Жертвы темного царства конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов).

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске.)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).

Мещанин Кулигин – талантливый и умный человек. Он механик-самоучка, однако в голове у него не только мифический проект изобретения вечного двигателя. Он обладает реальными техническими знаниями и мог бы сделать для калинова много полезного, но у него нет на это денег.

Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, не случайно именно ему принадлежат слова: «Жестокие нравы,

Идеал кудряша – вольная, весёлая, сытая жизнь, и ради неё он готов на всё.

Варвара хорошо относится к Катерине и откровенно делится с нею своим жизненным опытом: «И я

В конце пьесы Варвара бежит из родительского дома вместе с Ванькой кудряшом в поисках счастливой жизни. Однако вряд ли её мечтам суждено сбыться: калиновские нравы живучи во всей России того времени (II половина XIX века).

Сын Кабанихи Тихон – недалёкий, хотя и незлой человек. Он по-своему любит Катерину, жалеет её, учит, как ужиться со свекровью. Тихон не понимает, что его душевная неразвитость и слабоволие делают её жизнь ещё более невыносимой.

Племянник Дикого Борис по своему рождению и воспитанию не принадлежит к калиновскому миру. Раньше он жил и учился в другом городе, а в Калинов приехал, чтобы получить наследство. Он чувствует себя чужим в этом городе и жалуется:

Своим внешним обликом и речью Борис не похож на обитателей Калинова, однако, как и они, признаёт власть местных законов.

Он, как и Тихон, слаб и безволен, на нём, как и на Тихоне, лежит вина за гибель Катерины.

Кулигин, Ванька Кудряш, Варвара, Тихон, Борис – герои, которых объединяет не только общественное положение (они зависимы от других людей), но и черты характера: они безвольны, малодушны и ради хорошей жизни готовы пойти на компромисс с совестью.

3. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе? а) Борис и Катерина; б) Катерина и Тихон; в) Дикой и Кабаниха; г) Марфа Кабанова и Катерина; д) Борис и Тихон.

ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек,

способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

а) Кулигин; б) Кудряш; в) Варвара; г) Борис; д) Катерина.

в) создать образ мира, в котором живут герои

г) Марфа Кабанова и Катерина

б) Борис лишь внешне отличается от Тихона

Чумак А.В. Островский А.Н. и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. М.: Айрис-пресс, 2002 г.

3. Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

II .Тихон в пьесе показан как типичный представитель купеческого мира, где экономический и семейно-бытовой деспотизм превращает человека в безропотную и покорную жертву.

Каково отношение Тихона к миру, ко всему присходящему в доме?

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зрелом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" - говорит он и прибавляет потом: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!"

По мнению Добролюбова, Тихон - "живой труп - не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!"

III .Борис – этот персонаж, единственный в пьесе, одет не по-русски. Это не только потому, что Борис образованнее других, не потому, что Калинов для него – трущоба, и он здесь чужой. Он понимает дикость и жестокость нравов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. "Образование отняло у него силу делать пакости. но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - замечает Добролюбов.

IV .Говоря о Кулигине, проанализируем основные реплики персонажа:

Каким предстает перед нами Кулигин при первом знакомстве?( I д., 1 явл.)

Каково отношение Кулигина к нравам города Калинова?

Зачем потребовалось Кулигину просить деньги у Дикого? Как хочет израсходовать их? ( IV д., 2 яв.)

Как относится Кулигин к семейной драме Кабановых? ( V д., 2 яв.)

Каково отношение Кулигина к самоубийству Катерины? ( V д, 8 яв.)

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Хочет улучшить город, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок, поэтому его считают чудаком.

V .Итог урока: Тихон и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих "темное царство", превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы "жить и мучиться". Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жизнью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что "темное царство" начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Домашнее здание к уроку

1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. Уметь дать устную характеристику.

Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.

Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.

Приведите доказательства из текста.

Прочитать по ролям д.II, явл.III

Все человеческое задавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли, в нем мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители "темного царства". Они были бы совершенно спокойны, если бы сделали всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям "маменьки" Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" – уверяет он мать.

Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.

Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?

Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.

Приведите доказательства из текста

Д.II, явл.IV, стр.246 прочитать по ролям.

Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)

И только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284

Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!", то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное гневное обвинение: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис. Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.

Давайте охарактеризуем этого персонажа.

Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.

Любит ли Борис Катерину?

Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.

Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).

Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?

Катерина горько обманулась в Борисе. Это безвольный человек, находящийся в рабской зависимости от своего дяди.

Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.

Д.V, явл. III, стр. 279.

Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: "Не застали бы нас здесь!" Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?

Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

Что это за персонаж?

Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.

Д.II, явл. II, стр. 243

Исключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары. Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.

Д.III, явл.IV, Стр.265

Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.

Дайте характеристику Кудряшу.

Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.

Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?

Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.

(Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)

Как он относится к Варваре?

Кудряш горячо и искренне любит Варвару: "Я за свою. да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!" (Д.III, сцена II, явл.II, стр. 259).

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)

С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?

В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?

В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.

Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.

В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста. Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.

Домашнее задание

Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1) углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль; показать нравственную атмосферу, в которой живет главная героиня.

2) развивать навыки работы с текстом драматического произведения; самостоятельного анализа произведения;

3) воспитывать нравственные качества личности.

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит

еще быть добродетельным.

Поведение – зеркало, в котором каждый

показывает свой облик.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было

нормальным состоянием людей.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

1) Вступительное слово учителя.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока и эпиграфы к нему.

Так как мы будем говорить о провинциальном городе 19 века, то предлагаю небольшой экскурс в историю.

Заглянем же в мир русской провинции…

3) Слово учителя.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.

- Так ли это? Каким показан город Калинов?

- Какие характерные стороны жизни отмечены в этом монологе?

5) Беседа с учащимися.

- Какие же законы лежат в основе жизни г.Калинова?

а) у кого деньги – у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отторжены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие терпят.



(Наверное, потому, что у многих из них искажаются нравственные понятия)

- А какое из тех качеств, которые вы написали, для вас является определяющим? Почему?

- Согласны ли вы с критиком?

8) Характеристика Кабанихи и Дикого.

Как вы помните, основной прием раскрытия характеров в драматическом произведении – это речевая характеристика. Значит, мы с вами можем составить представление о героях по тем репликам, которые произносят они сами, или по тем репликам, которые в их адрес произносят другие герои.

- Давайте сейчас послушаем самих героев.

- Самохарактеристика героев (выступление подготовленных учащихся, которые представляют себя в образе Дикого и Кабановой) с использованием текста.

Вывод о Диком: грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.

Вывод о Кабанихе: ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

- Кто из героев живет по этим законам? Кто их нарушает?

Дома вы должны были проанализировать несколько главок (по рядам). Какие же выводы вы можете сделать?

- Чувствуют ли Дикой и Кабаниха, что молодое поколение не хочет жить по этим законам? Какие не принимаем мы и они?

(Да, поэтому, чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляя тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения, кто хочет что-то изменить, рвется к свободе)

10) Работа с притчей.

Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землей, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелет, одни сразу же сослались на дела земные, другие – на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.

Все выше поднимались птицы, все труднее им было в грозовых тучах, все жарче становилось под палящими лучами солнца. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, и солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю.

А птица летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах паленых перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали обезображенные тушки наземь.

А птица летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нем. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.

Но не успела птица достичь земли, как налетели на нее хищные собратья и разорвали в небе на куски.

Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.

- А кто является этой птицей?

Правильно, Катерина, тем более что в ее монологах не раз появляется этот образ.

О Катерине мы и поговорим на следующем уроке.

11) Работа с эпиграфами.

- Как вы понимаете эпиграфы 1,2? К кому из героев можно отнести?

3. Подведение итогов.

- А какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке? Что вынесли из него?

2) устно подготовить характеристику Катерины, отметить в тексте все цитаты, относящиеся к ней.

Читайте также: