Значение водных богатств и их охрана конспект

Обновлено: 06.07.2024

Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.

Водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водопользование – использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства без изъятия воды из водных объектов.

Водопотребление – потребление водных ресурсов вне водных источников для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского и коммунального хозяйства и другие.

Возвратное водопотребление – система, позволяющая после очистки повторно использовать воду.

Сточные воды – воды, бывшие в производственном, бытовом или сельскохозяйственном употреблении, а также прошедшие через какую-либо загрязненную территорию, в т.ч. населенного пункта.

Водохранилище – искусственный водоём, образованный, для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Загрязнение водных ресурсов – снижение их качества в результате привнесения различных физических, химических или биологических веществ.

Промышленные сточные воды – сточные воды, образовавшиеся в результате технологических процессов на производстве. Содержат в своём составе различные загрязнители, в том числе токсичные.

Бытовые сточные воды – сточные воды, образующиеся в результате бытовой жизнедеятельности человека Основными их загрязнителями являются отходы физиологического и бытового использования. Содержат в своем составе большое количество болезнетворных микроорганизмов.

Поверхностные (ливневые) сточные воды – сточные воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, а также в результате поливомоечных работ.

Загрязнённый сток – сточные воды, содержащие примеси в количествах, превышающих предельно-допустимые концентрации.

Канализационная сеть – система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Очистка сточных вод – комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся сточных водах перед выпуском их в водоём.

Охрана вод – совокупность мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники). Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Водные ресурсы мира – все воды гидросферы, включая воды мирового океана, поверхностные и подземные воды континентов. Водные ресурсы России составляют порядка 10 % от водных ресурсов мира.

Основные загрязнители воды подразделяются на несколько групп: Болезнетворные загрязнители, водорастворимые неорганические вещества, неорганические вещества, используемые в качестве удобрений, органические вещества, нерастворимые вещества (осадки).

Особое значение качество водных ресурсов приобретает при их использовании в качестве источника питьевого водоснабжения.

Самовозобновление пресной воды в реках, озёрах, ледниках и грунте происходит с разной скоростью. Главными источниками возобновляемых водных ресурсов являются реки и озёра.

Производственные сточные воды подвергаются специальной процедуре очистки. Поскольку добиться полной очистки сточных вод довольно трудно и порой экономически невыгодно, используют их частичную очистку с последующим использованием в замкнутых оборотных системах, особенно на металлургических, целлюлозно-бумажный и нефтехимических предприятиях.

Важнейшая мера по охране водных ресурсов – бережное их расходование. Непроизводительный расход воды позволяет снизить надёжная гидроизоляция дна и стенок каналов. Эта же мера препятствует засолению почв в засушливых районах. Другой способ экономного расходования воды для полива – подведение воды непосредственно к корневой системе растений. Эффективный путь защиты водоёмов от загрязнений – создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой.

Интересные факты. Болезнь Минимата

В 1950-х гг. предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива Минимата (Япония). Бактерии перерабатывали её в диметилртуть. По цепям питания диметилртуть попадала и накапливалась в рыбах до концентрации 50 мг/кг. Люди, питаясь рыбой, получали сильнейшие отравления, нервно-паралитические заболевания, более 50 человек умерло. С 1955 по 1959 гг. каждый третий ребёнок в данном районе Японии рождался с психическими и физическими аномалиями. Рыбный промысел в заливе до сих пор запрещён. Полагают, что на дне залива находится ещё около 600 т ртути. Болезнь Минимата вошла во все справочники в качестве примера болезни, вызванной загрязнением окружающей среды и накоплением ртути по цепям питания.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Разгадайте кроссворд.

2. Примерно 1/3 потенциальных водных ресурсов России находится в …части страны.

3. Искусственный водоём, образованный, для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

4. Наиболее эффективным способом сокращения используемой воды в промышленности является создание … цикла использования воды.

6. Снижение их качества в результате привнесения различных физических, химических или биологических веществ – это … водных ресурсов.

1. Потребление водных ресурсов вне водных источников для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского и коммунального хозяйства и другие.

5. Смесь углеводородов, вызывающие загрязнение воды в результате аварии на трубопроводах или нефтеналивных судах.

По горизонтали: 2. Европейской 3. Водохранилище 4. Замкнутого 6. Загрязнение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема. Значение водных богатств в природе и их охрана.

повторить свойства воды и её значение в природе и жизни человека;

убедиться, что на воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;

в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;

Оборудование:

Введение в тему урока.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери

- Назовите ключевые слова этой фразы … (вода – жизнь, самое большое богатство на свете) слайд меняю!

- Почему вода – это жизнь?

(на доске таблички)

Для питья и приготовления пищи

Среда обитания.

Для гигиены и хозяйственных нужд человека

Для работы фабрик и заводов

Перевозка грузов и людей

Место отдыха

Эстетическое наслаждение

- Мы с вами составили схему. Как её можно назвать?

- Тема нашего урока…

Вывод на слайде : - Итак, мы убедились, что вода - важнейшая часть нашей жизни .

Лабораторная работа.

- Давайте вспомним ее свойства и подтвердим их с помощью опытов и наблюдений.

- Расскажите , какие свойства воды вы знаете?

Прозрачная (через неё видны предметы). Докажите.

Принимает форму того сосуда, в котором она находится

Растворитель (растворяет вещества)

- Давайте проверим это свойство в ходе проведения опытов. У каждой группы на столе – мензурка с водой. Одна группа добавит в воду соль, вторая – порошок мела, третья – стиральный порошок, четвёртая – подсолнечное масло, пятая – краситель (название вещества напечатано и висит на доске).

- Ваша задача – узнать, сможет ли вода растворить вещество, которое вы добавили в воду.

- Проведите опыт и запишите его результат.

(Группы проводят опыты. Потом представитель каждой группы выходит к доске, демонстрирует мензурку с водой и добавленным веществом, делает вывод)

Заполняют таблицу

- Является ли вода растворителем? Какой вывод можно сделать?

Вывод на слайде : Вода может растворять некоторые вещества

- Добавьте теперь в мензурку опилки… Размешайте. Можно ли использовать такую воду для питья, для бытовых нужд?

- Конечно , такую воду нельзя использовать даже в хозяйственных целях.

- Мы эту ситуацию создали искусственно. А в жизни может встретиться такая вода?

- Подумайте , какие экологические проблемы отражены на слайдах.

В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, с ферм, вода, использованная в быту.

Дождевая вода приносит с полей удобрения и ядохимикаты.

Водитель помыл в реке свой автомобиль. В воду попали бензин, машинное масло.

Очень часто люди во время отдыха на берегу оставляют мусор, который со временем попадает в воду.

- В смеси воды и веществ мы смоделировали различные виды загрязнения окружающей среды. Масло в нашей модели использовано вместо нефти, бензина.

- Представьте, что такая вода попала в почву, а потом потекла в речку, озеро. Сможет ли почва очистить, отфильтровать воду от ненужных примесей?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём ещё один опыт. Для этого в фильтровальной системе нужно создать модель почвы: нижний слой – гравий, средний слой – песок, верхний – почва с перегноем. Через неё пропустите смесь, которая находится в мензурке, и проследите, что сможет отфильтровать почва, а что – нет.

- Соберите фильтровальную систему.

- Запишите вопрос , на который будет отвечать ваша группа, обсудите его и запишите предположение. А потом выполняйте опыт.

(После окончания опыта группы зачитывают результаты, заполняют таблицу)

- Смогла ли почва очистить, отфильтровать воду от ненужных примесей?

- П очва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде . Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.

- Следовательно , на природную воду влияют все виды загрязнений окружающей среды

- Таким образом , над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.

Слайд 10 .

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии . Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

- Как вы можете помочь в охране водных ресурсов?

- Подведём итог нашего урока. Какие выводы мы сегодня сделали?

Реки, озёра и моря играют большую роль в жизни людей.

На природную воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.

Водные богатства нужно беречь и охранять: в них не должны попадать сточные воды предприятий, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и машинной масло, различный мусор.

Лист исследования

Вопрос: _____________________________________________________________________

Наше предположение : ______________________________________________________

В ходе эксперимента мы увидели, что (нужное подчеркни) вода стала мутной, осталась прозрачной, появился осадок, в воде плавают частички __________,

(что ещё заметили, напиши) _____________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________

Вопрос : ____________________________________________________________________

Наше предположение : ______________________________________________________

Проведя эксперимент, мы увидели , что на почве ______________________ __________________________________________________________________

Вывод : _____________________________________________________________________________

Цели: сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Формируемые УУД: познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Итоги экскурсии

— Что нового для себя узнали на экскурсии?

(Ученики делятся впечатлениями.)

2. Тест

а) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растении +

б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами

2. Место, где добывали песок, глину или уголь, называется:

3. Распахивать поле можно:

а) поперек склонов +

б) вдоль склонов

в) и вдоль, и поперек

4. Горы из пустых горных пород называют:

5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами

6. Поверхность суши бывает:

а) равнинной и гористой +

7. Что способствует разрастанию оврагов?

8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратится в:

9. На месте карьера можно:

а) построить дом

10. Терриконы вредны человеку тем, что:

а) загрязняют воздух пылью и дымом

б) ничем не вредны

в) загрязняют водоемы, почву +

3. Работа в парах

— Расскажите друг другу, как образуются овраги и о способах борьбы с ними.

4. Индивидуальное задание на карточке

Формы поверхности

Равнины

Горы

- Замените предложение одним словом.

• Горы, созданные руками человека из отходов — пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы.)

• Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка.)

• Возвышенность высотой от 200 до 500 м. (Холм.)

• Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 м. (Гора.)

• Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг.)

5. Графический диктант

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

Формы земной поверхности — это равнины и горы

Возвышенность, высота которой более 1000 м, — холм

Терриконы — это горы, созданные природой

Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно

Овраги и балки украшают поверхность родного края

6. Конкурс рисунков

— Кто нарисовал поверхность нашего края или сделал макет? (Ученики демонстрируют свои работы.)

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные . (Зоны.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)


— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман,

Я — река и океан.

И стеклянной быть могу. (Вода.)

— Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

— Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

— Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

— Какая вода в водоемах нашего края?

— Где вода соленая? (В морях и океанах.)

— Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)

2. Работа в группах

— Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведческой литературой, третья группа — с картой нашего края, четвертая ищет материал в сети Интернет.

— Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

— Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

— А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.)

V. Первичное закрепление

1. Работа в группах

- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника.

(Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и дополняет.)

2. Работа в парах

— Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река).

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

— Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пиши, хозяйственных нужд. Водоемы — это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)

— Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? (Высказывания учеников.)

2. Работа по учебнику

(Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.)

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение

(Интересные схемы можно зарисовать на доске.)

- Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся.)

4. Творческая работа

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

— Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учеников с богатством природы – водой, значением в жизни человека и необходимостью в её охране.

Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами обладает вода.

Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательностьи.

I. Организационный момент

Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

II. Актуализация знаний.

- Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю? (Это воздух. Земля или вода. Еда.)

Звучит музыкаМоцарта.

А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “……. у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”.

О чём идёт речь? Почему вы так решили? Давайте проверим, правильно ли вы угадали?

Вставка фильма о воде.

Вы рассуждали правильно. Молодцы!

III. Постановка учебной задачи.

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

IV. Работа по теме урока.

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

На доска появляются таблички

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.

1.О значении воды для растений, животных, человека.

2. О распространении воды в природе.

О проблемах загрязнения и охраны воды.

1.Где мы используем воду? (ответы детей) – хозяйственные нужды, укрепление здоровья, удобная дорога, для получения электричества.

-Какое значение вода имеет для растений, животных и человека.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

(На доске карточка со словами Вода – это )

- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)

- Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье).

По рекам, океанам ходят лодки и корабли, везут грузы и перевозят пассажиров. Она удобная дорога.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека.

- Итак, выполнили первый пункт плана?

2.Распространение воды в природе.

-Что у меня в руках? (глобус – уменьшенная модель земного шара)

- Какого цвета на нашей планете больше? А почему? (Это вода. )

-Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли.

Чтобы понять, сколько воды на Земном шаре, проделаем практическую работу в парах (раскрашивание).

- разделите круг на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.

-Вот сколько на нашей планете воды, ребята!

А где ещё соержится вода?

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.

Под землей так же есть вода.

Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов.

В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.

В теле животных вода составляет больше половины массы

Слайд 4.

Физкультминутка

Имитация стилей плавания

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

-А если воды так много, то почему стоит вопрос её охраны ?

3. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

- Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

- Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

Человек бросает мусор, моет машины.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.

Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

- Надеюсь, вы так и будете поступать. И тогда, мы все сможем любоваться красотой воды.

Презентация о красоте воды

Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней.

Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

VI. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком -
Так надо им и быть!

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

Перед вами настолах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на ней, свое настроение от урока, а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока)

Читайте также: