Жизнь продолжается конспект урока биология 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Различают следующие способы бесполого размножения: деление, почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение.

Деление — способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две или большее количество дочерних клеток.

Почкование — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут остаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).

Фрагментация — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Вегетативное размножение — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).

Половое размножение осуществляется при участии двух родительских особей (мужской и женской), у которых в особых органах образуются специализированные клетки — гаметы. Дочернее поколение развивается из зиготы — клетки, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет. Процесс слияния мужской и женской гамет называется оплодотворением.

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС) Предмет: Биология Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков) Тема урока: Жизнь продолжается Тип урока: Освоение новых знаний Целевая установка: Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род Понятия: Размножение, пути и способы размножения растений и животных

ВложениеРазмер
Жизнь продолжается 5 класс 21.23 КБ
prilozhenie1._zadanie_dlya_grupp.docx 15.96 КБ
Задание для работы в группах 15.96 КБ
Маршрутный лист урока 335.32 КБ
Способы размножения 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС)

Предмет: Биология Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков)

Тема урока: Жизнь продолжается

Тип урока : Освоение новых знаний

Целевая установка : Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род

Понятия: Размножение, пути и способы размножения растений и животных

Планируемые образовательные результаты

Знание основных способов размножения живых организмов

Познавательные УУД : умение работать с текстом, выделять в нем главное.

работать с различными источниками информации

Личностные УУД : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя,

оценить качество выполнения работы

Коммуникативные УУД : умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, отвечать на вопросы учителя

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

Оборудование : карточки, задания для групп, оценочные листы

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
  1. Организационный этап.
  • Оцените свое настроение вначале урока
  1. Актуализация знаний
  • Беседа по вопросам
  • Индивидуальная работа с карточками

Сегодня утром из холодильника я достала живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне – теплое молоко и немного сахара, я создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться. Вскоре у них начался и другой важный процесс. О каких живых организмах я веду речь? Какой процесс у них продолжает идти, даже внутри этой шкатулки?

  • Сформулируйте тему урока
  • Работа с учебником: прочитайте 2 абзац параграфа 12.
  • Выделите главную мысль урока

Когда у вашей собаки появляются щенки – это радость для всей семьи. Собачьи детеныши такие милые, забавные. Наблюдая за ними мы иной раз думаем – как это удивительно – вот появились на свет живые существа которых еще недавно не было и в помине.Они будут расти, превратятся во взрослых собак, а потом и у них родятся щенки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок 5 кл..doc

Учитель биологии – химии (1категория)

Тема урока: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Цель урока: формирование представлений о размножении как о свойстве организма, позволяющем продолжать свой род

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работе на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

подготовка аудитории к работе

(Я хочу пожелать вам сегодня боевого настроения и отличной работы) Удачи.

2. 1.Актуализация опорных знаний

- Назовите главные свойства живого?

Сегодня об одном из этих свойств мы с вами и поговорим подробно., а с каким именно свойством вы узнаете разгадав ключевое слово кроссворда.

Что такое размножение (что это за процесс),к чему оно приводит,

что происходит с видом?

Да, благодаря размножению организмы количественно увеличиваются и распространяются на планете Земля.

Ребята подходят к формулировке темы урока – ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,

А какие формы размножения вы знаете?

А Кто может размножаться бесполым путем?

А какие способы размножения для них характерны?

Хотите ли вы, познакомится с другими способами размножения?

Знакомством с различными способами размножения мы и займемся сегодня на уроке.

Ребята называют свойства живого.

(фронтальная форма работы)

Размножение – воспроизведение себе подобного, поэтому жизнь будет продолжаться и продолжаться.

Записывают тему урока в тетрадь.

Бесполое (участвует только одна родительская особь) и половое(участвуют 2 родительские особи)

Одноклеточные, бактерии, грибы, папоротники, мхи

Ребята отвечают о знакомых им способах

Изучение Новой темы.

Способы бесполого размножения.

Используя текст учебника (с. 43-44)найдите и расскажите о характерных особенностях этих способов размножения

Проверка индивидуальной работы с помощью подсказки в конвертах

деление (как происходит этот процесс?)-ФРАГМЕНТ

что такое спора? Найдите среди предложенных гербариев, те растения которые размножаются спорами - ФРАГМЕНТ

3) С ПОМОЩЬЮ каких органов происходит вегетативное размножение

Для какого царства характерно вегетативное размножение(т.е размножение частями многоклеточного организма)?ФРАГМЕНТ

А знаете ли вы животных для которых характерно вегетативное размножение?

Для размножения комнатных растений мы чаще используем вегетативное размножение.

Вам сейчас предлагается выполнить практическое задание.

У вас на столах есть определенные растения (по 3), работая сообща , в течении 5 минут решите ,каким способом целесообразно размножать предложенные растения. Для работы образуйте минигруппы (кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами . результаты запишите в тетради. Удачи

Проверим ваши решения с помощью подсказок в презентации

Ученики называют знакомые им способы и примеры организмов, рассматривают гербарии

Ученики работают индивидуально с учебником, выбирая нужную им информацию (частично – поисковый метод)

Ребята отвечают с примерами

Ученики работают в группе, результаты записывают в тетрадь

Правильность выполнения проверяют с помощью презентации

Физкультминутка

О какой форме размножения мы с вами говорили? А как ещё могут размножаться организмы?

Какое преимущество имеют семена перед спорами?

Какие отделы растений размножаются семенами?

НАЙДИТЕ НА СТОЛАХ ГЕРБАРИИ РАСТЕНИЙ , КОТОРЫЕ РАЗМНОЖАЮТСЯ СЕМЕНАМИ.

Фрагмент про семена

А как размножаются многоклеточные животные?

Фрагмент про животных

Чей ребенок жеребенок? (как называют ребяток-зверяток?)

Чтобы жизнь продолжалась и рождались здоровые дети, надо с детства заботиться и сохранять свое здоровье. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей

Семя – многоклеточная структура для размножения и расселения растений. Состоит из зародыша, питательных веществ, плотной семенной кожуры

Рыбы, земноводные выметывают икру

Насекомые, пресмыкающиеся, птицы откладывают яйца

Млекопитающие рождают живых детенышей и вскармливают их молоком

Обобщение и систематизация изученного на уроке материала (подведение итогов)

Перечислите все известные вам способы размножения.

В учебнике п 12, РТ п 12

Практическая часть

Один ученик работает за компьютером, выполняет

урок подходит к завершению и мне очень интересно знать, что же вы выявили нового и полезного для себя

Тема урока: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Цель урока: формирование представлений о размножении как о свойстве организма, позволяющем продолжать свой род

предметные: познакомить детей с основными способами размножения живых организмов и c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье

Метапредметные

умение выделять главное в тексте, давать определения понятиям, освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам и учителю. Эстетическое воспроизведение природы. Знание основных составляющих здорового образа жизни.

Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Умение работать в группе, умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Личностные : развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы. формирование интеллектуальных умений

Формы работы на уроке:

Методы используемые на уроке:

Наглядные (презентация, гербарии, коллекции, препараты, муляжи)

Словесные (беседа, объяснение)

Практические (частично – поисковые, проблемный)

Организация самостоятельной деятельности обучающихся:

ответы на вопрос

Применение способов освоения учебного материала:

ответы на вопросы учителя

самостоятельное чтение учебника

работа в группах

Различные виды контроля ЗУН обучающихся:

в виде фронтальных устных (письменных) опросов

индивидуальных устных опросов

обучающие: познакомить детей с основными способами размножения живых организмов и c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье

воспитательные умение работать в группе; паре; толерантному отношению к друг другу, умение слушать учителя, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы ;

проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

развивающие : развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы. формирование интеллектуальных умений;


Тема урока – Жизнь продолжается Тип урока – открытие и закрепления новых знаний.

Ресурсы: учебник, проектор, рисунки, фотографии, схемы, рабочий лист.

Цель урока: Формирование представлений о размножении как о свойстве живого ор­ганизма, позволяющем про­должать свой род

1. Проверка д/з.

2. Мотивация, целепологание

3. Решение учебных задач.

4. Рефлексия. Самооценка.

5. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Основные понятия: размножение, пути и способы размножения растений и животных.

Планируемые образовательные результаты

Научатся

- выделять существенные особенности размножения живых организмов

– формировать умение определять основные способы размножения живых организмов ;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: бесполое и половое размножение, споры, вегетативное размножение, деление.

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

-умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками , от­вечать на вопросы учителя

формировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

-представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода;

-потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

- уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам

Этап урока, время

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Здравствуйте, ребята!

А чтобы наш урок прошел благополучно, давайте с вами улыбнемся друг - другу!

И начнем его с проверки д/з.

2. Проверка домашнего задания

3. Формирование у обучающихся положительной мотивации

Деятельность учителя Задает вопросы учащимся:

Что изобрела живая природа. Чтобы жизнь продолжалась, чтобы появлялись новые растения. Животные, новые поколения людей?

Большинство организмов размножаются при помощи каких клеток?

Развитие нового организма начинается после слияния мужской и женской половых клеток.

Как называется этот процесс?

Что образуется после оплодотворения?

Чем питается зародыш?

Как называется орган, где развивается зародыш у млекопитающих?

Что такое беременность?

За правильные, полные ответы учитель дает жетончик.

Выдвигает проблему.

Итак, домашнее задание мы проверили. Кто активно будет работать на уроке. Получает жетончик и в конце урока мы их посчитаем и выставим оценки А теперь попробуем разгадать тему сегодняшнего нашего урока.

Кошка любит молоко. Кошка лазит высоко, а еще у кошки есть котенок –крошка.

Согревала под крылом.

квочка- курица яйцо.

Ровно в срок из скорлупы

У всякого живого существа много врагов, и много опасностей угрожает его жизни и здоровью. Кроме того, все организмы стареют и умирают. И несмотря на это, из года в год мы видим луга, пестрящие красивыми цветами, любуемся весело порхающими бабочками, слышим звонко щебечущих птиц. Радуемся, когда у нашей любимой кошки появляются котята, а у собак щенки, затем они становятся взрослыми и уже сами могут оставлять потомство, итак дальше жизнь… продолжается и продолжается.

И тема сегодняшнего урока: Жизнь продолжается.

Запишите тему урока на рабочий лист.

Деятельность учащихся

учащиеся устно отвечают на вопросы учителя

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. У большинства организмов для размножения служат половые клетки-гаметы . Мужские половые клетки- спермии у растений, у животных сперматозоиды, женские- яйцеклетки.

Зигота, зигота- это будущий зародыш. Сначала было 2 клеточки. Потом они делятся и становится зародыш похож на своих родителей

Питательными веществами в икринке или в яйце ( у рыб, птиц). зародыш зверей, человека получает питательные вещества из организма матери.

Матка.

Вынашивание женщиной или самкой животных будущего детеныша, ребенка . У человека беременность длится 9 месяцев.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Рассуждения детей.

Определяют и записывают тему урока

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему. Формировать тему урока Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

4. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Проводит актуализацию знаний.

Давайте попробуем определить цели и задачи урока.

Все ли живые организмы, чтобы размножаться образуют половые клетки?

Как размножаются простейшие, одноклеточные организмы: амеба. инфузория- туфелька, эвглена?

Как можно размножить комнатные растения?

Чем размножаются мхи, папоротники?

Вот видите, вы еще не все знаете о размножении организмов

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? О размножении. О типах размножения

Помогает сформулировать цель урока

Помогает сформулировать задачи урока.

Что бы вы хотели узнать сегодня нового на уроке?( задачи урока)

Как размножаются живые организмы.

Типы размножений. Для чего нужно размножение.

Запишите цели и задачи урок на рабочий лист

Идет обсуждение детей.

Ученики отвечают на вопросы

Есть одноклеточные состоят из 1 клетки.

Спорами, у них нет семян

Выдвигают гипотезу, какова цель урока

Формулировка целей урока:

Размножение- главное свойство живых организмов.

Познакомиться со способами размножения подробнее - цель

Выдвигают гипотезу, какова тема, цель урока

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности

Отвечают, но затрудняются ответить точно на этот вопрос.

- обсуждение детей

Формулировка задач урока:

1. Значение размножения

2. Типы размножений

3. Как размножаются живые организмы

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

(в ходе изучение новой темы)

6.Физминутка.

Ребята посмотрите на экран

Бывают 2 типа размножения живых организмов: бесполое и половое.

Запишите в рабочий лист новую информацию.

Виды размножения – бесполое и половое.

Половое размножение осуществляется при участии двух родительских особей (мужской и женской), у которых в особых органах образуются специализированные клетки — гаметы. Дочернее поколение развивается из зиготы — клетки, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет. Процесс слияния мужской и женской гамет называется оплодотворением. - вы это уже знаете.

Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Различают следующие способы бесполого размножения: деление, почкование, спорообразование, вегетативное размножение.

Вегетативное размножение- это размножение частями тела. Больше развито у растений.

Вегетативно растения размножаются: листом, корнем, частью корня, стеблем.

Давайте ребята, объединимся в группы и узнаем, как размножаются живые организмы: растения. животные, грибы.

У вас есть подсказки на столах. Дополнительная информация, информация в учебнике.

Укажите тип размножения бесполое или половое.

1 группа -находит информацию и поделится своими ответами о том, как размножаются простейшие одноклеточные организмы - деление.

2 группа - даст нам ответ, на вопрос, какие организмы размножаются спорами.

3 -4 группа.- как размножаются многие цветковые растения частями тела( вегетативное размножение), разные задания.

5..группа- размножение растений семенами.

6 группа -размножение животных

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Формулирует обобщенные вопросы.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.)

Так, молодцы! Есть еще способы бесполого размножения – почкование, например грибы дрожжи набухают, фрагментация -новые особи образуются из фрагментов (частей), если разорвать дождевого червя на 2 части, то он достраивает утраченные части тела и продолжает себе жить, поживать.

Сдайте мне листы-задания для группы. Я посмотрю, как вы оценили работу каждого участника.

А теперь поработаем в парах. (Слайд №24) Заполните на рабочем листе задания. Посмотрите на экран ,проверим себя

(Слайд№25)

Просит учеников назвать примеры организмов соответствующих разным типам размножения.

Давайте встанем, выпрямим спинки и представим, то мы с вами красивые, стройные деревца. А у деревьев красивые веточки, они тянутся к солнышку. Подул ветер, и облетели с веточек листики.

-Смотрят на экран. Работают с рабочим листом, записывают новую информацию.

- Работают с разными источниками информации ( текст, учебник, картинки, специальные рабочие листы, объяснение учителя, схемы)

Работа в малых группах. Взаимообучение. Выполняют работу .

1 группа – Амеба и многие простейшие размножаются бесполым путем, в результате деления материнской клетки на дочерние клетки. Сначала делится ядро, а затем цитоплазма. В результате из 1 материнской амебы стало 2 дочерних.

2 группа – Многие живые организмы размножаются при помощи спор: грибы, мхи, папоротники

Спора- это особая клетка ,покрытые толстой оболочкой

1. ива – ч) частями стебля (черенками)

2. земляника у) усами 3. лук л) луковицами

4. малина 0)частями корня (отпрысками)

5. картофель К) клубнями

Вегетативное размножение , бесполое. 5 группа

Семенами размножаются цветковые и голосеменные растения

Семена находятся у цветковых внутри плода. У голосеменных лежат открыто на чешуйках шишек

Чтобы образовались семена должно произойти опыление и оплодотворение. Значит, размножение семенами –половое размножение. 6 группа-

1.Бабочка -капустница

Половое. Откладывают яйца. Яйцо- личинка, куколка- бабочка.

2.Обыкновенный карп

Половое. Откладывают икру – малек - рыба

3.Лягушка озерная

Откладывают икру. Икринка – головастик- лягушка

4.Курица пестрая

Откладывает яйца, насиживает

5.Овчарка немецкая

Рождает детенышей –щенков и выкармливает их молоком

6.Человек разумный

Рождает детей, маленьких, кормит молоком, заботится

Многие животные откладывают икру (рыбы., земноводные), или яйца (насекомые, пресмыкающиеся, птицы).

Звери ( млекопитающие) рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

Ответственный в группе выступает и сдает листы- задания для группы с самооценками каждого участника группы.

Работа в парах Заполняют рабочий лист.

Отвечают, дополняют.

Коммуникативные УУД: Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Составляют план действий –алгоритм и выполняют учебные действия.

Познавательные УУД: Формируют умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выполняют упражнение.

7. Включение нового знания в систему знаний

Молодцы, ребята! Я думаю, что вы сегодня многое узнали и все поняли.

Что мы узнали? Существуют два способа размножения организмов

Способы бесполого размножения

Размножение необходимо, что бы жизнь продолжалась.

Внимание на экран, правильные ответы. Проверьте друг – друга.

Задания с рабочего листа:

1) Одноклеточные животные размножаются делением надвое; 2) споры - это клетки, при помощи которых размножаются цветковые растения; 3) Некоторые растения могут размножаться вегетативно;

Конспект урока по биологии для 5 класса

Цель урока: создать условия для активизации познавательной активности учащихся; для формирования умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

· Образовательные - сформировать представление о происхождении жизни, о живых организмах существовавших в разные периоды развития жизни на Земле.

· Коррекционно - развивающие –развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать

· Воспитательные – прививать навыки коммуникативного общения, формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле, к природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

1. Организационный момент .

2. Актуализация знаний.

Постановка цели урока совместно с учащимися. Где возникла жизнь, как она развивалась, животные прошлого.

3. Изучение нового материала.

Мне в руки попала записка палеонтолога. А вы знаете кто такой палеонтолог? Но в этой записке не хватает слов. Ваша задача прослушать и вставить недостающие слова..

550 млн. лет назад

Развитие жизни на Земле началось 3,5 млр. лет назад, в океане, где для этого были благоприятные условия. Самыми древними ископаемыми живыми организмами считаются строматолиты- скопления синезеленых водорослей. Строматолиты обогатили атмосферу Земли кислородом. Жизнь в древних океанах Земли была сосредоточена у самого дна. Здесь обитали разнообразные многоклеточные животные, питавшиеся органическими остатками. Одни из них неподвижно прикреплялись к грунту, другие неторопливо перемещались по дну или плавали в нескольких сантиметрах над ним. Их общей чертой были мягкие покровы и отсутствие твердого скелета .Примерно 5оо млн. лет назад в океане уже водились разнообразные водоросли и всевозможные животные: медузы, кораллы, морские лилии. Особенно много было трилобитов.2-75 см. жили у дна, где медленно плавали и ползали. Древние рыбы-динихтисы.Первые наземные растения- псилофиты появились на Земле 420 млн. лет назад. Они заселили участки суши по берегам водоемах. Первые растения не имели листьев, а их стебли были покрыты чешуйками.

Закрепление: Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

А сейчас мы с вами перенесемся в следующий период развития жизни на 350 млн. лет назад и узнаем какие же изменения произошли на нашей Земле. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Чтение текста на стр. 96 4 абз.

Закрепление: беседа по вопросам

1. Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)

2. Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.

3. Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)

4. А почему он так называется?

5. Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы).

6. Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек.

Шло время… На смену земноводным пришли произошедшие от них пресмыкающиеся, которых называют древними ящерами. Это период в развитии земли называют Юрским периодом. Поначалу они были невелики и напоминали современных ящериц. Их сухая кожа, покрытая плотными роговыми чешуйками, препятствовала испарению влаги. Именно это позволило пресмыкающимся прочно обосноваться на суше. 130 миллионов лет назад на Земле царствовали настоящие гиганты- динозавры, бродили стада диплодоков. Динозавры это одна из групп древних наземных пресмыкающихся. Существующие в то время летающие и морские ящеры к динозаврам не относятся. А можем ли мы сейчас в зоопарке увидеть динозавра? Они вымерли 65 млн. лет назад. Ученые выдвигают разные гипотезы (падение метеорита, изменение климата, нехватка пищи, появление млекопитающих), но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной.

Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек… Первые млекопитающие появились примерно 170 млн лет назад. Они были невелики и внешне напоминали современных грызунов. Примерно 150 млн лет назад на Земле появились первые птицы. Самой древней из них считается археоптерикс. Внешне он больше всего напоминал покрытого перьями маленького динозавра. Его челюсти были вооружены острыми зубами. А на каждом крыле было развито по три пальца с сильными когтями. Ученые предполагают, что он использовал их, залезая на стволы и ветви деревьев, с которых планировал на землю.Первые растения с цветами появились примерно 130—125 млн лет назад. Яркие цветки привлекали различных насекомых, которые обеспечили надежную транспортировку пыльцы с одного растения на другое

Зрительная гимнастика.

Быстро или медленно развивалась жизнь на Земле? (очень медленно, миллиарды лет). Ребята, а как вы думаете, развитие жизни на земле закончилось?

Жизнь продолжает развиваться, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных. А некоторые оказались под угрозой исчезновения, в том числе по вине человека, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

Читайте также: