Запятая перед союзами в сложном предложении 7 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.
- выработать умение в составлении схем ССП и СПП;
- учить различать ССП и СПП однородными членами;
- учить различать союз и союзное слово в СПП;
- продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками;
- дать понятие о парцелляции.
- развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления.
- воспитывать интерес к русскому языку, к окружающей природе.
1. стр. 150, упр. 322.
Закончить начатые предложения, используя сочинительные союзы и, но, подчинительные союзы чтобы, когда.
Подчеркнуть грамматические основы предложений; союзы, соединяющие простые предложения, заключить в овал (устно).
Постройте схемы этих предложений (на доске).
2. Повторение теории о союзах.
1. Что называется союзами?
– Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
2. Какие бывают союзы?
* 1. Запись предложения на доске и в тетрадях.
Дубровский не отлучался из Покровского , но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей,
но могло статься , что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника.
* 2. Характеристика предложения.
Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространенное, полное, сложное.
* 3. Найдите грамматические основы, подчеркните их.
* 4. Постройте схему этого сложного предложения.
* 5. Разберите это предложение по членам.
** Комментарий учителя: и – усилительная частица, а не союз.
(задания 3, 4, 5, 6 на доске одновременно)
* 6. Разберите по составу слова:
утихал , изобретательному , сельских
* 7. С помощью каких союзов присоединяются друг к другу простые предложения, входящие в состав сложного?
* 8. Из скольких частей состоит это предложение?
* 9. Как соединяются между собой эти три части?
(При помощи сочинительного союза но.)
* 10. Что представляет собой третья часть?
(СПП, в котором придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительного союза что.)
* 11. Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
* 12. Найдите производные предлоги в предложении. От каких частей речи они образованы?
в отсутствие (существительное с предлогом)
* 13. В слове благодаря две безударные гласные. Подберите проверочные слова.
* * 14. Подберите контекстуальные синонимы к словам:
шайка – группа бунтовщиков
1. Выработка умения в составлении схем ССП и СПП. (Работа ведется по вариантам. Одновременно у доски работают двое учащихся над построением схем.)
Обратимся к листку с заданиями (показывается лист).
Разделимся на два варианта.
I вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются сочинительные союзы.
II вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются подчинительные союзы.
Подчеркните в своих предложениях грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте орфограммы на месте пропусков.
* В это время у доски двое учащихся (по одному от каждого варианта) выписывают номера предложений и составляют к ним схемы; грамматические основы называют устно.
№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали
№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая и пруд словно заснул
№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и все сияло
Вывод: Какие это предложения? – ССП.
№ 2 (Когда . ), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить
№ 5 (если ), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала
№ 7 [– = ], (чтобы . ) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша легла
Вывод: Какие это предложения? – СПП.
* В это же время на доске отрабатываются орфограммы в словах с пропущенными буквами (двое учащихся).
вст а вал
св е ркали
син е м
со л нце
пр и гревало
наб е режной
ра с сеивался
разл и чить
с и невший
встр я хнулся
л е гла
с и яло
- В каком предложении нет ни сочинительных, ни подчинительных союзов? (№ 6)
- Как называются такие сложные предложения?
(Они называются бессоюзные сложные предложения (БСП).
Общий вывод: Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?
– Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая.
- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 150. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Читают вслух правило.)
- Для закрепления полученного знания выполним тренировочные упражнения:
а) упр. 323, стр. 150 (предложения № 1, № 2)
Задание: Спишите предложения № 1 и № 2, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы в ССП, в которых простые предложения соединены союзом и ; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.
№ 1 и [– = ], и [– =], и [– = ] . (Схемы вынести на доску.)
Примечание: предложения см. учебник.
Тем временем выполняется работа на карточках (разноуровневые задания) ( * № 1, * № 2, * № 3)
б) упр. 324, стр. 151 (предложения № 1, № 3); * № 2
Задание: спишите предложения № 1 и № 3, подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.
№ 1 (пока – = ), [– = ]. (Схемы вынести на доску.)
№ 3 [– = ], (потому что . )
- Что соединяют выделенные союзы?
- – Они соединяют главное и придаточное предложение в СПП.
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?
– Придаточное предложение стоит перед главным или после него.
Тем временем выполняется работа на карточках. ( * № 4, * № 5, * № 6)
2. Различение ССП и простого предложения с однородными членами.
Вновь обращаемся к листку с заданиями. Задание № 2.
– Что соединяет союз и в первом предложении?
№ 1 . Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.
(Союз и соединяет однородные члены предложения, выраженные сказуемыми.)
– Что соединяет союз и во втором и третьем предложениях?
(Союз и соединяет грамматические основы предложений, входящих в состав ССП.)
Построим схемы этих предложений.
Схема № 2 : [ = и = ], и [ = и = ].
Вопрос: Почему во втором предложении стоит запятая, а в третьем нет перед союзом и ?
Ответ: В третьем предложении есть общий второстепенный член, выраженный обстоятельством.
№ 2 . Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями.
№ 3 . Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.
Закрепление: упр. 323, стр.150 (устно):
Найдите предложения с однородными членами, назовите их, постройте схемы ( № 3, № 4); № 5 *
№ 3 погладила, облокотилась и начала рассматривать
№ 4 уютной и маленькой
Тем временем работа на карточках
(№ 7 * , № 8 * , № 9 * , № 10 * , № 11 * , № 12 * , № 13)
- Чичиков стал примечать, что бричка качалась вовсе стороны и наделяла его пресильными толчками.
- Матросы с нескрываемым любопытством приглядывались ко всему, что встречали по пути.
Схема № 1 : [ – = ], (что – = и = ).
Схема № 2 : [ – = ], (что = ).
- Оба предложения сложноподчиненные.
- В первом предложении придаточное присоединяется к главному с помощью союза что , а во втором – с помощью союзного слова что .
- Как отличите союзное слово от союза?
– Союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения (в данном случае дополнением, выраженным относительным местоимением).
4. Понятие о парцелляции (см. лист с заданиями).
1. Чтение предложений учителем.
- Потом все объясню. Но при встрече.
- Он понял, что решение его сумасбродное. И невыполнимое.
- В Петре Ивановиче соединялись все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.
2. Комментарий учителя:
Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости.
2. Углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о структурном различии простого и сложного предложения.
3.Развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
Планируемые образовательные результаты:
знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении;
уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;
употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;
определять грамматические основы сложных предложений;
составлять схемы союзных сложных предложений;
составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.
Метапредметные:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей;
планирование и регуляция свей деятельности;
владение устной и письменной речью;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
уважительное отношение к русскому языку;
потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Организационная структура урока:
1.Актуализация знаний и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?
Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.
Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.
- Какие союзы называются сочинительными, какие – подчинительными?
-Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении?
Объяснительный диктант
( Тест на слайде)
Подчеркните грамматические основы предложения. Поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.
Красота тела может привлечь поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души (Э.Кант).
Никакая внешняя прелесть не может быть полной , если она не оживлена внутренней красотой (В.Гюго).
Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп).
Красота – единственное, что привязывай людей к жизни и заставляет её ценить…( И.Ефремов).
Учитель выслушивает ответы, сопровождает деятельность учащихся.
рассуждают над смыслом высказываний, приводят примеры из художественной литературы.
2.Выявление места и причины затруднения
Беседа, ответы на вопросы.
Описание. Составление списка известной информации.
Пример. Учитель предлагает учащимся в течение 4 минут записать
всё ,что они знают по теме урока. После предлагается обсудить и систематизировать материал.
Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры.
Создается ситуация , в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и имеется возможность преодолеть пробелы в процессе учебной деятельности.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником.
Формулируется цель дальнейшей учебной деятельности на уроке вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Цель: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
4.Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Индивидуальная работа у доски
Синтаксический разбор предложения у доски
Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.
Послушаем объяснение синтаксического разбора.
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Определите, где союз связывает однородные члены предложения , а где- простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте , где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.
Полным кругом выкатилась над луговой стороной солнце и другой высокий берег ож…вился. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и пр…слонился к его перилам. Солнце светит уже (по) весеннему но в доме пасмурно. Погода пр…красная жаркая …жизнерадостная .Ранняя ива ра…пушилась и к ней пр…летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл…жила крылышки. Много у нас и лесов и полей. Ветер стихал и свежая пр…хлада начинала ра…пространят…ся в виноградниках.
Напишите обстоятельства места в нужных падежах и с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Сегодня мы поедем (куда?)…и (куда?)…Этой зимой мы побывали (где?)…и (где?)…и ещё (где?).Я только что вернулся (откуда?)…а Толя приехал (откуда?).Владимир вернулся ( откуда?)…но не сумел съездить ( куда?).
Перед вами текст. Прочитайте его.
Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.
1) Определите тему текста.
В этом тексте говорится о приходе весны.
2) Определите стиль текста.
Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка, олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.
3)Определите тип речи.
Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.
4) Выделить грамматические основы предложений.
5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
6) Определите роль союза в предложении.
7)Какова роль союзов в предложениях?
Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.
Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится …
Откройте учебник на стр. 151, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод (читают вслух).
6.Закрепление с комментированием.
1)Самостоятельная работа
Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.
3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
2) Творческая практическая деятельность. Комментированное письмо у доски.
Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно поставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
1.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
3.Дорога покрылась белой пеленой. Пошёл сильный снег.
4.На пригорках появились первые проталины. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее.
5.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.
6. Через окно я увидел. Большая серая птица села на ветку клена в саду.
7.Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы ничего нет.
Беседа, ответы на вопросы
- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
- Где по отношению к главному может стоять придаточное предложение?
1. Закончите предложение.
Если сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая ….
2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.
1) Вода поднялась, и затопила бобровую хатку.
2) Наступает осень, и румянит кисти рябин.
3) На небе появляются первые звезды когда заходит солнце
4) Едва пригреет солнце заиграет в овраге вода.
5)Они проснулись тогда когда в избе было уже светло.
3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.
1) Вдруг подул тёплый ветер и принес тучи.
2) Когда наступает утро звёзды тускнеют в синем небе.
3)На пригорке появились первые проталины и цветы потому что солнце пригрело сильнее.
7. Рефлексивно-оценочный этап.
Выполнение теста по вариантам.
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным? Что уяснили на уроке? Какое пожелание можете себе дать с точки зрения изученного на уроке ?
Умеем различать группы сложных предложений;
Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;
Умеем составлять схемы предложений;
1. Составьте 5-7 ССП и СПП.
2.Творческое задание в группах. Задание: составьте текст по данным схемам.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
1) углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о простом предложении с однородными членами, о структурном различии простого и сложного предложения.
2)воспитывать бережное отношение к природе.
3)развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
1. Мотивационный этап.(Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности)
Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?
Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.
Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.
Проверка домашнего задания
Учитель: Над этим вы работали дома, выполняя упражнение 321.Давайте проверим, как вы справились.
1вариант. Прочитайте предложения, в которых от одного предложения к другому можно поставить вопрос (сложноподчиненные предложения). Найдите схему, которая соответствует данному предложению.
2 вариант. Прочитайте предложения , в которых от одного предложения к другому вопроса поставить нельзя (сложносочиненные).Найдите схему, которая соответствует данному предложению.
Проверьте правильность постановки знаков препинания по схемам.
Учитель: Какое пунктуационное правило вы применяли, выполняя это упражнение?
Ответ: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
Учитель: Как могут быть связаны простые предложения в составе союзного сложного предложения?
Ответ: Простые предложения в составе союзного сложного предложения могут быть связаны с помощью сочинительных и подчинительных союзов.
Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры. Пока мы будем слушать монологический ответ. За доской нужно сделать синтаксический разбор предложения.
Индивидуальная работа у доски .
Синтаксический разбор предложения у доски
Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.
(2человека работают по карточкам на местах)
Монологический ответ у доски (все приводят примеры)
Послушаем объяснение синтаксического разбора.
Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответ: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
2 Операционально- познавательный этап. (построение проекта выхода из затруднительной ситуации)
Перед вами текст. Прочитайте его.
Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.
1) Определите тему текста.
В этом тексте говорится о приходе весны.
2) Определите стиль текста..
Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка., олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.
3)Определите тип речи.
Тип речи- повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.
Объяснение нового материала:
Возьмите свои рабочие листы, в них записаны предложения из текста.
1) Вам нужно вставить пропущенные орфограммы.
2) Выделить грамматические основы предложений.
3) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
4) Определите роль союза в предложении.
1. Пр…шла весна, и под лучами яркого солнца ра..таял снег.
2Хлынули в..селые ручьи и взл..мали лед на тихой речке.
3. Верба затор…пилась и выпустила множество пуш…стых почек.
4. На пригорке по..вились первые по..снежники, потому что почу…ствовали пр..буждение пр..роды.
Учитель: Проверяем правильность выполнения задания.
-Прочитайте 1-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
-Прочитайте 2-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
-Прочитайте 3-е предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.
Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ……….
Откройте учебник на стр. 153, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод. (читают вслух)
А сейчас, давайте попробуем составить алгоритм или порядок рассуждений, что мы должны сделать, чтобы правильно поставить знаки препинания.
Алгоритм на доске.
1. Прочитайте предложение.
2. Выделите грамматическую основу и определите тип предложений по количеству грамматических основ.
3. Подчеркните однородные члены и 3.Определите границы п
определите средство связи
4. Примените нужное правило
3.Тенировочные упражнения.
1)Комментированное письмо у доски.
1.Применяя теоретические знания, пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание. Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.
3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
2)Самостоятельная работа по вариантам
Откройте учебники на стр.154 упражнение 325
1 вариант- спишите ССП,2 вариант- СПП (проверяем устно)
1 вариант- прочитайте ССП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)
2 вариант- прочитайте СПП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)
В предложениях были пропущены орфограммы, выполните самопроверку, сравнив с образцом на доске.
Творческое задание
Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое задание.
Из данных предложений составьте ССП и СПП предложения.
1)В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.
Закончите предложения, используя сочинительный и подчинительный союз.
Солнце светило ярко……
Выберите для себя задание и выполните его.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Выполнение теста по вариантам.
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Домашнее задание.
1. Подготовьте устный монологический ответ, стр. 153.
Если вам на уроке все было ясно, понятно и интересно ,то уходя в коробку положите желтый смайлик, а если нет- синий.
Урок посвящен одной из самых сложных тем школьной программы: постановке запятой между частями сложного союзного предложения.
Описание разработки
Цели урока:
образовательная: учить видеть структуру сложного предложения;
определять границы простых предложений в составе сложного;
правильно расставлять знаки препинания;
различать сочинительные и подчинительные союзы;
развивающая: развивать навыки анализа-синтеза; творческие способности, мышление, связную речь;
воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к родному языку, к изучаемому предмету; повышать планку успешности.
Ход урока:
1. Орг. часть.
Прочитайте тему урока. Как вы думаете, она простая для изучения или сложная?
2. Знакомство с темой урока.
Русский язык как наука – это своего рода лабиринт. Прочитайте.
Да, будет нелегко, но все вместе мы с вами сможем преодолеть все трудности и разгадать все загадки лабиринта.
3. Лингвистическая разминка.
Для размышления я предлагаю решить загадку старинной легенды.
Один древнейший правитель оставил своим сыновьям завещание:
Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников после недолгого раздумья нашел способ, как и завет отца исполнить, и богатым остаться.
Найдите и вы такое решение.
4. Введение в тему.
Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая.
А вот что сказал о знаках препинания К.Г.Паустовский.
(чтение, выяснение смысла)
5. Повторение.
Запятые очень любят некоторые части речи. И одной такой частью речи является… союз.
Почему эти союзы такие требовательные?
Среди союзов есть синонимы и антонимы. О чем говорит эта таблица?
Проверка: какую пословицу выписали? Почему?
7. Работа с деформированным текстом.
В этом тексте предложения перепутались. Внимательно прочитайте и подумайте, в каком порядке необходимо поставить эти предложения, чтобы получился связный текст.
Выпишем из этого текста только те предложения, в которых есть союзы. Какие это предложения?
Найдем грамматические основы 1-го предложения. Сколько их?
Как называется предложение, состоящее из нескольких простых?
Как связаны эти предложения?
Поработаем со 2-м предложением. С помощью какого союза связаны простые предложения?
8. Характеристика союзов.
Пользуясь планом, дайте характеристику представленным союзам.
9. Работа с союзами.
Пользуясь таблицей, дополните союзами данные предложения.
Запишите одно предложение с сочинительным союзом и одно – с подчинительным.
О чем нужно помнить? (о запятой между частями сложного предложения)
10. Самостоятельная работа по инд. карточкам.
Перед вами – карточки с предложениями и таблички с пронумерованными квадратами. Ваша задача: закрасить только те квадраты, в которых цифра соответствует сложному предложению. Будьте внимательны: знаки препинания не расставлены.
11. Лабораторная работа.
Вы когда-нибудь были в лаборатории? Чем там занимаются?
А в лингвистической лаборатории материалом для работы служат различные единицы речи.
Сначала нужно вставить пропущенные буквы.
1 вариант изменяет предложение с помощью сочинительного союза;
2 вариант – с помощью подчинительного союза.
12. Рефлексия.
1. Составим синквейн о союзе.
2. Подведем итог урока.
Но самый главный вопрос урока: как же мы будем искать простые предложения в составе сложного?
Читайте также: