Значение религии в формировании нравственного воспитания общества конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Урок "Роль религии в развитии культуры" является вводным уроком темы "Основные религии России" курса духовно-нравственного воспитания. учащиеся познакомятся с понятиями Культура, религия, узнают как появилась религия и как она влияет на культуру.

Оценить 9912 0

План-конспет урока

Учитель истории и обществознания: Гальчинский Д. Е.

Тема урока: Роль религии в развитии культуры

Цель урока: помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

Развивающая: через проблемную деятельность учащихся, способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Организационная часть (2 мин)

Проверка домашнего задания ( 5 мин)

Основная часть (30 мин.)

Учитель Говорит: Чтобы говорить о том как влияет религия на культуру мы с вами должны вспомнить(знать) Что такое культура.

Ученики записывают:

Культура- совокупность всех достижений человеческой деятельности.

Учитель говорит: Значит, все то что бы ни делал человек, является его культурой.

Ученики записывают :

Духовная культура- совокупность знаний и взглядов на окружающий мир(наука, искусство, религия)

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных человеком( орудия труда, картины, памятники)

Учитель говорит: Для того чтобы понять как религия влияет на культуру, нужно перенестись на десятки тысяч лет назад и узнать, а как она появилась.

Древний человек, в отличие от нас с вами, по своему взгляду на мир был практиком, а не теоретиком. То есть он постигал этот мир не за школьной партой как вы, а постоянно контактируя с природой. Поэтому он мог за пару минут разжечь огонь без спичек, знал, какие растения ядовиты, а какие нет, мог без труда выследить добычу на охоте. Но многие вещи, которые он не мог потрогать, пощупать, рассмотреть или с которыми он встречался один- два раза в жизни, были ему не понятны. Поэтому он объяснял эти явления свойствами, которые не подвластны человеку. Так появилась вера в магию, душу как некую чашу жизни, без которой жизнь не одного живого существа не возможна, боги.

Пример: Почему ветер дует?- Потому что деревья качаются!!- Почему они качаются?- Потому что живые!!- Если деревья живые и человек живой, что их объединяет?- Душа!

Так появились первые религии.

Ученики записывают:

Религия – это форма познания мира, через веру в сверхъестественные силы.

Учитель говорит: Прошла не одна тысяча лет, человек задавал себе все новые и новые вопросы, они становились сложнее и сложнее. Сложнее становилась и религия.

Ученики записывают:

На данный момент существует более 400 разных религий, из них 4 являются мировыми, т.е. распространенными по всему земному шару:

Учитель спрашивает: Как вы думаете, почему религии боле 400?

Ответ: Каждое человеческое общество жило в разных условиях, и поэтому развивались по-разному, каждое со своим мировоззрением. Пример: Племена джунглей реки Амазонки и племена пустыни Сахары.

Религия до появления науки стала одной из главных форм, получения знаний об окружающем мире. И даже сейчас, в век высоких технологий религия не уступает этого места, потому что у человечества еще остаются вопросы, на которые нужно отвечать.

Мы уже с вами поняли, что религия дает возможность человеку познать окружающий мир.

Вопрос : Какой частью культуры является религия и почему?

Ученики записывают ответ:

Религия является частью духовной культуры, потому, что она помогает сформировать знания человека об окружающем мире.

Вопрос: А если религия является частью культуры, может ли она влиять на нее, и если да то как?

Ученики записывают ответ:

Да. Знания об окружающем мире влияют на мировоззрение человека, а следовательно и на его деятельность.

Христиане считают, что воровство одним из страшных грехов , совершивший его человек не попадет в рай, и поэтому воров ,в наши дни наказываю- их сажают в тюрьму, облагают штрафами или принудительными работами. Но в каком-нибудь африканском племени, где религия не запрещает красть у чужих людей, воровство не наказывается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Роль религии в развитии культуры

Цель урока: осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Направленные на личностные результаты:

1. осознавать свою идентичность как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям.

Направленные на метапредметные результаты:

1. Р.- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

2. П.- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

3. П. - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

4. К.-отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

Направленные на предметные результаты:

1. Использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

2. Различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

2. Актуализация ранее полученных знаний .

-Давайте вспомним дом.зад. , которое я задала на прошлом уроке.

-Посмотрите на доску, что обозначают данные символы? (православие, буддизм, ислам, иудаизм)

hello_html_m72550498.jpg

Как вы думаете, играет ли религия какую-либо роль в развитии культуры страны? Какая религия влияет на развитие нашей страны?

Какие религии называются мировыми?

Какие религии считаются традиционными для России?

Какие религии преобладают в Ростовской области? В Зернограде?

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Национальные религии – это религии, которые распространены в пределах одной нации или государства, например, иудаизм в Израиле, индуизм в Индии.

Мировые религии – это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. (буддизм, христианство, ислам).

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

У – устои, уважение

- О культуре мы уже говорили с вами ранее.

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре , мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

Задание детям : рассмотрите слова на доске и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: искусство, машина, предметы быта, обычаи, театр, здание, литература, украшение.)

Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

Культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих.

hello_html_m43a1a696.jpg

Работа с рассказом.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали о слове спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)

- Зачем люди строили храмы? (Им нужно было место для молитвы, т.е. Люди приходят в храм, чтобы помолиться.)

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того, что религия тесно связана с культурой.

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. Люди до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в области имеются великолепные храмы.

- А у нас в городе есть храм? (Храм святителя Николая чудотворца города Зернограда, Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы)

В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

Связаны ли культура и религия между собой?

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию для обучающихся 11 класса "Мораль. Религия".

Урок обществознания 11 класс

Тема: Мораль. Религия.

Цели: особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня нам будут нужны учебники, п. 10; тетради; и конечно ваши знания, размышления, чувства для того, чтобы раскрыть значение и значимость для каждого из вас и общества в целом, таких, на первый взгляд знакомых и простых понятий: Мораль и Религия. Данной темой мы будем заниматься два занятия.

2.Объяснение нового материала.

Прошу вас открыть с. 100,п. 10 и сравнить тему нашего урока в учебнике и на доске, нет ли различий, ошибок?

На доске нет точки, слова расположены далеко друг от друга.

Хорошо. Скажите, а если я вместо точки поставлю союз И? Это меняет тему, придаёт ей другое значение?

Точка обособляет, механическое соединение. Союз И подразумевает объединение этих понятий, возникает желание продолжить тему: Мораль и Религия это -?

Предлагаю записать тему урока в тетрадь без знаков препинания, в конце урока мы расставим,

образно говоря, все точки над И – сформулируем тему, выяснив, чего же больше в этих понятиях общего или различного, а может будут другие варианты.

Чтобы это сделать, нам необходимо набрать определённый материал, ваши предложения, что нам необходимо знать о морали и религии?

Понятие. История возникновения

Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся. Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.

Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:

Вопросы мораль религия

1. понятие Нормы, правила, регулирующие повеление Мировоззрение, мироощущение

человека и определённое ими поведение

людей на основе веры в бога

2. знаю - разная по эпохам - политеизм, монотеизм

- золотое правило - мировые религии, национальные, родоплеменные

- поддерживается силой общественного

- изучает этика - религоведение

общее - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

3. структура Вера, Нравственные категории, Нормы, Особая организация, Культ, Учение, Принципы, Категории долга (распределить) объяснить по учебнику

Принципы Особая организация

Нравственные категории Культ

Категории долга Учение

Вера – это вера в Бога как сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире. Чувства, эмоции, настроение

Культ – религиозные обряды, ритуалы, действия

Особая организация – церковь. Чёткое распределение обязанностей на каждом уровне её иерархии. Конфессии(вероисповедание)христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм, исмалитизм

Учение – идеи, понятия, принципы ( устройство мира, правила поведения нравственные принципы) Моисеевы заповеди. Нагорная проповедь Христа)

1ряд - работает по структуре морали стр. 104

3 ряд – работает по сравнению религиозного учения и моральных норм ( дополнительный материал)

Нормы- формы нравственного требования, определяющие поведение людей (заповеди)

Принципы - базовые моральные ценности( принцип счастья, любви)

Нравственные категории- понятия морали, которые носят всеобщий характер(Добро, зло, Долг).

Категория долга - точка пресечения морального сознания личности с добровольным выбором и поступком(хочу - должен)

Задание. Что общего или различного в христианских заповедях и моральных нормах?

Христианские заповеди - учение (Библия)

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

-не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

- Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Моральные запреты и требования (нормы):

- помогать в беде

-осуждение жадности, трусости, обмана, лицемерия, жестокости, зависти.

Одобрение свободы, любви, честности, великодушия, доброты, трудолюбия, скромности, милосердия, верности.

4. функции (распределить) РЕГУЛЯТИВНАЯ

4. Закрепление.

Вернёмся к теме нашего урока. Ваши предложения по её формулировке

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Параграф 9 с.

Продолжи высказывание: Религия и мораль – (разные варианты)

Вопрос 4 стр. 112

-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?

-Что неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?


Горячая линия


МБУ Центр ППМСП "Успех" с 19 августа 2019г. располагается по адресу:
г.Химки, ул.Родионова, 3 стр. 1, здание СОШ № 31
Схема проезда и доступный транспорт

Религия как фактор духовно-нравственного воспитания и развития личности

Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ

Буддизм Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

Ислам Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

Христианство Поступай с другими так, как захочешь, чтобы поступали с тобой [Цит. по кн. Кукушина В.С. См.2].

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы. Религия – это часть национальной культуры народа. Библия и Коран, священные книги двух мировых религий, являются величайшими памятниками письменной культуры человечества. Историки описывают важную роль религии в жизни человека. Центральная функция религии, с которой она, безусловно, справилась, формирование нравственности, иначе говоря, - того главнейшего качества, которым состоявшийся человек отличается не только от животного, но и от человека-зверя, человека-монстра (Кукушин В.С.). Ученые отмечают, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать…
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – этот тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богослужению, догматике, священной истории; нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях [Цит.дана по кн. Мудрик А.В. См.3].
Разнообразны и средства религиозного духовного воспитания. Так, например, в христианстве, таковыми являются: церковное богослужение , приобщающее верующих к церковной духовной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь , сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва , помогающая научиться выработать нужный душевный настрой; исповедь , которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост , помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выработать стойкость и др.
Основная тема всех религий – дети и воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя, где мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего [Волков Г.Н.]. В христианстве утверждается святость материнской любви; все основано на Любви - любовь к Богу, любовь к Человеку, почитание старших, гармония в душе и в межличностных отношениях и общении между людьми.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей – нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль [1]. Особенно поучительны жития православных святых. Или кто будет спорить о благодатном воздействии на душу колокольного звона, торжественной службы, архитектуры, иконописной живописи и таинственного света свечей. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Читайте также: