Знакомство с гласными буквами о е конспект в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Коррекционно-развивающее занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.

  • Закреплять правильное произношение звука [о], познакомить с буквой О.
  • Продолжать учить определять позицию звука в слове;
  • Упражнять в фонематическом анализе и синтезе слогов.
  • Формирование навыка чтения слов с буквой О.
  • Учить писать букву О.
  • Продолжать упражнять детей в составлении звуковой схемы слова.
  • Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число).
  • Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
  • Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

Логопед: Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!

- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)

Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой О. Научимся читать слова с этой буквой и писать ее.

- Найдите одинаковый звук в словах: овцы, лодка, крыло.([о] )

- Правильно, сегодня будем играть со звуком [о], познакомимся с буквой О и научимся ее писать.

3. Характеристика звука [о] по артикуляционно – акустическим признакам.

Логопед: Давайте вспомним, что делают губки, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются в овал)

Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?

Есть ли во рту какая-либо преграда?

Можем ли мы пропеть этот звук? (да, значит он — гласный)

4. Анализ и синтез слогов.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки.

ОК – О,К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О

Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно.

О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО

5. Образование ед. ч. сущ. от множественного.

Выделение звука [о] в конце слова.

Логопед: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовите один такой же предмет.

Стёкла — … стекло, крылья — … крыло, вёдра — … ведро,
перья — … перо, окна — … окно, колёса — … колесо,
звенья — … звено, сёдла — … седло.

- Назовите слова со звуком [о] в конце.

6. Угадывание гласных звуков по артикуляции.

Звуки [о],[ а],[ и],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми)

7. Угадывание слова по первым звукам названий картинок.

Вбегает кот. — Ой, ой, ой! Спасите, помогите! За мной гонятся злые осы. (показ картинок)

Логопед: Успокойся, котик! Я знаю, почему осы такие злые. С ними никто не хочет играть, а мы поиграем. Они и перестанут злиться.

Игра “Составь слово”.

Логопед: Давайте отгадаем кличку нашего кота по первым звукам картинок.

(тапки, осы, малина (Том)).

- Смотрите, осы больше не злятся, им понравилось играть.

8. Психогимнастика.

Логопед: Дети, покажите какие осы были злые. (показ слайда со злыми осами). А теперь они улыбаются нам.

Давайте и мы им улыбнёмся. (показ слайда с добрыми осами).

9. Пальчиковая гимнастика.

(Дети катают в руках массажные шарики).

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим
Маленькие пальчики.

(Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно).

1,2,3,4,5
Мы закончили играть.

Логопед: Мы так весело играем со звуком [о]. Пора нам познакомиться с буквой О и научиться ее писать.

Слайд № 1 (Звучит музыка. Мудрый филин показывает Бабе-Яге буквы и учит ее читать. Бабе-Яге так нравятся буквы, что она решает их украсть). Дети, давайте отправимся на поиски буквы О.

12. Физминутка.

Мы по лесу шли, шли, шли,
Только шишки нашли.
Дети дальше побежали
И лягушек повстречали.
Лягушки – попрыгушки,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушк
Комары да мушки.

Логопед: Мы оказались на краю болота. Лягушки предлагают детям рифмованные загадки, в которых правильный ответ не совпадает с рифмой.

Слайд №2. (Детям нужно выбрать из 2 картинок правильный ответ и кликнуть на картинку мышкой. Давая правильные ответы, дети помогают мишутке перебраться через болото по кочкам. В конце игры лягушки возвращают букву О).

13. Рассматривание буквы О.

Логопед: На что похожа буква О?

(На обруч, на спасательный круг, на колесо, на луну).(показ картинок)

- Ещё буква О похожа на солнечный диск.

15. Написание буквы.

(выполнение заданий в тетрадях)

Логопед: Звук [о] гласный, а буква О какая? (Буква О гласная т.к. её звук тоже гласный).

- Каким карандашом будем раскрашивать букву О? (Красным).

- Дети , раскрасьте левую половину буквы О красным карандашом, а правую раскрасите дома.

Задание: Нарисовать О и точками облако.

Логопед: Как вы думаете, что нарисовано рядом с буквой О?

(Облако, потому что слово облако начинается со звука [о].)

- Подберите слова – признаки к слову облако.

Облако какое? (Лёгкое, белое, пушистое, маленькое, большое, воздушное.)

- Написание буквы О в воздухе пальцем, на спине друг у друга.

- Угадывание буквы по тактильным ощущениям.

- Буква О гласная. Какие ещё гласные буквы вы знаете? (У,А,И)

(Выставляются карточки с буквами У,А,О,И. Один ребёнок пишет одну из этих букв на спине у другого, а другой ребёнок угадывает.

- Письмо большой О и маленькой буквы о .

16.Чтение слов с буквой О.

Логопед: Кот Том говорит: «Вот вы и научились писать букву О.

Кот Том ком топ каток моток пока.

17. Итог.

- Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (О).

- Какая это буква? (Гласная, потому что её звук тоже гласный).

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Коту Тому очень понравилось играть с вами, и он дарит вам угощение, похожее на букву О.

Цели занятия : Познакомить детей с буквами О, Ё и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы; продолжить работу по написанию звукового диктанта; учить слитно читать гласные.

Оборудование: альбом, красный и простой карандаши, разрезные азбуки, ножницы, клей (на каждого

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство с буквами О, Ё (упражнение 1, с. 4).

Прочитать детям информацию о следах, которые оставили звуковички [о], [йо].

2. Работа с Городом букв, буквами О, Ё.

Педагог: О, Ё — это гласные буквы. Они тоже сестрички.

О — старшая, Ё — младшая. Когда буква Ё поет долго, протяжно, она старается петь голосом старшей сестры: [й-о-о-0. ]. Буквы О, Ё живут в одном домике.

Рассмотри Город букв. Вырежи из разрезной азбуки и наклей буквы О, Ё в свой домик (упражнение 2, с. 4).

3. Письменное задание (упражнение 3, с. 4).

Педагог: Научитесь писать большие и маленькие печатные буквы О, Ё по клеточкам.

3. Чтение (упражнение 4, с. 4).

Педагог: Прочитайте буквы. Не забудьте о том, что при чтении буквы нужно читать плавно.

Когда можно использовать эти сочетания звуков? (Когда нужно кого-то пристыдить, когда человеку больно.)

II. Закрепление изученного материала

1. Письменное задание (упражнение 5, с. 4).

Педагог: Рассмотрите ряд букв и подчеркните знакомые буквы.

2. Звуковой диктант (упражнение 6, с. 4).

Педагог: Внимательно послушайте звуки, которые я произнесу. Запишите уже знакомые звуки буквами слева направо через клетку. Незнакомые звуки зарисуйте символами.

Педагог называет звуки: [с], [йа], [йо], [у], [ф], [а], [ц], [о]. Дети сами выбирают, какой буквой будут записывать — большой или маленькой.

Сказки про гласные и согласные звуки Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки" использую в своей работе сказки и "домик звуков". Начинаю работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Буква Ё.

Знакомство с буквой Ё.

Воспроизведение слоговых рядов.

Выделение начальной буквы Ё в словах.

Роль буквы Ё в смягчении впередистоящего согласного.

Придумывание слов на букву Ё.

Чтение слогов, слов, предложений.

Печатание букв Ё, ё.

Оборудование: тетради, карандаши, разрезные азбуки, символы согласных, гласных звуков, полоски для обозначения слогов, игрушка или картинка ёжика.

Ход занятия:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж.)

Сегодня ёжик нас познакомит с буквой Ё. Эта буква гласная, обозначаем её красным значком.

2.Знакомство с буквой Ё. Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

Ребята, на что похожа буква Ё. Давайте сравним буквы Ш, Е, Ё.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

А теперь сравним буквы Е и Ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Ёжик: Я хочу рассказать вам ребята, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки.

3.Физкультминутка.

«Поезд едет, едет, едет

Мимо елей и берёз.

Далеко уехал поезд

(Движение руками имитирующее вращение колес)

4.Чтение прямых и обратных слогов.

А) Ём, ёл, ёр, ёв, ён, ёп, ёк, ёс, ёт, ёд;

Б) Мё, лё, рё, вё, нё, пё, кё, сё, тё, дё.

В слоге – слиянии буква Ё указывает на мягкость согласного и обозначает гласный звук О.

6.Чтение слов с буквой Ё.

Буква Ё встречается в разных частях слова:

а) в начале слова: Ёлка, Ёж, Ёрш;

б) в середине слова: объём, подъём, приём;

в) в конце слова: ружьё, копьё, вороньё.

Вывод: Буква Ё обозначает два звука: мягкий звонкий согласный Й и гласный О.

7.Загадки от ёжика.

Ёжик приготовил для нас загадки – обманки.

Ежата любили играть в догонялки,

Любили дразнилки, загадки, считалки.

Сказали ежата: «Давайте играть.

К загадкам-обманкам слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая… (белка)

Зимой в берлоге видит сон:

Лохматый, косолапый… (медведь)

Быстрее всех от страха

В чащу, голову задрав,

Воет с голоду… (волк)

В тёплой лужице своей

Громко квакал… (лягушонок)

Клубком свернулся, ну-ка тронь,

Со всех сторон колючий … (ёж).

А теперь поможем ёжику припомнить слова с буквой Ё.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 264 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.07.2017 6451
  • DOCX 16.2 кбайт
  • 44 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Горожанская Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

Познакомиться с гласной буквой Ё, которая смягчает согласные звуки, стоящие после нее;

Читать слоги и слова с буквой Ё;

Воспроизводить звуко-слоговые дорожки со звуком Ё;

Печатать букву Ё и слоги с этой буквой в тетрадях;

Проводить звуко-буквенный анализ слов типа МЁД, ЛЁД;

Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах;

Тренировать внимание, память, мышление.

(ВНИМАНИЕ – в зависимости от уровня развития детей и в зависимости от основной программы ДОУ можно показать или не показывать ребятам, что буква Ё обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласного. По Коноваленко и по Филичевой, Чиркиной – это не изучается. Просто говориться, что буква Ё – гласная, она смягчает согласные звуки, которые стоят после нее. А вот по программе Развитие (если садик по ней работает) – это изучается, хотя не уверена, что нужно это давать в логопедической группе. )

предметные картинки: ЁЖ, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА, ЁМКОСТЬ, ЁРШ, .

1. Организационный момент. Отгадывание загадки.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.

2. Ситуативная беседа.

- Давайте подберем к слову ЁЖ родственные слова?

- ЁЖИК, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, ЕЖАТА, ЕЖОВЫЙ.

- Молодцы, а слово ЁЛКА будет родственным словом к слову ЁЖ? Она ведь тоже с иголками?

- Нет, кроме одной буквы у этих слов нет ничего общего.

- Правильно, а какая у них общая буква? – Ё.

Мы сегодня выучим букву Ё, она как родная сестра буквы Е, даже пишутся они одинаково, только над буквой Ё нужно поставить 2 точки.

БУКВА Ё - это гласная буква, она как и буква И, смягчает согласные , которые стоят перед ней.

3. Чтение слогов на доске:

И др. Уточняем мягкое звучание согласных.

(Как правило, в январе-феврале дети подготовительной логопедической группы уже знают все буквы, и у них не вызывает особых затруднений читать слоги с новой буквой. Если все же трудности есть у большинства детей, то чтение слогов целесообразнее перенести в конец занятия).

4. Пальчиковая гимнастика.

Давайте вспомним пальчиковую игру про ЁЖИКА.

Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы вытянуты вверх и переплетены между собой),

И в клубок свернулся ( пальцы переплетены и согнуты);

Солнце ёжика согрело (пальцы медленно поднимаются);

Ёжик развернулся (пальцы подняты вверх и переплетены).

5. Артикуляционная гимнастика на верхний подъем языка (на звуки Л-Ль или Р-Рь)

На экране (на доске) :

ЁРШ, СОЛОВЕЙ, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА

- КТО здесь лишний ? – ЁРШ. (могут сказать РЫБА – тогда нужно познакомить детей, что эта рыба называется ЁРШ).

- Почему? – ЁРШ – это речная рыба, все остальные домашние животные.

(Если дети умные, то можно взять исключение – ЁРШ – и морские рыбы; либо ЁРШ и морские млекопитающие).

6. Ситуативный разговор. (Если будете говорить о том, что Ё – это 2 звука)

ЁЁЁРШ – какие звуки спрятались в начале этого слова? – ЙО

ЗВУКОВ 2 – Й и О, а буква одна - Ё.

Буква Ё обозначает 2 звука Й – О, если стоит в начале слова или после гласной. Буква Ё обозначает один звук О, если стоит после согласной и смягчает ее.

Длительное произнесение звуков ЙО (буквы Ё) логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко.

Буква Ё – гласная, поэтому в середине слова обозначается красной фишкой. (звуко-буквенный анализ слов, где Ё стоит в начале слова лучше не проводить).

СЛОВА: ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА, ЁМКОСТЬ, ЁРШ, ЖИТЬЁ, ПИТЬЁ, ВОРОНЬЁ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК и др .

- Где спряталась буква Ё в этих словах?

- Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога.

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По тропиночке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Чтение художественной литературы

12. Знакомство с буквой Ё:

- На что по вашему похожа буква Ё? (ответы детей).

Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

На букву Ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш,
И все ужасно колко.
У всех у них иголки.

13. Рассматривание карточки с буквой Ё , выкладывание слогов и слов пё, сё, кё, мё, нё, тё, ЁЖИК, ЁРШ, ЁЛКА, МЁД, ЛЁД.

Звуко-буквенный анализ слова МЁД.

Рисование буквы Ё в воздухе пальчиком или ручкой. Печатание буквы Ё на доске и в тетрадях или по карточкам, а так же слогов и слов (в зависимости от уровня детей).

14. Домашнее задание (смотри приложение ).

Выучить стихотворение про букву Ё:

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё дает отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я – ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй, вот это – да!

15. Итоговая беседа.

- с какой буквой познакомились?

- какие еще гласные звуки знаете, которые смягчают согласные?

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

Похожие документы:

Конспект урока математики 4 класс Урок математики 4 класс

Конспект урока математики 4 класс Урок . области. Описание материала: Предлагаю конспект урока математики. Материал будет . на доске - на магнитах) Ответ - буква. Запиши числа- ответы - в порядке . *928 СЛАЙД 11 ( с буквами) 390 000-а 51 210-л 236 000-и 7 .

Конспект урока русского языка в 5 классе. Графика. Алфавит и его использование

Конспект урока русского . Расскажите алфавит. - Обозначение звуков речи буквами изучается в специальном разделе лингвистики – . букв нет в современном алфавите? Какие буквы остались? Задание (по упр. 51 . из 51 упражнения. - Назовите правильно все буквы в .

Конспект открытого урока по английскому . в открытом слоге; Активизация изученных английских букв и звуков; Развитие навыков выразительного рассказывания . индивидуально. Затем выполняется упр.3 стр.51 из рабочей тетради. 5. Совершенствование навыков .

Конспект лекций по маркетингу в хнэу содержание Вступление 4 тема № Сущность маркетинга и его современная концепция 5 тема № Система и характеристики маркетинга 12

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА . имен собственных с заглавной буквы; -способствовать повторению изученных . Откройте учебник на стр.51 и прочитайте тему нашего урока . правописания имен собственных с заглавной буквы; Используемые методы: словесный ( .

Читайте также: