Железы смешанной секреции план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Место урока: урок № 44 в рабочей программе учителя, № 1 в разделе Эндокринная система

Тема: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Цель: Создать условия для формирования знаний об эндокринной системе, биологической роли гормонов.

Задачи: Образовательная – сформировать понятия: гормоны, железы внешней, внутренней и смешанной секреции, активизировать биологический словарь, связанный с названиями гормонов, заболеваний гипер- и- гипофункции желёз; познакомить со специфическими особенностями биологического действия гормонов.

Развивающая – создать условия для развития следующих умений:

• учебно-интеллектуальных (уметь работать с информационным текстом, сравнивать, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять в виде схемы, таблицы; формировать собственное мнение на различные аспекты современных биологических исследований; способствовать развитию психических процессов учащихся: памяти, мышления, внимания)

• учебно - коммуникативная (слушать учителя и одноклассников, внимательно читать, управлять своим вниманием)

• учебно - информационная (уметь работать с дополнительными источниками информации, использовать ИКТ)

• учебно-организационная (работать в группе, сотрудничать, ставить цели и задачи, проводить рефлексию, уметь оценивать свою деятельность)

Воспитательная – пробуждать интерес к предмету через рассматривание современных достижений биологии, через желание познать себя; формировать чувство ответственности за своё здоровье.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

1. Организация класса

Добрый день! Я рада вас приветствовать. А теперь улыбнитесь. Помните, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30. Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Ещё раз улыбнулись друг другу и нашим гостям и настроились на урок.

Проверка отсутствующих и наличия дежурных, наличия тетрадей и учебников в учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

Опрос по цепочке (Слайд 1 Вопросы)

Что такое обмен веществ?

Что такое пластический обмен?

Что такое энергетический обмен?

Каковы механизмы его регуляции?

Как регулируется пищеварение?

Какие железы можно отнести к пищеварительным?

Что такое витамины?

Что такое гиповитаминоз? Гипервитаминоз? Авитаминоз?

Каковы основные функции кровеносной системы?

Дети, а для чего нам нужно это знать? ( Д: отвечают)

Давайте представим такие ситуации (Слайды 2, 3,4 Ситуации)

3. Мотивация учебной деятельности.

Анализ жизненных ситуаций.

На пути мирно гуляющей собаки встречается не совсем мирно настроенная кошка. Ярость, устрашающая поза кошки, злой оскал собаки, рычанье, готовность отразить атаку. Как объяснить поведение животных?

Вы - страстный любитель футбола и находитесь в толпе болельщиков на стадионе, следите за игрой любимой спортивной команды. Вратарь пропустил гол. Какие у вас ощущения? Как они проявляются?

Охотник из Сибири, спасаясь от хищника, очутился на дереве, на высоте 3 метра от земли, причём с лыжами на ногах. А случаев, когда человек перепрыгивал заборы, побивая все существующие рекорды мира по прыжкам в высоту, спасаясь от собак, вообще великое множество.

Что объединяет все эти ситуации? ( Д:)

Как вы думаете, какая из систем может объяснить поведение героев ситуации? ( Д:)

Мы не всё ещё с вами знаем, есть ещё что изучить и так мы начинаем изучать раздел Эндокринная система.

А тема нашего урока: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. ( Д: записывают тему).

Что такое железа? ( Д:)

Мы уже с вами знакомы с железами внешней секреции. Какие вы знаете? ( Д:)

Какие цели мы сегодня поставим на урок? ( Д: формулируют цели, задачи.

Д: Познакомиться с железами внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнать в чем отличия между железами? Что такое гормоны? Где вырабатываются? Сколько? Какова их роль в организме) У: на доске кратко записываю формулировки, из которых составляем план урока.

( Примерный план: *Классификация желёз; *Функции;* Активные вещества,*Влияние на организм)

5. Первичное усвоение новых знаний

У: предлагаю учащимся открыть оглавление учебника, найти параграф и страницы, где изложена тема, бегло рассмотреть текст и определить, какие железы описаны в учебнике, построить схему или таблицу

1. Классификация желёз. (Слайд 5 Классификация желёз)

Железы внешней, внутренней, смешанной секреции ( Д: работают с учебником, строят схему или таблицу, которую мы потом проверяем и дополняем, определив общее свойство каждой железы).

Железы внешней секреции

(экзокринные) Железы внутренней секреции (эндокринные) Железы смешанной секреции

Слюнные железы

Желудочные железы

Сальные железы

Потовые железы

Выделяют свои секреты по специальным протокам на поверхность или в полость тела.

Щитовидная железа

Вилочковая железа (тимус)

Не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет (гормоны) в кровь

Поджелудочная железа

Половые железы

Действуют одновременно как железы внешней и внутренней секреций

2. Биологическая роль гормонов.

А что такое гормоны?

( Д: записывают определение из учебника или из энциклопедии школьника)

Хорошо, мы познакомились с понятием гормонов, а каковы же их специфические особенности?

Специфические особенности биологического действия гормонов.

( Д: Самостоятельная работа учащихся с информационным текстом и текстом учебника, обсуждение результатов, запись в тетрадь.) (Слайд 7 Специфические особенности гормонов)

1. Гормоны обладают высокой биологической активностью

2. Размер молекул гормонов небольшой. Свободно проходят через стенки кровеносных сосудов.

3. Быстро разрушаются, для обеспечения их длительного действия необходимо постоянное выделение в кровь.

4. Обладают специфичностью, воздействуют на клетки-мишени.

5. Дистанционный характер действия.

Физкульт-пауза упражнения для укрепления мышц спины и упражнения для глаз

После физпаузы дети рассаживаются по группам (4 группы)

3. Железы эндокринной системы

Мы с вами определили, что гормоны вырабатываются железами внутренней и смешанной секреции. Эти два типа желёз относятся к эндокринной системе (Слайд 8 Эндокринная система человека)

( Д: записывают определение эндокринная система из учебника или из энциклопедии)

И так, к эндокринной системе относят железы внутренней и смешанной секреции, ещё раз назовите их ( Д: называют).

Железы эндокринной системы

Железы гормоны Воздействие на организм

норма гиперфункция гипофункция

(саматотропин) Регулируют рост В молодом возрасте – гигантизм,

у взрослых –акромегалия (увеличение кистей рук, стоп ног, губы, ушей, носа) Задерживают рост- карликовость

Щитовидная Тироксин Регулирует обмен веществ. Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отёчность).

В молодом возрасте – карликовость и кретинизм

Надпочечники Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащённое сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена Шок, судороги, потеря сознания Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

6. Обобщение и систематизация знаний

Первичный контроль знаний

Консилиум врачей определяется с диагнозом больным. Помогите им поставить правильный диагноз.

Выписка из истории болезни больного Абрикоскина.

Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки. (Слизистый отёк или микседема при гипофункции щитовидной железы)

Выписка из истории болезни больного Солнышкина.

Мужчина 25 лет, по внешним признакам не соответствует своему возрасту, его рост не превышает рост пятилетнего ребёнка. Умственные показатели в норме. (Гипофункция в детском возрасте гипофиза, недостаток саматотропина)

Выписка из истории болезни больной Ягодкиной.

Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбуждена. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена. (Базедова болезнь или эндемический зоб при гиперфункции щитовидной железы)

Выписка из истории болезни больной Зелёнкиной.

До 14 лет была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит. (Сахарный диабет, гипофункция поджелудочной железы, нехватка гормона инсулина)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Д: отвечают на вопросы, которые поставили на этапе формулировки целей и задач;

выставляют оценки за работу на уроке.

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с действием на организм гормонов, поэтому запишите д/з.

8. Домашнее задание.

читать §44, 45, работая в этих же группах, на выбор изучить из дополнительных источников действие других гормонов желёз эндокринной системы

Задания по выбору:

2) Для портфолио. Опишите методы профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы.

Формирование педагогической компетенции и внутренней позиции педагога в условиях инновационного образования Выготский Л. С. считает, что надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе.

А.Г. Драгомилов, Р., Д. Маш Биология. Человек: Учебник для учащихся 8класса общеобразовательных учреждений, 2-е изд., переработ.-М.; Вентана - Граф, 2003.-272 с.

8.Цель урока: Продолжить формирование знаний о железах внутренней, внешней и смешанной секреции.

-раскрыть особенности строения желёз внутренней и внешней секреции в связи с выполняемой функцией.

-выявить роль биологически активных веществ - гормонов.

- продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;

- расширить кругозор детей, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

-воспитывать культуру общения, умение оценивать результаты своего труда.

11 Формы работы учащихся - индивидуальная и работа в парах

12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийных аппарат, компьютерный класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата___________

План – конспект урока

Предмет : Биология

Преподаватель: Патшина Наталия Игоревна

Цель урока: изучить строение и функции желез внутренней, внешней и смешанной секреции.

Образовательные: сформировать новые понятия о желёзах внутренней, внешней и смешанной секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; показать значение знаний о гормонах для медицины.

Развивающие: развивать умения выделять главное и существенное, продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательные : продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и новых технологий на уроках.

Приветствие, подготовка к уроку

Изучение новой темы

Железа́ — орган, функцией которого является производство какого-либо вещества, играющего важную роль в организме.

Вещество может выделяться в качестве секрета наружу либо непосредственно в кровь.

Познакомимся с типами желёз.

Типы желёз. Составьте схему пользуясь учебником.

Затем проектируем на экран для проверки

Совокупность желез внутренней и смешанной секреции образует эндокринную систему.

Роль эндокринной системы в организме очень велика, точнее –вырабатываемых ею гормонов. Первая древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточных организмов – гуморальная регуляция.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями:

Отсутствие точного адреса, по которому направляется вещество, т.е. может действовать на все органы и ткани.

Химическое вещество (гормоны) распространяется относительно медленно.

Учащиеся готовят таблицу, которую оформляют по мере изучения данного материала, работая с учебником, дополнительной литературой и слайдами, демонстрируемыми на доске.

Делим класс на 4 группы, каждая группа получает задание: изучить строение железы, выделяемые гормоны и действием их на организм.

Учитель раздаёт задание для групп, заготовленное заранее.

Группа №1. Гипофиз.

Группа №2. Щитовидная железа.

Группа №3. Надпочечники.

Группа №4. Поджелудочная железа. Половые железы.

Самостоятельная работа длится 10-15 минут. После чего каждая группа кратко характеризует изученные железы. Учащиеся других групп заносят эти сведения в таблицу.

Проверяем заполнение таблицы. Слайд №15, при необходимости – её коррекция

Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы :семенники, яичники

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Закрепление

Обобщение изученного материала

1.Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?

2.Какую функцию выполняют гормоны?

3.Какие железы относятся к эндокринной системе?

Первичный контроль знаний

К эндокринной системе относятся железы:

Выберите функции гормонов:

1.Влияют на рост и развитие организма

2.должны постоянно поступать в организм

3. Носители информации

4.Действуют по принципу прямой связи

5. С ними удаляются метаболиты

6.Регулируют обмен веществ

8. Быстро разрушаются

Установить соответствие между железами эндокринной системы и гормонами

А ) надпочечники 1. Тироксин

Б ) щитовидная железа 2. Инсулин

В ) гипофиз 3. Адреналин

Г ) поджелудочная 4. Гормон роста

Домашнее задание.

Приветствие, подготовка к уроку

Железа́ — орган, функцией которого является производство какого-либо вещества, играющего важную роль в организме.

Вещества, поступающие в кровь, называются гормонами. Это биологически активные химические вещества, выделяемые железами внутренней секреции.

1. гипофиз 1.слюнные 1. поджелудочная железа

2. эпифиз 2.печень 2. половые железы

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями:

Отсутствие точного адреса, по которому направляется вещество, т.е. может действовать на все органы и ткани.

Химическое вещество (гормоны) распространяется относительно медленно.

Гормоны действуют в малых количествах и быстро разрушаются или выводятся из организма

Предполагаемые ответы учащихся.

Ученики группы №1

. Гипофиз – одна из центральных желёз внутренней секреции, расположена под основанием головного мозга и имеет массу 0,5- 0,7г, секретирует следующие гормоны: гормон роста, регуляторные гормоны.

Ученик группы №2 . Щитовидная железа расположена в передней области шеи, весит 30 – 60 г. Вырабатывает ряд гормонов, одним из которых является тироксин. В состав гормона входит йод. Гормоны щитовидной железы влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, деятельность нервной системы.

При гипофункции этой железы у детей развивается кретинизм, у взрослых — микседема.

При гиперфункции развивается базедова болезнь.

Ученики группы №3. Надпочечники расположены на верхних полюсах почек. В них различают корковое и мозговое вещество.

Гормоны коркового слоя:• кортизон, кортикостерон — регулируют обмен веществ, подавляют синтез антител и др.

Гормоны мозгового слоя:• адреналин — усиливает частоту сердечных сокращений, увеличивает кровоток в печени, мышцах, мозге, оказывает влияние на просветы сосудов (расширяет сосуды сердца);

Ученики группы №4. Поджелудочная железа является железой смешанной секреции. Эндокринная часть образована островками Лангерганса. Часть секреторных клеток вырабатывает инсулин, понижающий содержание глюкозы в крови, другая часть секретирует глюкагон, превращающий гликоген печени в глюкозу. Уровень глюкозы регулируется этими двумя гормонами. Выведение глюкозы из организма вместе с мочой свидетельствует о недостаточности функции поджелудочной железы и

Как железа внешней секреции, поджелудочная железа вырабатывает панкреатический сок, содержащий пищеварительные ферменты.

Ученик группы №4 . Половые железы: у мужчин это семенники, у женщин — яичники. Они относятся к железам смешанной секреции.

Мужские половые гормоны — андрогены стимулируют развитие вторичных половых признаков, полового аппарата, повышают основной обмен, необходимый для развития сперматозоидов: андростерон, тестостерон.

Женские половые гормоны — эстрогены:• эстрадиол — обеспечивает рост яйцеклеток, формирование вторичных половых признаков;

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс
Тема:Смешанные железы
Цель урока: сформировать знания о роли гормонов поджелудочной железы, надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.
Задачи:
Образовательная:
Учащиеся знакомятся с гормонами. и их роли в организме человека.
Развивающая:
Учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию.
Воспитательная:
Учащиеся формируют взгляды на примере значения гормонов в жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний

Работа по вариантам
Повторим предыдущий материал.
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
1 – Вариант Задание №1
1. Регуляция функций в организме осуществляется.
А) только нервной системой
Б) только эндокринной системой
В) нервно-гуморальным системой
2. Гуморальная регуляция функций организма заключается в.
А) передаче органам нервного импульса
Б) химическом взаимодействии клеток органов и их систем через кровь
В) поступлении питательных веществ с пищей
3. Слюнные железы относятся к железам.
А) внешней секреции и пищеварительной системы
Б) внутренней секреции
В) смешанной секреции
4. Причиной миксидемы является снижение активности
А) гипофиза
Б) паращитовидной железы
В) щитовидной железы
5. Для желез внутренней секреции характерно то, что.
А) они не имеют специальных протоков и клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда
Б) выделяемый гормон поступает в кровь
В) оба ответа верны
2- Вариант Задание№1
1. Гормоны поступают в.
А) полость тела
Б) кишечник
В) кровь
2. Гормон щитовидной железы
А) тимозин
Б) тироксин
В) адреналин
3. Согласованная работа иммунной системы регулируется:
А) щитовидной железой
Б) надпочечниками
В) вилочковой железой (тимусом)
4. Рост человека регулируется гормоном.
А) гипофиза
Б) щитовидной железы
В) паращитовидной
5. Как называются физиологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции?
А) ферменты
Б) гормоны
В) витамины
3 – Вариант Задание№1
1. К внутренней секреции относится железа:
А) потовая,
Б) щитовидная,
В) сальная
2.Железы внутренней секреции выделяют:
А) секреты,
Б) пигменты,
В)гормоны
3. Гормон роста вырабатывают:
А) гипофиз
Б) щитовидная,
В) сальная
4. Адреналин образуют:
А) половая,
Б) надпочечники,
В) эпифиз
5. Железа внешней секреции:
А) надпочечники
Б) щитовидная

Работа по картинкам. Каждому варианту предлагается на слайде картинка с изображением болезней, вызванных нарушением работ желез внутренней секреции Определить по плану:

3. Название болезни

5. Симптомы болезни

По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимально 5 баллов

III. Изучение нового материала

Работа в группах

1 группа доказать, что поджелудочная железа и половые железы являются железами смешанного типа. (схематично)

Дать характеристику поджелудочной железе.

Дать характеристику половой железе

Составление кластера и защита

IV. Закрепление полученных знаний
Задание:

1.Постоянство глюкозы в крови регулирует гормон __________________________

2.К железам смешанного типа относятся ___________________________________

3.Гормон женской половой системы _____________________________________

4. Развитие вторичных половых признаков регулируется______________________

1.Гормон глюкагон это гормон____________________ железы

2.Этот гормон способствует расщеплению гликогена до глюкозы_______________

3. Мужской половой гормон_______________________________________________

4. Как железа внешней секреции поджелудочная железа выделяет_______________

1.Как железа внешней секреции яичники вырабатывают_____________________

2. Гормон инсулин регулирует уровень_______________________ в крови

3. Гормоны поджелудочной железы____________- и_________________________

4.Недостаток секреции инсулина вызывает болезнь______________________________

1 – Вариант Задание №1
1. Регуляция функций в организме осуществляется.
А) только нервной системой
Б) только эндокринной системой
В) нервно-гуморальным системой
2. Гуморальная регуляция функций организма заключается в.
А) передаче органам нервного импульса
Б) химическом взаимодействии клеток органов и их систем через кровь
В) поступлении питательных веществ с пищей
3. Слюнные железы относятся к железам.
А) внешней секреции и пищеварительной системы
Б) внутренней секреции
В) смешанной секреции
4. Причиной миксидемы является снижение активности
А) гипофиза
Б) паращитовидной железы
В) щитовидной железы
5. Для желез внутренней секреции характерно то, что.
А) они не имеют специальных протоков и клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда
Б) выделяемый гормон поступает в кровь
В) оба ответа верны

Работа по картинкам. Определить по плану:

3. Название болезни

5. Симптомы болезни

По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимально 5 баллов

Закончить предложение (за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Постоянство глюкозы в крови регулирует гормон __________________________

2.К железам смешанного типа относятся ___________________________________

3.Гормон женской половой системы _____________________________________

4. Развитие вторичных половых признаков регулируется______________________

Фамилия,имя____________________________________
2- Вариант Задание№1
1. Гормоны поступают в.
А) полость тела
Б) кишечник
В) кровь
2. Гормон щитовидной железы
А) тимозин
Б) тироксин
В) адреналин
3. Согласованная работа иммунной системы регулируется:
А) щитовидной железой
Б) надпочечниками
В) вилочковой железой (тимусом)
4. Рост человека регулируется гормоном.
А) гипофиза
Б) щитовидной железы
В) паращитовидной
5. Как называются физиологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции?
А) ферменты
Б) гормоны
В) витамины

Работа по картинкам. Определить по плану:

3. Название болезни

5. Симптомы болезни

По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимально 5 баллов

Закончить предложение (за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Гормон глюкагон это гормон____________________ железы

2.Этот гормон способствует расщеплению гликогена до глюкозы_______________

3. Мужской половой гормон_______________________________________________

4. Как железа внешней секреции поджелудочная железа выделяет_______________

Фамилия, имя_____________________________
3 – Вариант Задание№1
1. К внутренней секреции относится железа:
А) потовая,
Б) щитовидная,
В) сальная
2.Железы внутренней секреции выделяют:
А) секреты,
Б) пигменты,
В)гормоны
3. Гормон роста вырабатывают:
А) гипофиз
Б) щитовидная,
В) сальная
4. Адреналин образуют:
А) половая,
Б) надпочечники,
В) эпифиз
5. Железа внешней секреции:
А) надпочечники
Б) щитовидная

Работа по картинкам. Определить по плану:

3. Название болезни

5. Симптомы болезни

По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимально 5 баллов

Закончить предложение (за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Как железа внешней секреции яичники вырабатывают_____________________

2. Гормон инсулин регулирует уровень_______________________ в крови

3. Гормоны поджелудочной железы____________- и_________________________

4.Недостаток секреции инсулина вызывает болезнь______________________________

Читайте также: