Язык и речь формулы вежливости конспект урока 4 класс школа россии презентация

Обновлено: 06.07.2024

- Здравствуйте.
- Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Все ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к уроку и соседа.
Проверка готовности к уроку.

- Прочитайте предложения и найдите в них слова вежливости?
Саша, дай, пожалуйста, книгу для чтения.
Здравствуйте, Мария Петровна.
Извините, вы не скажите, где здесь аптека?
Большое спасибо. Вы меня очень выручили.
(Пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо.)
- Запишите эти слова через запятую и напишите слова вежливости, которые вы знаете.
Само и взаимопроверка.
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах вежливости.)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ответы детей.)
- А теперь мы постараемся выполнить на уроке все эти задачи.

Работа по учебнику.
Упражнение 3 (страница 7).
- Прочитайте задание.
- Чем отличаются слова спасибо и благодарю вас?

- Вы по-разному приветствуете взрослого человека и своих друзей? Почему? Как именно?
- Почему мы употребляем слова извинения? Приведите пример? Назовите слова извинения, которые вы знаете.
- Различаются ли формы благодарности, приветствия, извинения, прощания и чем?
- Как вам кажется нужно ли нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом и зачем?
- Запишите слова по группам как сказано в учебнике.
(Самопроверка.)
- Запишите в словарик слово пожалуйста, выделите орфограммы и ударение.
Пожалуйста, прочитай мне сказку.
Помоги мне, пожалуйста.
Пожалуйста, принесите мне бутылку воды.
- Чем выделяется слова пожалуйста в предложениях?
- Составьте и запишите предложения с этим словом.

- Растает ледяная глыба
От слова доброго спасибо. (Встают на носочки и тянутся в верх, потом опускаются.)
Зазеленеет старый пень,
Старый пень, когда услышит добрый день. (Садятся на корточки и поднимают руки.)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы спасибо. (Показывают как будто едят ложкой.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте. (Жмут друг другу руки.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости пожалуйста. (Прыгают на месте.)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят до свидание. (Машут руками.)
(Дети вместе с учителем говорят вежливые слова и повторяют за ним движения.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок 2.doc

Урок 2. Язык и речь. Формулы вежливости

Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание выска­зывания с его темой и главной мыслью.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделен­ным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л . — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

Актуализация знаний

Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Встречу, новый разговор

Чтобы что-то попросить.

Нужно вежливыми быть.

Будут все довольны нами.

Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Как можно проверить написанные вами слова? ( Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)

Самоопределение к деятельности

Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? ( Вежливым, воспитанным.)

Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располага­ет к себе.)

Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры си­туаций из собственной жизни.

V .Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте группы слов.

В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких слу­чаях — благодарю вас?

Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?

Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?

Чем отличаются разные речевые формы приветствия, про­щания, извинения, благодарности?

Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы.

(На доске записаны предложения.)

Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.

Передай мне соль, пожалуйста.

Пожалуйста, оплатите проезд!

Как выделяется это слово в предложениях?

Составьте свои предложения с этим словом.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека

(На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

3. Работа по учебнику

(Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколь­ко пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунк­туации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)

Методы и приемы

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Показывают готовность к уроку

Р : выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать ребус.

- Какое ключевое слово получилось?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня

будем говорить на уроке?

- Получилось слово вежливость

- Мы будем говорить о вежливости и о вежливых словах

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: в ыдвижение гипотез и их обоснование

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Давайте сформулируем цели урока:

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о том, что такое вежливость и какую роль она играет в нашей жизни.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром! — я кричу.

Добрый день! – кричу я вслед

Всем идущим на обед!

Всех, домой спешащих к чаю.
- О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться?

- А вы знаете, что такое вежливость?

Давайте обратимся к учебнику на странице 27.

- Кто нам прочитает определение?

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- 1. Узнать, что такое вежливость. 2. Повторить и узнать новые вежливые слова .

- Мы будем говорить о вежливых словах

- Приятно общаться с вежливым человеком

- Нет, но хотелось бы узнать

Работают с учебником

Читают определение в учебнике

Вежливые слова: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

П : выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение физических упражнений

- Сейчас давайте откроем учебник на странице 33 и выполним задание номер 5.

- Прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать в этом задании?

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …

Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь …

Если больше есть не в силах, скажем мы …

Когда ругают нас за шалости,
Говорим .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят .

- А теперь поиграем в игру, я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?

2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать?

3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите?

4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово…

5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите?

7. Какое слово говорят при прощании?

- А сейчас мы с вами разомнёмся.

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Работают с учебником

Выполняют физические упражнения

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

- Сейчас мы с вами разберём небольшую ситуацию, послушайте, пожалуйста, внимательно

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться?

- Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова мы говорим при расставании?

- Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

- Какие слова мы говорим перед сном?

- Извините, пожалуйста или простите пожалуйста

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

-Сейчас вы поработаете в группах.

-Давайте с вами разделимся на группы. И вспомним правила работы в группе.

- Перед вами тексты. Вам нужно, посовещавшись, вставить пропущенные слова.

Работа в группах

Вставьте пропущенные слова.

1 группа: "Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: "Садитесь …”. Женщина очень вежливо поблагодарила Вову "…”. Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал "…”. Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекресток и старушка ему сказала "…”. В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами: "…”. Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: "Мальчик, скажи "…”, как можно пройти на площадь Победы? А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его "…”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Создать условия для ознакомления с различными этикетными формулами; показать необходимость соблюдения правил

речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные
результаты

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения

с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг

с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка

Организационная структура урока

II. Актуализация знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают подчеркнутые строчки в рабочей тетради:

На доброе слово

Не надо скупиться…

Со словом обидным

Нельзя торопиться…

– С какими словарями работали?

(См. РМ, Приложение 2.)

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте фразы. Запишите слоги и фразы, соблюдая правила каллиграфии.

Выполняют чистописание. Записывают с доски:

Ри-ри-ри – на собеседника смотри!

Зя-зя-зя – перебивать нельзя!

Да-да-да – будь внимателен всегда!

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте по слогам словарное слово, записанное на доске. (См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите его в свои словарики, используя прием крестослова. Написание каких букв надо запомнить?

Записывают словарное слово в свои словарики, используя прием крестослова

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Что означает слово-отгадка?

– Какие бывают слова?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Слово – одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств.
В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательного характера, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении, стилистической функции, происхождения.

– Сегодня на уроке мы будем учиться использовать в речи вежливые слова. Я предлагаю провести урок в виде путешествия в Страну вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Для чего они нужны?

– Вежливые слова помогают общаться, мы учимся слушать друг друга, чтобы радостней и приятней было людям, чтобы не обижать, не огорчать других, быть добрыми, уважительно относиться друг другу. Эти слова учат хорошим манерам, правильному поведению.

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

– Доскажите слово в стихотворении.

Растает даже ледяная глыба

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Если больше есть не в силах,

– Какие слова благодарности вы еще знаете?

Зазеленеет старый пень,

– Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

– Какие слова приветствия знаете еще?

Мальчик вежливый и развитый

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают об истории происхождения вежливых слов.

– Поэтому людям приятно слышать это приветствие.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Какие слова извинения вы знаете?

Когда нас бранят за шалости,

– Как можно еще извиниться?

И во Франции, и в Дании

– Какие слова прощания вы еще знаете?

– Это слова просьбы. Итак, все волшебные слова можно разбить на несколько групп:

1. Приветствие.2. Прощание.3. Извинение.

4. Благодарность.5. Просьба.

– Давайте соберем эти группы.

– Выполните упражнение в учебнике. Прочитайте текст.

– Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют волшебными словами русской речи?

– В чем волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы?

– Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения

Выполняют упражнение. Отвечают на вопрос. Выписывают слова в заданном порядке

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Как надо произносить вежливые слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? Давайте прочитаем их с правильным выражением.

– Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Прочитайте задание. Подумайте, как могли вести разговор люди.

– Рассмотрите рисунки. Определите их тему.

– Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?

– Какая ситуация изображена на первом рисунке?

Работают по учебнику, выполняют задания.

– Девочка резко открывает дверь, и у мальчика падают книги.

– Какие вежливые слова можно использовать

в первой ситуации?

– Какая ситуация изображена на втором рисунке?

– Какие вежливые слова можно использовать во второй ситуации?

– Составьте по любому рисунку текст, включив

в него диалог. Работу выполняйте в парах.

– Расскажите текст так, чтобы вызвать у слушателей интерес к его содержанию.

– Запишите самостоятельно два предложения из составленного текста. (См. РМ, Приложение 4, 5.)

– Мальчик уступает женщине место в автобусе.

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

– Выберите верный ответ.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Ключ: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – г.

(См. РМ, Приложение 6.)

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какой должна быть речь человека? Какую роль в общении выполняет язык?

– Назовите вежливые слова. С какой целью мы употребляем эти слова в речи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

– Спасибо, ребята. С помощью вежливых слов вы подарили друг другу радость общения. Вы показали, что много знаете. Что же самое главное, полезное поняли на сегодняшнем уроке?

– В жизни чаще нужно пользоваться этими волшебными словами.

– Не стесняйтесь чаще говорить добрые слова. Дарите друг другу улыбки. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество на уроке.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Жестами, улыбками, рукопожатиями благодарят друг друга и учителя

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Читайте также: