Звуковая культура речи звук с во 2 младшей группе конспект занятия

Обновлено: 08.07.2024

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение.

Цели деятельности: отрабатывать четкое произношение звука [с]; упражнять в умении вести диалог; закреплять представление о знакомых предметах; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них; формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Воспитывать внимание, активность. Развивать, слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент. Воспитатель:

Утром встали малыши,В детский садик все пришли.Вам мы рады как всегда.Гости здесь у нас с утра,

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в гости. Угадайте, к кому:

С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком.

Воспитатель: К кому мы пойдём в гости? Ребята, сегодня мы с вами полетим в гости к собачке на самолёте.

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,Мы руки все поднялиИ дружно опустили.И сели все в волшебный самолёт.(руки, согнутые в локтях, перед грудью)Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж(крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)Самолёт летит, а мотор гудит - У-у-у, у-у-у(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),Полетели.

Воспитатель: Прилетели. Вон, посмотрите, дети, на поляне Собачка. Как зовут нашего друга?

Тимошка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.

Воспитатель: Что приготовил?

Тимошка показывает: Да вот (сундучок).

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там Тимошка?

Тимошка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.

Воспитатель: Ребята, поможем? Посмотрим, что там и расскажем Тимошке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,Всем ребятам он дружок.Очень хочется всем намПосмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

В сундуке лежит:

Кастрюля ( варим суп, кашу, кукол кормить наших), слон, сумка.

Воспитатель показывает картинки и предлагает помочь Тимошке назвать изображённые на них предметы и животных. После этого прикрепляет картинки в случайном порядке на фленеграфе и задаёт вопросы, отвечая на которые, дети должны найти нужную картинку и назвать изображённый на ней предмет.

Рыжая, с пушистым хвостом,Живет в лесу под кустом.

У него четыре ножкиНа него разложим ложки.Ставим вазы, чашки, кружки.Стулья для него подружки.Украшает кухню, холл.Что за мебель? Это…

Воспитатель: хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит..

Воспитатель: что видим мы, взглянув в оконце?Нам ярким светом светит .

Воспитатель: молодцы, все правильно справились с заданием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработанно для детей второй младшей группы. По программе Веракса "От рождения до школы".

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОСТАВИЛ: БУЯНОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

— обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать память, мышление, внимание, восприятие.

— воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно; воспитывать опрятность, аккуратность.

3.Тип занятия: Комплексное.

4.Форма занятия: Групповая.

5.Продолжительность: 15 минут.

6.Участники: дети группы.

7.Возраст обучающихся: 3-4 года, вторая младшая группа.

8.Оборудование и материалы: кукла Грязнуля, маска лисы, алгоритм умывания.

10.Методы и приемы работы с детьми: словесные, наглядные, игровые.

Организация детей: сюрпризный момент – знакомство с куклой Грязнулей.

Наводящие вопросы на дальнейшие действия.

Артикуляционная гимнастика, упражнения для подвижности нижней челюсти.

Знакомство с песенкой воды из крана, тренировка силы голоса.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Подведение итогов, активизация положительных эмоций (Похвала за усердие и желание работать).

1) Вводная часть.

Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.

-Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!

На локтях —дорожки…

Кончик носа черный,

— Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? (умыть).

— А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.

2) Основная часть.

— Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.

2. Упражнение для языка.

— Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.

Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.

3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.

-А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.

Дети выполняют упражнение.

— Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.

-В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы из крана будем мыться,

Без воды нам никуда.

-Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть —чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей — поет негромкую песенку.

Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.

Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 — 6 индивидуальных проговариваний).

— А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).

Рано утром на рассвете.

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

— Даже серый зайка умывается.

(Дети встают в круг)

— Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается:

(дети выполняют движения как при умывании)

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(движения в соответствии с текстом)

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается.

(дети выполняют движения как при умывании)

Кто — то зайку напугал.

Зайка, прыг! И ускакал.

Воспитатель надевает маску лисы.

— Кого испугался зайка? (лису)

Педагог проговаривает чистоговорки.

Са-са-са- бегает лиса.

Ас-ас-ас- свет в окне погас.

Со-со-со-мне дали колесо.

Ос-ос-ос –на палубе матрос.

Су-су-су-ягоды в лесу.

УС-ус-ус- на елке много бус.

Ыс-ыс-ыс- кот ловит крыс.

Су-су-су – прогоним мы лису.

По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.

Воспитатель снимает маску лисы.

-Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.

Воспитатель берет Грязнулю.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

— Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)

Помогут нам картинки.

Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.

— Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.

— А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).

Мы намылим наши ручки,

(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)

Раз — два — три, раз —два- три!

(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки вверх)

(хватательные движения руками)

3) Заключительная часть. -Молодцы ребята. Я очень довольна вашей работой. С каким звуком мы сегодня познакомились? А кто сегодня пришел к нам в гости? Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.

Барто А.Л. Стихи для самых маленьких. Оникс, 2015г.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй группе детского сада. Синтез, 2008г.

Железнова Е. Родительское собрание (Пальчиковые игры). 2009г.

Жукова О.С. Чистоговорки и скороговорки с наклейками. АСТ, 2015г.

Книги для чтения в детском саду.1-3 года. Составитель Гербова. Ильчук.2011г.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. ВАКО, 2011г.

Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. Эксмо, 2007г.

Нищева М. Пальчиковая гимнастика. 2009г.

Развивающие :

• Развивать фонематический слух детей;

• Развивать внимание, мышление, связную речь;

• Развивать двигательную координацию;

• Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

• Формирование интереса к НОД;

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Ход НОД:

1. Вводная часть

- Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

- А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

- И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

(берутся за руки)

2. Основная часть

- Ребята, нас сегодня лисичка пригласила в гости. Где живет лиса? В лесу. На чем туда можно добраться? (варианты детей) Предлагаю поехать туда на велосипеде. Но вот беда: у нашего велосипеда спустились колеса. Что же делать? (предположения детей)

- Послушайте, как я спою с-с-с-с-с- (твердо, насос спускается с-с-с (мягко). Произношение с разной силой голоса. Повторим хором.

- Взяли насос и накачиваем колесо, совместное произношение звука (с) твердо.

Со-со-со у Вовы колесо (повтор чистоговорки каждым ребенком с изменением имени)

- Кто же нас встречает в лесу?

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (лиса)

- Ребята, лиса предлагает с ней поиграть – отгадать загадки. Тот, кто отгадал, берет картинку и называет, что на ней изображено. 1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (сорока).

2. Где – то в Африке нужны,

Как транспорт, сильные (слоны).

3. Лежит – молчит, подойдет – заворчит (собака).

4. Хвост – крючком, нос – пятачком,

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце (свинья).

5. Мы варенье наварили, никому не говорили.

Чудеса! Чудеса! Как проведала (оса).

6. Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках (автобус).

7. Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет (самолет).

8. Он соло пел среди ветвей,

Его назвали (соловей).

- Пока мы с вами играли с лисой, солнышко уже начало уходить.

Нарисую солнышко на своей ладошке,

Пусть оно сияет, хоть и понарошку!

(Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.)

При чтении воспитатель, называя животное, ставит на фланелеграф картинку с его изображением.

- Все спят в лесу.

Су-су-су тихо в лесу

Су-су-су все спят в лесу

- Дети, но я знаю что, кто-то не спит в лесу, хотите узнать?

В лесу темно и тихо.

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит.

- Кто не спит в лесу? (Одна сова не спит).

- А что делает сова (На суку сидит, во все стороны глядит)

- Ребята, нам с вами пора домой. Сейчас снова накачаем колеса на велосипедах и возвращаемся в детский сад, спасибо, вы сегодня очень старались, научились петь песенку и громко и тихо.

3. Заключительная часть

- Что мы сегодня делали на занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение.

Цели деятельности: отрабатывать четкое произношение звука [с]; упражнять в умении вести диалог; закреплять представление о знакомых предметах; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них; формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Воспитывать внимание, активность. Развивать, слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в гости. Угадайте, к кому:

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

Воспитатель: К кому мы пойдём в гости? Ребята, сегодня мы с вами полетим в гости к собачке на самолёте.

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт.
(руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж
(крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит - У-у-у, у-у-у
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели.

Упражнения на звукопроизношение:

Воспитатель: Прилетели. Вон, посмотрите, дети, на поляне Собачка. Как зовут нашего друга?

Тимошка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.

Воспитатель: Что приготовил?

Тимошка показывает: Да вот (сундучок).

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там Тимошка?

Тимошка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.

Воспитатель: Ребята, поможем? Посмотрим, что там и расскажем Тимошке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

В сундуке лежит:

Кастрюля ( варим суп, кашу, кукол кормить наших), слон, сумка.

Воспитатель показывает картинки и предлагает помочь Тимошке назвать изображённые на них предметы и животных. После этого прикрепляет картинки в случайном порядке на фленеграфе и задаёт вопросы, отвечая на которые, дети должны найти нужную картинку и назвать изображённый на ней предмет.

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.

У него четыре ножки
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…

Воспитатель: хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит..

Воспитатель: что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит .

Воспитатель: молодцы, все правильно справились с заданием.

Цель: Упражнять в правильном произношении звука С в словах.
Задачи:
Обучающие:
- Упражнять в правильном произношении звука С
Развивающие:
- Развивать память у детей;
- Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать желание говорить слова правильно.
Материалы и оборудование: игрушка-белка, массажные мячики, карточки с изображением стола, стула, сома, колоса, косы, листа.
Репертуар: спокойная музыка.

1.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. К нам пришла белка!
Белка здоровается с детьми и спрашивает знают ли дети про нее какую-нибудь потешку.
Воспитатель: Уважаемая белка. Дети сейчас вам расскажут потешку, а заодно и изобразят, но прежде давайте мы сделаем зарядку для язычка.
2.Артикуляционная гимнастика:
"Орешки"
• Рот закрыт
• Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
• На щеках образуются твердые шарики "Орешки"
"Заборчик"
• Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы
3. Чтение потешки
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
4. Игра "Назови"
Воспитатель: Ребята, мы покажем белке как вы умеете играть?! Я буду показывать карточки с предметами, а вы будете называть.
Воспитатель показывает карточки с изображением стола, стула, сома, колоса, косы, листа.
5. Массаж с помощью массажного мячика:
Ежик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
(Дети жалеют ежика-гладят, трут ему бока, чешут, щекочут, катают по столу с нажимом, когда показывают, как он убежал)
6. Игра "Закончи"
Воспитатель читает знакомое детям стихотворение, они заканчивают.
Испекла лисица сайку
Угостила сайкой зайку.
Зайка сайку быстро съел,
От лисы удрать успел.
7. Рефлексия
- Ребята, что мы сегодня с вами делали?!
Воспитатель и дети прощаются с белкой.

Читайте также: