Жизнь родителей в детях конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Исократ

Цель: способствовать воспитанию уважения к представителям старшего поколения, родителям.

  • побуждать к анализу своей деятельности ( своего поведения);
  • способствовать осознанию значения семьи в жизни человека;
  • подвести к выводу о необходимости уважительного отношения к старшим.

Форма проведения: час общения.

  • распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях).
  • предложить детям подготовить короткие рассказы на тему “Стержень моей семьи” (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).
  • три экземпляра детской Библии (вложить закладки в нужных местах).
  • реквизит для инсценировки (ноутбук, газета, фартук, спицы с вязанием).
  • листочки с качествами (3 шт).
  • разбить ребят на 3 группы.

Оформление: можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе; мультимедийная презентация.

  1. Интерактивная беседа.
  2. Информационный блок “Отцы и дети”.
  3. Проблемный афоризм.
  4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”.
  5. Воспитывающие ситуации.
  6. Заключительное слово.
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час я хочу начать с притчи. Называется она “Воробей”.

Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести?

К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.

Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.

А можно вот так?: “Почитай родителей своих”

Что вы ждёте от нашего классного часа? Что для этого надо сделать?

А эпиграфом к нашему разговору будут слова Исократа: К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры?

(Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему дети конфликтуют с родителями, почему уходят даже из дома? Как вы думаете?

  • Родители не дают свободы.
  • Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
  • Родители ненавидят своих детей.
  • Родители все время работают, не занимаются с детьми.
  • Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

  • Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
  • Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
  • Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
  • Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

2. Информационный блок “Отцы и дети”

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать очень уродливые формы. Скажите, как вы называете родителей между собой? Может, слышали как другие называют своих родителей? Ответы детей.

А как вы думаете, если бы они случайно услышали это, им было бы приятно?

А вот в интернете я нашла такое: “шнурки”, “черепа”, “предки”, “родаки”, “папик” и “мамик” - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети.

А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.

Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и на Руси. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.

Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына : Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Я предлагаю вам самим найти в тексте эти изречения.

Работа с текстом Библии 3 минуты ( на нужных страницах вложены закладки). Зачитывают найденные изречения.

  • “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”.
  • “Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный”
  • “Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей”

Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?

В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.

  • “Нет такого дружка, как Родная матушка”,
  • “Как Бог до людей, так отец до детей”,
  • “Птица радуйся, весне, а младенец матери”.
  • О том, что нужно строго относиться к детям:
  • “Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости”.

Я предлагаю вам поиграть: продолжить пословицы и поговорки.

+В семье разлад, так и дому не . рад

+В семье согласно, так идет дело . прекрасно

+При солнышке тепло, при матери . добро

+Семьей дорожить — счастливым . быть

+Согласную семью и горе не . берёт

+Родителей чти — не собьешься с истинного . пути.

В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался “поганым”, с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.

Но далеко не все почитают своих родителей, которые не слушаются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как говорилось в нашем эпиграфе, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Физминутка.

3.Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди высказываний, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм.

Как понять эти слова?

  • В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.
  • Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
  • В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

4. Рассказы детей по теме “Стержень моей семьи”

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды. Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливость”. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )

5. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а: У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим, самым бесконфликтным ?

Уважаемая мама, тебе приятно было услышать тот ответ, который дал нам ваш сын? А какой ответ ты хотела бы услышать?

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

В ответ: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

Классный руководитель:

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

Уважаемая бабушка, какой ответ ты бы хотела услышать?

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать.

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: “Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго”.

Классный руководитель. Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.

(Ребята выбирают подходящие качества, из перечня на выданных листочках. Эти качества появляются на слайде.)

Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.

Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание. (слово выделяется на слайде)

7. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

В начала классного часа я вас спросила: были ли у вас конфликты с родителями? Кто-то поднял руку, кто-то постеснялся. После нашего сегодняшнего разговора есть ли о чем подумать, над чем поразмыслить?

Задумались ли вы сегодня над тем, какие взаимоотношения между вами и вашими родителями? Всегда ли вы правильно ведёте себя по отношению к ним и как нужно поступить, чтобы избежать ненужных конфликтов?

Спасибо вам за откровенные ответы. Наш разговор на эту тему мы не заканчиваем, но ставим многоточие. А сегодняшний классный час я хочу закончить следующими словами:

Родители. Как много в этом слове.
Не стыдно встать пред ними на колени,
У Неба попросить для них здоровья,
А за обиды попросить прощенья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, формирование у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества.

Обучающие:

- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить проявлять заботу о родных людях.

Развивающие:

-развивать логическое мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Планируемые результаты:

Личностные: получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах.

Метапредметные: развитие речи; развитие у учащихся самостоятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

1.Воспитание чувства гордости за свою семью.

2. Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях.

3.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

4.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

5. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Средства обучения:

Оборудование учителя:

Мультимедийное оборудование для просмотра презентации.

Оборудование учащихся:

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь , подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

С каким настроением вы пришли на урок? Почему?

2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. [10].

1. Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит? (мама)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

— Это наш любимый. (папа)
3.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Сегодня мы будем говорить о родителях, о семье, о самых дорогих и близких нам людях.

-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья.

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное они родные друг другу.

III. Работа по теме

Рассказ учителем притчи.

ЧУЖИЕ - СВОИ ДЕТИ [8].

Однажды в детский дом пришла чита,

Чтоб выбрать для себя сынка иль дочку.

Мальчишку одного увидев там,

К себе домой взять пожелали очень.

Оставшись с мальчиком наедине,

С улыбкой милою ему сказали:

Ты, славный и подходишь нам вполне:

Тебя к себе бы с радостью мы взяли:

А он, глазенки, опустив, молчал.

Ну, что ж ты ничего не отвечаешь?

Смотри: тебе мы дарим самосвал.

А вот - конфеты, если ты желаешь…

Спасибо" - вежливо звучал ответ.

Но здесь игрушек много, очень много.

А что у вас еще для деток есть?

И голос мальчика в надежде дрогнул.

С женой переглянувшись, муж сказал:

Ну, дом у нас и дача, и машина.

И мальчику посмотрев в глаза,

Нету только сына.

Скажи, чего бы ты хотел?

Тебе мы купим, если только сможем.

А мальчик с грустью в сторону смотрел,

Желаньем не сбывающимся гложем.

Слеза с его реснички сорвалась.

Муж и жена в смущении молчали,

Своей не осторожности боясь,

Мальчишку еще больше опечалить.

Мне ничего не нужно. Ничего!

Хочу я только, чтоб меня любили.

И стало стыдно взрослым от того,

Что о любви они совсем забыли.

Понятны стали слезы и печаль,

Души мальчишей, одинокой боли:

О, как же по любви он тосковал,

В своей сиротской, безысходной доле!

А что ему предложили они?

Игрушки, сладости, богатство.

Живущему без ласки и родни,

Нужна была любовь лишь мамы с папой.

Поднялся мальчуган. Ну, я пошел".

И сделал шаг по направленью к двери.

А муж с женой, согласные душой,

К себе прижали: Милый, верь нам:

Тебя мы любим! Ты не уходи!

Будь мальчиком, сынком любимым.

И тихо плакал мальчик на груди,

У мамы с папой, слыша свое имя.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в притче?

-Как мальчик отнесся к подаркам?

-Что было важнее для мальчика?

-Правильно. Взрослые поняли, что важнее для мальчика любовь и забота.

Ребята, посмотрите, кто-то плывет на льдине. Слайд №4.

Он один совсем остался,

Сам не знал, как потерялся,

Но не верил, что на свете

Есть потерянные дети.

И решил один, на льдине

И, во что бы то ни стало,

Отыскать родную маму.

С хоботком, но не слоненок,

Беседа по содержанию песни:

1.Кого искал мамонтёнок?(Маму)

2.Как вы думаете, он найдет свою маму? (Мамонтенок обязательно найдет свою маму.)

Правильно, ребята. Мамонтёнок обязательно найдет свою маму, не должно быть потерянных детей на свете.

Наше путешествие продолжается.

Ученик рассказывает о том, что он очень любит свою семью, маму и папу. Мама всегда рядом. С мамой вместе учат уроки, участвуют в различных конкурсах.

Физминутка

Нас догоняет стая рыбок. Давайте вместе с ними сделаем зарядку. Слайд № 6.

Рыбки плавают в водице.

Веселятся в ручейке,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Расскажите, что на ней изображено.

Послушайте рассказ и ответьте, всегда ли девочка была такой заботливой?

Чтение учителем.

Анализ произведения

Всегда ли девочка была такой заботливой?

Что не понимала девочка, когда была маленькой?

Как изменилось её поведение?

Как зовут вашу маму?

Нарисуйте портрет вашей мамы. Стр.8.

Работа в парах.

Я предлагаю вам поиграть: продолжить пословицы и поговорки. [7].

Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья . не увидит.

В семье разлад, так и дому не . рад

В семье согласно, так идет дело . прекрасно

При солнышке тепло, при матери . добро

Семьей дорожить — счастливым . быть

Согласную семью и горе не . берёт

Родителей чти — не собьешься с истинного . пути.

Без матери и солнце …. не греет.

Жалей отца с матерью, других …не найдёшь.

Назовите пословицу или поговорку, которая подходит к прочитанному произведению.

Что можно сказать о девочке?

Что вы видите на иллюстрации?( стр.9)

Почему мама спит не на кровати, а в кресле?

Как вы ведёте себя, когда мама отдыхает?

4. Обобщение изученного материала.

- Ребята, мы сегодня познакомились с интересными произведениями. Научили ли они вас чему-то?

Работа в группах

- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Я должен…(помогать родителям, быть вежливым, почитать своих родителей, здороваться со взрослыми, слушаться старших, защищать слабых.)

Заболела мамуля моя.
Вот бывают же грустные вести.
Помогу, полечу я тебя,
И болезнь одолеем мы вместе.
Мне б хотелось тебя оградить,
Уберечь от недуга и боли!
Помоги тебе Бог сохранить
Дух, терпение и силу воли.
Я, мамуля, молюсь за тебя,
Мы с молитвою станем сильнее.
Поправляйся, родная моя.
Выздоравливай, мама, скорее!
Вопросы к стихотворению.
Заботишься ли ты маме?
Кому и как в своей семье ты помогаешь?
Как ты думаешь, могут ли дети лечить взрослых?
Если твоя мама болеет, как ты ее лечишь?

Елена Степанова

Папа мой хороший,
Добрый и простой,
Уважает маму,
Искренний такой.

Папа мой любимый,
Сердцу дорогой,
А еще красивый -
Ласковый, родной.

Папа мой надежный,
Верный семьянин,
И на этом свете,
У меня один.

Уважаю папу,
Что еще сказать?
Мне нигде такого,
Больше не сыскать.

Для него не жалко,
В жизни ничего -
Золотой мой папка,

Задание. Выбери картинки, на которых дети заботятся о своих близких. Слайд №9.

Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

–Что значит, благо тебе будет? (будет хорошо)

–Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

–Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

–Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Наше путешествие подошло к концу, я хочу закончить его строчками одного стихотворения.

5.Творческое задание. В конце нашего урока я предлагаю выполнить творческое задание. Сделаем подарок для мамы. На парте детали для аппликации

Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Слайд № 10.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока? - у меня есть корзинка, которую нужно заполнить цветами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красный цветок, а если вам было не очень интересно-жёлтый.

Информационные ресурсы:

Форма: организационное собрание.

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества; формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи; способствовать сближению родителей и детей; спровацировать положительные эмоции.

Задачи: способствовать формированию у учащихся ценности института семьи; акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье; показать важную роль в семье традиций и ценностей.

1. Объявление о собрании;

1. Вступительное слово воспитателя

4. Блиц-опрос «Что такое семья?

10. Опрос родителей

11. Памятки родителям

1. Вступительное слово воспитателя по теме собрания

Чтобы нам с вами настроится на позитивное, дружеское общение друг с другом, и сплотить наш коллектив и почувствовать себя в нашей большой семье мы с вами поиграем в игру

2. Игра «Давайте поздороваемся"

Родители по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

• 1 хлопок - здороваемся за руку;

• 2 хлопка - здороваемся плечами;

• 3 хлопка - здороваемся спинами

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Затем родители становятся в круг для игры

Воспитатель предлагает начать собрание с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день.

Затем родители присаживаются на стульчики (полукругом)

Выслушиваем ответы родителей.

Затем воспитатель зачитывает стихотворение о семье

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья-это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку и слезы, и смех.

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. Семья – это маленькая ячейка общества, которая несет огромное значение в социальном становлении каждого человека.

Давайте подробнее поговорим о такой теме, как роль семьи в жизни человека.

Семья – первое общество, с которым мы сталкиваемся в своей жизни, она несет огромное значение, так как маленький человек путем общения с мамой и папой набирается навыков, как в дальнейшем общаться со всем обществом. Роль семьи в жизни человека также очень важна, так как в ней мы проводим свои первые годы, когда идет закладка всех жизненных ценностей и приоритетов. Также мы получаем первый опыт, как себя вести в обществе других людей. Так как человек – существо социальное, то нельзя недооценивать роль семьи в жизни человека.

Именно поэтому первые три года жизни ребенка должны проходить в семье, либо в окружении людей, которые взяли роль семьи этого человека. Роль семьи очень важна и потому, что она может привить ребенку не только положительные основы, но и отрицательные. От того, какие отношения у человека сложились в семье, зависят его требования и ожидания от мира в целом и будущей жизни.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей.

Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом. Наверняка, многим известно, что в последние годы увеличилось число разводов. Как следствие, стало больше семей, где происходит неполное воспитание одним родителем. Понижается рождаемость, но при этом все больше детей стали появляться на свет в семье, где присутствует один родитель. Как чаще всего это бывает, им становится мама.

Психологи выделили основные модели воспитания, которые присутствуют в современных семьях :

Сотрудничество. На наш взгляд, это самая правильная модель семьи, где ребенок воспитывается в такой обстановке, где присутствуют совместное развитие и времяпрепровождение с родителями.

Невмешательство. Родители в данной семье считают, что если они не будут вмешиваться в дела и проблемы своего ребенка, то сделают его более самостоятельным и подготовленным к жизни в условиях общества.

Какой бы метод воспитания ребенка вы бы не выбрали, вам необходимо понять, что дети приходят в нашу жизнь не для того, чтобы мы их чему-то научили, а, наоборот, для того, чтобы показать нам все наши внутренние проблемы и противоречия, а также научить принципам добра и гуманности. Помните, что роль семьи в жизни каждого человека огромна, и не стоит об этом забывать никогда.

Высказывания родителей (желанный,когда его любят, принимают любого, когда в семье добрые взаимоотношения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи:

формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

воспитывать чувства ответственности, любви к своим ближним.

Результаты:

Учащиеся:

смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности;

на основе полученных знаний смогут сделать вывод о роли семьи в жизни каждого человека

1.Организационный момент

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Подарим свои улыбки друг другу.

- Пусть сегодня на классном часе благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

2.Погружение учащихся в проблему( Читает учитель)

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя.

И так на земле появилась … (___________) ( семья)

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарю Ожегова. Работа со словарем.

Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Назовите всех членов вашей семьи.

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

3. Решение проблемы.

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось?

- На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

- Что же символизирует сердцевинка? (Ответ: Ценности, на которых основывается семья.)

На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

- Для чего человеку нужна семья?

- Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? ( На доске колладж: семейные фотографии)

Физкультминутка

4. Знакомство с отношением к семье в Исламе, Буддизме, Иудаизме .

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на классном часе? Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня ? На доске записаны слова. Что это?

(Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм.) Это религии.

- Как вы считаете одинаково ли религии относятся к семье? Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать.

- Мы должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье?

1 группа представила материал о христианстве.

2.Повесть о Петре и Февронии. (Пересказ одним из учащихся из этой группы)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

2 группа представила материал об иудаизме

3 группа представила материал об исламе

4 группа представила материал о буддизме

Будда впервые проповедовал свой кодекс социальной этики для людей, выбравших мирской образ жизни, обращаясь к молодому человеку по имени Силья. В этой речи Будда раскрыл обязанности родителей и детей, мужей и жен, учителей и друзей. Проповедь Будды была записана и теперь известна под названием Сигалавада Сутта.
Будда не говорил о существовании Бога. Он считал, что размышления о существовании и происхождении Бога будут отвлекать человека от стремления к духовному росту и совершенствованию. Поэтому когда набожный человек как-то спросил: "Кто такие Боги?”, Будда ответил: "Пусть вашими Богами будут отец и мать”. Другими словами, лучший способ служения Богу – служение своим родителям.
Будда проповедовал, что материнская любовь ближе всего к чистой любви или состраданию, и именно она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений. Буддисты считают, что, размышляя о доброте матерей, можно прийти к пониманию того, что же такое вообще истинная самоотверженная любовь.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Первые несколько лет жизни очень важны для нашего формирования, и самое большое впечатление в это время производят на нас наши родители. Мы впитываем не только то, что они говорят, но и их самих и их поступки. Мы входим в мир, будучи созданными ими и наследуя их моральные ценности. Вот почему необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Будда говорил, что дети никогда на смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.

Учитель задает учащимся вопросы: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях)

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах?(Да. Но они незначительны.)

Пословицы для 1 группы

На что клад, когда в семье лад.

Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.

Пословицы для 2 группы

Вся семья вместе, так и душа на месте.

За общим семейным столом еда вкуснее.

Пословицы для 3 группы

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословицы для 4 группы

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В родной семье и каша гуще.

Ученик читает стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

5.Подведение итога классного часа.Рефлексия

-Как вы поняли, что такое семья?

-Какие семейные ценности существуют в вашей семье?

-Какова роль семьи в жизни людей, в вашей жизни?

6. Звучит Гимн Семьи (Приложение)

Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004. - 144 с.

Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

Поваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитан

Читайте также: