Зеленая аптека оренбургской области конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать .

Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.

!. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы, откроем одну интересную, важную для человека страницу.

А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они - лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

-О чём это стихотворение? ( о растениях, которые помогают нам при многих болезнях)

-А какие вы знаете лекарственные растения?

Подставте в числовой ряд соответствующие буквы из алфавита и вы узнаете тему нашего урока. (СЛАЙД)

-А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей) ( травы, которые лечат разные болезни- лекарственные травы )

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные? (-)

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней? (+)

3. Верите ли вы, что во время болезни можно лечиться только таблетками? (-)

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством? (-)

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным? (-)

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше. (-)

7. Верите ли вы что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай. (-)

-Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

3. Осмысление .

Вводная беседа. Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями.

Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных препаратов. (словарная работа)

У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?

Откройте учебник на с.60-61 . Назовите лекарственные растения.

Объяснение задания учителем.

Продолжим работать в парах. На каждой парте лежит карточка с изображением растения. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении на обратной стороне.

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Что вы увидели у этих растений?

Рассказ о растениях.

1 Аптечная ромашка. (СЛАЙД)

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется для лечения ангины, кашля, болеутоляющее средство .Это растение однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.

2 Зверобой. (СЛАЙД)

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

3 Подорожник (СЛАЙД)

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

4 Тысячелистник- многолетнее растение. Каждый лист тысячелистника как пёрышко птицы. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Цветки собраны в корзинки. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием . Приложит человек листья этого растения к ране, и кровь остановится. (СЛАЙД)

7 Пастушья сумка — получила своё название из-за формы плодов, напоминающих заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Пастушья сумка встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв, останавливает кровь. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения. (СЛАЙД)

8 Чистотел - встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьём служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бородавки.(СЛАЙД)

9 Липовый цвет - настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях. Кору используют для лечения ожогов, плоды- для остановки носовых кровотечений.(СЛАЙД)

Физкультминутка. (СЛАЙД)

_А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

-Для чего они нужны? Почему вы так думаете? ( чтобы растения приносили пользу)

Объяснение задания учителем. (СЛАЙД)

В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите руки и сядите ровно.

Групповая работа.

Высказывание правил представителем группы . (дети)

А сейчас мы подытожим сказанное (выходят выступающие)

Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Мы уже знаем как относится к растениям в лесу. А вот советы сборщика лекарственных трав.

Советы сборщика лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

1 Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

– Траву и цветы собирают во время цветения.

2 Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

3 Не собирайте грязные, пыльные, больные растения. Не собирайте растения у дорог и в близи промышленных предприятий.

4 После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Региональный компонент.

Фронтальная беседа.

-Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

СЛАЙД (4)- А сейчас мы проверим ваши знания. Для этого вспомните всё что мы изучили на уроке. Вам нужно определить растения, которые помогут вам в некоторых ситуациях. (рана, горло, укус, ушиб).

. Вспомните начало урока. Вы заполняли таблицу. Изменилось ли ваше мнение, проверим (СЛАЙДЫ 7)

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

- Изменилось ли ваше мнение?

. Рефлексия.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке. (СЛАЙД)

-Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился.

О чем расскажете дома родителям?

(СЛАЙД) У вас на партах лежат листики. Если вам на уроке было интересно, вы узнали новое, то закрасьте листочек жёлтым цветом, если что-то осталось непонятным- зелёного цвета, ну а если урок совсем вам не понравился- то закрасьте в красный цвет.

(Дети выходят к доске и устраивают листопад).

Домашнее задание: узнать лекарственные растения, которое используют в вашей семье. Желаю вам всем крепкого здоровья!

(технология развития критического мышления)

Этапы урока

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Средства обучения

Формы деятельности

Методы обучения

Организационный

Организовать учащихся на дальнейшую деятельность

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения

стихотворение, презентация урока

Активизация ранее полученных знаний

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы учителя

Игра «Верите ли вы, что… №

Знать: названия лекарственных растений, их назначение, правила сбора.

Уметь: читать и анализировать текст, пересказывать его, высказывать свои предположения,

Организация парной и групповой работы

Работа в парах. группах.

Ознакомление с заданием. Анализ материала. Выполнение задания.

Работа парная, в группах.

Самостоя-тельная работа, частично-поисковый метод, работа с книгой, гербарием

Уметь: представлять и аргументировать групповое решение; обобщить материал по изученной теме.

Подведение итогов по сказанному. Оценка работы. Консультация по выполнению домашнего задания

Работа с таблицей, презентация урока.

Демонстрация, групповая оценка

Соответствие выполнения критериям оценки.

1 Аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется для лечения ангины, кашля, болеутоляющее средство .Это растение однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

3 Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

4 Тысячелистник- многолетнее растение. Каждый лист тысячелистника как пёрышко птицы. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Цветки собраны в корзинки. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием . Приложит человек листья этого растения к ране, и кровь остановится.

7 Пастушья сумка — получила своё название из-за формы плодов, напоминающих заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Пастушья сумка встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв, останавливает кровь. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.

8 Чистотел - встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьём служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бородавки.

9 Липовый цвет - настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях. Кору используют для лечения ожогов, плоды- для остановки носовых кровотечений.

Советы сборщика лекарственных растений

1 Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

– Траву и цветы собирают во время цветения.

2 Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

3 Не собирайте грязные, пыльные, больные растения. Не собирайте растения у дорог и в близи промышленных предприятий.

4 После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Цель: знакомство детей с лекарственными растениями Оренбургской области.

Задачи:

• Образовательные: Познакомить с лекарственными растениями нашего края, правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.

• Развивающие: Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).

• Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям

Предварительная работа: Подбор и чтение детской литературы по данной теме; знакомство с устным народным творчеством по теме

Ход мероприятия

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья.

- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

(Ответы детей) Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные.

Воспитатель: А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами. Сначала отгадайте такую загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки -

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Воспитатель предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Воспитатель: Ярко-желтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу - ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Растет зеленый кустик,

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.

Крапива—растение, богатое витаминами.

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

Остался стебелек. (Одуванчик)

Из листьев делают салат. В нём много витаминов. Только перед применением мы должны подержать листья в соленой воде 30 минут, чтобы удалить из них горечь.

1. Дождик поливает, солнце пригревает, на полянке растут одуванчики (дети встают).

2. Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются с поднятыми руками вверх) .

3. Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются, бегают на носочках) .

4. Вдруг с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики (дети приседают) .

5. Там, где упали парашютики снова будут расти одуванчики (дети встают) .

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (Ромашки).

Если случится вам простудиться,

Появиться кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла. В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли. Отвар ромашки используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

Травка очень душиста,

И заваривай чай! (Мята)

Если сорвать листик мяты и потереть в ладошке, то почувствуешь приятный запах. Если перед сном выпить чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый. Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты - сразу почувствуете облегчение. Папа пришел расстроенный с работы, и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит.

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник)

Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Лето пройдёт, цветы отцветут, растения завянут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)

- Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)

- Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Воспитатель: А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)

А где нельзя собирать растения? (Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города).

А почему, знаете? (Нет)

Тогда я вам расскажу: потому что растения, как и мы с вами дышат и впитывают в себя то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом. Они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?

Рефлексия:

- О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект выполнила моя ученица. Очень интересная тема. В работе ей помогал весь класс. Мы собирали информацию о лекарственных растениях нашего села, ребята разыскивали истории и легенды о растениях, рецепты чаёв (которые мы, кстати, с удовольствием пили на наших праздниках), создали гербарий "Растения у дома", папку "Зелёные лекари", где разместили рисунки растений и их описание, истории и легенды.

Оренбургская область Оренбургский район

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Выполнила: Ширяева Ирина Александровна,

Руководитель: учитель начальных классов

Верховцева Татьяна Павловна

Село имени 9 Января

Краткая аннотация проекта

В современной медицине появилось огромное количество лекарственных средств. Но большинство из них вызывают различные побочные эффекты. Всё чаще медики советуют использовать для профилактики и лечения заболеваний лекарственные растения. Поэтому людям полезно знать о применении лекарственных растений, особенно таких, которые растут в их местности.

Глава II . "Рецепты здоровья"______________________________с.7

В наше время всё большее внимание уделяется здоровому образу жизни. Сознательное отношение к своему здоровью необходимо воспитывать с раннего детства. Сегодня каждый ребенок должен понимать, что его здоровье и жизнь зависит, в первую очередь, от него самого.

Какой бы развитой не была современная медицина, она далеко не совершенна ни в профилактике, ни в лечении заболеваний. Большая часть лекарственных средств основана на достижениях химической фармацевтики, что вызывает у заболевших ряд побочных явлений. Поэтому все чаще медики советуют проводить лечение и укрепление иммунитета народными средствами в сочетании с отварами из лекарственных трав. Терапевтическая ценность некоторых лекарственных растений признана научной медициной. Они тщательно изучаются в медицинских и фармацевтических учреждениях и до сих пор составляют около половины всех лекарств, изготавливаемых фармацевтической промышленностью. Практически все растения обладают лекарственными свойствами.

Цель: изучить лекарственные растения, произрастающие в родном селе и лесу.

научиться самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать её;

познакомиться с миром лекарственных растений родного посёлка;

Объект исследования: село имени 9 Января и близлежащий лес.

Предмет исследования: лекарственные растения моей местности.

Гипотеза: если знать о свойствах растений и их применении, можно укрепить свое здоровье и реже болеть .

Информационная база:

-энциклопедии о растениях и их многообразии, справочники;

- книги о растениях, лечебники;

-газеты и журналы (статьи о лекарственных растениях);

- интернет (статьи, фотографии, презентации);

- встречи с учителем биологии, медиками, пожилыми людьми;

ГЛАВА I

Я люблю природу. Вокруг нас столько всего интересного! На каждом шагу можно встретить маленькое чудо — цветочек, насекомое, бабочку.Они тоже часть природы, как и я. Поэтому должны помогать друг другу.

Каждую весну и лето наш кот старательно жует разные травинки. А для чего он это делает? Оказалось, что так животные лечатся, укрепляют свое здоровье. И я решила узнать, какие растения помогут и мне укрепить здоровье и не заболеть простудой и гриппом . Многие растения мне знакомы, но мне захотелось получше узнать те растения, которые встречаются рядом с моим домом, в соседнем лесу.

Душица. Русское название - Душица (блошничник, дикий майоран, духовой цвет, душница, звираж, клоповник, ладанка, лесная мята, материнка, орегано, пчелолюб).

Научное название душицы переводится как "радость гор" (от греч.oros - "гора", ganymai - "радоваться"). Наиболее ароматный вид этого растения растет на горных склонах Средиземноморья, отчего весь род и получил такое название. Во многих странах душицу называют диким майораном или дикой мятой из-за схожести ароматов этих растений. Специфический запах душицы способен отгонять насекомых, поэтому в Древней Руси растение иногда называли блошничником, клоповником или пчелолюбом.

Календула. В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Первые христиане называли календулу "Золото Марии" и украшали ею статуи матери Спасителя. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых. Календулу называют иногда "невеста лета" из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.

Донник лекарственный – очень распространённое растение семейства бобовых. Встречается донник практически везде на открытых местах, на лугах и вдоль дорог. Думаю, его высокие крепкие побеги с многочисленными ажурными метелочками соцветий видели все.
А уж запах у донника – медовый, сладкий, – облаком стоит над его зарослями!

Отвар донника прекрасно снимает раздражение на коже. Донниковым отваром также можно:
- промывать поверхностные раны;
- полоскать рот, нос и горло при воспалительных процессах;

промывать глаза при конъюнктивитах и блефаритах.

При этом такие процедуры с применением донника прекрасно помогают преодолеть недуги не только людям, но и домашним животным.

Подорожник. Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты… змеями. Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через неё. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Шиповник. В давние времена молодая казачка полюбила удалого смелого юношу. Поклялись они в верности на всю жизнь. Однако станичный атаман, которому давно приглянулась юная казачка, отправил юношу на военную службу. Расставаясь с невестой, тот отдал ей свой небольшой верный кинжал. Едва проводили парня в армию, как станичный атаман стал принуждать девушку выйти за него замуж. Однако свадьба не состоялась. Невеста выскочила из-за свадебного стола и метнулась во двор, где заколола себя дарёным кинжалом. Там, где алые капли крови упали на землю, вырос красивый кустарник с прекрасными цветами. Когда атаман увидел удивительное растение, то захотел сорвать с него цветок. Но тут весь куст вдруг ощетинился острыми колючками. Злодей исколол ими все руки, однако сорвать цветок так и не смог. Осенью шиповник покрылся яркими плодами. Остановилась около него хворая старушка и вдруг услышала тихий голос: "Сорви мои ягоды, бабушка, приготовь из них чай. Не бойся острых шипов, они предназначены для злых людей". Набрала старушка плодов, выпила приготовленный из них настой и почувствовала, будто на десять лет помолодела. С тех пор стали употреблять шиповник в лечебных целях.

Цель. Познакомить детей со значением лекарственных растений, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Сегодня не простой урок. Мы отправляемся в путешествие в удивительный зелёный мир – мир растений.

2. Основная часть. Игра – путешествие.

Дедушка Знай: Ребята, вы знаете, какое значение имеют лекарственные растения в жизни?Да, благодаря растениям человек живёт, ими питается, шьёт одежду, строит жилища. Растения помогают от болезней. Мы начинаем путешествие в мир лекарственных растений, а поможет нам Муравьишка.

Чтение сказки П. Синявского “Зелёная аптека” (в процессе выставляются открытки).

В роще вырос можжевельник Вдруг упала с ёлки шишка,
И в тени его ветвей Отдавила ножку!
Появился муравейник От волнения сова
Поселился муравей. Перепутала слова.
Он из дома спозаранку Где же “Скорощь помая?”
Выбегает с веником, Где же помощь скорая?
Подметает всю полянку Спасите насекомое.
Перед муравейником. Звери бросились гурьбой
Замечает все соринки, Все лесные витамины
Начищает все травинки, От брусники до малины
Каждый куст, каждый пень, Принесли ему друзья.
Каждый месяц, каждый день. Ведь зелёная аптека
А однажды Муравьишка Лечит даже человека.
Подметал дорожку. И не только муравья!

Какими лекарственными растениями лечили муравья? (Перечислить растения, показать).

А какие растения ядовитые?

Помни правило: “Не рви, не пробуй незнакомые растения!”

Дедушка Знай: отгадайте загадку “Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел.” (Показать движения).

Повторяйте движения за мной.

Дождик поливает, солнышко припекает, одуванчики на полянке растут, становятся всё более (встают дети).

Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчик ещё сильнее (дети разбегаются).

Вдруг с головок полетели лёгкие парашютики, там, где они упали (дети садятся) снова будут расти одуванчики (встают).

Муравьишка приглашает в лес.

Ребята посмотрите!
Аптека хоть куда.
За каплями, за ватой
Пожалуйста, сюда!

А вы ребята правы Везде шиповник дикий
У нас аптека тут В лесу у нас растёт,
Лекарственные травы А ландыш сердце лечит.
Повсюду здесь растут. Он здесь цветёт весной.
В лесу, в траве несмятой Мы весь набор аптечный
Найдём цветок любой. Найдём в траве лесной,
Ромашка здесь и мята, А станут кашлять дети
И травка зверобой. Смотри и примечай:
Малину и чернику Из липового цвета
Больной охотно пьёт. Заварит мама чай.
(Выставить новые картинки)

Дедушка Знай: А теперь мы отправимся в огород.

Какие лекарственные растения растут на грядках?

Дедушка Знай: У меня в корзинке лекарственные растения. Угадайте.

В десять одёжек плотно одет
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за столом ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (Лук)

Лето целое старалась
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла
Нам одёжки отдала.
Сотню одёжек
Сложили мы в бочонок. (Капуста)

При каких болезнях помогает капуста?

Вот и подходит к концу наше путешествие. Лекарственные растения наше богатство и его надо беречь.

“Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.” (Р.Рождественский).

Растения не только источник питания, получения одежды, орудий труда, защиты. Они помогают людям избавиться от болезней.

Изучая жизнь первобытных людей, учёные установили, что не было племени, которое не знало лекарственных растений.

Самый древний медицинский тест – клинописная табличка, найдена при раскопках Шумерского города (3 тысячелетие до н.э.).

Много сведений о медицине взято из древних папирусов.

В древней Греции жил врач Гиппократ, многие болезни он лечил травами. Другой учёный Гален – врач нашей эры, лечил настойками из трав. Позже Парацельсе – врач средневековой медицины, использовал спиртовые вытяжки из растений. Выдающийся таджикский учёный средневековья Абу Али Сина (Авиценна) в своей книге описал 900 лекарственных растений.

На Руси бытовал ряд обычаев и обрядов, связанных со знанием полезных свойств растений. Крапива, чабрец, мята, полынь широко применялись и использовались в обрядовых праздниках. ( Ночь на Ивана Купалу, Иванов день).

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях, целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Колдуны, маги, знахари часто использовали свойства трав. Известно предание, повествующее о том, что когда древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений, он 3 дня ходил по лесу и не нашёл.

И действительно, любое растение создано природой для человека, его блага. Весь зелёный мир это аптека.

Я не степью хожу, Беспредельная степь,
Я хожу по аптеке. Беспредельная степь!
Разбираюсь в её Ты природой написанный
Травяной картотеке. Странный рецепт!
(С. Кирсанова).

4. Закрепление. Игра “Что, где растёт?” (Учитель бросает детям мяч и называет растение,например ландыш, ученики ловят мяч и называют место, где растёт это растение).

Какое значение имеют растения в жизни человека? Где растут?

Есть ли в природе бесполезные растения? О каких целебных свойствах растений узнали?

Будем же бережливы и внимательны. Природа даёт нам много сил, здоровья, красоты!

Тема. Лекарственные растения – первоцветы. Примула, одуванчик, мать-и-мачеха.

Цель. Дать понятие о лекарственных растениях. Познакомить с внешним видом, правилами сбора. Расширить кругозор учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дети читают стихотворение Ф. Тютчева “Весна не даром злится”.

Одуванчик многолетнее травянистое растение. Листья ланцетовидные или продолговатые. Цветочная стрелка достигает 25 см. Она заканчивается одиночной корзинкой, на плоском цветоложе которой расположены золотисто – жёлтые язычковые цветы с хохолком.

Плоды семянки с пушистыми хохолками, напоминающими парашют. Одуванчик как лекарственное растение был известен ещё в глубокой древности и широко применялся в народной медицине разных стран. Средневековые врачи разные болезни глаз лечили одуванчиками. Многие десятилетия было принято отваром корней выхаживать больных желтухой, а так же тех, кто жаловался на боли в желудке. Водный настой листьев возбуждает аппетит, служит лёгким слабительным, помогает при кожных заболеваниях. Одуванчик обладает также успокаивающим и снотворным действием. Поджаренные корни заменяют кофе, а молодые листья идут на весенний витаминный салат, улучшающий обмен веществ.

Разливает летний сад Тихо клонятся к ногам,
Звонкий душный запах. Слабый ветер дует,
Одуванчики стоят И осыпят на луга
В облачных нарядах. Белый пух июня.

5. Мать – и – мачеха.

О каком растении говорится? (Показ растения.)

Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать – и - мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать – и - мачехи определяют погоду.

Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.

Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.

Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать – и – мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать – и мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

6. Дидактическая игра “Угадай растение”.

а) Из центра розетки листьев цветоносы. На них сияют корзинки жёлтых цветов. Потом полетят семянки на парашютах.
б) Какое растение называют “туссиляго”?
в) Сам себя поливает, цветок – зонтик. Древние греки называют его цветком от 12 богов. (Первоцвет).

Тема. Лекарственные растения луга. Чабрец, тысячелистник, полынь, зверобой.

Цель. Познакомить с внешним видом растений, целебными свойствами, расширять кругозор учащихся.

Первая страница. Чабрец (подготовить учащихся или старшеклассников).

Родина чабреца Южная Европа и Малая Азия. В диком виде встречается на Кавказе и в Крыму, в Белоруссии. По – научному чабор ползучий называют “тимьян”.

Он известен был в глубокой древности. Славился у древних славян своими лечебными свойствами. В годы язычества его бросали в огонь и он выделял благоуханный дым. В переводе с греческого “тимьян” – сила, дух. В народе чабрец богородская трава, имеющая лимонный душок. Цветы чабреца изображали на рыцарских шлемах, шарфах. Чабрец по приданию вселяет мужество, храбрость. Растение ароматно. Цветёт почти всё лето.

Растёт по открытым песчаным местам, в сухих сосновых лесах, но особенно в степях.

Запасают верхнюю часть цветущих стеблей. В богородской траве содержится эфирное масло, терпкое, ароматное, состоящее из кристаллического тимола и жидкого карвакрола. Тимол обладает сильным бактерицидным действием. Чабрец используют против глистов. Лечат бронхит, туберкулёз лёгких и простудные заболевания.

Вторая страница. Полынь горькая.

Бытует такая история о двух пастухах – соперниках. Жили они в местности холмистой да лесистой. Оба на ногах от зари до зари, чтобы накормить коров. Так вот, один приметил, что у другого скотина сытая да гладкая, тогда как у самого бурёнки еле ноги таскают. Дознался ревнивец, что второй пастух держит стадо на полынном лугу, старые заросли подкашивает, а кормит животных молодой травой, поднявшейся после скоса. В то время полынь ещё не была горькой. Но такая зависть проснулась у неудачника, что вмиг на поляне трава прогоркла навсегда. С тех пор в поговорку вошла полынная горечь.

Поэт с ней сравнивает всю глубину тоски по Родине: “Полынью пахнет хлеб чужой”.

Лекарственные качества полыни открыты в седой древности. На пример, Плиний утверждал, что утомлённый путник, привязав к ноге полынь, снимет усталость. В XVII веке на Руси соком полыни лечили раны, делали из него компрессы и примочки от ушибов.

В быту душистой травой боролись с молью, блохами, клещами.

Полынь горькая – многолетнее травянистое растение. Растёт по пустырям, пойменным лугам, вдоль дорог, на многолетних посевах как сорняк. Трава полыни содержит эфирное масло, дубильные вещества. РАСТЕНИЕ ЯДОВИТОЕ.

Третья страница. Зверобой.

Зверобой – многолетнее травянистое растение высотой 30 – 100 см.

Корневище короткое, вертикальное, корни неглубоко сидят в земле. Стебли голые, с двумя выступающими рёбрами, листья тупые. Цветки многочисленные, собраны в золотистые соцветия. Плод – это продолговатая коробочка с мелкими семенами. Цветёт в июне – августе. Плоды созревают в сентябре – октябре. Растёт в предгорных районах нашего края, а так же в лесистых местах.

Как без муки нельзя выпечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить многие болезни людей и животных. Говорят, народные лекари называют его травой от 99 болезней. Зверобой - древнейшее и широко применяемое народом средство. Его начали применять ещё в XVIII веке как заживляющее средство. Сухие листья и цветки используют как заменитель чая, а так же как пряность в рыбной промышленности. Они придают рыбе пряный запах и хороший вкус.

Запасы зверобоя уменьшаются. Поэтому нужно делать подсевы семян в молодых лесопосадках, лесозащитных и дорожных посадках. Цветение и плодоношение начинается со второго года.

Четвёртая страница: Тысячелистник.

– Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…

– Что это ты считаешь? – поинтересовалась у Зайчонка прилетевшая на поляну Сорока.

– Опять со счета сбился, – вздохнул малыш. – Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.

– Ха – ха – ха! – рассмеялась белобокая. – Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков.

Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.

– Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. – Зайка провёл лапкой по твёрдому стеблю. – Будто маленькие ветки ёлки.

– Очень интересное растение, очень. – Сорока взмахнула своими чёрными крыльями. – Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.

– А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков? – Зайка взглянул на птицу.

– Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай.

А потом мне скажешь!

Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать:

– Один, два, три,…(инсценировать).

Тысячелистник старое народное средство. Его сок применяли на Руси ещё в XV веке, как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. В XVIII – XIX веках препараты тысячелистника применяли при дизентерии и кровотечениях. Растёт по полям, краям дорог, сухим лугам, опушкам лесов.

Игра УГАДАЙКА (По внешнему виду определить растение. Иметь гербарий или растение).

  • Его называют травой от 99 болезней. Цветы собраны в золотые соцветия. (Зверобой).
  • Самое горькое растение. (Полынь).
  • Растёт в степи. Цветки розово – лиловые, приятно пахнет. Научное название “тимьян” (Чабрец).
  • Листьев у него не тысяча, но очень много. На стебле белая шапка мелких соцветий. Хорошо заживляет раны. (Тысячелистник).

Урок № 4-5. Тема: Лекарственные растения луга. Ромашка, подорожник, земляника.

Урок № 6-7. Тема: Лекарственные растения леса. Ландыш, берёза, рябина, крапива.

Урок № 10-11. Тема: Практикум по сбору лекарственных растений, произрастающих в данной местности.


Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня поговорим о здоровье как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить. Как вы думаете какая польза от растений?
(Ответ)
Воспитатель: Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу.



Воспитатель: Скажите, кто такой ботаник? (ответ)
(Ответ) Ботаник, человек, изучающий растения.

Воспитатель: Послушайте мою загадку и отгадайте ее:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжет.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)



Ребенок выходит берет образец растения.
Воспитатель: В крапиве много веществ, убивающих микробы, люди использовали крапиву, чтобы остановить кровь. Как вы думаете крапиву можно использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Нет.
Воспитатель: Давайте поищем другое лекарственное растение.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Каждый Лист мой любит тропки
У обочины дорог.
И однажды людям добрым
Раны вылечить помог (подорожник)
(После отгадывания показываю картинку подорожника.)

Воспитатель: Какую часть растения используют люди для лечебных целей?
Ответ: Для лечения используют листья подорожника.
Воспитатель: Какими свойствами обладает подорожник?
Ответ: Заживляет раны, останавливает кровь.
Воспитатель: Выйди Даша и покажи листья сухого подорожника. (Берет коробочку, демонстрирует детям, дети рассматривают и чувствуют на запах траву.)
Воспитатель: Правильно, спасибо. Подорожник подходит для лечения горла?



Ответ: Нет. Подорожник не подходит для лечения горла.
Воспитатель: У меня есть еще загадки о лекарственных растениях может быть они нам помогут?
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)




Воспитатель: Ребята, скажите какими лечебными свойствами обладает липа?
Ответы. Липа лечит от кашля и гриппа. Свежий отвар из липы дают детям на ночь для крепкого сна. Свежим отваром из ромашки можно полоскать горло и рот.



Воспитатель: Ребята скажите какими лечебными свойствами обладает ромашка?
Ответ: Свежим отваром ромашки полоскают горло рот и нос. Отвар ромашки убивает микробы.




Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.

Воспитатель: Ребята, Незнайка неправильно собрал растения, давайте их разберем скажем и какая часть полезна для человека. Дети, присядьте за свои столы.(Дети присаживаются за столы, на которых лежат смешанные разрезные картинки лекарственных растений: тысячелистник, зверобой, шиповник).




Ответы детей. У нас с Ариной ромашка, у ромашки полезны цветки. И т.д.
Воспитатель: К нам в корзину попало растение, которое тоже относится к лекарственным, но оно имеет ядовитые вещества. Поэтому нам рассказать Незнайке как нужно правильно собирать растения.
(Возвращаемся в зеленую аптеку. Показ картинки с изображением сбора и засушивания растений).



Дети называют правила сбора растений:
1. Лекарственные растения может собирать только взрослый человек, который хорошо знает травы.
2. Дети не могут самостоятельно собирать лекарственные травы, потому что могут спутать полезные травы и ядовитые.
3. Травы собираются рано утром, чтобы на них не было росы.
4. Просушиваются в тени и под навесом, чтобы не намочил дождь.
5. Собирать нужно каждый вид трав отдельно.
6. У автомобильных дорого лучше травы не собирать.
7. На вкус нельзя пробовать травы.
8. Не рвать и вытаптывать растения, занесенные в Красную книгу.
Воспитатель: Вы не забыли, что такое Красная Книга? Если не соблюдать все эти правила, то можно остаться без растений. Вот мы и познакомились с правилами сбора лекарственных растений.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам присесть за столы и узнать, как можно сделать настой из лекарственного растения ромашка для того чтобы вылечить горло.




Проводится опыт заваривания ромашки
Воспитатель: Итак, что мы будем готовить?
Ответ: Настой из лекарственного растения.
Воспитатель: Какое лекарственное растение, мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя, нужно взять чистый стакан насыпать в него столовую ложку цветков ромашки А теперь я залью траву кипятком. Настой называется настоем, потому что должен постоять. - Скажите, вода, которую я наливала была какого цвета?
Ответ: Чистая и прозрачная.
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим изменится ли цвет воды?
Ответ: Цвет воды изменился.
Воспитатель: А почему Вода меняет свой цвет?
Ответ: Растение отдает свой цвет а вместе с ним и лечебные свойства.
Воспитатель: Правильно. Вот и получился настой, которым Незнайка сможет вылечить больное горло.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Теперь мы сможем собрать необходимые лекарственные растения для зеленой аптеки Незнайки. Ну что ж, я предлагаю выбрать лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили и отравить их Незнайке.
Берут картинку и проговаривают свойства растения.
Воспитатель: Сейчас я хочу вам предложить взять ромашку с изображением эмоции, которую вы испытали сегодня и объяснить свой выбор.



Дети берут ромашку, в серединке которых нарисованы эмоции( радость или грусть) и описывают, что вызвало такие эмоции на занятии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. На этом наше занятие заканчивается.

Читайте также: