Звуки и буквы е э конспект логопедического занятия

Обновлено: 06.07.2024

8. Уп ражнять в зву ковом анализе п рямых и обратных слогов.

Отгадать загадку , назвать перв ый зву к в слове - отгадке:

Взрослый показ ывает перед зе ркалом и объясняет ребе нку арти куляцию

- широкий кончик яз ыка касается н ижних зу бов, спинка язы ка приподнята ;

Символ зву ка [Э]: Котенок порвал тетра дь и девочка г розит котенку:

- его м ожно петь (яз ык, гу бы и зу бы не мешают свобо дному прохождению

2) эх ах ух эх ох эх их ох ых э х ах эх у х их эх ох эх а х ух эх;

3) Эмма Анна Эди к эхо Оля Уля эск имо А ня утка Экскават ор эму индюк

эскимос арбу з автобу с это Эдуард обу вь экипаж Ира Эл ла.

Какие дома ст оят на у лице? (Многоэта жные, двухэтажные, одноэтажные ).

Если в доме девять этажей, то как ой это дом ? (Девятиэтаж ный).

Задание 5. Под бор родствен ных сл ов и определени й к с уществительны м.

На каком транс порте на зв ук [Э] можн о поехать за г ород ? (Электричка)

Придумаем родстве нные слов а к этому сл ову.(Э лектровоз, электр опоезд,

электричество). Все слова проис ходят от сл ова электриче ство.

Где вырабатывает ся эл ектрический ток ? (На эл ектростанции).

По каким пр оводам идет элект рический ток? (П о электричес ким)

А искры от электр ическог о тока какие? (Электрические )

Что еще работа ет от электрическ ого ток а? (Бытовые приборы, ин струменты)

Кто устраняет п оломки, если нет электричества ? (Электри к)

Как избежать соприкосновен ия с эле ктрическим током? (Ответы детей)

Что может случиться, если не соблюдат ь осторожность? (Ответы детей)

Что будет если вез де отключат э лектричество ? (Рассужде ния детей)

Задание 6. На развитие внима ния, логич еского мышления.

Открой глаза и посмотри ка кой картинк и не стало. (Выл ожить 4 картинки,

ребенок закр ывает глаза, л огопед убира ет одну карти нку).

Выложить схему слова ЭМУ. Назвать п ервый и послед ний зву к в схеме.

Какой зву к по середине слова? Дать описание ка ждому з вуку.

1. А гранович З. Е. Сб орник дом ашних задани й для преод оления

недоразвития ф онематическ ой сторон ы речи у старших дошкольн ико в.

2. Коновал енко В. В. , Коновале нко С. В. Ф ронтальные логопедические

занятия в подгот овительно й группе для детей с Ф ФНР. – М., 2002.

3. Н овикова Е. В. Артикуляция зву ков в графиче ском изобра жении. – М.,

Ход ЗАНЯТИЯ.

Выделить гласный звук в слове :

Мост лист крот гриб

Парк плот слух глаз

Труд брать пруд слон

2. Повторение пройденного.

• Что такое звук?

• Какие гласные звуки вы знаете?

• Почему эти звуки называются гласными?

• Какие согласные звуки вы знаете?

• Почему эти звуки называются согласными?

АП УП ПА ПЫ ТЫ ТУ УТ МА МУ МИ

4. Знакомство с новым материалом.

Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела – а живет оно,

Без языка – кричит.

• Логопед выставляет следующие картинки: этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж, называет их.

Какой первый звук в словах?

Подумайте и скажите, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? (со звуком Э).

5. Артикуляция и характеристика звука.

Артикуляция - губы в улыбке, зубы сближены, но смыкаются, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята.

Характеристика – гласный, обозначается красным цветом.

6. Речевая зарядка.

ЭП – ОП – АП УП – ЭП – ОП ИП – УП – ЭП

ИП – ЭП – АП ЭП – АП – ЭП ОТ – ЭТ – УТ

Эдик за компьютер сел –

Написать он захотел:

• Выполнение движений с речевым сопровождением.

Встаньте дружно, потянитесь!

Руки вправо, руки влево,

А потом присядте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

И огромным языком.

• Прорисовывание буквы в воздухе.

• Нахождение в кассе букв.

• Анализ слогов.

• Синтез слогов.

12. Итог занятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

индивидуального

логопедического занятия

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Э – Е].

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [Э – Е]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [Э – Е]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к разным профессиям.

Оборудование:

Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с буквами Э, Е.

Ход занятия

I . Организационный момент.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II . Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

1) Общие упражнения:

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Э –Е]:

III . Введение в тему занятия.

- Экономист, экскурсовод, экскаваторщик, эксперт, эколог.

- Выдели первый звук в этих словах. (- Звук [Э])

- Егерь, епископ, естествовед, естествоиспытатель.

- Выдели первый звук в этих словах. (- Звук [Е])

- назови звуки, которые ты выделил. (Звуки [Э – Е])

- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами [Э – Е] учиться отличать их друг от друга.

- Как ты думаешь, что общего у всех этих слов? (- Они обозначают профессии людей.)

IV . Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [Э – Е]:

- Когда мы произносим звук [Э], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается.)

- А в каком положении язычок? (Прижат к нижним зубам.)

- А зубки? (Их видно, они обнажены)

- Какой звук [Э], гласный или согласный?

- Звук [Э] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

- Когда мы произносим звук [Е], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

- В каком положении губки? (Немного растягиваются в улыбке.)

- А в каком положении язычок? (Прижат к нижним зубам.)

- А зубки? (Их видно, между ними щель.)

- Какой звук [Е], гласный или согласный?

- Звук [Е] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

V . Сравнительная характеристика звуков [Э – Е]:

- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок прижимается к нижним зубкам; еще оба звука гласные.)

- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [Э] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [Е] губы немного растягиваются в улыбке; зубы видно, между ними щель.)

VI . Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Приготовь свои ушки, ладошки и ножки.

- Если услышишь звук [Э], среди звуков, которые я назову, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Е] – топнешь ногой.

Звуки: А, Л, П, Е, У, Э, В, О, А, Е, Э, Т, Е, У, А, Э, А, М, Е, О.

- Точно также в слогах, которые я произнесу.

Слоги: СЭ, АР, ЭП, ВЫ, ВО, СЕ, БА, ЕТ, НЭ, АП, ЕЦ, ОЖ, РЕ.

VII . Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Э]? (Буквой Э.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [Е]? (Буквой Е.)

- На что похожа буква Э? (Показываются картинки, читаются стихи.)

- Послушай и посмотри: Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Э?

- На что похожа буква Е?

- Послушай и посмотри: Это буква – Е

Она закрутилась как змея

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Е?

- Чем похожи, и чем отличаются буква Э, и буква Е на письме? (Полукруглым элементом – похожи; отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны)

- Давай изобразим букву Э, и букву Е пальчиками.

VIII . Составление предложений.

- Вспомни слова, которые я называла тебе в самом начале, назови эти слова.

- Какие профессии ты помнишь? – Объясни значения этих слов.

- Подбери к каждому слову предложение.

- Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

IX . Упражнение на развитие буквенного гнозиса.

- В словах из текста, который я тебе дала найди буквы Э и Е.

- Зачеркни букву Э красным карандашом (ручкой), букву Е – синим карандашом.

X . Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [Э], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [Е], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем похожи буквы Э и Е на письме? - Чем эти буквы отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии.

Краткое описание документа:

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Э – Е].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умениедавать характеристику звукам [Э – Е]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [Э – Е]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к разным профессиям.

Оборудование:

Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с буквами Э, Е.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".

Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные маркеры, буква "э", таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал - верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой "э" и "с".

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

1. Повторение пройденного:

- уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика.

2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)

- Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"?

Педагог объявляет тему занятия.

3. Знакомство с артикуляцией звука "э". (При произнесении звука "э" губы "смеются").

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".

5. Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

6. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

7. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

8. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

9. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экран : . Логопед выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").

10. Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
  • Что это? Это кукла, стул, мяч :

Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

13. Знакомство с буквой "э" (показ буквы). Логопед читает стихотворение:

Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.

14. Выкладывание буквы "Э" из верёвочек, прорисовывание "э" в воздухе.

15. Работа в тетрадях. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма".

Списывание предложений с доски: "Тут Эмма.", "Там эму.".

16. Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

17. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

III. Итог занятия:

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".

Читайте также: