Язык и речь формулы вежливости конспект урока 4 класс школа россии презентация
Обновлено: 06.07.2024
- Здравствуйте.
- Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Все ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к уроку и соседа.
Проверка готовности к уроку.
- Прочитайте предложения и найдите в них слова вежливости?
Саша, дай, пожалуйста, книгу для чтения.
Здравствуйте, Мария Петровна.
Извините, вы не скажите, где здесь аптека?
Большое спасибо. Вы меня очень выручили.
(Пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо.)
- Запишите эти слова через запятую и напишите слова вежливости, которые вы знаете.
Само и взаимопроверка.
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах вежливости.)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ответы детей.)
- А теперь мы постараемся выполнить на уроке все эти задачи.
Работа по учебнику.
Упражнение 3 (страница 7).
- Прочитайте задание.
- Чем отличаются слова спасибо и благодарю вас?
- Вы по-разному приветствуете взрослого человека и своих друзей? Почему? Как именно?
- Почему мы употребляем слова извинения? Приведите пример? Назовите слова извинения, которые вы знаете.
- Различаются ли формы благодарности, приветствия, извинения, прощания и чем?
- Как вам кажется нужно ли нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом и зачем?
- Запишите слова по группам как сказано в учебнике.
(Самопроверка.)
- Запишите в словарик слово пожалуйста, выделите орфограммы и ударение.
Пожалуйста, прочитай мне сказку.
Помоги мне, пожалуйста.
Пожалуйста, принесите мне бутылку воды.
- Чем выделяется слова пожалуйста в предложениях?
- Составьте и запишите предложения с этим словом.
- Растает ледяная глыба
От слова доброго спасибо. (Встают на носочки и тянутся в верх, потом опускаются.)
Зазеленеет старый пень,
Старый пень, когда услышит добрый день. (Садятся на корточки и поднимают руки.)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы спасибо. (Показывают как будто едят ложкой.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте. (Жмут друг другу руки.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости пожалуйста. (Прыгают на месте.)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят до свидание. (Машут руками.)
(Дети вместе с учителем говорят вежливые слова и повторяют за ним движения.)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Урок 2.doc
Урок 2. Язык и речь. Формулы вежливости
Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л . — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
Актуализация знаний
Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Встречу, новый разговор
Чтобы что-то попросить.
Нужно вежливыми быть.
Будут все довольны нами.
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Как можно проверить написанные вами слова? ( Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)
Самоопределение к деятельности
Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? ( Вежливым, воспитанным.)
Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)
Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
V .Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).
Прочитайте группы слов.
В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких случаях — благодарю вас?
Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?
Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?
Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?
Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На доске записаны предложения.)
Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.
Передай мне соль, пожалуйста.
Пожалуйста, оплатите проезд!
Как выделяется это слово в предложениях?
Составьте свои предложения с этим словом.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека
(На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
3. Работа по учебнику
(Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколько пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунктуации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)
Методы и приемы
Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок у вас проведу я.
- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Показывают готовность к уроку
Р : выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать ребус.
- Какое ключевое слово получилось?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня
будем говорить на уроке?
- Получилось слово вежливость
- Мы будем говорить о вежливости и о вежливых словах
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
П: анализ объектов с целью выделения признаков
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: в ыдвижение гипотез и их обоснование
Постановка учебной задачи
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя
Давайте сформулируем цели урока:
- Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о том, что такое вежливость и какую роль она играет в нашей жизни.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем идущим на обед!
Всех, домой спешащих к чаю.
- О чём же мы с вами сегодня будем говорить?
- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться?
- А вы знаете, что такое вежливость?
Давайте обратимся к учебнику на странице 27.
- Кто нам прочитает определение?
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- 1. Узнать, что такое вежливость. 2. Повторить и узнать новые вежливые слова .
- Мы будем говорить о вежливых словах
- Приятно общаться с вежливым человеком
- Нет, но хотелось бы узнать
Работают с учебником
Читают определение в учебнике
Вежливые слова: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
П : выдвижение гипотез и их обоснование
П: построение логической цепочки рассуждений
Открытие детьми нового знания
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение физических упражнений
- Сейчас давайте откроем учебник на странице 33 и выполним задание номер 5.
- Прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать в этом задании?
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь …
Если больше есть не в силах, скажем мы …
Когда ругают нас за шалости,
Говорим .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят .
- А теперь поиграем в игру, я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?
2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать?
3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите?
4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово…
5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?
6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите?
7. Какое слово говорят при прощании?
- А сейчас мы с вами разомнёмся.
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Работают с учебником
Выполняют физические упражнения
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
- Сейчас мы с вами разберём небольшую ситуацию, послушайте, пожалуйста, внимательно
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.
- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться?
- Какие слова мы говорим при встрече?
- Какие слова мы говорим при расставании?
- Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
- Какие слова мы говорим перед сном?
- Извините, пожалуйста или простите пожалуйста
К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
-Сейчас вы поработаете в группах.
-Давайте с вами разделимся на группы. И вспомним правила работы в группе.
- Перед вами тексты. Вам нужно, посовещавшись, вставить пропущенные слова.
Работа в группах
Вставьте пропущенные слова.
1 группа: "Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: "Садитесь …”. Женщина очень вежливо поблагодарила Вову "…”. Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал "…”. Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекресток и старушка ему сказала "…”. В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами: "…”. Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: "Мальчик, скажи "…”, как можно пройти на площадь Победы? А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его "…”.
речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Создать условия для ознакомления с различными этикетными формулами; показать необходимость соблюдения правил
речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметные УУД
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения
с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг
с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные
результаты
Проявлять интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка
Организационная структура урока
II. Актуализация знаний.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают подчеркнутые строчки в рабочей тетради:
На доброе слово
Не надо скупиться…
Со словом обидным
Нельзя торопиться…
– С какими словарями работали?
(См. РМ, Приложение 2.)
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте фразы. Запишите слоги и фразы, соблюдая правила каллиграфии.
Выполняют чистописание. Записывают с доски:
Ри-ри-ри – на собеседника смотри!
Зя-зя-зя – перебивать нельзя!
Да-да-да – будь внимателен всегда!
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Прочитайте по слогам словарное слово, записанное на доске. (См. РМ, Приложение 3.)
– Запишите его в свои словарики, используя прием крестослова. Написание каких букв надо запомнить?
Записывают словарное слово в свои словарики, используя прием крестослова
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Отгадайте ребус. Что означает слово-отгадка?
– Какие бывают слова?
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова-отгадки.
– Прочитайте тему урока.
Слово – одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств.
В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательного характера, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении, стилистической функции, происхождения.
– Сегодня на уроке мы будем учиться использовать в речи вежливые слова. Я предлагаю провести урок в виде путешествия в Страну вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Для чего они нужны?
– Вежливые слова помогают общаться, мы учимся слушать друг друга, чтобы радостней и приятней было людям, чтобы не обижать, не огорчать других, быть добрыми, уважительно относиться друг другу. Эти слова учат хорошим манерам, правильному поведению.
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
– Доскажите слово в стихотворении.
Растает даже ледяная глыба
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Если больше есть не в силах,
– Какие слова благодарности вы еще знаете?
Зазеленеет старый пень,
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Какие слова приветствия знаете еще?
Мальчик вежливый и развитый
Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают об истории происхождения вежливых слов.
– Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Какие слова извинения вы знаете?
Когда нас бранят за шалости,
– Как можно еще извиниться?
И во Франции, и в Дании
– Какие слова прощания вы еще знаете?
– Это слова просьбы. Итак, все волшебные слова можно разбить на несколько групп:
1. Приветствие.2. Прощание.3. Извинение.
4. Благодарность.5. Просьба.
– Давайте соберем эти группы.
– Выполните упражнение в учебнике. Прочитайте текст.
– Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют волшебными словами русской речи?
– В чем волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы?
– Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения
Выполняют упражнение. Отвечают на вопрос. Выписывают слова в заданном порядке
V. Первичное закрепление знаний.
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Как надо произносить вежливые слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? Давайте прочитаем их с правильным выражением.
– Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
– Прочитайте задание. Подумайте, как могли вести разговор люди.
– Рассмотрите рисунки. Определите их тему.
– Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?
– Какая ситуация изображена на первом рисунке?
Работают по учебнику, выполняют задания.
– Девочка резко открывает дверь, и у мальчика падают книги.
– Какие вежливые слова можно использовать
в первой ситуации?
– Какая ситуация изображена на втором рисунке?
– Какие вежливые слова можно использовать во второй ситуации?
– Составьте по любому рисунку текст, включив
в него диалог. Работу выполняйте в парах.
– Расскажите текст так, чтобы вызвать у слушателей интерес к его содержанию.
– Запишите самостоятельно два предложения из составленного текста. (См. РМ, Приложение 4, 5.)
– Мальчик уступает женщине место в автобусе.
VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
– Выберите верный ответ.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.
Ключ: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – г.
(См. РМ, Приложение 6.)
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какой должна быть речь человека? Какую роль в общении выполняет язык?
– Назовите вежливые слова. С какой целью мы употребляем эти слова в речи?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
– Спасибо, ребята. С помощью вежливых слов вы подарили друг другу радость общения. Вы показали, что много знаете. Что же самое главное, полезное поняли на сегодняшнем уроке?
– В жизни чаще нужно пользоваться этими волшебными словами.
– Не стесняйтесь чаще говорить добрые слова. Дарите друг другу улыбки. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество на уроке.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Жестами, улыбками, рукопожатиями благодарят друг друга и учителя
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
Читайте также: