Ю коваль стожок конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 20.05.2024

Коломиец Ольга Николаевна


  • Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

  • Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

  • Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

  • Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

  • Активизация и обогащение словаря (определения, глаголы, родственные слова).

  • Использование для пересказа метода языковой трансформации.

  • Работа над интонационной выразительностью речи.

Оборудование.


  1. Карточки-подсказки.

  2. Графические схемы.

  3. Карточки с родственными и похожими словами к слову медведь.

  4. Разрезная картинка (медведь).

  5. Панорама к рассказу, мольберты, магниты, аудиокассета, шапка, жилетка.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Излучина, воз, полозья, башка, медвежатина, председатель, сено, стожок

Организационный момент

Логопед. Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас

должен найти конверт с помощью моей подсказки

(раздает детям подсказки)

Звучит тихая музыка. Дети ищут конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например, предлог – под- и картинку с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т.д.). Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя.

Подготовка к восприятию текста.

Чтение текста.

Чтение отрывка проводится без установки на запоминание и пересказ.

Логопед. (выставляет на мольберт графические схемы, соответствующие содержанию, и читает по книге).

Послушайте начало рассказа.

У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своей внучкой Нюркой. Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.

А вот что произошло дальше.

Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.

- Ты чего, Зуюшка, привез?- кричит ему соседка Пантелеевна.

- Сено, Пантелеевна, чего же еще? – отвечает Зуй.

- А на возу у тебя кто?

Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.

На все вопросы дети дают полные развернутые ответы.

Логопед. Кто привез сено из леса?

Дети. Сено из леса привез дядя Зуй.

Логопед. Кто встретил дядю Зуя в деревне?

Дети Дядю Зуя встретила Пантелеевна.

Логопед. Что она сказала дяде Зую?

Дети. Ты чего, Зуюшка, привез?

Логопед. Что ответил Зуй?

Дети. Сено. Пантелеевна, чего же еще?

Логопед. Кого Пантелеевна увидела на возу?

Дети. На возу Пантелеевна увидела медведя.

Логопед. Как медведь соскочил с телеги?

Дети. Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег.

Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес убежал.

Логопед. Кто стал собираться около саней?

Дети. Около саней стал собираться народ.

Логопед. О чем говорили люди?

Дети. Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.

Логопед. Где медведь себе сделал берлогу?

Дети. Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.

Лексико – грамматические упражнения по тексту.

Это игра на закрепление навыков словообразования, подбору родственных слов к слову медведь.

На столе располагаются карточки с лексическим материалом. Дети должны отобрать карточки с родственными словами, прочитать их и поместить на мольберт, рядом с картиной, на которой изображен медведь. Остальные карточки располагают отдельно.

Лексический материал: медвежонок, медленно, медведица, медуза, медвежий, мед, медвежатина, медицина, медведушка, медаль, медведище, медвежатник, медный.

Это игра на активизацию глагольной лексики и словаря признаков. Также проводится работа над грамматическим строем речи.

Логопед. Теперь давайте с вами вспомним, каким был медведь, когда он проснулся. (Раздает детям карточки). Что делал медведь на возу? Какая была морда у медведя? То сделал медведь, оказавшись на снегу?

Дети отвечают на вопросы.

Это игра на развитие интонационной выразительности речи. Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака логопед предлагает детям, стоящим в кругу. Вначале логопед сам приводит пример восклицательного или вопросительного предложения в соответствии с содержанием текста. Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение.

Дети. Какой страшный этот медведь! Какой опасный медведь! Ах, как я боюсь медведя! Не буди спящего медведя! Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь! Что привез дядя Зуй из леса?

Следующий по очереди ребенок отвечает на вопрос и говорит свое предложение.

Кто встретил его в деревне? Что сделал медведь, проснувшись? Куда он побежал? Ты боишься медведя? Чем опасен медведь? У медведя острые зубы?

Повторное чтение.

Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ.

Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить.

Моделирование рассказа с помощью графических схем и пересказ с опорой на них.

Работа проводится индивидуально или с группой из двух детей. Используется метод языковой трансформации. Один из детей пересказывает отрывок из рассказа от первого лица, надев меховую жилетку и шапку.

Подведение итогов занятия.

Логопед знакомит детей с панорамой, на которой изображен сюжет рассказа. Дети рассматривают и комментируют ее. Логопед оценивает высказывания детей и вручает им подарки от медведя.

Конспект непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Пересказ рассказа

Упражнения для регуляции мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: Расширить представления детей о зимовке диких животных.

  • Формирование активного слухового и зрительного контроля.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное.
  • Активизация и обогащение словаря по теме “Животные наших лесов”
  • Формирование грамматических представлений, обобщений на основе текста произведения.
  • Работа над интонационной выразительностью речи.
  • Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Рассматривание иллюстраций, беседа, составление мнемотаблицы, лексико-грамматические игры по тексту, чтение рассказа, сюрпризные моменты.

Адаптированный текст, картина с изображением животных в зимнем лесу, мнемотаблица, мяч, мультимедиа проектор, ноутбук.

    Чтение рассказа Ю. Коваля “Стожок”.
  • Чтение сказок, рассказов про диких животных наших лесов.
  • Изучение лексической темы “Животные наших лесов”.
  • Работа с графическими схемами.

Словарная работа: Стожок, сено, сметал, распрягать, глянул, выставилась, воз.

1. Игра “Наблюдатели”. Организационный момент. (Слайд №2)

Развитие зрительного внимания, пальчиковой моторики.

Логопед. Ребята я вас приглашаю понаблюдать в “бинокль” за зимним лесом. Кого вы увидите и кто будет самым наблюдательным.

Мы в бинокль поглядим,
Всех животных разглядим.

2. Игра с мячом “Кого я увидел в лесу”. (Слайд №3)

Логопед. А сейчас ребята встанем в круг и будем передавать друг другу мяч, называя, кого мы увидели в лесу. (Я увидел в лесу волка. А ты кого? И т.д.)

3. Игра “Вспомни сказку”. (Слайд №4)

Развитие долговременной памяти.

Логопед. Ребята, а кого вы не увидели в лесу? (Медведя, барсука, ежа.)

Правильно. Зимой все они где? (Зимой они спят). Молодцы. Какие сказки вы знаете про медведя? (“Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мужик и медведь”, “Теремок” и т.д.)

Сегодня я хочу вам предложить вспомнить интересную историю, которую поведал Ю.Коваль в рассказе “Стожок”.

4. Игра “Мы - слушатели”. Чтение адаптированного рассказа Ю. Коваля “Стожок”. (Слайд №5)

Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. “Жил дядя Зуй у реки. Летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог на сани. А когда наступила зима, привёз дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.

Ты что привёз? Кричит ему соседка.

- Сено, что же еще?- отвечает Зуй.

- А на возу у тебя кто?

Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег. Страшная морда выставилась с воза - медведь.

Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег. Схватил в зубы снегу и в лес

5. Игра “Мы и скажем и покажем”. (Слайд №6)

Развитие интонационной выразительности. Координация речи с движением.

Логопед. Ребята, что соседка дяди Зуя спросила, увидев на возу медведя? (А на возу у тебя кто?) Правильно. Она была, наверное, напугана. Как бы возу она спросила тихо, со страхом, покажите. (Ответы). Громко, радостно. (Ответы). Тихо, грустно. (Ответы). Тихо с удивлением. (Ответы). Громко с интересом. (Ответы).

6. Игра “Чья, чей, чьи, чьё?” (Слайд №7)

Образование притяжательных прилагательных.

Логопед. Ребята, а какая часть туловища появилась первым из стожка? (Морда). Правильно, а чья морда? (Медвежья морда.) Молодцы. Назовите правильно и другие части тела.

(Медвежья лапа. Медвежий нос. Медвежий хвост. Медвежьи уши. Медвежьи глаза. Медвежье туловище.)

7. Игра “Исправь ошибки”. (Слайд №8)

1. Жил дядя Зуй на реке. (Жил дядя Зуй у реки.)

2. Летом дядя Зуй накосил на лесу травы. (Летом дядя Зуй накосил в лесу травы.)

3. Поставил стог в сани. (Поставил стог на сани.)

4. Привез дядя Зуй сено от лесу. (Привез дядя Зуй сено из лесу.)

5. А в возу у тебя кто? (А на возу у тебя кто?)

6. Глянул дядя Зуй в стог, так и сел в снег. (Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег.)

7. Страшная морда выставилась из воза - медведь. (Страшная морда выставилась с воза - медведь.)

8. Медведь зашевелился, наклонил стог в бок и вывалился в снег. (Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег.)

9. Схватил на зубы снегу и на лес побежал. (Схватил в зубы снегу и в лес побежал.)

8. Игра “Кто крадётся под окном?” Итог. (Слайд №9)

Развитие зрительного внимания, памяти.

Логопед. Посмотрите ребята, чьи тени мелькают за “окном”? (Мышки, волка, белки, лисы, зайца и лося). Правильно. Какие это животные? (Дикие). Умницы.

Дома расскажите родителям историю, которая приключилась с дядей Зуем, каких животных вы увидели за окном, а каких нет. Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Психолого-педагогические задачи:

• Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

• Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

• Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

• Активизация и обогащение словаря (определения, глаголы, родственные слова).

• Использование для пересказа метода языковой трансформации.

• Работа над интонационной выразительностью речи.

Интегрируемые образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности: Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Форма работы с детьми: Фронтальная

Предварительная работа:

3. Работа с графическими схемами.

4. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов.

5. Рисование медведя (организация выставки работ).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

- Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Я каждому из вас раздам по картинке, например если у Вани окажется картинка стул, то надо искать подсказку под стулом, а если у Тани картинка книга, то где будем искать? (раздаю детям подсказки, включаю спокойную музыку)

- Ребята, давайте все части сложим вместе и посмотрим что у нас получится.

- Ребята, что же на картинке у нас получилось?

2 часть – основная

Цель: Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- А какие ещё произведения про медведей вы можете вспомнить?

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми

-У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своей внучкой Нюркой. Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.

А вот что произошло дальше.

Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.

- Ты чего, Зуюшка, привез?- кричит ему соседка Пантелеевна.

- Сено, Пантелеевна, чего же еще? – отвечает Зуй.

- А на возу у тебя кто?

Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.

- Ребята, давайте я вам буду задавать вопросы по рассказу, а вы будете отвечать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.

Цели : обогащать представление о видах транспорта; закреплять знания о видах городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро) ; повторить правила поведения в транспорте; учить безопасному поведению на улицах и дорогах; познакомить со значением транспорта в жизни человека, с новым художественным произведением; воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства; учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; помочь понять мотивы поступков героев.

Целевые ориентиры дошкольного образования : знает виды городского транспорта и названия транспортных средств; знает и соблюдает правила дорожного движения и правила безопасного поведения на дороге и в транспорте; составляет пересказ прочитанного рассказа по вопросам педагога, используя в речи сложные предложения разных видов; эмоционально откликается на поступки и переживания героев литературного произведения.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадку о сказочном герое:

Летит стрела к одной лягушке,

Пронзит сердечко у квакушки,

Лягушка эта не простая,

На ней корона золотая.

(Царевна-лягушка.)

– На чем ездила Царевна-лягушка во дворец? (В карете.) Давайте расскажем Царевне-лягушке, на чем ездят люди сегодня.

2. Беседа о наземном транспорте.

– Что такое транспорт? Какие виды транспорта вы знаете? Отгадайте загадки:

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса?

(Поливальная машина.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Без них ходить не может.

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет.

Чудо-дворник перед нами:

За одну минуту сгреб

(Снегоуборочная машина.)

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой?

Мотор и тормоза…

И что это? (Машина.)

Спозаранку за окошком –

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

И ногою бьет в набат.

Рукоять перед окном.

То и дело на площадку

А хозяйка по порядку

Всем билетики дает.

Воспитатель показывает картинки-отгадки.

– Что объединяет все эти картинки? (Это наземный транспорт.) Кто управляет каждым видом транспорта? Я называю транспорт, а вы – того, кто им управляет. (Поезд – машинист, велосипед – велосипедист, машина – водитель, трамвай – вагоновожатый.) Какую роль выполняет наземный транспорт? Назовите наземный пассажирский транспорт, наземный грузовой транспорт.

– Кто привез сено из леса? (Сено из леса привез дядя Зуй.)

– Кто встретил дядю Зуя в деревне? (Дядю Зуя встретила Пантелеевна.)

– Что она сказала дяде Зую? (Ты чего, Зуюшка, привез?)

– Что ответил Зуй? (Сено, Пантелеевна, чего же еще?)

– Кого Пантелеевна увидела на возу? (На возу Пантелеевна увидела медведя.)

– Как медведь соскочил с телеги? (Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.)

– Кто собрался около саней? (Около саней стал собираться народ.)

– О чем говорили люди? (Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.)

– Где медведь сделал себе берлогу? (Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.)

4. Итог занятия.

Читайте также: