Запись алгоритмов на языке программирования паскаль 11 класс босова конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Предлагаю вам изучить тему " Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Pascal ".
1. Изучите презентацию по теме " Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Pascal ", представленную ниже. Запишите в тетрадь краткий конспект по теме.
2. Решите в тетради 3 задачи.
Задача 1. Составьте блок-схему нахождения площади прямоугольника, если известны две его стороны.
Задача 2. Составьте блок-схему нахождения наибольшего из 2 чисел.
Задача 3. Составьте блок-схему нахождения произведения первых n натуральных чисел.
Развивающая : способствовать развитию умений контролировать и оценивать свою деятельность, логически мыслить, анализировать изучаемый материал.
Воспитательная : воспитание активности, внимательности, сознательности, аккуратности и самостоятельности при работе на ПК
Оборудование : компьютеры, проектор, лист самоанализа усвоения учебного материала учащимся
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Самоанализ усвоения учебного материала учащимися
I. Организационный момент (3 мин)
1. Постановка целей урока
Выполняется тест на компьютере
1.Расставь языки с соответствии с их классификацией
2. Дайте определение
Машинно–ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.).
Машинно–независимые - ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.
3. Три вида транслятора:
интерпретаторы (это транслятор, который производит пооператорную обработку и выполнение исходного кода программы),
компиляторы (преобразует всю программу в модуль на машинном языке, после чего программа записывается в память компьютера и лишь потом исполняется)
ассемблеры (переводят программу, записанную на языке ассемблера, в программу на машинном языке).
II. Объяснение нового материала( 15 мин)
Язык Pascal был создан Н. Виртом в 1971 г. Чаще всего будущие программисты в первую очередь знакомятся именно с этим языком. Паскаль представляет собой алгоритмический язык, т. е. Выполнение программы основано на поочередном выполнении команд или операторов.
Будем считать, что программа представляет собой последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения опре6деленной задачи. Любая Паскаль программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas.
Программа языка Паскаль имеет следующую структуру:
Program имя программы;
Имя программы может содержать любое количество символов, но Турбо Паскаль распознает только 63. Имя должно начинаться буквой или символом подчеркивания, затем могут идти буквы, цифры, символы подчеркивания.
Примеры правильных имен: lab1, SUMMA_2, Вася.
Примеры неправильных имен: 1Lab, 6 a, Cod-1, begin.
Раздел описаний содержит разделы меток, констант, типов, переменных, подпрограмм (процедур и функций). В программе могут быть только некоторые разделы из перечисленных описаний.
Каждая программа обязательно должна иметь часть, которая выполняет какие-либо действия и называется разделом операторов (телом программы). В этом разделе находятся списки операторов разделенных между собой точкой с запятой. Он обязательно начинается служебным словом begin и заканчивается, словом end.
Общий вид Паскаль программы:
label 1, 2, 3; - метки
var A, B: integer - переменные
Рассмотрим пример программы на языке Турбо Паскаль. Пусть необходимо посчитать периметр прямоугольника.
Как найти периметр прямоугольника?
Необходимо воспользоваться формулой (а + b) * 2.
Программа вычисления периметра прямоугольника на языке Паскаль выглядит следующим образом:
var a, b, p: real; (real – действительные числа)
write (‘Введите длину и высоту прямоугольника’);
read (a, b); (компьютер считывает информацию)
write (p); (выводит на экран)
В программе могут встречаться комментарии предназначенные для пользователя, которые при выполнении программы игнорируются:
Комментарии можно вставлять в любую часть программы.
III. Закрепление нового материала (15 мин)
Задание: Напишите программу которая выводит частное целых чисел а и b.
var a, b: integer; (integer – целые числа)
write (‘Введите а и в - целые’); (сообщаем о вводе)
read (a, b); (компьютер считывает информацию)
write (p); (выводит на экран)
Можно вводить а и b в две строки.
- Написать программу вычисления суммы четырех целых чисел.
2. Написать программу для вычисления значения выражения:
(a+3(d-12))(c-5k).
IV. Домашнее задание.
Составить программу на языке программирования для нахождения площади треугольника. Можно использовать любую из известных вам формул.
Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.
В базовом курсе информатики и ИКТ время на изучение алгоритмизации и программирования весьма ограничено, что, соответственно, ограничивает и возможности глубокого изучения темы. Наблюдается тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения. В то же время редкий учитель информатики (независимо от профиля школы) не озадачен проблемой подготовки ребят к поступлению в ВУЗ, а значит, к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, ряд заданий которого относится именно к алгоритмизации и программированию. А также головной болью является и олимпиада по информатики, которая сводится к составлению программ для решения задач.
Настоящее электронное пособие по программированию предназначено для учителей информатики общеобразовательных учреждений профильных и общеобразовательных классов, учеников, занимающихся дистанционно или самостоятельно по предмету. Необходимость разработки пособия продиктована необходимостью повышения качества преподавания по предмету, доступности методических материалов по разделам программирования, а также повышения результатов ЕГЭ по информатике.
Титульная страница электронного учебного пособия:
В данном видеоуроке рассматривается запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль с помощью процедур, а также применение процедур при решении задач.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры"
· Какие существуют инструменты для записи вспомогательных алгоритмов в языке паскаль?
· Что такое процедуры, и как они записываются?
· Применение процедур при решении задач.
Ранее мы изучили метод последовательного конструирования алгоритмов, при котором алгоритм последовательно разбивается на отдельные подзадачи, пока они не станут понятны исполнителю. А также мы узнали, что решение отдельных подзадач бывает удобно оформить в виде вспомогательных алгоритмов. Вспомним, что вспомогательным называется алгоритм, который целиком использован в составе другого алгоритма. Сегодня мы начнём применять эти знания при написании программ на языке Pascal.
Какие же инструменты есть в языке Pascal для записи вспомогательных алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы в языке Pascal записываются с помощью подпрограмм. Подпрограмма – это именованная последовательность команд. Подпрограммы записываются между разделом описания переменных и телом основной программы в любом удобном порядке. Подпрограммы имеют схожую с основной программой структуру.
В языке Pascal есть два вида подпрограмм: процедуры и функции. Сегодня мы узнаем, что такое процедура и как она записывается на языке Паскаль.
Процедурой называется подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров. То есть такая подпрограмма может принять на ввод одну или несколько переменных, и по выполнении команд вернуть одну или несколько переменных.
Схема работы процедуры
Процедуры записываются следующим образом… В начале идёт служебное слово Procedure, и через пробел указывается имя процедуры. Имя процедуры не должно совпадать с именем программы или переменных, остальные требования те же, что и к имени программы, то есть оно может содержать от 1 до 255 цифр, букв латинского алфавита и знаков подчёркивания, и должно начинаться с буквы латинского алфавита или знака подчёркивания. После имени процедуры в круглых скобках, как в разделе описания переменных, перечисляются сначала входные параметры с указанием типа, затем после служебного слова var перечисляются выходные параметры с указанием типа. В конце строки ставится точка с запятой. Если необходимы промежуточные переменные, то строкой ниже записывается раздел описания переменных процедуры, который, как и в основной программе, начинается со слова var. Далее, между служебными словами begin и end, следует тело процедуры. В данном случае после служебного слова end ставится точка с запятой.
Схематичная запись процедуры
Для вызова процедуры в основной программе достаточно записать имя процедуры, после которого в круглых скобках перечислить входные и выходные параметры. В качестве входных параметров могут быть заданы как названия переменных, так и константы.
Схематичная запись вызова процедуры
Важно при этом: точно соблюдать порядок записи параметров, он должен быть таким же, как и в заголовке процедуры. А также важно точно соблюдать соответствие типов. То есть если в процедуре вторым параметром указана переменная типа integer, то при вызове вторым параметром также должна быть переменная типа integer, или целочисленная константа в пределах, соответствующих данному типу.
Задача: Три прямых на координатной плоскости заданы коэффициентами своих уравнений вида y = kx + b, при этом они образуют треугольник. Найти координаты вершин данного треугольника.
Построим математическую модель. Очевидно, что три прямые на координатной плоскости образуют треугольник, если никакие две из них не совпадают и не параллельны друг другу. А вершинами данного треугольника будут точки пересечения данных прямых. При этом, если прямые параллельны или совпадают, то коэффициенты k их уравнений будут равны. То есть, чтобы три прямые образовали треугольник, коэффициенты k их уравнений не должны совпадать.
Посмотрим, как же найти точку пересечения двух прямых. Для этого достаточно решить следующую систему уравнений. Где k1 и b1 – соответствующие коэффициенты первого уравнения, а k2 и b2 – второго.
Вычтем из первого уравнения второе и получим уравнение, из которого нам остаётся лишь выразить x, теперь остаётся лишь известную координату x подставить в любое из уравнений, допустим в первое, и получить координату y.
Составим блок-схему алгоритма решения задачи, при этом обозначим через k1, k2, k3 и b1, b2, b3 коэффициенты уравнений соответствующих прямых, а через xa, xb, xc, ya, yb, yc – соответствующие координаты вершин A, B и C. В качестве вспомогательного алгоритма оформим нахождение координат точки пересечения двух прямых.
Блок-схема алгоритма решения задачи
Исходный код основной программы
Между служебными словами begin и end запишем тело процедуры. Оно будет содержать всего две команды – расчёты координат точек по формулам, которые мы вывели в математической модели.
Исходный код процедуры нахождения координат точки пересечения прямых
Придумаем несколько тестов для программы. Для примера возьмём уравнения прямых и сразу же построим их графики. y = 4x, y= –3x + 7, и y=x/2. Построив данные прямые на координатной плоскости, мы можем определить, что вершинами треугольника, который образуют прямые, являются точки с координатами 0;0, 1;4 и 2;1.
Придумаем ещё один тест при котором прямые не образуют треугольник. Для этого зададим две параллельные прямые с уравнениями: y = 4x и y = 4x – 10, и ещё одну прямую с уравнением y = x.
Введём данные из первого теста в программу… Координаты точек, которые вывела программа, совпадают с координатами, полученными на графике.
Результат работы программы по первому тесту
Результат работы программы по второму тесту
Важно запомнить:
· Вспомогательные алгоритмы на языке Pascal записываются в виде подпрограмм.
· Подпрограмма – это именованная последовательность команд.
· Подпрограммы в языке Pascal делятся на процедуры и функции.
· Процедура – это подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров.
Мы научились оформлять вспомогательные алгоритмы в виде процедур и использовать их при решении задач.
Читайте также: