Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи возрождения и барокко шансон конспект урока

Обновлено: 05.07.2024













Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв . Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.


Основные жанры : месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля).

Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма . Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры :

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 - 1474). Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Кроме церковной музыки сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Другие представители: Жоскен Депре , Йоханнес (Жан) Окегем и Якоб Обрехт . Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

2. В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом . В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

3. С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская . В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина - один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт . Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре .

Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.

Происходило уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.

Формировалась творческая элита. Композиторы становились профессионалами и поступали на придворную службу, ставили свои имена на произведения.

До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Музыка эпохи возрождения. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Эта эпоха была знаменательна свободой в действиях музыкантов и певцов. Именно тогда появилось многоголосое пение. Мелодии, как правило, были легкими и певучими, очень походившими на народное творчество. Они сильно отличались от музыки средневековья, казались более гибкими и мелодичными. Музыкантам позволяли выражать себя по средствам этого искусства, показывать свою душу через музыку.

Школы и композиторы эпохи Ренессанса Существовало несколько крупных композиторских школ эпохи Возрождения, которые формировались в наиболее развитых странах. Это шесть основных школ: Итальянская, Нидерландская, Английская, Французская, Немецкая и Испанская. Лидировала среди них Нидерландская школа.

Она примечательна тем, что в ней сложилась система профессионального музыкального обучения. Будущих композиторов обучали в метризах – школы при католических храмах. Нидерландская музыка во многом обязана метризам, т.к. выпускники этих заведений стали выдающимися композиторами.Нидерландская школа может гордиться многими композиторами. Среди них Й. Окегем, Г. Дюфаи, Ж. Депре, Я. Обрехт, Я.П.

Музыканты и их произведения в эпоху Возрождения Мотет, мадригал и месса были тремя самыми важными жанрами в период Ренессанса. Поэтому имена наиболее крупных музыкантов связаны именно с ними. В итальянском музыкальном искусстве громко звучит имя Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. Всю жизнь проработавший на поприще церковной музыки, он своим творчеством способствовал утверждению такого стиля, как a capella, распространённого и сейчас.

Джезуальдо ди Веноза – также чрезвычайно плодовитый композитор. Число написанных им мадригалов составило шесть книг. Автор стремился при помощи музыки исследовать непростой внутренний мир человека, отразить его чувства. Очень многие мадригалы Дж. ди Венозы носят трагический характер. Выразительность и утончённость – вот основные черты музыки этого композитора.

Среди множества французских мастеров выделяется имя Клемана Жанекена, который поднял на должный уровень шансон. Его песни – это широкое разнообразие тем, мелодий, музыкальных мыслей, а также звуковых имитаций. Название каждой песни он стремился передать через музыку.

В заключение Музыка эпохи Возраждения оставила большой отпечаток в развитии этого искусства. Появление новых музыкантов, композиторов, новое видение музыки как таковой и многое другое. Возможно, именно этот период и сделал современную музыку именно такой, какая она сейчас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена стилю барокко в культуре и музыке XVII-XVIII веков. Главным содержанием искусства данной эпохи является отражение изменчивости мира, выраженное через контрасты. Презентация знакомит учащихся с крупнейшими композиторами барокко: И.С. Бахом, Г.Ф. Генделем, А. Вивальди, а так же основными музыкальными жанрами того времени.

Калабун Алена Витальевна,

Это эпоха величественных дворцов и соборов

В архитектуре этот стиль легко узнать по множеству скульптурных украшений

В архитектуре этот стиль легко узнать по множеству скульптурных украшений

Музыкальные инструменты эпохи барокко

И в музыке это выражалось через контрастные сопоставления:

  • Полифония и гомофония
  • Форте и пиано
  • Быстрый и медленный темп
  • Высокий и низкий регистр
  • Мажор и минор
  • Таким образом, искусство барокко отражает мир в изменчивости и движении.

Иоганн Себастьян Бах (1785-1850) Немецкий композитор, мастер полифонии написал множество произведений для органа, клавесина, хора и оркестра

Иоганн Себастьян Бах (1785-1850)

мастер полифонии написал множество произведений для органа, клавесина, хора и оркестра

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685–1759) немецкий композитор, бóльшую часть жизни работавший в Англии; Он писал произведения для органа, оркестра, а так же оперы и оратории на библейские сюжеты

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685–1759)

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер

Музыка 6 класс Задание № 9

Музыка 6 класс Задание № 9

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)

1.Работа с учебником стр.72- 79. Читай текст, увеличив изображение, конспектируй основные моменты, отвечай на вопросы , выполни задания по теме



3.Нарисуй или подбери иллюстрации одному из произведений этого раздела учебника

Читайте также: