Язык и общество язык и культура конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе.

ВложениеРазмер
urok_podgotovki_k_ege_po_russkomu_yazyku_v_10.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества"

Садриева Наиля Тимуровна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

1. Организационный момент.

2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?

Составление кластера и беседа

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.

Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.

Это один из шести рабочих языков ООН.

Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.

Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.

Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.

4. Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Анализ предложения. Синтаксический разбор.

Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?

Какие виды сказуемых вы знаете?

Как называется предложение, в котором есть только один главный член?

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?

Запишите примеры из предложения.

Согласование: большая ценность;

Управление: ценность народа, пишет на котором;

Примыкание: его язык.

В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;

Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв.

Назовите слово, образованное суффиксальным способом:

5. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение.

Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.

Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.

Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

О русском языке как о языке народа писалось много.

Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.

- Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.

О русском языке как о языке народа писалось много. (безличное, простое глагольное сказуемое).

Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. (двусоставное, составное именное).

(1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).

6. Тест. Задания с выбором ответа (уровень А)

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв

А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:

сложное с подчинительной и бессоюзной связью

простое с однородными членами

А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:

эмоции, ощущения окрашивают

эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают

окрашивают то или подталкивают

А 4. Какие предложения (6 – 10) являются сложными

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова развивавшийсяиз 14 предложения

Задания с кратким ответом (уровень В)

В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В 2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание

В 3. В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения

А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.

В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.

7. А теперь обсудим домашнее задание.

В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.

Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем.

Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?

Тезис, доказательства, вывод.

Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать? Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты.

Для обсуждения представлены 5 слайдов:

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.

В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.

Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.

8. Я думаю, что наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.

навыки правописания безуда рных гласных и непроизносимых согласных в корне слова.

— Ребята, в 10 классе м ы с вами должны повторить и углубить материал,

изученный ранее. В процессе изучения отдель ных тем мы будем ра ботать не только над

совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием

— В работе нам поможет учебник. Знакомство с у чебником.

Особенностью у чебника является то, что все его разделы включа ют отрывки из

художественных произведе ний писателе й, творчество которых изучае тся в 10 — 11

классах. Большое внимание уделяе тся раз личным видам разбора (анализа) текста.

Учебник п оможет создавать ра зличные по стилю и жанр у сочинения, правильно

В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего

На форзацах у ч ебника помещены различные схемы разбора. В конце книги

приведен список литературы, который п оможет не только повторить и закрепить з нания

Язык — первое орудие труда, первая машина, помогаю щая человеку

преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и

Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества.

Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими

духовной энергии. Все сложны е движения, рожденные в глубинах нашего существа,

получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)

— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда,

— Почем у возник новение языка как социального явления и А. Гени с, и А.

Толстой связывают с тру довой деятельн остью человека (Нет языка без общества, и н ет

общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)

— Раскройте смысл п оследнего предложения второго высказывания. Найдите

ответ в первом высказ ывании. ( Проделы вал за нас логические операции, язык служит

— Назовите орфограмм у в корне в слове гигантского. (Непроизносимая

Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.

Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и

грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и вза имного

понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выр ажения в словесном

творчестве, основанных на общенародной звуковой, сл оварной и гра мматической систе ме

(язык Пу шкина); 3) реч ь, способность говорить; 4) с истема з наков, передающих

И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В

процессе тр удовой деятельности у людей появилась необходимо сть в общении: н адо было

передавать друг другу тр удовой и жиз ненный опыт. Поэтом у в про цессе общения

примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие кон кретный смысл и

передавались и з поколения в п околение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык

каждого поселения отличался от языка других племён, ж ивущих в значительном

отдалении. Этим объясняется, что на Земле с уществуе т велик ое множество языков и


На этом уроке мы поговорим о функциях языка в обществе. Мы поговорим о коммуникативной функции языка, функции познания и накопления знаний. И поразмышляем о том, почему язык так важен для людей.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Роль языка в обществе"

· Выясним, для чего нам язык.

· Узнаем, какие функции выполняет язык.

· Осознаем, насколько ценен язык для общества.

Есть известная история об Эзопе.

Вы наверняка помните, что Эзоп – это легендарный античный баснописец. Сюжеты его басен можно встретить в творчестве Лафонтена и Крылова. Эзоп славился находчивостью и остроумием.

Как известно, Эзоп был рабом. И вот однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее на свете блюдо. Эзоп приготовил и принёс язык. В другой раз Эзоп должен был приготовить самое худшее на свете блюдо. И снова он приготовил и принёс язык.


И нет, он вовсе не издевался. Он пояснил, что язык – одновременно и худшее, и лучшее в мире. При помощи языка мы ссоримся и миримся, сплетничаем и благодарим. И никто не стал бы спорить с тем, что язык крайне важен.

Как мы можем выразить свои мысли?

Человечество придумало множество систем знаков.


Даже наша мимика – это система условных знаков. Но ведь проще всего выразить мысли словами! Да, систем знаков множество. Но язык остаётся самой совершенной из них.

Язык прежде всего – это средство общения. Основная функция языка – коммуникативная, то есть, функция общения. У этой функции могут быть разные оттенки. Например, язык позволяет нам передавать информацию друг другу.

Но при помощи языка можно передать и эмоции. Например, вы можете сказать, что вы злы, рассержены, разгневаны, возмущены и так далее. Конечно, животные тоже могут выражать эмоции при помощи мимики и поведения. Но язык позволяет нам выразить целую гамму разнообразнейших чувств и их оттенков. Животные на такое неспособны.

Язык еще и позволяет нам воздействовать на окружающий мир. Например, мы можем услышать от матери вот такое распоряжение:

– Немедленно оторвись от компьютера и убери в своей комнате!

И придется немного преобразить окружающий мир.

Вообще, язык является одним из признаков человека.

Считается, конечно, что у птиц и животных тоже есть свой язык – особая система сигналов. А некоторые обезьяны даже могли выучить несколько слов и использовать их по ситуации! Однако лишь человек может выразить при помощи языка мысли, чувства и сложные понятия.

Мы овладеваем языком только среди людей. Причем, в ранние годы жизни. В истории человечества было довольно много случаев, когда детей воспитывали животные – волки, собаки или обезьяны. Но такие современные маугли после возвращения их в общество так и не могли овладеть языком в полной мере.

Даже если они начинали употреблять отдельные слова – их языковой запас оставался очень скудным. А большей частью они вообще издавали звуки, которые присущи животным.

Кроме всего прочего, язык – это еще и средство познания окружающего мира. Язык позволяет нам дать определения предметам, которые нас окружают. В детстве мир познаётся именно через язык: предметы вокруг нас постепенно обретают имена.

При этом развитие мышления очень тесно связано с развитием языка.

Мы мыслим при помощи слов. Но есть и обратная связь. При помощи языка мы можем выразить свои мысли вслух.

На самом деле, ученые так и не выяснили, что первично: мышление или язык.

Ну, а если мы думаем о чем-то, что не выражается словами – значит, это уж какие-то совсем непонятные вещи.

Однажды ученые провели эксперимент, который позволил выявить связь между речью и мышлением. Участникам эксперимента предлагали решить сложную задачу. Сделать это нужно было молча.

При решении задачи участники не говорили ничего – и все же аппаратура фиксировала напряжение голосового аппарата. То есть, участники все равно проговаривали про себя решение задачи, и речевой аппарат помогал мышлению!

Итак, язык тесно связан с мышлением. И неудивительно, что очень часто связное, ясное мышление отождествляется с грамотной, правильной речью. Поэтому если мы будем развивать речь – это поможет и развитию мышления.

Какие же еще функции есть у языка? Ну, например номинативная. Иначе говоря, язык позволяет нам дать названия предметам, которые нас окружают.

Называя слова, мы создаём картину мира. Слова – своего рода холст и краски для этой картины.

Мир, в котором нет никаких названий, для нас попросту не существует. Вспомните, чем занялся Робинзон Крузо, который оказался на необитаемом острове. Он дал названия рекам, горам и бухтам. А потом и дикарю, которого назвал Пятницей.

Если мы встречаем что-то, с чем мы раньше не сталкивались, мы срочно ищем для этого слово.

А еще язык позволяет нам накапливать и передавать знания.

Жизнь языка гораздо длиннее, чем жизнь человека. Языки часто переживают целые народы и даже цивилизации.

Именно поэтому в языках отражена память многих поколений людей. При помощи памятников словесности мы можем узнать, как жили наши предки, постигнуть их мудрость, познакомиться с их опытом и со всей их историей.

Особенно интересны в этом плане так называемые мёртвые языки. Так называются языки, на которых больше никто не разговаривает. Например, латинский, старославянский, санскрит и так далее.

Но при этом на мёртвых языках сведения всё же сохраняются – в письменной форме. Мы можем многое узнать о быте и истории народов при помощи этих языков.

Языки еще и позволяют различать нации и народы. Вспомним, как печально закончилась легенда о Вавилонской башне. Действительно – язык может и разъединять. Он даже может стать непреодолимым барьером при общении!

Но в разнообразии языков есть и определённая прелесть.

Ведь в каждом языке отображается менталитет нации. У каждого языка свои особенности. И они объясняются историей и характером народа, которому принадлежит этот язык.

Наконец, язык позволяет нам создавать произведения искусства. Кино, театр, литература… все эти виды искусства немыслимы без языка.

Какие же функции языка можно выделить?

· Основной для каждого языка является коммуникативная функция – язык как средство общения.

· Важной является функция номинативная – называние предметов.

· Язык позволяет нам познавать окружающий мир.

· Он служит для накопления и передачи знаний.

Это – основные функции.

· Но, кроме этого – в каждом языке еще и отображается менталитет нации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степень значения языка в жизни каждого человека и общества в целом неоспорима высокая. Язык используется как постоянное и основное средство общения между людьми.

Причем такой инструмент как язык выполняет множество функций, основные из которых – это способ передачи информации и способ оформления собственных мыслей. Важно также отметить, что одним из восьми известных значений языка является народ.

Язык и общество

Язык, прежде всего, является продуктом коллективного труда, и примечательно, что он был создан для того, чтобы объединять людей. В этом прослеживается его основательная взаимосвязь с обществом в целом.

Сама по себе человеческая речь имеет общественно-историческую природу. Для того, чтобы создавать что-то новое или менять старое, для того, чтобы передавать свои мысли, чувства, знания или просто воздействовать друг на друга – необходима речь.

Существование языка, как ключевого орудие общения, обусловлено историческими мотивами, это значит, что как только общество перестает употреблять определенный язык, он становится мертвым. Речь же представляет собой постоянное явление, которое было придумано и разработано человеком, но неспособно исчезнуть по причине исторических событий.

Ключевая роль языка заключается в том, что он, как ничто другое, способствует познанию закономерностей человеческого развития и окружающего мира и усвоению полученных знаний, которые необходимы для любого вида прогресса.

Такие преимущества современной цивилизации как постоянно обогащающаяся культура и развитие общества обусловлены именно этим средством языка.

Именно с его помощью культурное наследие мира и разных народов передаются из поколения и в поколение, благодаря языку достижения человечества, касающиеся науки, техники, искусства и культуры находятся в пользовании у современных людей и продолжают прогрессировать.

Язык и история народа

Язык тесно связан с историей своего народа. Во-первых, нам язык рассказывает о тех исторических изменениях, о том прогрессе, которые пережила наша родная страна.

Именно это средство общения отображает развитие того или иного народа, узнавая о трансформациях, которые в нем произошли, мы приобщаемся к историческому наследию его страны.

Язык и культура

Особенности каждого языка обусловлены менталитетом и историей, которую пережил определенный народ. Здесь прослеживается связь языка и с культурой народа, ведь именно он может показать то культурное наследие, которым обладает определенная страна.

Именно поэтому стоит понимать, что к собственному языку стоит относиться бережно, его необходимо ценить и охранять. Ведь он содержит в себе духовное и культурное наследие, и искажая его или обедняя, мы с пренебрежением относимся к нашим предкам и к самим себе.

Стоит чаще задумываться о культуре речи, ведь это крайне важно для того, чтобы чувствовать себя уверенным и образованным.

Читайте также: