Звук и буква сс конспект логопедического занятия 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: Знакомство со звуками [с-с , ] и буквой С.

  • - познакомиться с правильной артикуляцией звуков [с-с , ] и с соответствующей буквой;
  • - развивать умения выделять данные звуки и соотносить их с буквой;
  • - закрепить навык чтения слогов, слов и предложений с данной буквой.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу, к активному образу жизни; популяризация спорта.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; Презентация в программе Microsoft Office Power Point; Индивидуальные листы, картинки, разрезанная картинка, медали, цветные карандаши, магниты.

Использованные Интернет ресурсы:

- Фотографии биатлонного центра и эмблемы биатлонных соревнований;

- Картинки с Интернет порталов: снеговик, смайлик, солнышко, солнце, осина, мосты, рысь, сосульки, снежинки, синица, заяц, лиса, лес, сосна, лось, собака.

Ход и содержание занятия.

I. Орг.момент. (Дети стоят у доски, у слайда)

- Вы знаете, что город Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2)

- Мы сегодня проведём логопедический биатлон.

- Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять)

- А в логопедическом биатлоне нужно: чётко проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.

II. Определение темы и целей занятия.

- А вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквой, вы сейчас мне сами скажите.

- Как называют спортсменов, занимающихся биатлоном? (Биатлонисты)

- Какой предпоследний звук в слове биатлонист? ([с])

- Какой первый звук в слове спорт? ([с])

- Назовите парный по мягкости звук. ([с , ])

- Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и верно обозначать их буквой? ([с-с , ]) (слайд 3)

III. Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков.

- Давайте по нашим схемам охарактеризуем эти звуки. Это гласные или согласные звуки? (Согласные) (На слайде 3 появляется схема для характеристики звуков)

- Звонкие или глухие? (Глухие)

- Звук может быть твёрдым и мягким? Произнесите.

- Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язычок спрятать за нижние зубки, выдохнуть. Проконтролировать – выдыхаемая струя должна быть холодной. (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с , ])

- Стало так холодно, что появился мой помощник. Вы узнали его? (Появляется Снеговик) (слайд 4)

IV. Фонетическая разминка.

- Перед соревнованиями надо размяться. Разминку проводит Снеговик.

- Послушайте и отгадайте загадки. Определите место звуков [с-с , ] в отгадках. (Звук в презентации)

Отвечают по очереди и садятся на места.

1. Дом огромный там стоит и со всех сторон открыт.

Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нем! (Лес)

2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(Лось)

3. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)

4. Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)

5. Зимой и летом зелена, стоит красавица …(Сосна)

(По мере отгадывания загадок на 4 слайде появляются картинки-отгадки)

- Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел.

Стрелять будем по мишеням. Найдите мишени у себя на листках (приложение 1), (слайд 5).

- Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи

(На 5 слайде закрашивается 1 мишень).

V. Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове.

- Бежим первый круг и смотрим, кто или что нам встретится на трассе. Выбегаем на поляну, находим картинку со звуком [с] или [с , ]. Определяем место звука [с-с , ] в слове. И возвращаемся на место. (Выполняют по очереди)

(На поляне-доске картинки: синица, лиса, заяц , снежинки, сосульки, рысь, мосты)

- Почему осталась картинка зайца? (в названии картинки не звуков [с-с , ])

- Закрываем следующую мишень (слайд 6).

Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (На 6 слайде закрашивается 2 мишень).

VI. Знакомство с буквой С, определение твёрдости или мягкости данных звуков.

- Отправляемся на 2 огневой рубеж. Но сначала мы познакомимся с буквой, которой обозначают звуки [с-с , ] на письме? (Буквой С (эс)) (На 6 слайде появляется буква С).

Напишите в воздухе, по слайду эту букву, запомните в какую сторону её пишут.

- Найдите на своих листах домик для букв С (эс). Как в любом доме здесь есть этажи и подъезды. Мы будем заселять по этажам. Сначала вспомним: каким цветом обозначают твёрдые согласные на схеме слова. (синим) Мягкие согласные? (зелёным) (слайд 7)

Если в слове 1-й звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если 1-й звук [с , ], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом. (Синева, сова, сетка)

Если в слове последний звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если последний звук [с , ], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом.

(Ус, лосось, насос)

VII. Чтение слогов.

- В гости к нашим согласным буквам С пришли гласные буквы. Сначала они пришли в 3 подъезд. Читаем, что получилось. (слайд 8)

- Потом гласные буквы пришли в 1 подъезд. Читаем (слайд 9).

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать нужные буквы и читать слоги. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать буквы и читать с ними слоги. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 10).

- Кто закрыл мишень, выходит на поляну. Сейчас мы потренируемся, как биатлонисты, делать несколько дел одновременно: чётко проговаривать стихотворение и выполнять движения.

- Есть на пальцах наших ногти,

На руках — запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы — посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

IX. Запись букв в нужные клетки и чтение слов.

- Пока бежим следующий круг, нужно записать буквы в те клетки, куда ведут дорожки. И прочитать, что нужно Снеговику для занятия биатлоном. Каждый работает на своем листке. (слайд 11).

- Читаем слова. Найдите и подчеркните буквы С.

- Зачем Снеговику нужна сила?

- Снеговик, зачем тебе нужна сосна?

- Я буду отрабатывать меткость. Кидать в сосну снежки или шишки. (Звук в презентации, по щелчку)

- А мы будем отрабатывать меткость в стрельбе по мишеням.

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно расставлять буквы по местам и читать слова. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (12 слайд).

X. Чтение предложений или слов, соотнесение их с картиной. Составление рассказа по картине.

- Бежим последний круг. Теперь вы, как команда биатлонистов, должны дружно собрать картинку на нашей поляне. (Работа с разрезанной картинкой)

Посмотрите нам встретились дети, которые активно проводят свободное время. (13 слайд).

- Придумайте имена ребятам со звуками [с-с , ] (Сима, Света, Соня, София, Светислава, Стёпа, Слава, Савелий, Стас, Люся, Максим. )

- Сейчас каждому нужно рассчитать свои силы для последнего задания: прочитать слова или целое предложение. Здесь находятся карточки со словами, а здесь с предложениями. Надо прочитать и сказать, подходят эти слова или предложения к нашей картине или нет.

Кто готов читать слова - берёт карточку из этой стопки, кто готов читать предложения - берёт карточку из другой стопки. (приложение 2) (По очереди читают выбранную карточку и объясняют)

- А теперь вспомните слова и предложения, которые вы читали, посмотрите на картину и придумайте рассказ по ней.

- Закрываем последнюю мишень зелёным цветом, если было легко читать слова или предложения и составлять рассказ. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (14 слайд.)

XI. Подведение итогов занятия. (В течение всего занятия проводилась рефлексия кажд. этапа)

- Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.

- Какие новые звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?

- Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?

- А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (15 слайд). (Вручаются медали всем участникам занятия). (Звук в презентации)

- Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ звук и буква с.docx

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

Коммунальное государственное учреждение

Управления образования акимата Костанайской области

Конспект открытого логопедического занятия

Учитель: Харламова Н.А.

Конспект логопедического занятия в коррекционной школе

Звук и буква Сс

Коррекционно-образовательные :

учить правильно произносить звук [С],

совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе

Воспитывать чувство коллективизма.

1. Организационный момент /вступительная беседа/
-Здравствуй, наша школа!

- Здравствуй, светлый класс!

Вот звонок веселый на урок зовет всех нас!

- Ребята, какое сейчас время года? (весна) , а как будет весна на каз. языке?

-А какой месяц наступил? А как будет март на каз. языке?
- А какая погода весной? (холодно)

Психогимнастика
-На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились.

2. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.(СОВА)

2) Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.(СЛОН)

3)Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.(СОБАКА)

-Сегодня на уроке мы поговорим с вами о звуке и букве Сс

Артикуляционная гимнастика.

- А теперь сделаем гимнастику для языка, чтобы научиться правильно произносить звук Сс.

«Жил-был язычок (показать)

Жил он в домике ( открыть рот, пропеть а-а-а)

Вокруг домика стоял заборчик (показать зубы)

В заборчике были воротики ( губы в трубочку)

Воротики то закрывались, то открывались ( улыбка- трубочка)

Решил язычок спечь лепешку ( широкий язык на нижнюю губу)

Съел эту лепешку с вкусным вареньем ( облизать губы)

Артикуляционный уклад звука Сс

- Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
Фонематическое восприятие на фоне звука

- Я буду произносить вам звуки, а вы когда услышите звук С хлопните в ладоши

Фонематическое восприятие на фоне слога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов при подготовке к урокам.









Место занятия в образовательной программе логопедической работы: данное занятия является ознакомительным

Цель: познакомить детей с гласным звуком О и буквой О

Задачи: коррекционно-развивающие:

подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений:

развивать пространственное представление :

фонематический слух, восприятие;

упражнять в определении место звука в словах;

зрительное внимания, память, воображение.

совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

развитие графомоторных навыков;

образовательные:

дать понятие о гласных звуках;

познакомить с понятиями “звук”, “буква”;

учить точно произносить звук О;

закрепить характеристику звука О;

познакомить с графическим изображением звука О;

пополнять и активизировать словарный запас;

развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;

формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;

выработать самоконтроль речи;

Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Дети, сегодня у нас не простое логопедическое занятие, к нам на урок пришли гости, давайте постараемся показать им всё, чему мы успели научиться!

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А для этого, ребята, что нам нужно сделать?- Выполнить зарядку для язычка или артикуляционную гимнастику.

Итак, возьмите зеркала- приступаем:

Артикуляционная гимнастика:

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.

Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.

Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.

Упражнения для губ и нижней челюсти

Упражнения для языка

Развитие речедвигательного аппарата

2. Повторение пройденного

А сейчас, ребята, покажите мне:

- Как гудит сильный ветер?

- Как шумят деревья?

- Как фыркает ежик?

- Как рычит собака?

- Что мы сейчас произносили? (звуки)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Как вы их различаете?

3. Введение в тему занятия.

1.А сейчас, внимательно меня послушайте:

-Скажите, дети , а какое же сейчас время года?- Правильно, осень!

Осень в гости к вам пришла,

Свои краски принесла,

Жёлтые и красные – все листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три –

Покружились и упали,

Землю золотом услали.

- А, сейчас, ребята, давайте все вместе вспомним приметы осени. Посмотрите, какие я приготовила для вас чудесные картинки. Вывешиваю картинки (дети называют приметы)

-А какие месяцы осени вы знаете? (ответы детей)

4. Основная часть.

1. Характеристика звука.

— ваши губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— зубки закрыты губками;

— язычок лежит на дне ротика;

Дети, звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха)

из ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;

а теперь я буду произносить слоги: ку, со, ра, ма, от, уг, эл, ол, во;

А сейчас слова – жаба, облако, рама, Оля, овощи, жук.

3. – Ребята, послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.

- Покажите, как удивился листик, какой звук он произнёс ?

- Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда вы произносите звук О.

- Это получилась буква О.

5. Знакомство с буквой.

Ребята, звук О на письме обозначается буквой О.(Показываю букву О). Посмотрите - это буква О.

А сейчас , посмотрите на наш волшебный экран, на что же похожа буква О?( слайд 3, 4, 5).

- Буква О похожа больше на круг или на овал? Значит она какая, круглая или овальная? (Конечно, овальная)

6.Выкладывание буквы О из шнурков.

Ребята, сейчас, я раздам вам вот такие разноцветные шнурочки, давайте выложим из них букву О.

- Обведите пальчиком букву О.

7. Ребята, давайте немножко передохнём, выполним пальчиковую гимнастику и тем самым подготовим наши пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Туча небо закрывает,

Всех ребяток подгоняет.

Зонтики раскрыли. ( ладонями закрывают голову, имитируя зонтик)

От дождя себя укрыли.

8. Работа по карточкам.

А сейчас, ребята, я раздам вам вот такие карточки. На них написаны разные буквы. Ваша задача, найти букву О и обвести её красным карандашом. Молодцы!

9. Работа в тетрадях.

-А теперь, поселим букву О в своих тетрадках. Открываем тетрадочки, берём ручки и аккуратно пишем букву О.

10. Зрительная гимнастика.

Дети, а сейчас, посмотрите на доску. На доске нарисованы картинки, вам нужно определить, где находится звук О в словах: в начале в середине или конце слова? Давайте ещё раз повторим, звук О- гласный или согласный? ( гласный) А гласный звук мы будем обозначать красным или синим цветом?( красным) Молодцы! Приложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию конспект группого занятия для учащихся первого класса, имеющих ОНР. Цель занятия - учить учащихся дифференцировать звуки [с] - [с'] изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях. Занятие направлено на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также на развитие слухового и зрительного внимания.

Конспект открытого занятия с учащимися

первого класса.

Тема: Звуки [с] - [с’]. Буква С.

Цель: учить дифференцировать согласные звуки [с] - [с’].

1. Познакомить детей с характеристиками звуков [с] - [с’].

2. Учить соотнесению звука с символом и буквой.

3. Учить дифференцировать звуки [с] - [с’] изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях.

4. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать фонематическое восприятие.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: ручка, простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь, доска, мел, символы для обозначения звуков занятия, зеркала (на каждого ребёнка), предметные картинки.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

упражнение для снятия утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (физминутка);

I. Оргмомент.

1. Беседа по теме занятия.

- Послушайте слова и определите часто встречающиеся в них звуки: собака, стакан, сено, кисель, санки, кастрюля, сапоги, семь. (Звуки [с] - [с’])

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

II. Основная часть.

1. Определение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

2. Сравнительная характеристика звуков [с] - [с’].

- Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.

- Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

- Звуки [с] - [с’] на письме обозначаются буквой С.

3. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

- Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [с] или [с’], хлопните в ладоши. (в, р, с, к, с’, н’, д, ф, с, т’, с’, б, с)

4. Работа со слогами.

- Прочитайте слоги, которые написаны на доске.

- Прочитайте слоги, где буква С будет обозначать твёрдый звук [с].

(са, со, ус, сы, ас, су, сос)

- Прочитайте слоги, где буква С будет обозначать мягкий звук [с’].

- Открываем тетради. На первой строчке записываем слоги, где буква С будет обозначать твёрдый звук [с], а на второй, где буква С будет обозначать мягкий звук [с’].

- Какие слоги вы записали на первой строчке? (са, со, ус, сы, ас, су, сос)

- Какие слоги вы записали на второй строчке? (ся, сю, сё, си, се)

5. Рассказ о вреде курения.

- Сегодня я вам хочу рассказать о вредных привычках. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробуют наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак. Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Не менее вредны и наркотики. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

1). Курение загрязняет лёгкие.

2). Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.

3). Курение затрудняет нормальную работу сердца.

4). От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту.

6. Дифференциация звуков [с] - [с’] в словах.

Развитие зрительного внимания.

- Я буду показывать картинки, а вы должны записать их названия.

Картинки: собака, поросёнок, гусь, слива, персик, миска, стакан, сапоги, лиса, барсук, осёл, самовар.

- Если в слове буква С обозначает твёрдый звук [с], поставьте под буквой С синюю точку, если в слове буква С обозначает мягкий звук [с’], поставьте под буквой С зелёную точку.

-Прочитайте слова, где буква С обозначает твёрдый звук (собака, слива, миска, сапоги, лиса, барсук, самовар, стакан).

- Прочитайте слова, где буква С обозначает мягкий звук (поросёнок, гусь, персик, осёл).

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левою достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот,

Раз - хлопок, два - хлопок

Повернись ещё разок!

Раз – два – три – четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

8.Развитие умений составлять словосочетания из двух слов (запись на доске).

- Составьте словосочетания, подбирая по смыслу слова.

(Серая сова, шерстяные носки, сторожевая собака, синий галстук, старый самокат)

Читайте также: