Запятая перед союзами в сложном предложении 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

  • выработать умение в составлении схем ССП и СПП;
  • учить различать ССП и СПП однородными членами;
  • учить различать союз и союзное слово в СПП;
  • продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками;
  • дать понятие о парцелляции.
  • развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления.
  • воспитывать интерес к русскому языку, к окружающей природе.

1. стр. 150, упр. 322.

Закончить начатые предложения, используя сочинительные союзы и, но, подчинительные союзы чтобы, когда.

Подчеркнуть грамматические основы предложений; союзы, соединяющие простые предложения, заключить в овал (устно).

Постройте схемы этих предложений (на доске).

2. Повторение теории о союзах.

1. Что называется союзами?

– Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

2. Какие бывают союзы?

* 1. Запись предложения на доске и в тетрадях.

Дубровский не отлучался из Покровского , но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей,

но могло статься , что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника.

* 2. Характеристика предложения.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространенное, полное, сложное.

* 3. Найдите грамматические основы, подчеркните их.

* 4. Постройте схему этого сложного предложения.

* 5. Разберите это предложение по членам.

** Комментарий учителя: и – усилительная частица, а не союз.

(задания 3, 4, 5, 6 на доске одновременно)

* 6. Разберите по составу слова:

утихал , изобретательному , сельских

* 7. С помощью каких союзов присоединяются друг к другу простые предложения, входящие в состав сложного?

* 8. Из скольких частей состоит это предложение?

* 9. Как соединяются между собой эти три части?

(При помощи сочинительного союза но.)

* 10. Что представляет собой третья часть?

(СПП, в котором придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительного союза что.)

* 11. Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

* 12. Найдите производные предлоги в предложении. От каких частей речи они образованы?

в отсутствие (существительное с предлогом)

* 13. В слове благодаря две безударные гласные. Подберите проверочные слова.

* * 14. Подберите контекстуальные синонимы к словам:

шайка – группа бунтовщиков

1. Выработка умения в составлении схем ССП и СПП. (Работа ведется по вариантам. Одновременно у доски работают двое учащихся над построением схем.)

Обратимся к листку с заданиями (показывается лист).

Разделимся на два варианта.

I вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются сочинительные союзы.

II вариант: отметьте номера предложений, в которых встречаются подчинительные союзы.

Подчеркните в своих предложениях грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте орфограммы на месте пропусков.

* В это время у доски двое учащихся (по одному от каждого варианта) выписывают номера предложений и составляют к ним схемы; грамматические основы называют устно.

№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая и пруд словно заснул

№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и все сияло

Вывод: Какие это предложения? – ССП.

№ 2 (Когда . ), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

№ 5 (если ), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала

№ 7 [– = ], (чтобы . ) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша легла

Вывод: Какие это предложения? – СПП.

* В это же время на доске отрабатываются орфограммы в словах с пропущенными буквами (двое учащихся).

вст а вал
св е ркали
син е м
со л нце
пр и гревало
наб е режной

ра с сеивался
разл и чить
с и невший
встр я хнулся
л е гла
с и яло

  1. В каком предложении нет ни сочинительных, ни подчинительных союзов? (№ 6)
  2. Как называются такие сложные предложения?

(Они называются бессоюзные сложные предложения (БСП).

Общий вывод: Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

– Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая.

  1. Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 150. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Читают вслух правило.)
  2. Для закрепления полученного знания выполним тренировочные упражнения:

а) упр. 323, стр. 150 (предложения № 1, № 2)

Задание: Спишите предложения № 1 и № 2, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы в ССП, в которых простые предложения соединены союзом и ; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

№ 1 и [– = ], и [– =], и [– = ] . (Схемы вынести на доску.)

Примечание: предложения см. учебник.

Тем временем выполняется работа на карточках (разноуровневые задания) ( * № 1, * № 2, * № 3)

б) упр. 324, стр. 151 (предложения № 1, № 3); * № 2

Задание: спишите предложения № 1 и № 3, подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы этих предложений; выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

№ 1 (пока – = ), [– = ]. (Схемы вынести на доску.)

№ 3 [– = ], (потому что . )

  1. Что соединяют выделенные союзы?
  2. – Они соединяют главное и придаточное предложение в СПП.
  3. Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

– Придаточное предложение стоит перед главным или после него.

Тем временем выполняется работа на карточках. ( * № 4, * № 5, * № 6)

2. Различение ССП и простого предложения с однородными членами.

Вновь обращаемся к листку с заданиями. Задание № 2.

– Что соединяет союз и в первом предложении?

№ 1 . Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

(Союз и соединяет однородные члены предложения, выраженные сказуемыми.)

– Что соединяет союз и во втором и третьем предложениях?

(Союз и соединяет грамматические основы предложений, входящих в состав ССП.)

Построим схемы этих предложений.

Схема № 2 : [ = и = ], и [ = и = ].

Вопрос: Почему во втором предложении стоит запятая, а в третьем нет перед союзом и ?

Ответ: В третьем предложении есть общий второстепенный член, выраженный обстоятельством.

№ 2 . Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями.

№ 3 . Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.

Закрепление: упр. 323, стр.150 (устно):

Найдите предложения с однородными членами, назовите их, постройте схемы ( № 3, № 4); № 5 *

№ 3 погладила, облокотилась и начала рассматривать

№ 4 уютной и маленькой

Тем временем работа на карточках

(№ 7 * , № 8 * , № 9 * , № 10 * , № 11 * , № 12 * , № 13)

  1. Чичиков стал примечать, что бричка качалась вовсе стороны и наделяла его пресильными толчками.
  2. Матросы с нескрываемым любопытством приглядывались ко всему, что встречали по пути.

Схема № 1 : [ – = ], (что – = и = ).

Схема № 2 : [ – = ], (что = ).

  1. Оба предложения сложноподчиненные.
  2. В первом предложении придаточное присоединяется к главному с помощью союза что , а во втором – с помощью союзного слова что .
  3. Как отличите союзное слово от союза?

– Союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения (в данном случае дополнением, выраженным относительным местоимением).

4. Понятие о парцелляции (см. лист с заданиями).

1. Чтение предложений учителем.

  • Потом все объясню. Но при встрече.
  • Он понял, что решение его сумасбродное. И невыполнимое.
  • В Петре Ивановиче соединялись все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.

2. Комментарий учителя:

Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о структурном различии простого и сложного предложения.

3.Развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

Планируемые образовательные результаты:

знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении;

уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;

употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;

определять грамматические основы сложных предложений;

составлять схемы союзных сложных предложений;

составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Метапредметные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей;

планирование и регуляция свей деятельности;

владение устной и письменной речью;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

уважительное отношение к русскому языку;

потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию.

Организационная структура урока:

1.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?

Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.

Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.

- Какие союзы называются сочинительными, какие – подчинительными?

-Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении?

Объяснительный диктант

( Тест на слайде)

Подчеркните грамматические основы предложения. Поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.

Красота тела может привлечь поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души (Э.Кант).

Никакая внешняя прелесть не может быть полной , если она не оживлена внутренней красотой (В.Гюго).

Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп).

Красота – единственное, что привязывай людей к жизни и заставляет её ценить…( И.Ефремов).

Учитель выслушивает ответы, сопровождает деятельность учащихся.

рассуждают над смыслом высказываний, приводят примеры из художественной литературы.

2.Выявление места и причины затруднения

Беседа, ответы на вопросы.

Описание. Составление списка известной информации.

Пример. Учитель предлагает учащимся в течение 4 минут записать

всё ,что они знают по теме урока. После предлагается обсудить и систематизировать материал.

Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры.

Создается ситуация , в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и имеется возможность преодолеть пробелы в процессе учебной деятельности.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником.

Формулируется цель дальнейшей учебной деятельности на уроке вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Цель: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

4.Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Индивидуальная работа у доски

Синтаксический разбор предложения у доски

Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.

Послушаем объяснение синтаксического разбора.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Определите, где союз связывает однородные члены предложения , а где- простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте , где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.

Полным кругом выкатилась над луговой стороной солнце и другой высокий берег ож…вился. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и пр…слонился к его перилам. Солнце светит уже (по) весеннему но в доме пасмурно. Погода пр…красная жаркая …жизнерадостная .Ранняя ива ра…пушилась и к ней пр…летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл…жила крылышки. Много у нас и лесов и полей. Ветер стихал и свежая пр…хлада начинала ра…пространят…ся в виноградниках.

Напишите обстоятельства места в нужных падежах и с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

Сегодня мы поедем (куда?)…и (куда?)…Этой зимой мы побывали (где?)…и (где?)…и ещё (где?).Я только что вернулся (откуда?)…а Толя приехал (откуда?).Владимир вернулся ( откуда?)…но не сумел съездить ( куда?).

Перед вами текст. Прочитайте его.

Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.

1) Определите тему текста.

В этом тексте говорится о приходе весны.

2) Определите стиль текста.

Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка, олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.

3)Определите тип речи.

Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.

4) Выделить грамматические основы предложений.

5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

6) Определите роль союза в предложении.

7)Какова роль союзов в предложениях?

Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.

Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится …

Откройте учебник на стр. 151, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод (читают вслух).

6.Закрепление с комментированием.

1)Самостоятельная работа

Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.


1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.


2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.

3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

2) Творческая практическая деятельность. Комментированное письмо у доски.

Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно поставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

2.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

3.Дорога покрылась белой пеленой. Пошёл сильный снег.

4.На пригорках появились первые проталины. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее.

5.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

6. Через окно я увидел. Большая серая птица села на ветку клена в саду.

7.Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы ничего нет.

Беседа, ответы на вопросы

- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?

- Где по отношению к главному может стоять придаточное предложение?

1. Закончите предложение.

Если сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая ….

2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.

1) Вода поднялась, и затопила бобровую хатку.

2) Наступает осень, и румянит кисти рябин.

3) На небе появляются первые звезды когда заходит солнце

4) Едва пригреет солнце заиграет в овраге вода.

5)Они проснулись тогда когда в избе было уже светло.

3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.

1) Вдруг подул тёплый ветер и принес тучи.

2) Когда наступает утро звёзды тускнеют в синем небе.

3)На пригорке появились первые проталины и цветы потому что солнце пригрело сильнее.

7. Рефлексивно-оценочный этап.

Выполнение теста по вариантам.

Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока.

Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным? Что уяснили на уроке? Какое пожелание можете себе дать с точки зрения изученного на уроке ?

Умеем различать группы сложных предложений;

Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;

Умеем составлять схемы предложений;

1. Составьте 5-7 ССП и СПП.

2.Творческое задание в группах. Задание: составьте текст по данным схемам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1) углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о простом предложении с однородными членами, о структурном различии простого и сложного предложения.

2)воспитывать бережное отношение к природе.

3)развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

1. Мотивационный этап.(Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности)

Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?

Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.

Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.

Проверка домашнего задания

Учитель: Над этим вы работали дома, выполняя упражнение 321.Давайте проверим, как вы справились.

1вариант. Прочитайте предложения, в которых от одного предложения к другому можно поставить вопрос (сложноподчиненные предложения). Найдите схему, которая соответствует данному предложению.

2 вариант. Прочитайте предложения , в которых от одного предложения к другому вопроса поставить нельзя (сложносочиненные).Найдите схему, которая соответствует данному предложению.

Проверьте правильность постановки знаков препинания по схемам.

Учитель: Какое пунктуационное правило вы применяли, выполняя это упражнение?

Ответ: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

Учитель: Как могут быть связаны простые предложения в составе союзного сложного предложения?

Ответ: Простые предложения в составе союзного сложного предложения могут быть связаны с помощью сочинительных и подчинительных союзов.

Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры. Пока мы будем слушать монологический ответ. За доской нужно сделать синтаксический разбор предложения.

Индивидуальная работа у доски .

Синтаксический разбор предложения у доски

Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.

(2человека работают по карточкам на местах)

Монологический ответ у доски (все приводят примеры)

Послушаем объяснение синтаксического разбора.

Определите для себя цель учебной деятельности.

Ответ: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

2 Операционально- познавательный этап. (построение проекта выхода из затруднительной ситуации)

Перед вами текст. Прочитайте его.

Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.

1) Определите тему текста.

В этом тексте говорится о приходе весны.

2) Определите стиль текста..

Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка., олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.

3)Определите тип речи.

Тип речи- повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.

Объяснение нового материала:

Возьмите свои рабочие листы, в них записаны предложения из текста.

1) Вам нужно вставить пропущенные орфограммы.

2) Выделить грамматические основы предложений.

3) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

4) Определите роль союза в предложении.

1. Пр…шла весна, и под лучами яркого солнца ра..таял снег.

2Хлынули в..селые ручьи и взл..мали лед на тихой речке.

3. Верба затор…пилась и выпустила множество пуш…стых почек.

4. На пригорке по..вились первые по..снежники, потому что почу…ствовали пр..буждение пр..роды.

Учитель: Проверяем правильность выполнения задания.

-Прочитайте 1-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.

-Прочитайте 2-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.

-Прочитайте 3-е предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.

Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.

Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ……….

Откройте учебник на стр. 153, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод. (читают вслух)

А сейчас, давайте попробуем составить алгоритм или порядок рассуждений, что мы должны сделать, чтобы правильно поставить знаки препинания.

Алгоритм на доске.

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматическую основу и определите тип предложений по количеству грамматических основ.

3. Подчеркните однородные члены и 3.Определите границы п

определите средство связи

4. Примените нужное правило

3.Тенировочные упражнения.

1)Комментированное письмо у доски.

1.Применяя теоретические знания, пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание. Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.

1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.

3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

2)Самостоятельная работа по вариантам

Откройте учебники на стр.154 упражнение 325

1 вариант- спишите ССП,2 вариант- СПП (проверяем устно)

1 вариант- прочитайте ССП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)

2 вариант- прочитайте СПП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)

В предложениях были пропущены орфограммы, выполните самопроверку, сравнив с образцом на доске.

Творческое задание

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Из данных предложений составьте ССП и СПП предложения.

1)В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

Закончите предложения, используя сочинительный и подчинительный союз.

Солнце светило ярко……

Выберите для себя задание и выполните его.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Выполнение теста по вариантам.

Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.

Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?

Домашнее задание.

1. Подготовьте устный монологический ответ, стр. 153.

Если вам на уроке все было ясно, понятно и интересно ,то уходя в коробку положите желтый смайлик, а если нет- синий.


Урок посвящен одной из самых сложных тем школьной программы: постановке запятой между частями сложного союзного предложения.

Описание разработки

Цели урока:

образовательная: учить видеть структуру сложного предложения;

определять границы простых предложений в составе сложного;

правильно расставлять знаки препинания;

различать сочинительные и подчинительные союзы;

развивающая: развивать навыки анализа-синтеза; творческие способности, мышление, связную речь;

воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к родному языку, к изучаемому предмету; повышать планку успешности.

Ход урока:

1. Орг. часть.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, она простая для изучения или сложная?

2. Знакомство с темой урока.

Русский язык как наука – это своего рода лабиринт. Прочитайте.

Да, будет нелегко, но все вместе мы с вами сможем преодолеть все трудности и разгадать все загадки лабиринта.

3. Лингвистическая разминка.

Для размышления я предлагаю решить загадку старинной легенды.

Один древнейший правитель оставил своим сыновьям завещание:

Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников после недолгого раздумья нашел способ, как и завет отца исполнить, и богатым остаться.

Найдите и вы такое решение.

презентация запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

4. Введение в тему.

Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая.

А вот что сказал о знаках препинания К.Г.Паустовский.

(чтение, выяснение смысла)

5. Повторение.

Запятые очень любят некоторые части речи. И одной такой частью речи является… союз.

Почему эти союзы такие требовательные?

Среди союзов есть синонимы и антонимы. О чем говорит эта таблица?

Проверка: какую пословицу выписали? Почему?

7. Работа с деформированным текстом.

В этом тексте предложения перепутались. Внимательно прочитайте и подумайте, в каком порядке необходимо поставить эти предложения, чтобы получился связный текст.

Выпишем из этого текста только те предложения, в которых есть союзы. Какие это предложения?

Найдем грамматические основы 1-го предложения. Сколько их?

Как называется предложение, состоящее из нескольких простых?

Как связаны эти предложения?

Поработаем со 2-м предложением. С помощью какого союза связаны простые предложения?

8. Характеристика союзов.

Пользуясь планом, дайте характеристику представленным союзам.

9. Работа с союзами.

Пользуясь таблицей, дополните союзами данные предложения.

Запишите одно предложение с сочинительным союзом и одно – с подчинительным.

О чем нужно помнить? (о запятой между частями сложного предложения)

10. Самостоятельная работа по инд. карточкам.

Перед вами – карточки с предложениями и таблички с пронумерованными квадратами. Ваша задача: закрасить только те квадраты, в которых цифра соответствует сложному предложению. Будьте внимательны: знаки препинания не расставлены.

11. Лабораторная работа.

Вы когда-нибудь были в лаборатории? Чем там занимаются?

А в лингвистической лаборатории материалом для работы служат различные единицы речи.

Сначала нужно вставить пропущенные буквы.

1 вариант изменяет предложение с помощью сочинительного союза;

2 вариант – с помощью подчинительного союза.

12. Рефлексия.

1. Составим синквейн о союзе.

2. Подведем итог урока.

Но самый главный вопрос урока: как же мы будем искать простые предложения в составе сложного?

Читайте также: