Заповедники крыма конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Конспект интегрированной НОД на тему: "Охраняются законом"

Цель: формирование представлений природных о заповедниках Крыма
и людях, которые работают в них.
Задачи:
Познавательная: расширять знание детей о природоохранной деяте-
льности людей, познакомить с природными
заповедниками Крыма;
Развивающая: развивать познавательные способности детей, активи-
зировать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать желание беречь и охранять родную
природу.
Реализация образовательных областей:
познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Развивающая среда: конверт с фотопейзажами; карта Крыма, флажки- обозначители, Д/И "Кому что нужно для работы" / предметные картинки / подбор фотографий по теме: / изображение Красной книги, изображение заповедников Крыма/ или видеопрезентация по теме: Крымуша - образная игрушка, заготовки для ИЗо.
Словарная работа: заповедник / этимология /, Красная книга;
названия Крымских гор и других объектов,
орнитологический /значение слова/ заповедник
Ресурсное обеспечение: С.Ягупова "Волшебное царство Элоры"
// Библиотечке "Крымуша " 1996г.
С.Ягупова "Крылатые сандалии"
// Библиотечка "Крымуша" 1995
[сетевое обеспечение мероприятия на тему: "Заочное путешествие по заповедникам Крыма"]

Организационная структура НОД
1. Организационно-мотивированный этап
Воспитатель показывает конверт, в котором находится фотозагадка. Предлагает детям отгадать её.
" Из трёх фотопейзажей нужно выбрать один, изображение которого соответствует стихотворению"
Воспитатель размещает три фотографии на демонстрационной доске / заснеженная тайга, пустыня, крымский пейзаж/ и читает стихотворение:
Этот край чудесный,
Там, где синь небес,
Голубое море и зелёный лес,
Сосны, кипарисы, горы и сады,
Этот край чудесный
С детства знаешь ты.
Это наш красавец Крым,
Всеми нами он любим.
Дети выбирают изображение, соответствующее тексту.
Вопросы к детям:
Почему Крым в стихотворении называют красивым?
Что на нашем полуострове есть интересного? / леса, скалы, пещеры, горы, животные и растения /
Воспитатель:
У нас в Крыму жаркое солнце, тёплое море, мягкий климат, великолепная природа. Очень много редких природных объектов. И поэтому сюда приезжают много туристов. Крымский полуостров небольшой, но с радостью принимает гостей, потому что мы, крымчане - гостиприимные люди. Среди животных и растений Крыма есть такие, которых осталось очень мало. Их называют - редкие. / слайдшоу " Редкие животные и растения Крыма" /
Вопрос к детям:
Как вы думаете , почему они стали редкими? / ответы детей /
Воспитатель:
Сегодня мы ждём гостя, который сможет нам рассказать,как сохранить природу Крыма.
2. Организационной поисковый этап
Воспитатель:
Редкие животные , растения, природные объекты охраняются Законом. Но есть не добрые люди, часто нарушающие его. Они бывают очень жестокими по отношению к растениям и животным, которых постепенно становится всё меньше и меньше.
Как же остановить это безобразие, как не допустить исчезновение ни одного живого существа? / ответы детей /
Появляется Крымуша / образная игрушка /
Крымуша:
Здравствуйте, ребята! Я - Крымуша, потому что тоже живу в Крыму и очень люблю его природу.
Дерево,трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они -
На планете мы останимся одни.
Вопросы к детям:
Как вы думаете, всегда ли человек помогает природе?
Что будет, если не станет птиц? / насекомые съедят всю зелень, люди не получат урожай овощей и фруктов /
Что будет, если исчезнут растения? /нечем будет питаться животным, нечем дышать и т.д. /
Крымуша:
Я хочу рассказать вам, что придумали учёные для сохранения природы и пригласить вас в путешествие.
А придумали учёные Красную книгу, в которую занесли всех редких животных, птиц и редкие растения.
/ показывает изображение Красной книги /
Вопросы к детям:
Почему книгу назвали Красной?
/ красный цвет - цвет опасности; остановитесь люди, не уничтожайте живое, берегите природу! /
Воспитатель:
Кроме Красной книги люди придумали заповедники. Крымуша, расскажет о них детям.
Крымуша:
Конечно, ведь в путешествие по заповедникам Крыма я хотел пригласить детей. Отправляется?
Физ. пауза "Заповедник"
Заповедник - это слово
Всем и каждому знакомо
В нём животных охраняют
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу.
О растениях лесных,
Луговых и полевых.
Человек стоит на страже,
Бережет природу нашу.
Крымуша:
Заповедник - это место, где природа живёт по своим законам, заповедям. А человек не вмешивается в них, только специально обученные люди помогают сохранить природу. Давайте познакомимся с ними.
Д/И " Кто что делает?"
Воспитатель называет профессии, а дети обозначают трудовые действия с помощью предметных картинок:
Лесник - подкармливает диких животных и птиц зимой, обновляет лес саженцами деревьев, кустарников, освобождает лес от сухостоя и т.д.
Пожарный - бережет лес от пожара
Лётчики - помогают пожарным тушить пожар
Учёные - наблюдают за животными и растениями в естественной среде обитания
Крымуша:
Теперь мы готовы к путешествию! Первый заповедник, в который мы отправляется - это Крымский природный заповедник .
/ видео или фото ред /
Он самый большой на Крымском полуострове. Основная часть заповедника - центр Главной гряды Крымских гор, подножия горы Бабуган. Также у него есть филиалы ( отделение ) - Лебяжьи острова и Каркинитский орнитологический ( птичий ) заказник.
/ показывает местонахождения на карте, которые обозначаются флажками /
Крымуша:
Закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и мы оказались во втором по величине природном заповеднике - Ялтинском горно-лесном. В его состав входят четыре лесничества / оползневое, Гурзуфское, Ливадийское и Алупкинское /
Достопримечательности:
Вершина / зубцы / г.Ай-Петри / 1234 м /, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чёртова лестница. Заповедник тянется вдоль побережья Чёрного моря / от Фороса до Гурзуфа / 40 км.
/ рассказ сопровождается демонстрацией фото и показом на карте с обозначением объектов флажками /.
Крымуша:
Следующий заповедник - Мыс Мартьян. Он находится на Южном берегу Крыма, самый маленький по площади. Основная достопримечательность - Никитский ботанический сад.
/ обозначает флажком на карте полуострова /
Крымуша:
Теперь мы с вами отправился на Восток Крыма, где расположен настоящий музей природы - Карадагский заповедник. Кара-Даг / чёрная гора / - это древний вулкан. Поэтому до сих пор на этой горе находят камни вулканического происхождения:
Тасс черноморский, сердолик, кварц, агат и другие.
/ показ фотографий, и обозначение флажком /
Крымуша:
Далее наш путь лежит на юг Керченского полуострова в Опукский природный заповедник. Назван он так по одноимённому названию мыса и горы Опук.
Достопримечательности:
Скалы-Корабли / 20 м над уровнем моря /, гора Опук , которая миллион лет назад была морским дном и опукский природный ров.
/ обозначает на карте флажком /
Крымуша:
Вот мы добрались и до последнего пункта нашего путешествия - Казантипского природного заповедника. Он находится на Северо-Востоке Керченского полуострова. С трёх сторон мыс Казантип омывается Азовским морем. Если смотреть с высоты птичьего полёта, он напоминает шестерёнку с котлованом в центре. Название переводится с крымскотатарского как " дно котла, казана " / Казан-Тип /
/ отмечается флажком на карте, показывает фоторяд /
Крымуша:
Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться.
Дети встают, с закрытыми глазами повторяют стихотворение:
Знают взрослые и дети -
Много личного на свете.
Мы с Крымушей полетали ,
Заповедники узнали.
Это наш красавец Крым
Всеми нами он любим!
Воспитатель:
Мы с вами узнали , как и кто охраняет природу в заповедниках. Как вы думаете, только ли в заповедниках надо оберегать природу?
/ ответы детей /
Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не разорять птичьи гнёзда.
6. Не разжигать костры.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разорять муравейники.
Крымуша:
Молодцы, ребята! А у меня к вам просьба. Чтобы все знали правила поведения на природе , нарисуйте, пожалуйста, предупреждающие знаки по этим правилам, а я буду их всем показывать.
Перед рисованием знаков, дети выполняют пальчиковую гимнастику " Паучок".
Паучок ходил по ветке /руки скрещены, пальцы " бегут" по предплечью/
А за ним ходили детки. / вверх к плечу /

Дождик с неба вдруг побил, / стряхивающие движения
Паучков на землю слил. кистями рук /

Солнце стало пригревать, / соединить ладони, пальцы растопырить /
Паучок ползет опять. / руки скрещены, пальцы " бегут" по предплечью к плечу /

3. Рефлексивно - корригирующий этап.
/ по окончанию рисования /
Крымуша:
Спасибо, ребята! Давайте разместим ваши работы на выставке " Охраняются законом" , я их сфотографирую и буду всем показывать.
/ фотографирует минивыставку /
/ Крымуша прощается с детьми /.
Воспитатель:
Вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали нового? Что мы с вами можем сделать для охраны природы?
/ ответы детей /

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Расширять знание детей о самых больших заповедниках Крыма.

ВложениеРазмер
konspekt_nod.docx 8.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе.

-образовательные задачи: расширять знание детей о самых больших заповедниках Крыма: Крымский природный заповедник, Ялтинский горнолесной заповедник и Карадагский заповедник; какие животные, птицы и растения там охраняются, формировать экологическую культуру у детей.

- развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, делать выводы.

- воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, гордость за родную природу; сознание того, что природу нужно беречь.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о животных, растениях Крыма, прочтение художественной литературы.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

-О чём это стихотворение?

Дети: это стихотворение о нашей стране, о красоте нашей страны.

- Вы знаете, что такое заповедник?

Дети : Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость.

Воспитатель: Это часть леса или целый лес (луг), на территории которого животные и растения охраняются государством.

-Что охраняется в заповеднике?

Дети: В заповеднике охраняются: травы, птицы, животные, рыбы и все живое.

Воспитатель: ребята, а ещё в заповедниках находятся те, животные растения, которые очень редкие, они редко встречаются нам, эти растения и животные занесены в Красную Книгу. Вы знаете, что такое Красная Книга? И почему она именно красного цвета?

Дети: В Красную Книгу занесены растения редкие, животные, птицы их нельзя уничтожать (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им), красный цвет тревоги и опасности (показ иллюстрации Красной Книги).

Воспитатель: Вы знаете, какой самый большой заповедник в Крыму?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Крымский природный заповедник – самый большой заповедник в Крыму (показ иллюстрации). Основная часть заповедника находится по центру Главной гряды Крымских гор.

-Сейчас мы с вами рассмотрим, какие животные, птицы и растения охраняются в этом большом заповеднике (показ иллюстраций), каких вы видите животных?

Дети: (ответы детей по иллюстрациям) благородный олень, муфлон, дикий кабан, косуля, лиса;

Воспитатель : растения: ковыль, можжевельник, шафран и многие другие.

-Посмотрите на иллюстрации кто это?

Воспитатель: давайте рассмотрим птиц, которые находятся в этом заповеднике. Какие птицы?

Дети: аист чёрный; дрофа; журавль серый; филин – самая крупная сова.

• Костер в лесу (хорошо или плохо)?
• Мусор в лесу;
• Сломанные ветки на деревьях;
• Срубленные деревья;
• Посадка деревьев ;
• Развешивание кормушек для птиц;
• Не рвать цветы ;
• Создание красной книги (ответы детей).

Воспитатель: Следующий заповедник, но он уже не такой большой это Ялтинский горнолесной природный заповедник. В нём также много разных животных, редких растений и птиц, давайте рассмотрим животных( показ иллюстраций). Каких вы видите животных?

Дети: косуля, заяц русак, барсук, благородный олень и другие.

Воспитатель: правильно, а какие птицы?

Дети: дятел, орёл, чиж, щеголи другие.

Воспитатель: какие растения растут в заповеднике?

Дети: крымский пион, фиалка, можжевельник и многие другие виды растений.

Воспитатель: молодцы ребята, а теперь встаньте, представим, что мы все в заповеднике:

Мы в заповеднике, друзья (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себ я)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви ).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

Дети: нет, природу надо беречь и охранять везде.

Посмотрите на иллюстрации, какие животные там находятся?

Дети: белка, свинья и серая крыса.

Воспитатель: а какие растения? (воспитатель помогает детям отвечать, если дети затрудняются)

Дети: подснежники, жасмин кустарниковый и многие другие.

Воспитатель: правильно, посмотрите какие птицы охраняются в этом заповеднике?

Дети: зяблик, южный соловей, ушастая сова и хохлатый жаворонок.

Воспитатель: правильно ребята, теперь поиграем в игру:

Воспитатель : Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в конверты с изображением дятла? Птиц. В конверт с изображение зайца? Зверей.

Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к птицам, растениям, животным, приучать любить природу и всё живое, находящееся вокруг.

-Я буду показывать вам картинки, а вы будете мне называть как нужно вести себя в природе, чего нельзя делать.

-Например картинка: нельзя разрушать гнёзда птиц (иллюстрация) и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть открытые заповедники - это такие заповедники которые можно посещать со своей семьёй и закрытые заповедники - это такие заповедники, которые охраняются, люди там не гуляют, не посещают такие заповедники, строго под присмотром находятся эти заповедники. Я рекомендую вам, с вашими родителями посетить открытый заповедник, ведь сейчас хорошая тёплая, весенняя погода, вы там погуляете, подышите свежим воздухом и увидите много интересного, например могу предложить вам посетить Ялтинский заповедник, Крымский государственный, Карадагский заповедник, и многие другие, вы там увидите много интересного.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу, о чём мы сегодня с вами беседовали? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? Все молодцы (выделить тех, кто лучше работал на занятии), наградить всех медальками!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о Крыме. Задачи: -формировать представление учащихся о многообразии природы Крымского полуострова; -развивать элементы экологического воспитания, позитивное эмоциональное отношение к природе; -закрепить знания о правилах поведения на природе; -воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;

- развивать творческие способности.

Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учебное заведение Республики Крым


Подготовила: воспитатель Бойко Е.Н.

г. Керчь, 2018г.

Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о Крыме.
Задачи:
-формировать представление учащихся о многообразии природы Крымского полуострова;
-развивать элементы экологического воспитания, позитивное эмоциональное отношение к природе;
-закрепить знания о правилах поведения на природе;
-воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;

- развивать творческие способности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Ход мероприятия.

Природа Крыма. (Звучит мелодия).

Здесь родился, живешь,

Как зовут это место, знаешь?

Ведущий: Как нужно относиться к Родине? Почему?

Ведущий: Родина – это место где ты живешь, где ты родился. Это родная и любимая земля, воспетая поэтами, музыкантами и художниками. Давайте и мы с вами попробуем выразить свои чувства через силу искусства.

Нужно написать стихотворение о Родине, используя слова.

Родина, страна, поля, леса, небеса, земля, реки, горы, просторы, косогоры…

Ведущий: Отгадайте ещё загадку.

На ладонях ласкового моря

Маленькая нежится страна,

Сон ее оберегают горы,

Колыбельную поет волна. (Крым)

-О чём мы с вами будем говорить?

Известный русский драматург А.С. Грибоедов отметил:

«Отчизны краешек особенный,

Долины, горы, хлеб и соль…

Для всех ты – Крым,

А мне ты – Родина,

Ведущий: Дорогие ребята, мы живем в удивительном месте - в Крыму, а Крым – прекрасная жемчужина, благодатный край с удивительной природой и многовековой историей! Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одно из красивейших мест планеты.

Притча о Крыме.

«Одного старца спросили:

- На что похож Крым?

- На гроздь винограда, - не задумываясь, ответил старец.

- Почему? – удивились люди.

- Ребята, вы согласны с тем, что сказал старец?

Ведущий: А теперь предлагаем вам узнать по слайдам памятные места Крыма.
Слайды. ( названия не подписанные, учащиеся отгадывают )

Ласточкино гнездо. (видео)
Ласточкино гнездо напоминает средневековый рыцарский замок и стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.

Гора Аю-Даг.
Медведь-гора ( гора Аю-Даг) расположена на Южном берегу Крыма, на границе Большой Алушты и Большой Ялты.
Медведь-гора является историко-археологическим памятником Крыма. Здесь сохранились остатки средневековых сооружений. В долине жители трудились, на Аю-Даге – жили.
Много легенд связано с этой крымской вершиной. Одна из них повествует о том, что давным-давно громадный медведь долго бродил по горам и лесам, сокрушая все на своем пути. После себя он оставлял на земле глубокие долины, рытвины и овраги. Вот медведь достиг, наконец, красивой, цветущей Партенитской долины. Утомленный долгими странствиями, он наклонился к морю, чтобы напиться воды. Пил долго и жадно, да так, по велению морского бога, и застыл, окаменев и превратившись в огромную гору.

Картинная галерея Айвазовского.
В каждом городе есть место, которое пользуется любовью жителей, их гордостью. В Феодосии - это картинная галерея имени И.К. Айвазовского - уникальный, известный во всём мире музей маринистской живописи. В музее находится единственное собрание картин, посвящённых морской тематике, насчитывающее около 12 тысяч произведений.

Генуэзская крепость.
История этой древней цитадели весьма интересная, когда-то у этой крепости было целых 2 ряда стен, которые ограждали более семидесяти гектаров земли. В IV веке крепость была почти полностью разрушена из-за нашествия гуннов.
Генуэзцы построили новую крепость в 13 веке и она превратилась в центр генуэзских владений на всем берегу Черного моря.

Золотой пляж – расположен возле Феодосии.

(Вопрос задает ведущий, а ответ на слайде с картинкой объекта)

-Самая большая пещера? (Красная пещера, 16000 м).

-Самый высокий водопад? (Учан - Су, 98 м)

-Самая высокая вершина? (Роман-Кош, 1545 м)

-Самый глубокий каньон? (Большой каньон Крыма, глубина 320 м)

-Самая длинная река? (Салгир, протяженность 204 км)

Художественно-поэтическая страничка.

- Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей.

- Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, Азовского и Черного морей пробуждает у людей творческое вдохновение.

- Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах.

- Поэты, писатели, композиторы посвятили Крыму лучшие свои произведения. Достопримечательности и природа Крыма вдохновляли их на создание произведений. Памятные места связаны с именами великих россиян:

А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

-Послушайте стихотворение А.С. Пушкина о природе Крыма:

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега.

Скажите мне, кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?

Ведущий: продолжаем наше путешествие по природным заповедникам Крыма.

-А что такое заповедник?

Заповедник – участок земли или водной поверхности, на которой имеются природные объекты особой ценности. Находится под охраной государства.

На территории заповедника проводятся научные исследования.

Заповедник – это слово

Всем и каждому знакомо.

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту.

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоемов и болот.

Вся природа здесь живет.

Выступления воспитанников.

(слайды с изображением заповедников)

1. Крымский природный государственный заповедник.

Заповедник создан в 1923 году. Он расположен в центральной части горного Крыма у подножия горы Бабуган и частично на южном склоне Главной гряды. У северо-западных берегов Крыма расположен филиал заповедника – Лебяжьи острова, которые состоят из 6 маленьких островов.

Растительность в горах расположена по поясам. Растет дуб пушистый, дуб скальный, эндемичный клен Стевена, есть участок Крымской березы, реликтовый можжевельник , сосна Коха. Лебяжьи острова – это тростник, катран, полынь приморская, кермек, солянка, сведа.

В лесах Крымского заповедника обитают крымский благородный олень, косуля, черный гриф, белоголовый сип. На лебяжьих островах живут чайка хохотунья, утки, цапли, розовый пеликан, черный аист, орлан белохвост, лебедь-шипун.

2. Ялтинский горно - лесной заповедник.

Заповедник создан в 1973 году. Охраняемая территория простирается с запада от Фороса и Байдарского перевала до Никитской яйлы на 53 км.

Реликтовые леса занимают 3 /4 охраняемой территории. Это земляничник мелкоплодный, можжевельник высокий, фисташка туполистная, тис ягодный, пион крымский, подснежник, орхидеи, сосна.

Среди зверей заповедника в Красную книгу занесены: барсук, летучая мышь, черный гриф, белоголовый сип, крымский геккон, желтопузик, леопардовый полоз.

3. Природный заповедник Мыс Мартьян.

На мысе Мартьян, где находится Никитский ботанический сад, расположен заповедник Мыс Мартьян. Создан в 1993 году.

На Мысе Мартьян растут реликтовые растения: можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, фисташка туполистная, иглица понтийская. Здесь же растут сосна крымская, дуб пушистый, жасмин кустарниковый.

Животный мир заповедника: 14 видов млекопитающих, около 150 видов птиц.(Черный дрозд, серебристая и черноголовая чайка, большой и хохлатый баклан). Крымский геккон и леопардовый полоз занесены в Международную Красную книгу.

4.Карадагский природный заповедник.

На самом востоке Крыма, между поселками Щебетовка, Курортное и Коктебель, расположен горный массив Карадага. Этот заповедник был создан в 1979 году.

Карадаг – это черная гора.

Карадаг – это древний вулкан.

Карадаг – это разновидность камней.

На Карадаге растут дубово-грабовые и дубово-ясеневые леса. А также реликты: можжевельник высокий, фисташка туполистная. Только на Карадаге растут боярышник Поярковой, катран коктебельский, чабрец, безвременник, ясколка.

В Красную книгу занесены: мраморный краб, крымский скорпион, махаон, подалирий морской, змеед, балобан, малая кутора, барсук, дельфин, крымский геккон, желтопузик, леопардовый полоз.

5.Казантипский природный заповедник.

Заповедник расположен на северо-западе Керченского полуострова и охватывает мыс Казантип, омываемый со всех сторон Азовским морем. Создан в 1998 году.

На Казантипе произрастает 5 видов ковыля, полынь, костер береговой, тимьян, тюльпан Шренки, жасмин, плющ, шиповник.

Животный мир Казантипа – это рукокрылые, насекомоядные и грызуны, много видов птиц: серебристая чайка, огарь, черноголовый хохотун, большой и хохлатый баклан. А так много опасных паукообразных: сольпуга, каракурт, тарантул.

6. Опукский природный заповедник.

Опукский природный заповедник создан в 1998 году. Это мыс Опук и гора Опук (высота 100-150 метров, через вершину проходит ров) и Скалы-Корабли, возвышающиеся над морем на 20 метров. Гора Опук миллионы лет назад была морским дном.

Вследствие засушливого климата в Опукском заповеднике растут ковыль, типчак, чабрец, пырей, катран метридатский, василек Талиева, крокус крымский, тюльпан Геспера.

В Красную книгу занесены 32 вида животных заповедника.

Крым – как и солнце, один в этом мире,

Крым – это степи в шуршащем ковыле,

Крым – это пики вершин в поднебесье,

Крым – это море поющее песни.

Конкурс эрудитов.

( Нужно выбрать правильный ответ)

1. Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.

2. Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр.

3. Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке.

4. Кит – это:
A) рыба;
B) млекопитающее.

6. С какой стороны дерева растёт мох:
A) с северной;
B) с южной;

7. Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные.

8. Сколько пар ног у паука:
A) три;
B) четыре.

9. На стволе березы растет гриб:
A) чага;
B) подберезовик.

10. Какой газ используют для дыхания все живые существа:
A) кислород;
B) углекислый газ.

(ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.)

- Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить детей с заповедниками полуострова Крым; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Воспитательные задачи : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного края, любовь к своей Родине.

Образовательные задачи : расширить знания детей о животном мире полуострова Крым, о родном крае. Познакомить детей с внешним видом животных и птиц нашего края. Уточнить и расширить знания детей о царстве животных. Познакомить с легендами.

Материал: макет природы Крыма (водопад, лес), эксронаты животных и растений полуострова, фотографии природы родного края, раздатоные картинки с животными.

- Здравствуйте, ребята! Хочется начать нашу экскурсию с прекрасных слов о нашем Крыме

С добрым утром, мир хрустальный!

Солнце! Горы! Море! Лес!

С добрым утром, чайки, пальмы,

Кипарисы до небес!

Уведёт меня тропинка

К водопаду за горой.

В каждой встреченной травинке

Вижу свет земли родной.

Соберу букет из красок,

Чтобы вам стихом моим

Рассказать, как он прекрасен –

Милый, щедрый, добрый Крым!

- Мы совершим с вами небольшое путешествие и побываем в Крымских природных заповедниках. Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Их у нас 12. Сегодня мы посетим лишь 2. Это Ялтинский горно – лесной заповедник и Карадагский природные заповедник. В Ялтинском горно – лесном заповеднике есть очень интересные места такие как пещера Трехглазка, Чертова лестница, гора АЙ - Петри и водопад Учан-Су. Об этом водопаде есть очень интересная легенда

Когда-то на южном берегу Крыма жила семья виноградарей, у которых была дочь - красавица Зейнаб. Она была так легка и проворна, что жители называли её Учан (летящая). Зейнаб-Учан очень любила петь. Один раз пролетал над селом горный дух — хозяин Крымских гор . Очарованный песнями девушки и поражённый её красотой горный дух украл её и унёс в горы. Зейнаб-Учан очень тосковала за своими родными. Тем более, что горный дух приносил ей дурные вести из родных мест, где действовал демон мора. Гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой. Вняв мольбам Зейнаб, горный дух отпустил её, но превратил в реку, чтобы она смогла помочь людям. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Демон мора услышал шум речных вод и решил помешать этому. Поставил на пути реки скалистый барьер. Но река кинулась с большой высоты вниз, преодолев все препятствия на своём пути. Где она протекала, там снова появлялась жизнь. А люди назвали реку Учан-Су. Вот такая вот легенда Крыма о происхождении водопад Учан-Су.

- Я сейчас загадаю вам загадки.

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- Посмотрите какой замечательный ежик у нас в заповеднике (воспитатель демонстрирует экспонат). Еж- это чрезвычайно полезный зверек, уничтожающий огромную массу вредных насекомых.

Не поймёшь – зверёк иль птица.
Ночью с ней не заблудиться –
Видит всё вокруг ушами!
Мышь, но сыр не ест с мышами.

В Заповеднике встречается редкая и самая крупная из летучих мышей – гигантская вечерница (воспитатель демонстрирует экспонат) . На охоту вылетает в ранние сумерки. Питается крупными насекомыми, которых ловит на большой высоте. А как выдумаете где они живут. В пещерах правильно.

Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный

- Он обитает только в горно – лесной части заповедника (воспитатель демонстрирует экспонат . По характеру он всеядный. У крымских барсуков зимняя спячка короткая, и при оттепели он просыпается

Воспитатель:

- Крымский олень в отличие от оленей других регионов отличается лишь размером и деталями строения рогов (воспитатель демонстрирует экспонат .

Воспитатель:

- А кого еще видите (воспитатель демонстрирует экспонат) ?

- Болотная черепаха очень хорошо плавает и ныряет, может долгое время находиться под водой, в случае опасности спасается на глубине, закапываясь в ил. Обычно, в спокойных условиях, черепахи всплывают на поверхность каждые 15-20 минут. Несмотря на свою водную среду обитания, болотная черепаха – это все же полуводное животное, по суше они умеют передвигаться даже быстрее сухопутных видов. Зимой болотные черепахи оседают на дно водоемов, зарываются в грунт, ил. Активность начинают проявлять в апреле-мае.

- Самая крупная из хищных птиц Крыма – черный гриф (воспитатель демонстрирует экспонат ) – на самом деле не хищник, а падальщик, тщательный санитар леса. Встретить грифа в природных условиях очень трудно: птиц этих и во всем мире осталось немного. Грифы живут постоянными, неразлучными парами, гнезда строят на высоких деревьях, чаще на соснах, далеко от человеческого жилья. Гнездо, служащее птицам по многу лет, каждый год достраивают, так что с годами оно становится огромным.

- Посмотрите, каких еще животных вы видели в заповеднике?

Муфлон, Косуля, Лань, Дикий кабан.

- Давайте с вами немного разомнемся

Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

- Теперь мы перенесемся в Карадагский заповедник

Здесь сотни видов ракообразных, моллюсков, паукообразных, тысячи видов насекомых. Сосуществуют птицы, земноводные, рептилии, млекопитающие. Здесь можно также можно встретить :

крымскую и скальную ящериц;

А также встречается Жужелица крымская (воспитатель демонстрирует экспонат) – один из самых крупных и красивых жуков хищников, обитающих на просторах полуострова Крым. Жуки занесены в перечень Красной книги из-за резкого уменьшения своей численности.

Дети посмотрите вот на камне притаилась сколопендра. Сколопендра может съесть любое существо, не превышающее ее габаритами, так что охотится даже на маленьких ящериц или змеек. В длину она достигает 10-15 см, растет в течение жизни.

Сколопендра (воспитатель демонстрирует экспонат ) – агрессивное насекомое! Явный интерес к ней или попытка поймать неизбежно вызывают нападение, помните об этом.

- Ребята, а каких грызунов вы знаете?

- суслик, хомяк, тушканчик, мышка степная, Белка, хорек, ласка.

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

- Молодцы дети, хорошо справились с заданием.

Наш Крым небольшой, но очень разнообразный, сегодня мы с вами познакомились лишь с малой его частью. Экспонаты музея постоянно добавляются, и многие из них делаются своими руками

природных тер риториях рес публики Кр ым. Определите тему у рока.

- Какие участк и земли назыв ают особо ох раняемыми п риродным и

- Могут ли т акие объекты прина длежать частному лицу ?

- С какой целью создают прир одоохранные те рритори и?

- Какие особо охраняемые п риродные т ерритории в ы знаете?

- Какие особо охраняемы е природные т ерритории е сть в Рес публике Крым ?

- Какой процент те ррито рии Крыма занят природ оохранными тер риториями ?

- Сколько объект ов природно - заповед ного фонда на с егодня насч итывается в

1. КРЫМСКИЙ П РИРОДНЫЙ ГОС УДАРСТВЕННЫ Й ЗАПОВЕДНИ К

Заповедник с оздан в 1913 году . Он расположен в ц ентральной ч асти горног о

Крыма у подно жия горы Бабу ган и частично на ю жном склоне Главной

гряды. У северо - за падных берег ов Крыма расп оложен фил иал заповедника –

Лебяжьи острова, которые с остоят из 6 маленьк их остров ов.

Растительность в г орах расп оложена по поясам. Раст ет эндемичный клен

можжевельник , сосна Коха . Лебяжьи острова – это тр остник, полы нь

В лесах Крымск ого заповедни ка обитаю т крымский благородны й олень ,

косуля, черны й гриф , белоголовы й сип. На Л ебяжьих островах ж ивут чайка

Читайте также: