Закон авогадро молярный объем газов конспект урока 8 класс рудзитис

Обновлено: 07.07.2024

Сформировать представление о сути закона Авогад­ро и о молярном объеме газов. Научить производить расчеты, используя закон Авогадро и следствия из него.

обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий;

знать закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия;

научить решать задачи, применяя закон Авогадро

Развивающие

формировать познавательный интерес к химии,

формировать умения выделять существенные признаки и свойства объектов,

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

- прививать интерес к предмету химии;

- воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.

Познавательные

Формирование познавательного интереса к химии.

Формирование умений находить и структурировать информацию, преобразовывать её.

Регулятивные

Целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности.

Коммуникативные

Участие в совместной деятельности, адекватное восприятие устной речи; изложение собственных мыслей, умение слушать учителя и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Метапредметные

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение работать с текстовой информацией.

Развитие коммуникативных способностей школьника. Формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний. Оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Организация образовательного процесса

Форма работы

Межпредметные связи

Физика, математика, история.

Используемые ЦОРы

Средства обучения

Деятельность учащихся.

Организационный момент

П риветствуют учителя, настраиваются на урок, дежурный отмечает отсутствующих.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, санитарного состояния класса.

Проверка домашнего задания

Дают определения, записывают формулы и решение задач.

- Ребята, давайте вспомним, что такое молярная масса и количество вещества . Дайте определение и запишите на доске формулы для расчёта.

- Напишите на доске решение задач:

Задание № 1. Рассчитайте молярные массы веществ: СО 2 , NH 3 . (Ответ: 88г)

Задание №2. Вычислите массу СО 2 , если количество CO 2 2 моль, NH 3 3 моль. (Ответ: 51г)

Актуализация опорных знаний

Отвечают на вопросы.

записывают тему урока и формулируют цель урока .

В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Охарактеризуйте газообразное состояние вещества.

Как влияет на физическое состояние газов изменение температуры и давления?

При решении задач мы часто находим количество вещества или массу газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа). Пересчитать количество молекул практически невозможно, но и взвесить газы на практике очень трудно. Для измерения газов принято использовать объемы. Итак, необходимо выяснить, как связаны между собой количество вещества и объем. Тема сегодняшнего урока – Закон Авагадро. Молярный объём газов.

- Ребята, сформулируйте цель урока.

Изучение нового материала

Случают учителя, отвечают на вопросы.

Делают краткий конспект.

- Нас интересует, как связаны между собой объем газов и количество молекул, содержащихся в этом объеме? Этим вопросом заинтересовался в начале XIX столетия итальянской ученый Амедео Авогадро. После многочисленных экспериментов с газообразными веществами он в 1814 году сформулировал свой закон, который со временем получил название закона Авогадро. Ребята, запишите его к себе в тетрадях.

Закон Авагадро: в равных объемах любых газов, которые находятся в одинаковых условиях (температура и давление), содержится одинаковое число молекул.

Внимание ! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей.

- Согласно закону Авогадро, в равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул. Какая еще величина характеризуется равным числом частичек? (Ответ: моль).

- Какой мы можем сделать вывод?

1 моль любого газа при одинаковых условиях занима­ет одинаковый объем. Это первое следствие, которое вытекает из закона Авогадро.

- Как можно назвать объем 1 моль газа по аналогии с молярной массой? (Молярный объём).

Молярный объем - это физическая величина, которая равняется от­ношению объема вещества к его количеству.

Рассчитывается по формуле:

При нормальных условиях молярный объем любого газа составляет приблизительно 22,4л/моль.

Зная молярный объем газа, можно определить количество вещества л, которое содержится в объеме V при нормальных условиях:

Если мы знаем, что в одном моле вещества содержится такое количест­во молекул, которое равняется числу Авогадро, то можем вычислить число молекул газа ( N ) в определенном объеме при нормальных условиях:

Ребята, давайте разберём решения нескольких задач.

Учитель раздаёт учащимся карточки с примерами решения задач (см. Приложение).

4.Закрепление знаний

Выполняют самостоятельную работу

Самостоятельная работа

Сколько молекул азота содержится в баллоне объемом 20 л (при н. у.)?

Определите массу кислорода, который содержится в баллоне объ­емом 3 л (при н. у.).

Осуществляют рефлексию своих действий и уровня восприятия изученного материала.

Закончите предложения:

На уроке я узнал(а)…

На уроке я испытывал(а)…

Домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

Задачи 1, 2 с. 129;

Заполнить пустые графы в таблице:

Количество вещества, моль

Подведение итогов урока

Учитель оценивает наиболее активных учащихся.

Задача 1. Вычислите массу одного литра углекислого газа (н.у.).

n ( CO 2 ) = = = 0,0446 моль

M(CO 2 ) = 12 + 2 16 = 44 г / моль

m (CO 2 ) = n(CO 2 ) M(CO 2 ) = 0,046 моль 44 г / моль =

Ответ: m ( CO 2 ) = 1,96 г.

Задача 2. Вычислите количество вещества, которое содержится при н. у. в 5,6 л газа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №32. Химия 8 класс Дата____________________

Цели урока: Сформировать представление о сути закона Авогад­ро и о молярном объеме газов. Научить расчетные решать задачи, используя закон Авогадро и следствия из него.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие!

2.Проверка домашнего задания

- Что называют количеством вещества? В каких единицах измеряют? (стр. 83 упр. 1)

- Что представляет собой число Авогадро? Как взаимосвязаны количество вещества и число Авогадро? (стр. 83. упр. 2)

- Что называют молярной массой?

- Запишите формулы для расчета количества вещества

Задание № 1 . Рассчитайте молярную массу для

1 варианта: СО2 2 варианта: NH 3

Задание №2 . Вычислите массу для

1 варианта: СО2, если п 2 моль 2 варианта: NH 3, если n = 3 моль

3.Актуализация опорных знаний

1)Выберите лишнее: , H 2 , Al , Na , O 2 , N 2 .

— В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

— Охарактеризуйте газообразное состояние вещества.

— Как влияет на физическое состояние газов изменение температуры?

— Как влияет на физическое состояние газов изменение давления?

4. Изучение нового материала

- При решении задач мы часто находим количество вещества или мас­су газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа). Пересчитать количество молекул практически невозможно, но и взвесить газы на практике очень трудно. Для измерения газов принято использовать объемы. Итак, необходимо выяснить, как связаны между собой количество вещества и объем.

- Сообщаю тему урока и прошу учеников сформулировать цель урока

- Нас интересует, как связаны между собой объем газов и количество молекул, содержащихся в этом объеме? Этим вопросом заинтересовался в начале XIX столетия итальянской ученый Амедео Авогадро. После многочисленных экспериментов с газообразными веществами он в 1814 году сформулировал свой закон, который со временем получил название закона Авогадро. Ребята, запишите его к себе в тетрадях.

Закон Авагадро: в равных объемах любых газов, которые находятся в одинаковых условиях (температура и давление), содержится одинаковое число молекул.

Внимание ! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей.

- Согласно закону Авогадро, в равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул. Какая еще величина характеризуется равным числом частичек? (Ответ: моль).

- Какой мы можем сделать вывод?

1 моль любого газа при одинаковых условиях занима­ет одинаковый объем. Это первое следствие, которое вытекает из закона Авогадро.

- Как можно назвать объем 1 моль газа по аналогии с молярной массой? (Молярный объём).

Молярный объем - это физическая величина, которая равняется от­ношению объема вещества к его количеству.

Рассчитывается по формуле:

При нормальных условиях молярный объем любого газа составляет приблизительно 22,4л/моль.

Зная молярный объем газа, можно определить количество вещества л, которое содержится в объеме V при нормальных условиях: п

Если мы знаем, что в одном моле вещества содержится такое количест­во молекул, которое равняется числу Авогадро, то можем вычислить число молекул газа ( N ) в определенном объеме при нормальных условиях:

Второе следствие из закона Авогадро: При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярной массой.

Относительная плотность одного газа по другому газу.

Она показывает, во сколько раз один газ тяжелее или легче другого, и не имеет размерности. Величина называется относительной плотностью одного газа по другому газу.

где М (газа 1) – молярная масса газа 1; М (газа 2) – молярная масса газа 2.

-Ребята, давайте разберём решения нескольких задач.

Учитель раздаёт учащимся карточки с примерами решения задач (см. Прилож ение).

5. Закрепление знаний

Самостоятельная работа

1)Сколько молекул азота содержится в баллоне объемом 20 л (при н. у.)?

2)Определите массу кислорода, который содержится в баллоне объ­емом 3 л (при н. у.).

6. Подведение итогов урока

Определите важнейшие понятия, кото­рые изучались на уроке

7. Домашнее задание § 19 учить, конспект учить, стр. 85, упр. 4

Задача 1 . Вычислите массу одного литра углекислого газа (н.у.).

n ( CO 2 ) = = = 0,0446 моль

M(CO2) = 12 + 2 16 = 44 г / моль

Ответ: m ( CO 2 ) = 1,96 г.

Задача 2. Вычислите количество вещества, которое содержится при н. у. в 5,6 л газа.

Ответ: n (газа) = 0,25 моль.

Задача 3 . Вычислите число атомов и число молекул кислорода, ко­торые содержатся в 16,8 л кислорода (при н.у.)

N ( O 2 ) = х NA = х 6 10 23 моль =

= 4,5 10 23 молекул.

Каждая молекула кислорода содержит в своем со­ставе два атома кислорода, поэтому число атомов бу­дет вдвое больше числа молекул кислорода:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование в 8 классе "Молярный объем газов". Цель урока: сформировать понятие о молярном объеме и единицах его измерения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать понятие о молярном объеме и единицах его измерения.

Задачи урока:

Образовательные:

Проверить качество усвоения знания формул и понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро молярный объем, закон Авогадро;

Активизировать ранее сформированные навыки решения задач по данной теме.

Развивающие:

развитие навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул; умение грамотно оформить задачу.

развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний.

Воспитательные:

организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке,

воспитание взаимовыручки и взаимодействия через игровые и групповые формы работы.

Продолжить формирования навыков заботы о своем здоровье.

Средства обучения:

Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, презентация, раздаточный материал

Вещества: сахар-рафинад, вода минеральная.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый, (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму)

Оргмомент. Постановка задач урока.

Опрос. Актуализация знаний.

Приветствие классу и предъявление черного ящика, в который спрятано задание (игра)

К доске приглашаются два ученика.
Один достает содержимое черного ящика, объясняет значение записей и прикрепляет магнитом на доске. Второй записывает обозначение соответствующих размерность величин – единицы измерения.

Работа 1 ученика Работа 2 ученика

Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?

Моль, кмоль, ммоль

г/моль; кг/кмоль; мг/ммоль

6*10 23 ; 6*10 26 ; 6*10 20

Работа 3 ученика

Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:

А) массы вещества –

Б) числа молекул –

Что связывает эти 2 формулы? (количество вещества)

В)выведи из записанных ранее формул формулы для нахождения количества вещества –

Чему численно равна молярная масса (относительной молекулярной)

Проблемная ситуация (Слайд № 4 - № 5) (Приложение № 1)

Число молекул
N=Nan

Молярная масса
(рассчитывается по ПСХЭ)

Масса вещества
m = M n

30 * 10 20

60 * 10 23

12 * 10 26

127 кг/кмоль

III. Закрепление знаний

Решение практических задач. Демонстрационный эксперимент.

Задача 1. (Слайд № 6)

Какое количество вещества сахара (С12Н22О11) содержится в кусочке рафинада?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны провести соответствующие измерения и расчёты
Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить кусочек сахара.

Ученик взвешивает кусочек сахара.
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 1 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение.

Физкультминутка. (Слайд № 7)

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний

Зная средство от простуды,

Мы здоровыми все будем.

Есть волшебные точки у нас –

Нажимай их каждый раз.

Точку красную найдем,

Пальчик кругом поведем.

Пальчик движется вперед.

Точку красную оставим,

Пальчик к синенькой приставим.

Чтобы носик наш дышал,

Насморк деткам не мешал.

Покрутили точку эту,

Точки желтые находим

И опять по кругу водим.

Стоп, пойдем теперь вперед.

Кто быстрей новую точку найдет?

Точка зеленая на груди у нас,

Находим все дружно ее мы сейчас.

Пальчиком водим по кругу мы снова –

Из школы домой пойдут детки здоровы.

1 – красная точка;

2 – две синие точки;

3 – две желтые точки;

4 – зеленая точка.

Задача 2. (Слайд № 8)

У каждого ученика в стакане 50 мл минеральной воды. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? Что нужно для этого знать?
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 2 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение

IV Изучение нового материала: Молярный объем газов

Как называют массу 1 моль вещества (молярной) М

А как называют объем 1 моль вещества? (молярным)

Чему равен молярный объем воды?

Решим задачу. Определите объем воды, масса которой при нормальных условиях 180 г.

V – объем ( л; м 3 ; мл)

Вывод: объем жидких и твердых тел считаем через плотность

Проблема: 1) По рис 49 стр. 83 учебника поясните почему объемы жидкости различны?

2)А объемы газов одинаковы?

Вывод: объем жидких и твердых тел считаем через плотность, а при расчёте объёма газов не обязательно знать плотность. Почему?

Первым эту закономерность установил итальянский ученый Авогадро. Он определил, что

в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (давлении, температуре) содержится одинаковое число молекул (- это утверждение называется законом Авогадро.)

1 моль газа – 6 * 10 23 (Слайд № 9

Т.е. если при равных условиях V(H2) =V(O2) , то n(H2) =n(O2), и наоборот если при равных условиях n(H2) =n(O2) то и объемы этих газов будут одинаковы. А моль вещества всегда содержит одно и тоже число молекул 6,02 *10 23 .

Делаем вывод – при одинаковых условиях моли газов должны занимать один и тот же объем.

При нормальных условиях (t=0, P=101,3 кПа. или 760 мм рт. ст.) моли любых газов занимают одинаковый объем. Этот объем называется молярным - Vm. (Слайд № 10)

1 моль газа = 6 * 10 23 = Vm=22,4 л/моль

1кмоль занимает объём -22,4 м 3 /кмоль,

1ммоль занимает объем -22,4 мл/ммоль.

V Закрепление:

предлагается алгоритм вычисления объёма вещества по известной массе вещества

самостоятельное решение задач по задачнику О.С.Габриеляна стр.103 № 12,13,16 (Слайд №11)

VI Домашняя работа: Предложить сильным учащимся помочь решить детям из будущего, приславшим записку при помощи машины времени заполнить таблицу. (Слайд № 12) (Приложение № 2)

Число молекул
N = n Na

Масса вещества
m = M n


Цель: сформировать понятие о молярном объеме газов. Научить производить расчеты, используя закон Авогадро и следствия из него.

обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий; знать закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия.

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.

Тип урока: урок изучения нового.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Организационный этап.

Проверка домашнего задания (заполнение таблице на слайде 2)

Актуализация опорных знаний

(ответ на вопросы слайд 3, химический лабиринт)

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, дальше я вам предлагаю отгадать кроссворд, в котором необходимо вписать те химические элементы, которые образуют простые вещества, находящиеся в газообразном состоянии. По вертикали Вы прочтете фамилию ученого, о котором мы сегодня поговорим на уроке. (слайд 4) Да, действительно, речь идет об Амедео Авогадро. (выступление ученика с докладом)

Несмотря на значимость его вклада в науку и всемирную известность, ученый вел достаточно скромный образ жизни, был многодетным отцом и глубоко верующим человеком. В отличие от многих значимых в обществе персон, он презирал роскошь, богатство, славу. Возможно, именно в связи с такой нелюбовью ко всему светскому детали его биографии до сих пор остаются неизвестными — несоразмерно его вкладу в науку и развитие цивилизации.

Во многом именно благодаря открытиям Амедео Авогадро химия и физика достигли современного уровня развития. Сделанные им выводы известны всему миру и внесены в основы естественных наук.

Изучение нового материала.

Итальянский ученый Амедео Авогадро обратил внимание на то, что все газы одинаково сжимаются и обладают одинаковым термическим коэффициентом расширения. На основании этого он в 1811 году сформулировал закон (слайд 8):

Внимание! Закон справедлив только для идеальных газов и не применяется для жидкостей. (слайд 9)

Из закона Авогадро вытекает два следствия:

Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает один и тот же объем. (слайд 10,11)

Его именем названа постоянная, которая показывает число структурных частиц в 1 моль вещества, и она равна 6,02*10 23 молекул.

При нормальных условиях (н.у.), т.е. при температуре 273 К (0 градусов Цельсия) и давлении 101,3 кПа (1 атм.), 1 моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом.

Т.е., объем 1 моль газообразного вещества называют молярным объемом.

Он обозначается Vm и измеряется в л/моль. Он был экспериментально измерен и равен 22,4 л/моль (Vm = 22,4 л/моль)

При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярной массой. (слайд 12)

Т.к. 1 моль газа при н.у. занимает V=22,4, зная массу 1 л газа вычисляем молярную массу этого газа:

М = 22,4 л/моль × p

p – плотность газа, т.е. масса 1 л газа при н.у.

Масса 1 л O2 при н.у. = 1,43 г

М (О2) = 22,4 л/моль × 1,43 г/л = 32 г/моль

О втором следствии из закона мы поговорим с вами более подробно на следующем уроке. А сегодня мы остановимся на следствии №1, которое показывает нам зависимость количества вещества от объема. (слайд 13)

Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?

n(N2) = 0,2 моль V(N2) = 0,2 моль×22,4 л/моль = 4, 48 л

Ответ: V(N2) = 4,48 л

5. Обобщение и систематизация знаний.

Практическое усвоение материала (решение задач на применение формул): (слайд 14,15)

Читайте также: