А с пушкин отрывки из романов цыганы евгений онегин 3 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет.

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

О К Я С Р Т Л Н З А Ь Ф Е О С Е Н Ь

СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Почему поэт называет лесной покров таинственным ?

аллитерация ЛеСов таинСтвенная Сень С пеЧальным Шумом обнаЖалась С-Ш-Ч-Ж

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

Уж небо осенью дышало, I Уж реже солнышко блистало, I Короч е становился день, I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, I Ложился на поля туман, I Гусей крикливых караван Тянулся к югу : II приближалась Довольно скучная пора; II Стоял ноябрь уж у двора.

спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

  1. познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
  2. пробудить интерес к творчеству поэта;
  3. раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
  4. развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

  1. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
  2. Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

III. Работа с новым произведением.

-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.

  1. Проверка первичного восприятия произведения.
  1. Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
  3. Созвучно ли оно с вашим настроением?
  1. Словарная работа.
  1. При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

освобождалась от покровов (листвы)

покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

группа следующих друг за другом объектов

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?

- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Наблюдение над аллитерацией слайд 9

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске ( звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)

- Какое по настроению это стихотворение ?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

6. Работа над выразительностью

Работа с таблицами слайд10

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

Раз, два, три, четыре

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания: слайд11

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).

Чтение за диктором слайд 12

IV. Подведение итогов.

- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

Y. Рефлексия. Слайд 13

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами: слайд 14

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Ключевые слова

Лирическое стихотворение; прозаическое стихотворение; отличительные особенности стихотворного текста; средства художественной выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

На уроке мы узнаем название нового раздела, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина.

Сможем спрогнозировать свою работу.

Основное содержание урока

1.Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Второе – прозаическое произведение.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.

Обобщаем данные в сравнительную таблицу:

произведение

Прозаическое произведение

Деление текста на строфы

Деление текста на абзацы

Передача личных переживаний, чувств автора

Передача сюжета, вызвать представление о предметах и событиях

Используются средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитеты)

Слово несёт эмоциональную окраску

2. А.С. Пушкин известен как автор лирических и прозаических произведений.

А. С. Пушкин (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве, в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем французской литературы, имел большую библиотеку. Дядя был поэтом.

Стихи Саша начал сочинять, когда был ещё совсем маленьким. Его первое стихотворение было написано по-французски. Когда мальчику исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке Марии Алексеевне в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразило воображение будущего поэта.

Общение с бабушкой Марией Алексеевной, с няней Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Именно бабушка учила писать его по-русски. Няня и дядя рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Пройдут годы и некоторые из них он запишет в стихах.

Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург.

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах, невежество которого он не мог принять. 9 февраля 1837 года Пушкин на дуэли с Дантесом был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке.

За свою короткую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело – довёл до высочайшего совершенства русский литературный язык и заложил твёрдые основы всей классической русской художественной литературы, создав ряд величайших произведений в области поэзии и художественной прозы.

3. Выделим средства художественной выразительности, выражающие чувства автора в этом стихотворении.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна - краса природы

Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие - к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

литературного чтения

Цель: познакомить с биографией А.С. Пушкина; продолжить знакомство с произведениями поэта.

Развивать навык беглого, выразительного чтения, умение воспринимать учебный материал и отвечать на вопросы – чётко и развёрнуто формулировать ответ;

Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся.

Воспитывать положительную мотивацию к учению, умение работать в парах, коллективе; воспитывать чувства взаимопомощи, дружеские отношения друг к другу.

Оборудование : мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, карточки с индивидуальными заданиями.

Познавательные УУД: формировать учебно-познавательный интерес, организация рабочего места, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

1 . О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

О тдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

урок литературного чтения.

Воспринимают информацию , проверяют свою готовность к уроку.

2. Развитие умений.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с замечательным русским писателем и поэтом…

- посмотрите внимательно на его портрет и назовите мне его имя… (Александр Сергеевич Пушкин).

Открываем учебники на стр.84. Работа с текстом.

ЧИТАЕМ ПО ДВА ОБЗАЦА, ЗАТЕМ ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ, И ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ ДАЛЬШЕ.

-что писал в своем дневнике Александр Блок о Пушкине? Прочитайте ещё раз (вслух).

- когда родился А.С.Пушкин? ( Пушкин родился 6 июня 1799года )

-как вошёл в жизнь Александр Сергеевич? ( Пушкин вошёл в жизнь празднично – под звон колоколов ).

- на каком языке говорили в семье Александра?( в семье Александра Сергеевича говорили на французском языке )

-что любил отец Пушкина? ( отец Александра Сергеевича любил французскую литературу, собрал большую библиотеку – т.е. покупал много книг, а книги в те годы были очень дорогие; писал стихи ).

-кем был дядя Александра?( дядя Пушкина – Василий Львович был поэтом )

-что любил и умел делать Александр? ( Пушкин любил читать )

-когда Пушкин начал сочинять стихи? ( Пушкин начал сочинять стихи, когда был ещё совсем маленьким )

-на каком языке было написано первое стихотворение поэта? ( первое стихотворение Александр Сергеевич написал на французском языке )

-что поразило воображение будущего поэта в имении бабушки? ( в имении бабушки Александра Сергеевича поразила красота полей, лугов и леса )

9-12 абзац. (стр.85)

-что вспоминали биографы Пушкина? Прочитайте ещё раз…

-кто учил Сашу писать по-русски? ( бабушка учила маленького Сашу читать по-русски ).

- это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель.

- как звали няню и дядьку Александра Сергеевича Пушкина?

( няню Пушкина звали Арина Родионовна, а его воспитателя – дядьку – Никита ).

- что они рассказывали ему? ( няня и дядька рассказывали мальчику сказки ).

-Ребята, а кто уже знаком со стихами А.С.Пушкина и уже может рассказать любое стихотворение? ( если из детей кто-то знает, то могут рассказать )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

( Поэма это литературный жанр, большое стихотворение с сюжетом ).

- давайте выразительно прочитаем этот отрывок.

Послушайте, сначала я прочитаю вам… ( Учитель читает выразительно ).

- Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно.

- А теперь прочитаем стихотворение ещё раз выразительно…

( Дети читают отрывок. 2-3 раза вслух )

Следующий отрывок из целого романа в стихах.

Учитель выразительно читает.

– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, “ложился на поля туман” – ноябрьсамый туманный месяц, гуси улетают.)

– Как понимаете слово “караван”?

(Караван движущаяся вереница – друг за другом.)

– Найдите значение слова “сень” в словаре учебника (с. 218).

СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь .

– Как можно озаглавить этот отрывок? (“Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора” и др.)

– Приготовьтесь читать выразительно.

( Выразительное чтение учащихся.)

– Ребята, посмотрите внимательно, откуда следующий отрывок? (Этот отрывок тоже из романа “Евгении Онегин”.)

– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

– Докажите, что зима долго не наступала. Что говорит автор, найдите в тексте?

(Автор говорит:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Слово “ждала” даже повторяется два раза!)

– Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

( Дети зачитывают строчки .)

– Какие слова и выражения вам непонятны?

НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ – ночью на 3 января;

КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы.

– О чем говорит поэт: “Деревья в зимнем серебре”? Что это за серебро на деревьях?

(Он говорит об инее.)

– А “Зимы блистательный ковер”? Это о чём?

(Здесь говорится о снеге.)

– Как называется такой поэтический прием?

(Он называется метафорой .

Метафора оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства . Ровный снег похож на ковёр…)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по литературному чтению А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" и "В тот год осенняя погода.". На уроке осуществляется подробный анализ чтения поэта, проводится словарная работа, используется занимательный материал. Урок формирует умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала и способствует обогащению словарного запаса учащихся.

Задачи:1.Познакомить с новыми стихотворениями.

2. Формировать умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.

3. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

4. Формировать умение выразительно читать лирические произведения.

5.Развивать внимание к настроению автора, выраженному в произведении.

Формируемые на уроке УУД:

Познавательные:

1.Формирование умения воспринимать на слух лирическое произведение, определять произведённое им впечатление.

2. Читать вслух осмысленно. Передавая нужную интонацию.

3. Вычленять фрагменты из текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.

4.Самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре учебника.

Регулятивные:

1.Приобретение опыта самостоятельной оценки выполненных действий.

2. Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.

1.Формирование умения определять общие правила поведения на уроке.

2.Формирование умения внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием лирического произведения.

Коммуникативные:

1.Формирование умения высказывать своё мнение и выслушивать мнение собеседника.

2.Формирование умения доказывать свою позицию.

3.Умение слушать и слышать собеседника.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Слайд 2. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

Слайд 3 .-5

Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:

3. Работа с новым произведением.

Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 6.-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.

- А теперь послушайте сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и . раз! Из зеленых они превращаются . В какие. (ответы детей)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.) Слайды7-8.

Речевая разминка.

- А сегодня на уроке мы проследим как А. С.Пушкин умел передавать настроение в стихотворных произведениях.

Проверка первичного восприятия произведения. Слайды 10-11.

Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?

Созвучно ли оно с вашим настроением?

Словарная работа. Слайд 12.

- При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

Читайте также: