Зимняя ночь в деревне никитин конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века, изображающих родную природу.

В работе использованы материалы учебника, собственные разработки уроков. Данный материал позволит сформировать у учащихся навык составления связного высказывания, навык анализа стихотворений, поможет развить умение выделять главное, обобщать и делать выводы по теме.

ВложениеРазмер
Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века 32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему:

Тема урока : Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Тип урока : интегрированный урок - изучение нового материала.

Цель: привить любовь учащихся к поэзии и живописи, посвященных тематике родной природы.

1) обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе;

2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворений, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений, развить умение выделять главное, обобщать и делать выводы;

3) воспитательная: способствовать воспитанию культуроохранного, экологического сознания учащихся.

Время урока : 45 мин.

1.Организационный момент (1мин)

2. Вступительное слово учителя (7 мин)

а. Обращение к эпиграфу.

б. Постановка цели учащимися.

3. Изучение нового материала (25 мин)

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

- работа со словарями;

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

-просмотр репродукций картин о зиме.

в) Образ весны в русской поэзии 19 века.

- Просмотр репродукций картин русских художников о весне

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

-Просмотр репродукций картин русских художников об осени;

-работа в группах( найти в стих-ии признаки осени );

4. Рефлексия(7 мин)

5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)

6. Домашнее задание (2мин)

Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.

Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.

В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.

Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.

А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.

Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.

а ) Обращение к эпиграфу.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.

б ) Постановка цели учащимися. 1 мин.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.

Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

3. Изучение нового материала.

А )Учитель: Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).

- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)

- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).

Учитель: Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

Учитель: Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.

- работа со словарями;

Учитель: А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

В)Образ весны в русской поэзии 19 века.

– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)

Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.

Учитель: Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них ( кто первый).

Учитель: Отгадайте загадку и назовите время года:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

И любите за это

Учитель: - Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.

Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.

Запахи : утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.

Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.

Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.

-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях , выразительно прочитать его .

Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.

– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, я еще раз прочитаю вам это стихотворение.

Поиск средств художественной выразительности:

Автор использует такие художественные средства как

сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .

Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение

к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

2гр.: Пушкин А.С. Осень

3 гр. Майков Осень

Утеха – удовольствие, забава.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

Вопросы для рефлексии урока:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Я выполнял задания…

5. Теперь я могу…

6. Я почувствовал, что…

9. У меня получилось …

12. Меня удивило…

13. Урок дал мне для жизни…

14. Мне захотелось…

7. Подведение итогов, выставление оценок. 1 мин.

Учитель: Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты при помощи тропов, изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи(мазочками ,пятном, линией, тоном), музыканты (с помощью нот).

8. Домашнее задание. 1 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1)обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов

из их биографий;

2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворного

текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;

3) воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

2. Проверка домашнего задания.

Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.

Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.

В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.

Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.

А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.

Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.

а ) Обращение к эпиграфу.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.

б ) Постановка цели учащимися.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.

Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

4. Изучение нового материала.

А )Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).

- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)

- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).

Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.

- работа со словарями;

Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

5. Стихотворные размеры.

Стихосложение–это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся

на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей.

К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и

Запись определений в тетрадь.

Ямб–двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб –наиболее распространенный стихотворный размер.

Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –Пора, красавица, проснись.

Хорей–двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный

слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Анализ стихотворения И.С.Никитина

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал

к уроку литературы в 5 классе

его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)

Иван Саввич Никитин — известный поэт XIX века, мастер русского поэтического пейзажа. Характерной чертой стихотворений Никитина является искусство описывать пейзажи. Благодаря этому большая часть его стихов посвящена родной природе.

Многие стихотворения Никитина положены на музыку. К его творчеству ни раз обращались Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Юрий Калинников.

И.С.Никитин не получил университетского образования, он самостоятельно выучил немецкий и французский языки, современную литературу и философию.

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)

Это одно из самых популярных произведений И.С.Никитина, о чём свидетельствует множество переводов текста на иностранные языки. Успех стихотворение, очевидно, заключается в том, что оно от первой до последней строчки пронизано любовью к родине. Читатель вместе с поэтом словно гуляет по деревенской ночной улице и любуется открывшимся ему пейзажем.

Иван Саввич Никитин

Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком.

Месяца лучами Божий храм облит; Крест под облаками, Как свеча, горит.

Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло

Тишина немая В улицах пустых, И не слышно лая Псов сторожевых.

К какому типу лирики относится

Какая тема стихотворения

Какому времени года и суток посвящены стихотворные строки?

В произведении главенствует тема красоты зимней поры. Прекрасен зимний пейзаж:

сияющий месяц над деревней,

сверкающий в лучах месяца божий храм,

В картинах природы нет ничего оригинального,

но именно их простота помогает читателю

окунуться в деревенскую атмосферу.

занесённые снежной бурей избы,

Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Образ храма символичен для православных, потому что у русского народа религия занимала особое место.

Месяца лучами Божий храм облит;

Крест под облаками, Как свеча, горит.

На сколько частей можно композиционно разделить данное стихотворение?

В первой части раскрывается яркая и весёлая красота зимней ночи

Стихотворение чётко делится на две части

Во второй части веселье сменяется тишиной, пустотой, одиночеством

Изобразительные средства языка, используемые в стихотворении

Каким размером стихотворение?

Тишина немая В улицах пустых, И не слышно лая Псов сторожевых …

Какая рифма использована

Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком…

Какое настроение вызывает

При одном воспоминании о зимней ночи у многих возникает чувство спокойствия, когда всё вокруг дремлет после трудового дня.


Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1853 г. спустя два года после творческого дебюта. Первая публикация – 1854 г.

Тема стихотворения – красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано трёхстопным хореем, рифмовка перекрёстная АВАВ

История создания

Стихотворение написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.

К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.

В произведении тесно переплетаются две темы: красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки. Раскрываются они в монологе лирического героя, который, кажется, наблюдает за происходящим со стороны.

Первые стихи воспроизводят весёлый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что её внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за помощью к чужим людям, среди которых встречается и много злых людей. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять её внуков, стать им опорой.

В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы – лампадку и иконы. Они как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.

Композиция

Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Части разные по объему, большинство строк посвящено рассказу о старушке. Чтобы полно передать всё, что чувствовала умирающая женщина, автор создает монолог от её имени. Ему отведено несколько строф. Лирический герой отступает в них на второй план. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.
Стихотворный размер – трехстопный хорей. В стихотворении используется перекрёстная рифмовка АВАВ, есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, так как в нём преобладает грустное настроение, усиливающееся в последних строках. Это грустное раздумье на философские темы жизни и смерти, веры и безверия.

Средства выразительности

Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.

Читайте также: