Звуки не буквы конспект внеурочного занятия 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

звуки речи – строительный материал слов; нельзя звуки в словах ни заменять, ни выбрасывать, ни добавлять новые, ни менять порядок следования звуков в слове, чтобы не нарушать звучания и значения данного слова.

Оценить 1060 0

Как ты слышишь звуки и произносишь слова

-путём беседы и решения занимательных задач углубить знания о роли звуков речи, роли гласных и согласных.

–Из чего состоит слово вода? (Слово написано на доске)

-Что с этим словом произойдёт, если убрать из него какой-либо звук или добавить? Изменить порядок следования звуков?

-Какую роль играют звуки речи?

-Одинаково ли произношение различных звуков?

-Какие звуки речи можно петь?

-В каком разделе науки изучат звуки речи?

2.Игры и задачи по теме.

а) Какие звуки речи нужнее?

Не показывая друг другу, запишите в тетрадях фамилии трёх ваших друзей.

Запишите те же фамилии только с помощью гласных. Что получилось?

А теперь те же фамилии только с помощью согласных. Что получилось?

Вывод:нужны как гласные звуки, так и гласные. Однако они играют разную роль: согласные помогают быстрее опознать слово, гласные необходимы для благозвучия.

б) Можно ли с помощью подбора звуков в словах передать характерные признаки предметов? При помощи каких повторяющихся звуков и что передаёт Ф.И.Тютчев в следующих строках?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

в) Преврати дом в сад!

Условия игры: путём постепенной замены звуков в слове дом дойти до слова сад.(Дом – сом- сок-сук – суд –сад).

Вывод: звуки речи – строительный материал слов; нельзя звуки в словах ни заменять, ни выбрасывать, ни добавлять новые, ни менять порядок следования звуков в слове, чтобы не нарушать звучания и значения данного слова. 3.Фонетический турнир

По условиям игры за правильный ответ на вопрос в течение одной минуты команде зачисляется определенное количество очков. Если одна команда не отвечает на вопрос, представляется возможность отличиться другой команде. Победителем окажется команда, набравшая большее количество очков.

После жеребьевки, в которой определяется, какая команда игроков будет отвечать первой, следует конкурс-разминка для обеих команд. Участники должны назвать звук или букву (каждой команде дается по шесть карточек — по числу игроков). За правильный ответ полагается до шести баллов, т. е. каждый участник игры для своей команды может заработать одно очко.

Представитель команды, получившей по жребию право первой отвечать на вопрос, подходит к столу и вытягивает номер вопроса. Учитель берет соответствующую карточку, читает задание, открывает на доске записанную заранее и пронумерованную практическую часть к нему (предложение, слово, звукосочетание и т. д.). В некоторых случаях учащимся предлагаются карточки, таблицы (например, с записью букв, пропорций)

Вопросы и задания

1. Отгадайте загадку.

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? (до 4 очков)

2. Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и какими буквами он обозначается?

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого?(1 очко.)

4. Почему звук [ц] можно назвать одиноким? (1 очко.)

5. Составьте алфавитный список фамилий:

Крючков, Кузнецов, Кузнецова, Кузьмин, Корчагин, Капустина. (1 очко.)

б. Блиц-опрос (до 5 очков.)

Сколько букв в алфавите?

Сколько гласных звуков?

Сколько гласных букв?

Сколько согласных букв?

Какие две буквы в русском алфавит называют немыми?

7. Блиц-опрос. (До 5 очков.)

Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?

Чему нас учит орфоэпия?

Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи?

8. Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (1 очко.)

9. Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого? (1 очко.)

10. Приведите примеры слов, в которых буквами б, в, г, д, ж, з обозначаются глухие согласные звуки. Как называется этот процесс? (1 очко.)

Выполнение заданий сопровождается литературными паузами (болельщики команд из каждого класса читают наизусть заранее подготовленные стихи или прозаические отрывки).

Известному артисту МХАТ’а Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника (запись на доске(: Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский.

— Как вы думаете, он сможет стать артистом?

Евстигнеев берет ручку и пишет:

Почему так ответил Евстигнеев?

Все вместе приходим к следующему выводу. Едва ли пятиклассник, допускающий так много ошибок, может стать актером: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.

Для оценки качества устной речи ребятам предлагается оценить ее образцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Звучащая строка.

Цели: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Регулятивные:

Обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: объясняют языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования гласных и согласных звуков.

Коммуникативные: организуют учебное взаимодействие в группе, распределяя роли и договариваясь друг с другом.

Личностные : определение ближайших целей саморазвития, проблемных учебных зон и наиболее заметных достижений.

Ход занятия

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все оттенки, все переходы звуков

от самых твердых до самых нежных и мягких;

он беспределен и может. обогащаться ежеминутно.

2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.

звон Я т т У фля килом Е тр догов О р хоз Я ева дос У г

Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.

Рота прошла через вор О та.

М Е льком взглянешь- на мель сядешь.

Рынок опт О вый, фруктовый.

Съев т О рты, не влез в шорты.

Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.

Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)

- Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!

Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.

Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.

- Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы:

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

На б л едно–го л убой э м а л и,
Какая м ыс л и м а в апре л е…

За нев е стою сво е й
Корол е вич Елис е й
Между т е м по свету скачет.
Н е т как н е т! Он г о рько плачет,
И ког о ни спр о сит о н,
Всем вопр о с ег о мудр ё н…

И в сум у его пуст у ю
С у ют грамоту друг у ю…

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.

Давайте обратимся к текстам:

Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Запевают гимн мышиный:

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.

Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

- Что такое звукопись?

- Какой приём звукописи называется аллитерацией?

- Какой приём звукописи называется ассонансом?

- Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?

- Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?

Звукопись , использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Вокруг нас – океан звуков. Мы слышим, как стучит дятел, как ворона каркает, как работает пила, как звенит ручей и еще много-много разных звуков. Но всё это не звуки языка. А мы будем говорить о звуках человеческой речи, конкретно – о звуках русского языка.

Звуки языка нужны, чтобы мы могли общаться. Так что же, звуки непосредственно передают значения? Как они связаны со смыслом того, о чём мы говорим? Сами звуки не передают значения, но из звуков состоят слова, несущие смысл, например: дым, окно, ветер. Звуки помогают различать слова, а иногда два или несколько слов могут различаться всего лишь одним звуком; например, слова дым, дом, дам различаются только гласным звуком, словаволк, толк, шёлк различаются только первым согласным.

Звучащей речью, если она родная, мы овладеваем в раннем возрасте, она усваивается как бы сама собой, без усилий с нашей стороны.

Чтобы не путать звуки и буквы, будем записывать транскрипцию.

Транскрипция – это такая запись, в которой буквами передаются звуки речи, подобно тому, как нотами записываются музыкальные звуки.


В обычной орфографической записи мы пишем вход, лётчик, а в транскрипции – в фонетической записи – [фхот], [л’оч’ик].
Договоримся о некоторых знаках. Транскрипция обычно даётся в квадратных скобках, мягкий согласный звук передаётся той же буквой, что и твердый, но со значком мягкости: [т’ипло], [дар’у] (тепло, дарю); очень краткий гласный звук, средний между [а] и [ы], обозначаем буквой [ъ]: [въдапат] (водопад), [дъгъвар’ил’ис’] (договорились); звук [йот] (он произносится, например, в начале слова ёлка) будем обозначать буквой [j]: [jолка] (ёлка), [падjом] (подъём).

Для определения темы занятия предлагаю разгадать кроссворд:

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.

Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)

Читайте также: