Зимняя одежда конспект логопедического занятия

Обновлено: 07.07.2024

Цель: учить, внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме; закрепить знания о предметах верхней одежды.

Материалы и оборудование: картинки с изображением детей в зимней одежде и обуви, кукла и коробка с одеждой (шапка, шуба, шарф, варежки, сапоги, штаны, кофта); предметные картинки с изображением летней и зимней одежды и обуви.

Для игры: карточки (мальчик в синем пальто, девочка в красном пальто), набор одежды синего и красного цветов (шапки, шарфы, ботинки, варежки).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Кукла Катя собралась на улицу. Поможем ей одеться? (Дети отвечают.)

2. Основная часть. Одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. На улице зима. Холодно. Кукла Катясобирается на прогулку. Она достала коробок с одеждой. Давайте посмотрим, что здесь лежит? (Воспитатель достает одежду, показывает еедетям, они называют, при затруднении воспитатель помогает.) Что это? (Шуба.) Что это? (Шапка.) На что надевают шапку? (На голову.) Это что? (Штаны.) На что надевают штаны? (На ноги и туловище.) Это что? (Сапоги, ботинки.) На что надевают ботинки? (На ноги.) Что это? (Шарф.) Куда повязывают шарф? (На шею.) Это что? (Варежки.) На что надевают варежки? (На руки.)

Катя стала одеваться. Она надела шубу. Ребята, правильно Катя одевается? Как она теперь наденет кофту? Давайте поможем Кате одеться.

Воспитатель показывает детям, в какой последовательности нужно одеваться, просит детей помогать.

3. Рассматривание сюжетной картинки.

Внимание релят привлекается к картинке с изображением детей в зимней одежде и обуви.

Воспитатель. Кто нарисован на картике? (Дети.) Сколько детей? (Много.) Во что одеты? Что у мальчика на голове? (Шапка.) Что у девочки на руках? (Варежки.) А это что? (Шуба.) Что повязано на шее у малыша? (Шарф.) Что надето на ногах у девочки? (Штаны.) На ногах у детей обувь. Во что обут мальчик? (В ботинки.) Вочто обута девочка? (В сапоги.)

Физкультминутка.

Дети выполняют движения, о которых говорится в тексте.

На дворе мороз и ветер, Ходьба ровная на месте.

На дворе гуляет дети.

Ручки, ручки потирают, Потирают одну ладонь о другую

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки-

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем, Хлопают в ладони

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. Топают ногами в такт словам

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

Воспитатель в любом порядке показывает картинки с изобрадением летней и зимней одежды и обуви и спрашивает у детей, нужно ли это надевать зимой. Дети отвечают.

Цели: упражнять детей в умении употреблять в речи названия предметов верхней одежды, в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые название.

Воспитатель показывает картинки с изображением шапок, шарфов, варежек, ботинок синего и красного цвета, и картинки с изображением мальчика и девочки. На девочке красное пальто, на мальчике синяя куртка. Воспитатель предлагает детям выбрать одежду для девочки красного цвета и одежду для мальчика синего цвета.

Воспитатель. Что это? (Шапка.) Какая шапка? (Красная.) Кому отдадим красную шапку? (Девочке.) Это какая шапка? (Синяя.) Кому отдадим синюю шапку? (Мальчику.) Давайте обуем девочку и мальчика. Рома, найди ботинки для мальчика. (Находит синии ботинки. При затруднении воспитатель помогает.) Аня, а ты найди ботинки для девочки. (Находит.) Что это? (Варежки.) Кому эти варежки дадим? (Мальчику.) Какие это варежки? (Синие.) А эти варежки кому дадим? (Девочке.) Какие это варежки? (Красные.) Что еще нужно повязать детям? (Шарфы.) Настя, найди шарф для девочки. (Находит.) Какой это шарф? (Красный.) Андрей, найди шарф мальчику. Какой это шарф? (Синий.)

6. Рефлексия.

Воспитатель (берет куклу и выводит детей в раздевалку). Ребята, мы учили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться.

- Формирование самоконтроля за речью с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

- воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске выставлены картинки в три ряда с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.

Логопед : - Ребята! Назовите предметы, расположенные в верхнем ряду (шапки вязаные и меховые).

Логопед : - Как их можно назвать одним словом? (Головные уборы).

Логопед : - А когда носят эти головные уборы? (Зимой).

Логопед : - Значит они какие? (Зимние).

Логопед : - Ребята! А теперь назовите предметы второго ряда (Шуба, пальто, пуховик).

Логопед : - Как их можно назвать одним словом? (Одежда)

Логопед : - А когда носят эту одежду? (Зимой).

Логопед : - Значит она какая? (Зимняя).

Логопед : - И наконец, назовите предметы в нижнем ряду (Валенки, сапоги, ботинки).

Логопед : - Как их можно назвать одним словом? (Обувь).

Логопед : - А когда ее носят? (Зимой).

Логопед : - Значит это какая обувь? (Зимняя).

Логопед : - Сегодня мы поговорим о зимней одежде, обуви и головных уборах.

2. Развитие общей моторики.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Шагают, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Наклоняются, поглаживают колени.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а опять гулять пойдём. Садятся, затем встают и опять шагают.

3. Развитие мелкой моторики.

Дорожка сшита - связана, Изобразить вязание на спицах.

Постирана, Изобразить стирку белья.

Разглажена. Изобразить, как гладят утюгом: провести ладонью по столу в направлении от себя.

Антошку охраняет, Погрозить указательным пальцем.

Холод отгоняет. Махать руками в направлении от себя.

4. Развитие мимических мышц.

Логопед : - Ребята! Мы с вами оделись и пошли гулять. На улице вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.

Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.

(все дети по очереди).

У меня синее пальто, синяя вязаная шапка и черные сапоги.

У меня чёрный пуховик, красная вязаная шапка и черные ботинки. И т. д.

Логопед : - Это зимняя куртка.

Ребё нок: - А в шкафу пять зимних курток… и т. д.

7. Развитие грамматического строя речи. Словообразование относительных прилагательных.

Шуба из меха (какая) – меховая.

Пальто из драпа (какое) – драповое.

Шапка из шерсти (какая) – шерстяная.

Сапоги из кожи (какие) - кожаные. И т. д.

8. Развитие фонематического восприятия. Игра “Назови звук”.

Дети, ориентируясь на картинки на доске, называют первый и последний звук в названии каждой картинки и характеризуют его. Предметные картинки с изображением зимней одежды, головных уборов и обуви.

9. Составление предложений по картинкам с изображением предметов зимней одежды, обуви и головных уборов. Закрепление в речи предлогов (В, НА, БЕЗ). Закрепление употребления имён существительных в косвенных падежах.

Зимой люди ходят в … (Шапках, шубах, …).

Зимой мы обуваем на ноги … (Сапоги, валенки)

Зимой нельзя выходить на улицу без… (Сапог, варежек, пуховиков….)

10. Итог занятия.

Логопед : - Наше занятие подошло к концу.

- Ребята! Скажите, а как по-другому можно назвать зимнюю одежду? (Верхняя).

Как нужно с ней обращаться? (Аккуратно, бережно, ухаживать за ней). Молодцы, ребята











Задание:
1. Закрыть фишками детей, катающихся на лыжах и сосчитать их (3)
2. Закрыть фишками детей, катающихся на санках и сосчитать их (4)
3. Закрыть фишками детей, не катающихся на санках и лыжах и сосчитать их (3)
4. Закрыть фишками детей, которые лепят снеговика и сосчитать их (1)
5. Закрыть фишками детей, которые катают снежный ком и сосчитать их (1)
Дети получают восьмой кусочек картинки.
Давайте соберем нашу картинку и расскажем, что на ней изображено.



Дети описывают картинку.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами возвращаемся в детский сад. За ваше упорство, дружбу, помощь и умения дарит Снежная королева ларец со снежинками.



Какая игра вам понравилась больше всего? Что было самым трудным? Какое у вас настроение после нашего путешествия?

Конспект логопедического занятия по лексической теме

На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Логопед называет зимы. Логопед называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картинке.

Логопед: Снег, снежная горка, пляж, велосипед, снеговик, санки, купальник, босоножки, снежки, варежки, валенки, мороженое.

2. Объявление темы.

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? Да, на снежный комочек. (логопед кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями) Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму.

3. Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я расскажу вам что такое зима.

Белая и холодная пришла на землю зима, с морозами, с глубокими снегами, с вьюгами. Часто идет снег. Он белого цвета, рыхлый. В безветренную погоду снег падает медленно, спокойно, но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

Утонул в снегу лес. Деревья стоят голые, только хвойные деревья зеленеют. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом.

С наступлением зимних холодов, люди начинают одеваться теплее, чем осенью.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Чем покрыта зимой земля? (ответы детей) . У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем.

Логопед: снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Ребята, а как мы одеваемся на прогулку зимой? Так же, как и летом? Какая одежда нам нужна? (логопед показывает картинки, дети называют нужную зимнюю одежду).

Логопед: снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Мы с вами очень много знаем о снеге. Снег может падать, блестеть, таять. Я вам буду рассказывать, что происходит со снегом сегодня, а вы мне отвечаете, что было вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера … блестел

Сегодня снег падает, а вчера…падал

Сегодня снег сверкает, а вчера…сверкал

Сегодня снег хрустит, а вчера…хрустел.

5. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять (загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили (имитировать лепку комочков)

Птичек крошками кормили) (крошить хлеб всеми пальцами

С горки мы потом катались (вести ук. пальцем пр. руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхнуть ладошки)

Съели суп и спать легли (производить движения ложкой, положить руки под щеку)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: а комочек снова катится.

7. Развитие речевого дыхания и голоса. Физ. минутка.

Дети стоят полукругом на ковре.

Ребята, как холодно на улице, мы съежились в комочек, дышим на ладошки, согреваем их. А вьюга дует, -з-з-з-з-з-з-з . Застонал лес от вьюги М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом) Тяжело стонут дубы М-м-м-м-м (низко, громко) Шумят ели ш-ш-ш-ш-ш . Стихает вьюга с-с-с-с-с

А медведь спит в берлоге (выбирают медведя- он в середине круга –спит)

И под горкой-снег, снег, -приседают, опускают руки.

И на елке- снег, снег –опять поднимаются вверх.

И под елкой –снег, снег –приседают.

А под снегом спит медведь (руки под щеку)

Тише, тише, не шуметь! Бегут на цыпочках по кругу. Медведь просыпается и бросается на детей.

8. Подведение итогов.

Ребята, о каком времени года мы говорили? Какие слова относятся к этому времени года?

Читайте также: