Кудринской. София Ивановна очень волновалась о судьбе этой квартиры. Я ежегодно с 1950 года все свои отпуска проводила в Москве и обещала Софии Ивановне, что буду стараться, чтобы пока не разоряли комнату Ольги Леонардовны. Её наследником был её племянник Лев Константинович — известный композитор, я с ним была очень дружна и, воспользовавшись этим, выпросила у него (и мою просьбу поддержала София Ивановна) фотографию Чехова и Толстого, сделанную в Гаспре в 1901 году. Это было в 1962 году. Я позволила себе не выполнить желание А.П. Чехова отослать её в Таганрог. Ведь когда Чехов писал об этом, ялтинский дом не был музеем — в нём жила Мария Павловна и мать Евгения Яковлевна. Я аргументировала это тем, что Антон Павлович послал Ольге Леонардовне эту фотографию из ялтинского дома, и она должна сюда вернуться. Думаю, что Антон Павлович, Мария Павловна и Ольга Леонардовна остались бы довольны этим решением. В комнате для гостей с 1962 года и по сей день находится эта уникальная фотография.

Позже, после смерти Софии Ивановны Баклановой в 1967 году, я выпросила у Льва Константиновича всю обстановку московской квартиры Ольги Леонардовны, которую они вместе с Антоном Павловичем покупали. Это дало возможность обставить весь первый этаж подлинными вещами, нисколько не нарушив мемориальности Дома-музея А.П. Чехова в Ялте.

Читайте также: