Запись алгоритмов на языке программирования паскаль 11 класс босова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Предлагаю вам изучить тему " Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Pascal ".

1. Изучите презентацию по теме " Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Pascal ", представленную ниже. Запишите в тетрадь краткий конспект по теме.

2. Решите в тетради 3 задачи.

Задача 1. Составьте блок-схему нахождения площади прямоугольника, если известны две его стороны.

Задача 2. Составьте блок-схему нахождения наибольшего из 2 чисел.

Задача 3. Составьте блок-схему нахождения произведения первых n натуральных чисел.

Развивающая : способствовать развитию умений контролировать и оценивать свою деятельность, логически мыслить, анализировать изучаемый материал.

Воспитательная : воспитание активности, внимательности, сознательности, аккуратности и самостоятельности при работе на ПК

Оборудование : компьютеры, проектор, лист самоанализа усвоения учебного материала учащимся

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Самоанализ усвоения учебного материала учащимися

I. Организационный момент (3 мин)

1. Постановка целей урока

Выполняется тест на компьютере

1.Расставь языки с соответствии с их классификацией

2. Дайте определение

Машинно–ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.).

Машинно–независимые - ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.

3. Три вида транслятора:

интерпретаторы (это транслятор, который производит пооператорную обработку и выполнение исходного кода программы),

компиляторы (преобразует всю программу в модуль на машинном языке, после чего программа записывается в память компьютера и лишь потом исполняется)

ассемблеры (переводят программу, записанную на языке ассемблера, в программу на машинном языке).

II. Объяснение нового материала( 15 мин)

Язык Pascal был создан Н. Виртом в 1971 г. Чаще всего будущие программисты в первую очередь знакомятся именно с этим языком. Паскаль представляет собой алгоритмический язык, т. е. Выполнение программы основано на поочередном выполнении команд или операторов.

Будем считать, что программа представляет собой последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения опре6деленной задачи. Любая Паскаль программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.

Программа языка Паскаль имеет следующую структуру:

Program имя программы;

Имя программы может содержать любое количество символов, но Турбо Паскаль распознает только 63. Имя должно начинаться буквой или символом подчеркивания, затем могут идти буквы, цифры, символы подчеркивания.

Примеры правильных имен: lab1, SUMMA_2, Вася.

Примеры неправильных имен: 1Lab, 6 a, Cod-1, begin.

Раздел описаний содержит разделы меток, констант, типов, переменных, подпрограмм (процедур и функций). В программе могут быть только некоторые разделы из перечисленных описаний.

Каждая программа обязательно должна иметь часть, которая выполняет какие-либо действия и называется разделом операторов (телом программы). В этом разделе находятся списки операторов разделенных между собой точкой с запятой. Он обязательно начинается служебным словом begin и заканчивается, словом end.

Общий вид Паскаль программы:

label 1, 2, 3; - метки

var A, B: integer - переменные

Рассмотрим пример программы на языке Турбо Паскаль. Пусть необходимо посчитать периметр прямоугольника.

Как найти периметр прямоугольника?

Необходимо воспользоваться формулой (а + b) * 2.

Программа вычисления периметра прямоугольника на языке Паскаль выглядит следующим образом:

var a, b, p: real; (real – действительные числа)

write (‘Введите длину и высоту прямоугольника’);

read (a, b); (компьютер считывает информацию)

write (p); (выводит на экран)

В программе могут встречаться комментарии предназначенные для пользователя, которые при выполнении программы игнорируются:

Комментарии можно вставлять в любую часть программы.

III. Закрепление нового материала (15 мин)

Задание: Напишите программу которая выводит частное целых чисел а и b.

var a, b: integer; (integer – целые числа)

write (‘Введите а и в - целые’); (сообщаем о вводе)

read (a, b); (компьютер считывает информацию)

write (p); (выводит на экран)

Можно вводить а и b в две строки.

  1. Написать программу вычисления суммы четырех целых чисел.

2. Написать программу для вычисления значения выражения:
(a+3(d-12))(c-5k).

IV. Домашнее задание.

Составить программу на языке программирования для нахождения площади треугольника. Можно использовать любую из известных вам формул.


Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.

В базовом курсе информатики и ИКТ время на изучение алгоритмизации и программирования весьма ограничено, что, соответственно, ограничивает и возможности глубокого изучения темы. Наблюдается тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения. В то же время редкий учитель информатики (независимо от профиля школы) не озадачен проблемой подготовки ребят к поступлению в ВУЗ, а значит, к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, ряд заданий которого относится именно к алгоритмизации и программированию. А также головной болью является и олимпиада по информатики, которая сводится к составлению программ для решения задач.

Настоящее электронное пособие по программированию предназначено для учителей информатики общеобразовательных учреждений профильных и общеобразовательных классов, учеников, занимающихся дистанционно или самостоятельно по предмету. Необходимость разработки пособия продиктована необходимостью повышения качества преподавания по предмету, доступности методических материалов по разделам программирования, а также повышения результатов ЕГЭ по информатике.

Титульная страница электронного учебного пособия:


В данном видеоуроке рассматривается запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль с помощью процедур, а также применение процедур при решении задач.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры"

· Какие существуют инструменты для записи вспомогательных алгоритмов в языке паскаль?

· Что такое процедуры, и как они записываются?

· Применение процедур при решении задач.

Ранее мы изучили метод последовательного конструирования алгоритмов, при котором алгоритм последовательно разбивается на отдельные подзадачи, пока они не станут понятны исполнителю. А также мы узнали, что решение отдельных подзадач бывает удобно оформить в виде вспомогательных алгоритмов. Вспомним, что вспомогательным называется алгоритм, который целиком использован в составе другого алгоритма. Сегодня мы начнём применять эти знания при написании программ на языке Pascal.

Какие же инструменты есть в языке Pascal для записи вспомогательных алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы в языке Pascal записываются с помощью подпрограмм. Подпрограмма – это именованная последовательность команд. Подпрограммы записываются между разделом описания переменных и телом основной программы в любом удобном порядке. Подпрограммы имеют схожую с основной программой структуру.

В языке Pascal есть два вида подпрограмм: процедуры и функции. Сегодня мы узнаем, что такое процедура и как она записывается на языке Паскаль.

Процедурой называется подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров. То есть такая подпрограмма может принять на ввод одну или несколько переменных, и по выполнении команд вернуть одну или несколько переменных.

Схема работы процедуры

Процедуры записываются следующим образом… В начале идёт служебное слово Procedure, и через пробел указывается имя процедуры. Имя процедуры не должно совпадать с именем программы или переменных, остальные требования те же, что и к имени программы, то есть оно может содержать от 1 до 255 цифр, букв латинского алфавита и знаков подчёркивания, и должно начинаться с буквы латинского алфавита или знака подчёркивания. После имени процедуры в круглых скобках, как в разделе описания переменных, перечисляются сначала входные параметры с указанием типа, затем после служебного слова var перечисляются выходные параметры с указанием типа. В конце строки ставится точка с запятой. Если необходимы промежуточные переменные, то строкой ниже записывается раздел описания переменных процедуры, который, как и в основной программе, начинается со слова var. Далее, между служебными словами begin и end, следует тело процедуры. В данном случае после служебного слова end ставится точка с запятой.

Схематичная запись процедуры

Для вызова процедуры в основной программе достаточно записать имя процедуры, после которого в круглых скобках перечислить входные и выходные параметры. В качестве входных параметров могут быть заданы как названия переменных, так и константы.

Схематичная запись вызова процедуры

Важно при этом: точно соблюдать порядок записи параметров, он должен быть таким же, как и в заголовке процедуры. А также важно точно соблюдать соответствие типов. То есть если в процедуре вторым параметром указана переменная типа integer, то при вызове вторым параметром также должна быть переменная типа integer, или целочисленная константа в пределах, соответствующих данному типу.

Задача: Три прямых на координатной плоскости заданы коэффициентами своих уравнений вида y = kx + b, при этом они образуют треугольник. Найти координаты вершин данного треугольника.

Построим математическую модель. Очевидно, что три прямые на координатной плоскости образуют треугольник, если никакие две из них не совпадают и не параллельны друг другу. А вершинами данного треугольника будут точки пересечения данных прямых. При этом, если прямые параллельны или совпадают, то коэффициенты k их уравнений будут равны. То есть, чтобы три прямые образовали треугольник, коэффициенты k их уравнений не должны совпадать.

Посмотрим, как же найти точку пересечения двух прямых. Для этого достаточно решить следующую систему уравнений. Где k1 и b1 – соответствующие коэффициенты первого уравнения, а k2 и b2 – второго.

Вычтем из первого уравнения второе и получим уравнение, из которого нам остаётся лишь выразить x, теперь остаётся лишь известную координату x подставить в любое из уравнений, допустим в первое, и получить координату y.

Составим блок-схему алгоритма решения задачи, при этом обозначим через k1, k2, k3 и b1, b2, b3 коэффициенты уравнений соответствующих прямых, а через xa, xb, xc, ya, yb, yc – соответствующие координаты вершин A, B и C. В качестве вспомогательного алгоритма оформим нахождение координат точки пересечения двух прямых.

Блок-схема алгоритма решения задачи


Исходный код основной программы

Между служебными словами begin и end запишем тело процедуры. Оно будет содержать всего две команды – расчёты координат точек по формулам, которые мы вывели в математической модели.

Исходный код процедуры нахождения координат точки пересечения прямых

Придумаем несколько тестов для программы. Для примера возьмём уравнения прямых и сразу же построим их графики. y = 4x, y= –3x + 7, и y=x/2. Построив данные прямые на координатной плоскости, мы можем определить, что вершинами треугольника, который образуют прямые, являются точки с координатами 0;0, 1;4 и 2;1.


Придумаем ещё один тест при котором прямые не образуют треугольник. Для этого зададим две параллельные прямые с уравнениями: y = 4x и y = 4x – 10, и ещё одну прямую с уравнением y = x.

Введём данные из первого теста в программу… Координаты точек, которые вывела программа, совпадают с координатами, полученными на графике.


Результат работы программы по первому тесту

Результат работы программы по второму тесту

Важно запомнить:

· Вспомогательные алгоритмы на языке Pascal записываются в виде подпрограмм.

· Подпрограмма – это именованная последовательность команд.

· Подпрограммы в языке Pascal делятся на процедуры и функции.

· Процедура – это подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров.

Мы научились оформлять вспомогательные алгоритмы в виде процедур и использовать их при решении задач.

Читайте также: