Звуки вокруг нас различение неречевых звуков окружающей действительности конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Познакомить детей с неречевыми звуками.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием – не речевые звуки.
  • Закреплять знания о гласных звуках.
  • Развивать слуховое внимание и слуховую память.
  • Развивать общее понимание речи.
  • Закреплять навыки словообразования.
  • Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  • Записи звуков: детский голос, голоса взрослых, мужской голос, шум ветра, пение птиц, журчание ручейка;
  • колокольчик, пакет;
  • игрушка ежик;
  • квадраты 25\25 красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов по количеству детей, листики для яблок зеленые по количеству детей, клей 1 шт.

Ход занятия

1. Организационный момент

  • Фонетическая ритмика (пропевание гласных звуков)
  • Игры на звукоподражание (холодный ветер, теплый ветер, жук, комар)
  • Пальчиковая гимнастика (солнышко – тучка, домик ежика, ежик пыхтит).

- Ребята, садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы будем слушать разные звуки. Кто какой звук услышал?

3. Д/и "Узнай звук"

Логопед предлагает детям послушать разные звуки и подумать, что или кто может их издавать.

Включаются по очереди записи звуков: детский голос, шум ветра, пение птиц, голоса взрослых, журчание ручья,мужской голос; звон колокольчика, шорох пакета. Каждый звук обсуждается:

Ребята, скажите, мы с вами поняли, о чем шумел ветер или звенел колокольчик? Нет. А мы с вами, что делаем, чтобы понять друг друга? Шуршим или звеним? Мы разговариваем. Наш разговор называется речь. Мы с вами умеем произносить разные слова. А если мы будем шуршать или звенеть, то не сможем понять друг друга. А что мы сможем понять? Мы поймем какой предмет издает звук.

4. Физкультминутка

Маленькие птички, - машем руками, как крылышками
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают
Буйный ветер налетел, - руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло - приседаем на корточки, закрываем голову руками
Там уютно и тепло.

5. Д/у "Яблоко для ежика"

- Ребята, послушайте, что это за шум? Это пыхтит ежик – пых-пых-пых. Какой хороший ежик. Что он держит в лапке? Яблоко. Ежик очень хочет есть. Давайте поможем ему и сделаем много яблок. Что же у нас есть? Посмотрите – цветная бумага! Давайте из нее сделаем яблоки. Мы будем сминать бумагу пальцами и ладошками – должен получиться шарик – это будет яблоко. Мнем бумагу - послушайте, как она шуршит.

По очереди к детям, которые сделали шарик из бумаги, подходит педагог и доделывают вместе яблоко – приклеивают листочек.

Затем относят яблоки ежику и рассказывают – это красное яблоко, это желтое яблоко и т.д.

- Дать представление об окружающих нас звуков.

- совершенствовать фонематический слух детей.

Развивающие :

- развивать речь, внимание, воображение;

- развивать ассоциативное мышление;

-развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать желание говорить правильно, красиво.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Я чувствую ваши теплые ладошки и вижу по вашим глазам, что у вас хорошее настроение. Посмотрите, какое сегодня прекрасное, осеннее утро. Представим, что мы с вами гуляем на улице и дышим свежим осенним воздухом, как нам легко дышится. Давайте вдохнём через носик и выдохнем через ротик. (2 раза)

Давайте разомнем наши язычки. Сделаем разминку для язычка для того, чтобы мы с вами разговаривали красиво и правильно.

Да-да-да наступают холода.

За-за-за придет зимушка зима.

Оз-оз-оз на улице крепчает мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам

Ребята, давайте повернемся к нашим гостям и поздаровываемся.

А вот и первое задание; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю.

- хлопаю в ладоши;

Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?

Ребята подойдите к столу. Что лежит на столе? (лист бумаги)

Перед нами лежит лист. Может ли лист издавать звуки? Давайте проверим. Что мы должны сделать чтобы он зазвучал?.

Давайте попробуем его смять или потрясти. Мы слышим звуки?

Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся?. Да, мы с вами отправимся в волшебный мир звуков.

Давайте возьмемся за руки и перед тем как произнести волшебные слова

Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,

Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.

Ребята, да мы с вами оказались в волшебном мире звуков! Ребята, посмотрите, кто-то оставил нам письмо!

Ребята, а вот и второе задание. Вот послушайте. И угадайте, что вы слышите.

(звучит запись шум дождя и грома).

Ребята, а как мы это назовем с вами одним словом?

Это были звуки природы. А еще какие звуки природы вы знаете?.

Воспитатель: А еще есть звуки речи, которые нам помогают разговаривать. Знайте есть большая страна звуков о которой мы позже узнаем. А сейчас закройте ротик, сожмите губки, зубки и каждый произнесите свое имя, чтобы я слышала. Ну что ж ничего не получилось. Почему?. Правильно у нас не работал ротик, губки, зубки, которые помогают нам произносить звуки.

А еще кроме звуков природы, звуков речи есть звуки музыки. Мы с вами очень любим петь и я вам предлагаю спеть песенку. Посмотрите какая маска у меня в руках? Кто нам споет песенку комарика? А мы поможем.

Давайте мы споем песенку комарика

(з-з-з-з, а давайте ласково назовем, песенку жука (ж-ж-ж-ж… А кто знает стихотворение про жука (Клим).

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Ребята, а вы как думаете почему пел букет?.

ветра (ш-ш-ш-ш…., водички (с-с-с-с….

Ребята, давайте пройдем за столы.

Ребята, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

А за нею шмель – шмелёк на каждое название насекомого

И весёлый мотылёк. загибают палец

Два жука и стрекоза,

Как горошины глаза. кружочки из пальцев подносят к глазам

Пожужжали, полетали, летают

От усталости упали. роняют ладошки на стол

Воспитатель: Ребята, а вот и следующее задание. Перед вами лежат картинки. Кто изображен на картинках?. А какие бывают животные?. Вы сейчас услышите звуки животных. Если вы услышите звуки дикого животного найдите картинку и поднимите ее.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданиями.

Воспитатель:Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости.

Воспитатель: Правильно Наураш приглашает нас в лабораторию звуков и хочет с нами провести эксперименты.

(Подвести итоги по Наурашу)

Ребята, а тишину нам удалось услышать? И почему?

А когда мы играли на ксилофоне, вы какие звуки слышали? (звуки музыки)

А вот и волшебный сундучок, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?

Вам интересно, что же в нем? Как вы думаете, что в нем лежит.

Мне очень понравилась с вами общаться, играть. Вы были активными, талантливыми, добрыми, веселыми сегодня я хочу вам сказать за это большое спасибо!

А вам понравилось наше занятие? В какой стране мы с вами сегодня побывали? Какие звуки бывают? Скажите, что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового?

Воспитатель: Хочется узнать изменилось у вас настроение или нет. Если вам наше занятие понравилось и настроение у вас хорошее, то выберите веселый цветочек, а если вам что-то не понравилось и настроение у вас не очень хорошее выберете грустный цветочек. (Дети выбирают цветочки и прикрепляют его на доску магнитиком).

Воспитатель:посмотрите какая красивая полянка у нас получилась.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Цели: учить дете й определять источник зву ка на слу х и умение слу шать.

1) Развитие слу хового вн имания, и памя ти; моторной к оордина ции.

2) Развитие фраз овой речи, об огащение словарного запаса новыми п онятиями.

3) Воспитание чувства темпа, р итма; чувств а такта при совм естных

проигрыватель ( DVD и mp 3), тонкий шарф или ше йный пл аток, различны е

звучащие пре дметы: колокольч ик, бубен, погремушка, метал лофон, дудка,

- Обучающиеся си дят на сту льях полукру гом. Звучит фонограмма

обучающихся в нимательно послушать, по окончании прослу шивания

спрашивает: как ие зву ки услышал каждый? (щеб ет птиц, жу жжание пчелы,

журчание ру чейка, мычание ко ровы и др.); г де можно у слышать эти зву ки?

Сегодня на занят ии мы позн акомимся с разными зву ками о кружающего ми ра,

будем у читься их внимательно сл ушать и у знавать.

- С помощью чег о мы с вами сл ышим разные зву ки? (Мы слышим у шами.)

послушать э тот звук сначала с открытыми, а потом с закры тыми ушами

(прижать плотно ла дони к у шам), сравнить, в каком случае был о слышно

- Самомассаж (производится с целью улучшения кр овообр ащения пальцев

рук и у шных раковин, что, п о мнению специали стов, актив изирует работу

Чтобы уши лу чше слышали зву ки, педагог п редлагает о бучающимся

сделать самома ссаж ушных раковин, но сначала ну жно помассажировать

пальцы ру к, чтобы они лу чше работали ( пальцы поочеред но массажи руются,

Самомассаж у шных раковин производится по показу и инструкци и

педагога: уши слегк а потянуть вверх, вниз, в сторо ны (все по 4 раза),

произвести разм инание и ра стирание у шных раковин д о тех пор, пока они не

- Обучающий этап. Проходит при испол ьзовании обучающего ви деофильма

окружающей де йствительн ости, музыкал ьных звуках и зву ках речи

- Предваритель ный настро й на просмотр фрагме нта фильма . Педагог сообщает

обу чающимс я, что сейча с они вместе Хрюшей и Степашк ой узнают, какие

- В процессе просм отра фрагм ента педаг огом производят ся необход имые

- Беседа после п росмотра ви деофрагмента п о его содерж анию. Приме рные

- О чем вам рассказ ывали Хрюш а, Степашка и Ф иля? (о зву ках)

- Какие вы знаете з вуки? (зву ки природы, зв уки музыкаль ные, звуки речи,

В процессе бесе ды возможно еще раз возвращаться к просм отренным

фрагментам, что бы более точн о ответить на воп рос. Необхо димо добиватьс я

движения в с оответствии с текст ом (на мотив р. н. песни «Во п оле береза

Далее педагог сту чит в бу бен с разной г ромкостью, а обу чающиеся

должны подп рыгивать на месте : на тихи й звук - в медленном т емпе, на

в центре с зак рытыми глазам и; педагог указывает ру кой на кого - нибудь из

играющих, тот произносит имя во дящего, а водящий должен у гадать, кто ег о

позвал. Игра п овторяется неск олько раз, пока все у частники не побываю т

- Закрепление и зученного матери ала. Педагог предлагает каждому

обучающему ся самому попробовать произв ести различн ые зву ки с помощью

различных пр едметов о бихода и му зыкальных инстру ментов: шелест бу маги

(при ее сминан ии и разр ывании), сту к мяча при у даре об пол, звон

колокольчика, хлопки ладо ней, звук дудк и, металлофона, погрему шки,

Далее все эти предм еты прячу тся за ширму и обу чающимся

предлагается определить, что такое зву чит. Педагогу необходимо д обиваться

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект занятий по ознакомлению детей с звуками окрудающего мира. Конспект содержит в себе достаточное количество информации, диагностических игр и заданий.

Цель: сформировать представление детей о шумовых звуках.

закреплять знания детей о разнообразии окружающих звуков;

научить сравнивать звучание шумовых звуков;

2.Развивающие:

развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением ивоспроизведением;

развивать творческую активность детей;

развивать звуковую фантазию, воображение, чувство ритма.

3.Воспитательные:

воспитывать интерес к новым знаниям;

воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном творчестве.

Воспитывать умение слушать друг друга.

4. Коррекционные:

Учить ребенка различать звуки окружающего мира, различать и опознавать звучащие игрушки.

Развивать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук, моторику артикуляционного аппарата.

Формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках.

Развивать фонематические процессы, внимание, память.

Оборудование: презентация со звуковым сопровождением, изображение машинок (большие и маленькие), звуковые сигналы.

Ход работы:

1.Организационный момент.

Педагог приветствует детей.

И весь день сегодня

Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх! Пухленькие щёчки: (дети дотрагиваются до щёчек 3 раза) Здравствуй, мой носик: (дети дотрагиваются до носика 3 раза)

Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ! Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

(Дети слушают тишину)

Педагог: Что вы слышите? (Дети говорят, что они услышали)

Педагог: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука? (НЕЕТ)

Послушайте внимательно стихотворение.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как стучат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Педагог: Ребята, вы хотите узнать о звуках которые нас окружают? И сегодня на занятии мы с вами будем слушать, изображать и угадывать звуки окружающие нас. Звуки бывают разные, звуки, которые мы говорим, люди называют речевые, от слова речь, так же мы слышим неречевые звуки (шум ветра, дождя, звуки музыки)

3. Основная часть.

Педагог: Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, вы будете внимательно слушать, и отгадывать звучащие предметы.

(Педагог за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети стараются отгадать звук предмета: хрустального фужера, крышки от кастрюль, звук тёрки, шуршание пакетом, трясет бутылкой с водой). Дети угадывают. (Т.К. мы не будем тащить эти предметы, то найти онлайн звуки картинки к ним)

Педагог: Молодцы ребята, вы внимательно послушали и угадали все звучащие предметы. И звуки этих предметов тоже можно назвать – шумовыми.

3.2. В стране волшебных звуков.

Педагог: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? Слайд 1 . (Улица)

Дети: На улицу.

Педагог: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по звучанию, большая громче, маленькая - тише)

Любую, нейтральную громкую и тихую музыку

Педагог: Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.

Капля раз (подымаем правую ногу.)

Капля два. (левую.)

Очень медленно сперва. (поочерёдно то правую, то левую ногу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (быстрые шаги.)

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)

Педагог: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?

Педагог: Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы.

Ребята, давайте с вами изобразим, как шуршат листочки на деревьях. Дети изображают шуршание листьев (потирают свои ладошки) Молодцы ребята, очень хорошо.

Педагог: Ребята окружающие звуки могут издавать и окружающие нас животные и птицы. Давайте поиграем в такую игру. Я буду назвать вам животное, а вы должны изобразить какой звук оно издает, а остальные должны будут угадать, кто звучал. Вызывает одного ребенка и говорит животное: 1. Корова, 2. Собака, 3. Кошка, 4.лягушка, 5.петух, 6.ворона, 7.голубь.8. воробей.

5. Музыкальные инструменты.

Ребята, а еще сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. Они тоже издают свои звуки. Логопед включает запись музыкальных инструментов. Дети самостоятельно угадывают, что они слышали.

Найти звучание и после каждого правильного ответа показывать картинки на слайде. 1.скрипка, 2. Пианино, 3. Гитара, 4.Колокольчик, 5. Балалайка, 6. Дудка, 7. Гармошка. (изображение на слайдах по очереди.)

4. Подведение итогов.

Педагог: Сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали. Как они называются?

Педагог: А что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самое трудное для вас?

Педагог: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно. Если вам понравилось занятие, подымите высоко ручки и похлопайте, если нет, потопайте ногами (рефлексия)

Педагог: Наше занятие подошло к концу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране звуков. Спасибо. До свидания!

Читайте также: