Закон авогадро молярный объем газов конспект урока 8 класс рудзитис
Обновлено: 07.07.2024
Сформировать представление о сути закона Авогадро и о молярном объеме газов. Научить производить расчеты, используя закон Авогадро и следствия из него.
обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий;
знать закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия;
научить решать задачи, применяя закон Авогадро
Развивающие
формировать познавательный интерес к химии,
формировать умения выделять существенные признаки и свойства объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные
- прививать интерес к предмету химии;
- воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
Познавательные
Формирование познавательного интереса к химии.
Формирование умений находить и структурировать информацию, преобразовывать её.
Регулятивные
Целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности.
Коммуникативные
Участие в совместной деятельности, адекватное восприятие устной речи; изложение собственных мыслей, умение слушать учителя и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Метапредметные
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение работать с текстовой информацией.
Развитие коммуникативных способностей школьника. Формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний. Оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Организация образовательного процесса
Форма работы
Межпредметные связи
Физика, математика, история.
Используемые ЦОРы
Средства обучения
Деятельность учащихся.
Организационный момент
П риветствуют учителя, настраиваются на урок, дежурный отмечает отсутствующих.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, санитарного состояния класса.
Проверка домашнего задания
Дают определения, записывают формулы и решение задач.
- Ребята, давайте вспомним, что такое молярная масса и количество вещества . Дайте определение и запишите на доске формулы для расчёта.
- Напишите на доске решение задач:
Задание № 1. Рассчитайте молярные массы веществ: СО 2 , NH 3 . (Ответ: 88г)
Задание №2. Вычислите массу СО 2 , если количество CO 2 2 моль, NH 3 3 моль. (Ответ: 51г)
Актуализация опорных знаний
Отвечают на вопросы.
записывают тему урока и формулируют цель урока .
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Охарактеризуйте газообразное состояние вещества.
Как влияет на физическое состояние газов изменение температуры и давления?
При решении задач мы часто находим количество вещества или массу газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа). Пересчитать количество молекул практически невозможно, но и взвесить газы на практике очень трудно. Для измерения газов принято использовать объемы. Итак, необходимо выяснить, как связаны между собой количество вещества и объем. Тема сегодняшнего урока – Закон Авагадро. Молярный объём газов.
- Ребята, сформулируйте цель урока.
Изучение нового материала
Случают учителя, отвечают на вопросы.
Делают краткий конспект.
- Нас интересует, как связаны между собой объем газов и количество молекул, содержащихся в этом объеме? Этим вопросом заинтересовался в начале XIX столетия итальянской ученый Амедео Авогадро. После многочисленных экспериментов с газообразными веществами он в 1814 году сформулировал свой закон, который со временем получил название закона Авогадро. Ребята, запишите его к себе в тетрадях.
Закон Авагадро: в равных объемах любых газов, которые находятся в одинаковых условиях (температура и давление), содержится одинаковое число молекул.
Внимание ! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей.
- Согласно закону Авогадро, в равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул. Какая еще величина характеризуется равным числом частичек? (Ответ: моль).
- Какой мы можем сделать вывод?
1 моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем. Это первое следствие, которое вытекает из закона Авогадро.
- Как можно назвать объем 1 моль газа по аналогии с молярной массой? (Молярный объём).
Молярный объем - это физическая величина, которая равняется отношению объема вещества к его количеству.
Рассчитывается по формуле:
При нормальных условиях молярный объем любого газа составляет приблизительно 22,4л/моль.
Зная молярный объем газа, можно определить количество вещества л, которое содержится в объеме V при нормальных условиях:
Если мы знаем, что в одном моле вещества содержится такое количество молекул, которое равняется числу Авогадро, то можем вычислить число молекул газа ( N ) в определенном объеме при нормальных условиях:
Ребята, давайте разберём решения нескольких задач.
Учитель раздаёт учащимся карточки с примерами решения задач (см. Приложение).
4.Закрепление знаний
Выполняют самостоятельную работу
Самостоятельная работа
Сколько молекул азота содержится в баллоне объемом 20 л (при н. у.)?
Определите массу кислорода, который содержится в баллоне объемом 3 л (при н. у.).
Осуществляют рефлексию своих действий и уровня восприятия изученного материала.
Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)…
На уроке я испытывал(а)…
Домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание
Задачи 1, 2 с. 129;
Заполнить пустые графы в таблице:
Количество вещества, моль
Подведение итогов урока
Учитель оценивает наиболее активных учащихся.
Задача 1. Вычислите массу одного литра углекислого газа (н.у.).
n ( CO 2 ) = = = 0,0446 моль
M(CO 2 ) = 12 + 2 16 = 44 г / моль
m (CO 2 ) = n(CO 2 ) M(CO 2 ) = 0,046 моль 44 г / моль =
Ответ: m ( CO 2 ) = 1,96 г.
Задача 2. Вычислите количество вещества, которое содержится при н. у. в 5,6 л газа.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок №32. Химия 8 класс Дата____________________
Цели урока: Сформировать представление о сути закона Авогадро и о молярном объеме газов. Научить расчетные решать задачи, используя закон Авогадро и следствия из него.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие!
2.Проверка домашнего задания
- Что называют количеством вещества? В каких единицах измеряют? (стр. 83 упр. 1)
- Что представляет собой число Авогадро? Как взаимосвязаны количество вещества и число Авогадро? (стр. 83. упр. 2)
- Что называют молярной массой?
- Запишите формулы для расчета количества вещества
Задание № 1 . Рассчитайте молярную массу для
1 варианта: СО2 2 варианта: NH 3
Задание №2 . Вычислите массу для
1 варианта: СО2, если п 2 моль 2 варианта: NH 3, если n = 3 моль
3.Актуализация опорных знаний
1)Выберите лишнее: , H 2 , Al , Na , O 2 , N 2 .
— В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
— Охарактеризуйте газообразное состояние вещества.
— Как влияет на физическое состояние газов изменение температуры?
— Как влияет на физическое состояние газов изменение давления?
4. Изучение нового материала
- При решении задач мы часто находим количество вещества или массу газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа). Пересчитать количество молекул практически невозможно, но и взвесить газы на практике очень трудно. Для измерения газов принято использовать объемы. Итак, необходимо выяснить, как связаны между собой количество вещества и объем.
- Сообщаю тему урока и прошу учеников сформулировать цель урока
- Нас интересует, как связаны между собой объем газов и количество молекул, содержащихся в этом объеме? Этим вопросом заинтересовался в начале XIX столетия итальянской ученый Амедео Авогадро. После многочисленных экспериментов с газообразными веществами он в 1814 году сформулировал свой закон, который со временем получил название закона Авогадро. Ребята, запишите его к себе в тетрадях.
Закон Авагадро: в равных объемах любых газов, которые находятся в одинаковых условиях (температура и давление), содержится одинаковое число молекул.
Внимание ! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей.
- Согласно закону Авогадро, в равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул. Какая еще величина характеризуется равным числом частичек? (Ответ: моль).
- Какой мы можем сделать вывод?
1 моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем. Это первое следствие, которое вытекает из закона Авогадро.
- Как можно назвать объем 1 моль газа по аналогии с молярной массой? (Молярный объём).
Молярный объем - это физическая величина, которая равняется отношению объема вещества к его количеству.
Рассчитывается по формуле:
При нормальных условиях молярный объем любого газа составляет приблизительно 22,4л/моль.
Зная молярный объем газа, можно определить количество вещества л, которое содержится в объеме V при нормальных условиях: п
Если мы знаем, что в одном моле вещества содержится такое количество молекул, которое равняется числу Авогадро, то можем вычислить число молекул газа ( N ) в определенном объеме при нормальных условиях:
Второе следствие из закона Авогадро: При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярной массой.
Относительная плотность одного газа по другому газу.
Она показывает, во сколько раз один газ тяжелее или легче другого, и не имеет размерности. Величина называется относительной плотностью одного газа по другому газу.
где М (газа 1) – молярная масса газа 1; М (газа 2) – молярная масса газа 2.
-Ребята, давайте разберём решения нескольких задач.
Учитель раздаёт учащимся карточки с примерами решения задач (см. Прилож ение).
5. Закрепление знаний
Самостоятельная работа
1)Сколько молекул азота содержится в баллоне объемом 20 л (при н. у.)?
2)Определите массу кислорода, который содержится в баллоне объемом 3 л (при н. у.).
6. Подведение итогов урока
Определите важнейшие понятия, которые изучались на уроке
7. Домашнее задание § 19 учить, конспект учить, стр. 85, упр. 4
Задача 1 . Вычислите массу одного литра углекислого газа (н.у.).
n ( CO 2 ) = = = 0,0446 моль
M(CO2) = 12 + 2 16 = 44 г / моль
Ответ: m ( CO 2 ) = 1,96 г.
Задача 2. Вычислите количество вещества, которое содержится при н. у. в 5,6 л газа.
Ответ: n (газа) = 0,25 моль.
Задача 3 . Вычислите число атомов и число молекул кислорода, которые содержатся в 16,8 л кислорода (при н.у.)
N ( O 2 ) = х NA = х 6 10 23 моль =
= 4,5 10 23 молекул.
Каждая молекула кислорода содержит в своем составе два атома кислорода, поэтому число атомов будет вдвое больше числа молекул кислорода:
Урок-исследование в 8 классе "Молярный объем газов". Цель урока: сформировать понятие о молярном объеме и единицах его измерения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать понятие о молярном объеме и единицах его измерения.
Задачи урока:
Образовательные:
Проверить качество усвоения знания формул и понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро молярный объем, закон Авогадро;
Активизировать ранее сформированные навыки решения задач по данной теме.
Развивающие:
развитие навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул; умение грамотно оформить задачу.
развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний.
Воспитательные:
организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке,
воспитание взаимовыручки и взаимодействия через игровые и групповые формы работы.
Продолжить формирования навыков заботы о своем здоровье.
Средства обучения:
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, презентация, раздаточный материал
Вещества: сахар-рафинад, вода минеральная.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.
Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый, (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму)
Оргмомент. Постановка задач урока.
Опрос. Актуализация знаний.
Приветствие классу и предъявление черного ящика, в который спрятано задание (игра)
К доске приглашаются два ученика.
Один достает содержимое черного ящика, объясняет значение записей и прикрепляет магнитом на доске. Второй записывает обозначение соответствующих размерность величин – единицы измерения.
Работа 1 ученика Работа 2 ученика
Что означает эта запись?
Что является единицей измерения?
Моль, кмоль, ммоль
г/моль; кг/кмоль; мг/ммоль
6*10 23 ; 6*10 26 ; 6*10 20
Работа 3 ученика
Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:
А) массы вещества –
Б) числа молекул –
Что связывает эти 2 формулы? (количество вещества)
В)выведи из записанных ранее формул формулы для нахождения количества вещества –
Чему численно равна молярная масса (относительной молекулярной)
Проблемная ситуация (Слайд № 4 - № 5) (Приложение № 1)
Число молекул
N=Nan
Молярная масса
(рассчитывается по ПСХЭ)
Масса вещества
m = M n
30 * 10 20
60 * 10 23
12 * 10 26
127 кг/кмоль
III. Закрепление знаний
Решение практических задач. Демонстрационный эксперимент.
Задача 1. (Слайд № 6)
Какое количество вещества сахара (С12Н22О11) содержится в кусочке рафинада?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны провести соответствующие измерения и расчёты
Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить кусочек сахара.
Ученик взвешивает кусочек сахара.
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 1 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение.
Физкультминутка. (Слайд № 7)
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Зная средство от простуды,
Мы здоровыми все будем.
Есть волшебные точки у нас –
Нажимай их каждый раз.
Точку красную найдем,
Пальчик кругом поведем.
Пальчик движется вперед.
Точку красную оставим,
Пальчик к синенькой приставим.
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Покрутили точку эту,
Точки желтые находим
И опять по кругу водим.
Стоп, пойдем теперь вперед.
Кто быстрей новую точку найдет?
Точка зеленая на груди у нас,
Находим все дружно ее мы сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова –
Из школы домой пойдут детки здоровы.
1 – красная точка;
2 – две синие точки;
3 – две желтые точки;
4 – зеленая точка.
Задача 2. (Слайд № 8)
У каждого ученика в стакане 50 мл минеральной воды. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? Что нужно для этого знать?
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 2 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение
IV Изучение нового материала: Молярный объем газов
Как называют массу 1 моль вещества (молярной) М
А как называют объем 1 моль вещества? (молярным)
Чему равен молярный объем воды?
Решим задачу. Определите объем воды, масса которой при нормальных условиях 180 г.
V – объем ( л; м 3 ; мл)
Вывод: объем жидких и твердых тел считаем через плотность
Проблема: 1) По рис 49 стр. 83 учебника поясните почему объемы жидкости различны?
2)А объемы газов одинаковы?
Вывод: объем жидких и твердых тел считаем через плотность, а при расчёте объёма газов не обязательно знать плотность. Почему?
Первым эту закономерность установил итальянский ученый Авогадро. Он определил, что
в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (давлении, температуре) содержится одинаковое число молекул (- это утверждение называется законом Авогадро.)
1 моль газа – 6 * 10 23 (Слайд № 9
Т.е. если при равных условиях V(H2) =V(O2) , то n(H2) =n(O2), и наоборот если при равных условиях n(H2) =n(O2) то и объемы этих газов будут одинаковы. А моль вещества всегда содержит одно и тоже число молекул 6,02 *10 23 .
Делаем вывод – при одинаковых условиях моли газов должны занимать один и тот же объем.
При нормальных условиях (t=0, P=101,3 кПа. или 760 мм рт. ст.) моли любых газов занимают одинаковый объем. Этот объем называется молярным - Vm. (Слайд № 10)
1 моль газа = 6 * 10 23 = Vm=22,4 л/моль
1кмоль занимает объём -22,4 м 3 /кмоль,
1ммоль занимает объем -22,4 мл/ммоль.
V Закрепление:
предлагается алгоритм вычисления объёма вещества по известной массе вещества
самостоятельное решение задач по задачнику О.С.Габриеляна стр.103 № 12,13,16 (Слайд №11)
VI Домашняя работа: Предложить сильным учащимся помочь решить детям из будущего, приславшим записку при помощи машины времени заполнить таблицу. (Слайд № 12) (Приложение № 2)
Число молекул
N = n Na
Масса вещества
m = M n
Цель: сформировать понятие о молярном объеме газов. Научить производить расчеты, используя закон Авогадро и следствия из него.
обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий; знать закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия.
развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.
Тип урока: урок изучения нового.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Организационный этап.
Проверка домашнего задания (заполнение таблице на слайде 2)
Актуализация опорных знаний
(ответ на вопросы слайд 3, химический лабиринт)
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, дальше я вам предлагаю отгадать кроссворд, в котором необходимо вписать те химические элементы, которые образуют простые вещества, находящиеся в газообразном состоянии. По вертикали Вы прочтете фамилию ученого, о котором мы сегодня поговорим на уроке. (слайд 4) Да, действительно, речь идет об Амедео Авогадро. (выступление ученика с докладом)
Несмотря на значимость его вклада в науку и всемирную известность, ученый вел достаточно скромный образ жизни, был многодетным отцом и глубоко верующим человеком. В отличие от многих значимых в обществе персон, он презирал роскошь, богатство, славу. Возможно, именно в связи с такой нелюбовью ко всему светскому детали его биографии до сих пор остаются неизвестными — несоразмерно его вкладу в науку и развитие цивилизации.
Во многом именно благодаря открытиям Амедео Авогадро химия и физика достигли современного уровня развития. Сделанные им выводы известны всему миру и внесены в основы естественных наук.
Изучение нового материала.
Итальянский ученый Амедео Авогадро обратил внимание на то, что все газы одинаково сжимаются и обладают одинаковым термическим коэффициентом расширения. На основании этого он в 1811 году сформулировал закон (слайд 8):
Внимание! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей. (слайд 9)
Из закона Авогадро вытекает два следствия:
Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает один и тот же объем. (слайд 10,11)
Его именем названа постоянная, которая показывает число структурных частиц в 1 моль вещества, и она равна 6,02*10 23 молекул.
При нормальных условиях (н.у.), т.е. при температуре 273 К (0 градусов Цельсия) и давлении 101,3 кПа (1 атм.), 1 моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом.
Т.е., объем 1 моль газообразного вещества называют молярным объемом.
Он обозначается Vm и измеряется в л/моль. Он был экспериментально измерен и равен 22,4 л/моль (Vm = 22,4 л/моль)
При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярной массой. (слайд 12)
Т.к. 1 моль газа при н.у. занимает V=22,4, зная массу 1 л газа вычисляем молярную массу этого газа:
М = 22,4 л/моль × p
p – плотность газа, т.е. масса 1 л газа при н.у.
Масса 1 л O2 при н.у. = 1,43 г
М (О2) = 22,4 л/моль × 1,43 г/л = 32 г/моль
О втором следствии из закона мы поговорим с вами более подробно на следующем уроке. А сегодня мы остановимся на следствии №1, которое показывает нам зависимость количества вещества от объема. (слайд 13)
Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?
n(N2) = 0,2 моль V(N2) = 0,2 моль×22,4 л/моль = 4, 48 л
Ответ: V(N2) = 4,48 л
5. Обобщение и систематизация знаний.
Практическое усвоение материала (решение задач на применение формул): (слайд 14,15)
Читайте также: