Жизнь земноводных весной 1 класс 21 век конспект урока с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (906 кБ)

Цели: ввести понятия “земноводные”, “головастики”; выделить общие черты и различие лягушки и жабы; рассмотреть развитие лягушки; познакомить с другими земноводными – тритоном и саламандрой; развивать познавательный интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011; компьютер учителя, проектор, экран, макбуки детей; ЭОР. Интерактивная программа “Человек. Природа. Общество”; карточки с таблицей “Что сравнивается”.

УУД: целеполагание; смысловое чтение научного текста; анализ, синтез, сравнение; использование знаково-символических средств; самоконтроль результатов деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

В лесу и на болоте
Вы нас всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные . (лягушки)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)

- Откройте страницы 83-84 учебника, рассмотрите их. Как называется тема нашего урока? (Жизнь земноводных весной.)

- А кто такие земноводные? (Ответы детей.)

II. Работа над новой темой.

Работа по учебнику.

- Проверим вашу догадку. На с. 84 прочитаем текст. (Чтение научного текста из учебника).

- Правы ли вы оказались? (Ответы детей.) Придумайте к этому тексту заголовок.

- Откройте с.83 учебника. Найдите рисунок и задание к нему. Что предлагается вам сделать? (Используя рисунок, рассказать о развитии лягушки).

Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника.

- Кто может рассказать о развитии лягушки? (Ответы детей.)

III. ЭОР. Интерактивная программа “Человек. Природа. Общество”

- Ребята, хотите посмотреть фильм, как наша икринка превратилась в лягушку? (Просмотр анимации “Развитие лягушки”)

- Скажите, ваш рассказ о развитии лягушки не отличается от увиденного? (Ответы детей.)

Ролевая игра (две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.)

- Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно!

Жаба. Здравствуй, Лягушка!

Лягушка. Здравствуй, Жаба!

Жаба. Почему ты так быстро и далеко прыгаешь?

Лягушка. А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне удобно им отталкиваться и прыгать.

Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить.

Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье.

Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые!

Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю!

Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми.

Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём?

Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца.

Лягушка. Ну, тогда удачной охоты!

V. Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.

VI. Работа в парах. Работа с таблицей.

- Посмотрите внимательно на таблицу. Как она называется? (Что сравнивается)

- Скажите, что вам нужно будет сравнить? У кого? (Нужно сравнить кожу, время охоты, способ передвижения и как держат голову лягушка и жаба)

- Ребята, вам нужно выбрать нужную характеристику земноводного и знаками + или – отметить в таблице.

VII. Самопроверка выполненной работы (на экран выводится правильный ответ) Приложение 2.

Просмотр презентации “Разнообразие земноводных”.

- Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаем, посмотрев презентацию. (Слайд 1.)

- Озёрная лягушка. Живёт в достаточно глубоких водоёмах. В случаях опасности озёрная лягушка обычно прячется в воде. Охотится она преимущественно на суше, вдоль берегов водоёмов. (Слайд 2.)

- Травяная лягушка – одна из самых распространенных лягушек. (Слайд 3.)

- По окраске лягушки бывают разные: голубые, зелёные, жёлтые, краснобрюхие, белые. (Слайд 4.)

- Есть лягушки массой более 3 кг. (Слайд 5.)

- Самая маленькая лягушка – кокоа – помещается на указательном пальце. Она обладает самым сильным ядом в мире животных. (Слайд 6.)

- Зелёная жаба предпочитает открытые места: поля, луга, поймы рек. Обитает в Вологодской и Кировской областях. (Слайд 7.)

- Австралийская жаба. Засушливый период проводит зарывшись в норе, предварительно запасая воду в больших подкожных полостях и в полости тела. (Слайд 8.)

- Тритон гребенчатый. Гребень служит для увеличения кожного дыхания.

Хвост для тритона – дело наживное: рыба ли хвост отхватит, рак ли – тритону эта беда не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить (Слайды 9, 10.)

- Пятнистая, или огненная, саламандра достигает в длину 20 – 25 см. Очень любит дождливую погоду, за что её прозвали “дождевой ящерицей” (Слайд 11.)

VIII. Работа с макбуками.

Разгадывание интерактивного кроссворда “Земноводные”. Приложение 3. Самостоятельная работа детей.

Проверка выполненной работы.

- Ребята, поднимите руки те, кто выполнил кроссворд, получив 100% результат. Остальные проверьте свою работу.

(Учитель на экране демонстрирует решение кроссворда)

IX. Рефлексия.

- Ребята, вам понравился урок?

- Какой вид деятельности вам особенно понравился?

- Кто такие земноводные?

- На кого похожи головастики, вылупившиеся из икринок?

- Как развивается лягушка?

- Какие бывают лягушки?

- Как отличить жабу от лягушки? (У лягушки кожа гладкая, у жабы – с бугорками.)

- Что общего у всех земноводных? (Голая кожа.)

- Чем отличаются тритон и саламандра от лягушки и жабы? (Наличием хвоста.)

- Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к миру земноводных?

- В каких произведениях действующим лицом выступает лягушка? (“Теремок”, М.Михайлов “Лесные хоромы”, “Царевна-лягушка”, С.Михалков “Аисты и лягушки”, В.Сутеев “Кораблик” и др.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир 2 часть 1 класс, презентация, интерактивная доска, карточки для групповой работы, карточки-сигналы, схема сравнения лягушки и жабы.

Планируемые результаты

Оборудование

Мотивация учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Актуализация знаний

Давайте вспомним, какое сейчас время года? Какой месяц? Назовите по порядку все весенние месяцы.

Работа по карточкам в паре. Отметьте на карточке, весенние изменения в неживой природе. (живой природе)

Проверка по эталону.

-Вы правильно назвали весенние изменения в неживой природе, жизни животных. А давайте вспомним какие группы (классы) животных мы знаем.

3. Откройте конверт и распределите фотографии животных по группам. Расскажите о своей группе, продолжите предложения:

- Эта группа называется…, потому что … .

(лиса, воробей, бабочка, медведь, дятел, пчела)

осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

осуществлять оценочные и самооценочные действия;

вать предметы, объекты на основе существенных признаков;

Фотографии животных, план рассказа

Постановка темы и целей урока

1. К нам на урок пришло ещё одно животное, давайте угадаем кто это:

В лесу и на болоте

Вы нас всегда найдёте:

На поляне, на опушке,

- К какой группе животных отнесём лягушку? Докажите. (предположения детей)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока, что нового вы узнаете на уроке?

Обобщение целей урока.

- Кто уже догадался, как называется группа животных, к которым относится лягушка?

- Что вы знаете о лягушке?

- Что ёще хотели бы узнать? Подумайте в парах и скажите.

На доске появляется: окраска, среда обитания, питание, передвижение, значение для человека, что происходит в жизни лягушек весной.

осуществлять учебное сотрудничество с учителем;

принимать цель и удерживать на протяжении урока;

осуществлять учебное сотрудничество

Изучение нового материала

1. Как думаете, с чего начнём изучение земноводных?

- Почему эта группа так называется – земноводные?

- Где можно проверить наши предположения? ( в словаре)

Земноводные – приспособленные к жизни как в воде, так и на суше.

- Как называется детёныш лягушки?

2. Работа по учебнику стр. 84

Давайте рассмотрим цикл развития лягушки.

- Откройте с.83 учебника. Найдите рисунок и задание к нему. Что предлагается вам сделать?

- Кто может рассказать о развитии лягушки? Кто знает, как называется личинка лягушки?

Головастик – хвостатая личинка бесхвостых земноводных. (словарь)

- Ребята, хотите посмотреть фильм, как наша икринка превратилась в лягушку?

- Скажите, ваш рассказ о развитии лягушки не отличается от увиденного?

3. Расскажите друг другу в паре, как развивается лягушка.

4. Знакомство с другими представителями земноводных.

- Какие ещё животные относятся к земноводным? (жаба)

5. Работа по учебнику.

- Проверим вашу догадку. На с. 84 прочитаем текст.

- Правы ли вы оказались? (Ответы детей.)

Придумайте к этому тексту заголовок.

Сравнительная характеристика лягушки и жабы. Групповая работа. Повторение правил работы в группе.

- Сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу. Рассмотрите фотографии лягушки, жабы. Прочитайте текст, подчеркните нужные факты о лягушке и жабе, занесите в таблицу.

- Посмотрите внимательно на таблицу. - Скажите, что вам нужно будет сравнить? У кого?

- Ребята, вам нужно выбрать нужную характеристику земноводного и знаками + или – отметить в таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение понятия “земноводные”, “головастики”; общие черты и различие лягушки и жабы; познакомить с другими земноводными – тритоном и саламандрой; развитие познавательного интереса к животному миру; воспитание бережного отношение к природе.

Зинченко И.В.

учитель начальных классов

Отгадайте загадку Скачет зверушка — не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд. Поёт, но не птица - Вот такая небылица

Отгадайте загадку

Скачет зверушка — не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка

Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд. Поёт, но не птица - Вот такая небылица

Работа в тетради

Работа в тетради

ЛЯГУШКИ

ЛЯГУШКИ

 Ребята, а что вы знаете о лягушках? Земноводные животные (или амфибии) – это такой вид животных, которые живут как в воде, так и на суше. Лягушки, жабы, саламандры – это все земноводные.

Ребята, а что вы знаете о лягушках?

Земноводные животные (или амфибии) – это такой вид животных, которые живут как в воде, так и на суше. Лягушки, жабы, саламандры – это все земноводные.

Кожа у земноводных играет важную роль в жизнедеятельности организма. С помощью нее земноводные дышат! Однако кожа – не единственный орган дыхания у земноводных, легкие у них также выполняют дыхательную функцию. Для дыхания кожей необходимо, чтобы она всегда была влажной. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. Воду пьют земноводные тоже непривычным способом – всасывая ее через кожу. Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом.

Кожа у земноводных играет важную роль в жизнедеятельности организма. С помощью нее земноводные дышат! Однако кожа – не единственный орган дыхания у земноводных, легкие у них также выполняют дыхательную функцию.

Для дыхания кожей необходимо, чтобы она всегда была влажной. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. Воду пьют земноводные тоже непривычным способом – всасывая ее через кожу. Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом.

Температура тела этих животных зависит от температуры окружающей среды, поэтому они активны лишь в теплое время. При понижении температуры они сразу впадают в оцепенение. У каждой особи имеется место, расположенное сзади глаза, которое затягивается тонкой кожей – это барабанная перепонка. Также лягушки имеют две ноздри, оснащенные специальными клапанами. Они расположены выше рта, который достаточно большого размера. Во рту находятся мелкие зубы. Каждая задняя лапка у лягушки имеет пять пальцев, части тела соединяются между собой кожистой перепонкой. Когти отсутствуют.

Температура тела этих животных зависит от температуры окружающей среды, поэтому они активны лишь в теплое время. При понижении температуры они сразу впадают в оцепенение.

У каждой особи имеется место, расположенное сзади глаза, которое затягивается тонкой кожей – это барабанная перепонка. Также лягушки имеют две ноздри, оснащенные специальными клапанами. Они расположены выше рта, который достаточно большого размера. Во рту находятся мелкие зубы. Каждая задняя лапка у лягушки имеет пять пальцев, части тела соединяются между собой кожистой перепонкой. Когти отсутствуют.

– Давайте рассмотрим цикл развития лягушки. – Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развиваются головастики, которые затем становятся лягушатами.

– Давайте рассмотрим цикл развития лягушки.

– Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развиваются головастики, которые затем становятся лягушатами.


Работа в тетради

Работа в тетради

Работа в тетради 1 3 2

Работа в тетради

1 3 2

Работа в тетради 1 3 2 1 4 2 3

Работа в тетради

1 3 2

Земноводные питаются исключительно подвижной живой пищей. Они уничтожают в огромном количестве насекомых и их личинок. Встречаются они повсеместно, исключая только слишком холодные или знойные зоны Земли.

Земноводные питаются исключительно подвижной живой пищей. Они уничтожают в огромном количестве насекомых и их личинок. Встречаются они повсеместно, исключая только слишком холодные или знойные зоны Земли.

– У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое, она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.

У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое, она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.

– В воде лягушки вылавливают мелких рыб, мальков, личинок.

– В воде лягушки вылавливают мелких рыб, мальков, личинок.

Квакающие звуки издают только лягушки-самцы

Квакающие звуки издают только лягушки-самцы

– По окраске лягушки бывают разными: зелёными, бурыми, краснобрюхими, белыми и т. д. Тело земноводного покрывается оголенной кожицей, которая насквозь пропитана слизью, выделяемой подкожными железами, и выполняемой защитную функцию .

По окраске лягушки бывают разными: зелёными, бурыми, краснобрюхими, белыми и т. д.

Тело земноводного покрывается оголенной кожицей, которая насквозь пропитана слизью, выделяемой подкожными железами, и выполняемой защитную функцию .

виды лягушек В дикой природе можно встретить необыкновенных и удивительных лягушек. Самыми распространенными видами земноводных считаются: Красноглазая квакша – полуводные амфибии редко вырастают более 5 см, имеют бурую спинку и яркое брюшко . Чесночница – удивительные особи, с легкостью зарывающиеся в грунт. Для того чтобы полностью погрузиться в землю, лягушке достаточно 1-3 минут.

виды лягушек В дикой природе можно встретить необыкновенных и удивительных лягушек. Самыми распространенными видами земноводных считаются:

Красноглазая квакша – полуводные амфибии редко вырастают более 5 см, имеют бурую спинку и яркое брюшко .

Чесночница – удивительные особи, с легкостью зарывающиеся в грунт. Для того чтобы полностью погрузиться в землю, лягушке достаточно 1-3 минут.

виды лягушек Древолазы – относятся к ядовитым лягушкам ; особи имеют яркий окрас и привлекают внимание окружающих. Квакши – считаются отчаянными крикунами, они прекрасно лазают и прыгают .

виды лягушек

Древолазы – относятся к ядовитым лягушкам ; особи имеют яркий окрас и привлекают внимание окружающих.

Квакши – считаются отчаянными крикунами, они прекрасно лазают и прыгают .

Очень трудно застенчивой, скромной лягушке, Проживающей в луже на зелёной опушке. Отличить её просто: всё болото кричит, Только эта лягушка сидит и молчит. – Речь в этом стихотворении идёт не совсем о лягушке, а о её родственнице жабе. Ребята, а кто знает, как отличить жабу от лягушки?

Очень трудно застенчивой, скромной лягушке, Проживающей в луже на зелёной опушке. Отличить её просто: всё болото кричит, Только эта лягушка сидит и молчит.

– Речь в этом стихотворении идёт не совсем о лягушке, а о её родственнице жабе. Ребята, а кто знает, как отличить жабу от лягушки?

У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. Жаба вообще не любит солнечный свет, её зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца.

У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. Жаба вообще не любит солнечный свет, её зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца.

У лягушки спинка гладкая, в год она четыре раза переодевается – меняет свою кожу, и всякий раз съедает поношенное платье. У жабы кожа покрыта бугорками. Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся. Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых.У лягушки задние лапки длиннее, чем у жабы , и ей удобно ими отталкиваться и прыгать. Жабе тяжело прыгать, с короткими лапками удобнее ходить.

У лягушки спинка гладкая, в год она четыре раза переодевается – меняет свою кожу, и всякий раз съедает поношенное платье. У жабы кожа покрыта бугорками.

Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся. Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь

и уничтожит много вредных насекомых.У лягушки задние лапки длиннее, чем у жабы , и ей удобно ими отталкиваться и прыгать.

Жабе тяжело прыгать, с короткими лапками удобнее ходить.

На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден, но всё же не стоит брать жабу в руки, чтобы не испугать её.

На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно.

Для человека этот яд

безвреден, но всё же

не стоит брать жабу в руки,

чтобы не испугать её.

Много врагов у лягушки – хищные птицы, ежи, ужи.

Много врагов у лягушки – хищные птицы, ежи, ужи.

Вывод У кого КОЖА У лягушки глад-кая Время охоты У жабы с нарос-тами день Способ передвижения ночь прыга-ет Держит голову ходит припод -нятой ближе к земле

Вывод

У лягушки

глад-кая

Время охоты

У жабы

с нарос-тами

Способ передвижения

прыга-ет

Держит голову

ходит

припод -нятой

ближе к земле

Вывод У кого КОЖА У лягушки глад-кая Время охоты + У жабы с нарос-тами - - день + Способ передвижения ночь + прыга-ет - - Держит голову + ходит + - припод -нятой - + + ближе к земле - - +

Вывод

У лягушки

глад-кая

Время охоты

У жабы

с нарос-тами

Способ передвижения

прыга-ет

Держит голову

ходит

припод -нятой

ближе к земле

Рефлексия. – Ребята, вам понравился урок? - Какой вид деятельности вам особенно понравился? - Кто такие земноводные? Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к миру земноводных?

Рефлексия.

– Ребята, вам понравился урок?

- Какой вид деятельности вам особенно понравился?

- Кто такие земноводные?

  • Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к миру земноводных?


-75%

Жизнь земноводных весной

№ слайда 1

Жизнь земноводных весной

Лягушки и жабы - земноводные

№ слайда 2

Лягушки и жабы - земноводные

Лягушки передвигаются прыжками

№ слайда 3

Лягушки передвигаются прыжками

Взрослые земноводные - хищники

№ слайда 4

Взрослые земноводные - хищники

Банановая лягушка и квакша

№ слайда 5

Банановая лягушка и квакша

Жаба

№ слайда 6

Размножение и развитие лягушки Озерная лягушка

№ слайда 7

Размножение и развитие лягушки Озерная лягушка

Лягушкины рекорды Пумилио – самая ядовитая Лягушка Голиаф – самая большая лягушк

№ слайда 8

Лягушкины рекорды Пумилио – самая ядовитая Лягушка Голиаф – самая большая лягушка Остромордая лягушка – хладолюбивое животное

Памятники лягушке Памятник лягушке в Бостоне

№ слайда 9

Памятники лягушке Памятник лягушке в Бостоне

Городской фонтан в г. Казань - памятник лягушке

№ слайда 11

Городской фонтан в г. Казань - памятник лягушке

Внимание! Лягушка! Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии

№ слайда 12

Внимание! Лягушка! Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии

Сделаем вывод – стр.45

№ слайда 14

Сделаем вывод – стр.45

Молодцы!

№ слайда 15

Читайте также: