Языческая культура на белорусских землях конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Формы древнего язычества

Первыми формами языческих верований были:

  • фетишизм;
  • анимизм;
  • тотемизм;
  • магия и др.

Анимизм

Анимизм (происходит от латинского слова anima, означающего дух, душа) – это система представлений и верований о духах и душах как определяющих принципах мира и человеческой жизни. Анимистические образы (души, духи, демоны и т. д.) возникли как воплощение непонятных элементов, угрожавших человеку (явлений и процессов, непосредственно связанных с существованием человека). При этом духи были наделены человеческими чертами и качествами.

  • в лесу жил леший;
  • на болоте – кикимора;
  • в поле – полевик;
  • в воде – русалки;
  • дома – домовой и т. д.

Магия

Фетишизм

Культ неодушевлённых предметов – фетишей, которые, по поверьям язычников, наделены сверхъестественными свойствами, называют фетишизмом. Амулеты в виде медвежьих клыков с просверленными отверстиями для подвешивания были найдены, например, в Волковыске в культурном слое X века.

Тотемизм

Под тотемами обычно понимают совокупность верований и обрядов, связанных с идеей родства между группой людей и тотемом – определёнными видами животных, растений, реже – явлениями природы или неодушевлёнными предметами. Тотем уважали, иногда боготворили, но не причиняли вреда. Чтобы послужить тотемному животному, доставить ему радость, язычники совершали особые магические обряды, песни, заклинания, тотемные танцы, которые обычно имитировали поведение тотемов.

Как древние язычники представляли богов

Славяне представляли своих богов в виде людей с человеческими качествами, своими обычаями и поведением. Они могут быть добрыми и злыми, приносить пользу или вред людям.

Боги белорусской мифологии. Пантеон богов восточных славян

Самая важная черта язычества – это множественность богов (политеизм). В языческий пантеон славян входили боги:

  • Перун (бог грома и молнии);
  • Сварог (бог неба и небосвода);
  • его сын Даждьбог (бог солнечного света);
  • Ярило (бог весеннего плодородия и плодородия животных);
  • Мокошь (богиня судьбы, хранительница домашнего очага);
  • Тётя (жена Перуна, богиня благополучия и семьи);
  • Зюзя (бог холода);
  • Жыжаль (бог подземного огня);
  • Знич (бог вечного огня, повелитель стихии огня);
  • Стрибог (бог ветров);
  • Переплут (бог семян и всходов, а также пьяной свадьбы);
  • Велее (бог-покровитель сказителей и поэзии);
  • Лёля или Лялёка (богиня весны, девичьей красоты и любви) и другие.

Перун – высший бог древних славян

Бог грома и молнии Перун был верховным языческим божеством восточных славян. Он был похож на древнегреческого Зевса, древнеримского Юпитера, балтийского Перкунаса. Он считался повелителем неба, грома и дождя. От него зависели урожайность, количество и качество плодов крестьянского труда. Поэтому Перуна почитали ещё и как бога земледелия. В X в. он также считался богом-покровителем князя и княжеской дружины.

Языческие святилища древних славян

Место, где язычники поклонялись своим богам, приносили им жертвы, называлось святилищем (или капищем). Когда-то святилища располагались на холмах, островах, на берегах рек и озёр, в болотах. Обычно капище представляло собой площадку круглой формы, в центре которой стоял идол – образное изображение бога.

По краям площадки был очерчен ров, камни или ямы. Чаще всего святыни посвящались главному богу – Перуну. По легенде, недалеко от Полоцка на берегу озера Гросс находилось святилище Перуна. Остатки святилища X века было открыто в районе села Ходосовичи Рагачёвского района. Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого зажигали костры во время языческих ритуалов и торжеств.

Почему древние славяне сжигали умерших

С VI в. славяне в Беларуси стали сжигать умерших и хоронить их в курганах. Согласно языческим поверьям, огонь был священной очищающей силой. Огню предавали тело умершего вместе с некоторыми вещами, которые он использовал при жизни: женские украшения, керамику, инструменты. Считалось, что они пригодятся ему в загробной жизни.

Обгоревшие останки умерших людей помещали в глиняный сосуд – урну. Её оставляли там, где сооружался курган. При засыпке кургана производилось прощание с усопшим в форме военной игры или соревнования.

Летопись показывает, что в XIV в. Великий князь Литовский Гедимин после смерти был сожжён вместе со своими слугами и пленными крестоносцами.

Культ дедов

Народный календарь восточных славян

Праздники и обряды давно приурочены к определённым календарным датам. В этих праздниках прослеживаются пласты разных эпох – от самых архаичных до современных. Календарный обряд восточных славян носил аграрно-магический характер, поскольку его основная функция заключалась в обеспечении благополучия крестьянской семьи, которое зависело в первую очередь от урожая.

Зависимость жизни и труда крестьянина от природных стихий вынуждала его совершать различные обряды, приуроченные к определённым событиям, временами строго регламентированными.

В соответствии с четырьмя временами года, было четыре основных праздника, вокруг которых были сгруппированы другие. В свою очередь, главные праздники примерно накладывались на астрономические периоды, которые были связаны с солнцестоянием или равноденствием. Весь календарь вёлся циклично:

  • зимой – Рождество;
  • весной – Пасха;
  • летом – Купала;
  • осенью – Дзяды, Покрова.

Народное двоеверие в белорусской культуре

Таким образом, язычество – это результат жизни и мировоззрения людей, отражение их потребностей.

Принятие христианства на белорусских землях не уничтожило полностью языческие верования и культуру. В белорусской культуре до сегодняшнего времени сохранилось такое уникальное явление как двоеверие – синтез язычества и христианства.

Христианская Церковь была вынуждена приспособить свои праздники и обряды к календарю языческих праздников. И наоборот, языческие традиции и верования были перестроены таким образом, чтобы не вступать в открытое противостояние с христианской традицией. Многое из того, что в языческие времена носило культовый характер, сохранилось сегодня в форме фольклора или в художественной форме.


1. Картинки "Архаическая пластика в творчестве Тамары Васюк" скачать
2. Картинки "Воплощение образа животного" скачать
3. Картинки "ДПИ: керамика, предметы быта, украшения" скачать
4. Картинки "Древние городища" скачать
5. Картинки "Образ человека: скульптура, гравировка на кости" скачать
6. Презентация к уроку 4 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать
7. Ссылки на видеофайлы в ютуб скачать

2. Картинки "Образы архаической культуры и языческих верований в современном искусстве Беларуси" скачать

5. Презентация к уроку 5 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

14. Видео "Сказка о Египте" (мультфильм) скачать
15. Видео "Египет - Карнак и Луксор" ссылка
16. Видео " Луксор, Абу-Симбел, Храм Хатшепсут (обзорное видео) " ссылка
17. Видео "Гизы и ступенчатая пирамида" ссылка
18. Видео "Египет - долина царей" ссылка
19. Видео "Египет - великие пирамиды" ссылка

24. Презентация к уроку 6 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

25. Статья "Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия" скачать
26. Список фараонов Египта скачать
27. Список основных Богов Египта скачать

28. Ссылки на интернет-ресурсы к уроку 6 скачать

5. Презентация к уроку 7 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

3. Картинки "Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта" скачать
4. Картинки "Древнеегипетские мотивы в современном интерьере" скачать
5. Картинки "Древнеегипетские традиции в современном ювелирном искусстве" скачать
6. Презентация к уроку 8 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать
7. Ссылки на интернет-ресурсы к уроку 8 скачать

8. Презентация к уроку 9 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

3. Видео "Искусство Древней Месопотамии. Шумеры" скачать
4. Видео "Ворота Иштар и Дорога Процессий" ссылка
5. Видео "Ниневия" ссылка

9. Презентация к уроку 10 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

3. Презентация к уроку 15 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

6. Презентация к уроку 16 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

1. Видео "Ефес и храм Артемиды" скачать
2. Видео "Седьмое чудо света - Александрийский маяк" скачать
3. Видео "Семь чудес света - мавзолей в Галикарнасе" скачать
4. Видео "Статуя Гелиоса" скачать
5. Видео "Статуя Зевса Олимпийского" скачать
6. Видео "Храм Артемиды" скачать
7. Видео "Чудеса света Древнего Мира - Затерянные миры" скачать
8. Картинки "Александрийский маяк" скачать
9. Картинки "Галикарнасский мавзолей" скачать
10. Картинки "Колосс Родосский" скачать
11. Картинки "Статуя Зевса Олимпийского" скачать
12. Картинки "Храм Артемиды" скачать
13. Статьи из журналов "Чудеса света" скачать
14. Ссылки на интернет-ресурсы к 23 уроку скачать
15. Презентация к уроку 23 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

1. Видео "Аппиева дорога" скачать
2. Видео "Архитектура Древнего Рима" скачать
3. Видео "Древний Рим - 3д реконструкция" скачать
4. Видео "Триумфальная арка" скачать
5. Картинки "Гражданская архитектура Древнего Рима" скачать
6. Картинки "Дворцы и виллы императоров" скачать
7. Картинки "Жилые дома древних римлян" скачать
8. Картинки "Мосты и дороги Древнего Рима" скачать
9. Картинки "Мотивы древнеримского зодчества в сооружениях Беларуси" скачать
10. Картинки "Театры и центры состязаний в Древнем Риме" скачать
11. Картинки "Триумфальные арки в Древнем Риме" скачать
12. Картинки "Храмы Древнего Рима" скачать
13. Презентация к уроку 28 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать

1. Презентация к уроку 29 по пособию: Пищик О.Г. "Искусство (отечественная и мировая художественная культура): план-конспект уроков 7 класс" скачать
2. Видео "Агатовые комнаты" посмотреть
3. Видео "Рим восстановленный: Термы Каракаллы" посмотреть


1. Вспомните этапы возникновения религиозных верований у древних обитателей белорусских земель.
2. Что такое язычество?

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга: § 0-19 Язычество на белорусских землях
Напечатано:: Гость
Дата: Вторник, 1 Март 2022, 14:07

Оглавление

1. Особенности языческих верований на землях Беларуси

Как вам уже известно, языческие верования древних славян, населявших территорию Беларуси, имели индоевропейскую основу. Наши предки почитали своих богов и возводили специальные святилища, или капища. Божествам родников и рек, камням и деревянным идолам приносили жертвы.



Индоевропейские представления до наших дней сохранились в культурной памяти белорусского народа. Так, например, и сегодня существует много преданий о магической силе камней. Современные белорусы по-прежнему чтят своих предков, что проявляется в праздновании Дзядов и Радоницы.


Славяне, начавшие с IV в. расселяться на белорусских землях, столкнулись здесь с потомками балтских племен раннего железного века. Поэтому в духовной культуре (в том числе и религии) древних жителей нашего края присутствовал характерный для балтов культ змей, что проявлялось в поклонении ужу, например, Змеиному царю. Этот культ нашел отражение и в материальной культуре белорусов: одним из популярных украшений являлись браслеты со змеиными головами. Мотив змеи зафиксирован в декоре традиционной белорусской избы.

При всех отличиях в условиях существования (социальных, географических, климатических) разных языческих народов в становлении язычества можно выделить одинаковые стадии, которые касаются и формирования верований белорусского народа.


Становление язычества


У древних белорусов долгое время сохранялся культ Матери-Земли — женского божества плодородия. Это один из наиболее ранних религиозных культов. Символом плодородия сначала были магические изображения женщин-родоначальниц, эти образы позднее стали использоваться в обрядах (например, таких как Масленица, Купалье, закликание весны).

Характер высших богов в язычестве балтов и славян имел определенную специфику. В отличие от германских воинственных богов (Один — предводитель военной дружины, бог войны; Тунар — бог грома; Тивос — бог меча и др.), божества белорусского, русского, литовского язычества преимущественно были связаны с идеей плодородия. Тема войны в языческих мифах Восточной Европы почти не представлена (кроме представлений о битве Перуна с Чернобогом).

Одной из характерных черт славянского языческого пантеона является наличие так называемых демонов, либо нечистых. В отличие от персидских или древнеиндийских демонов, которых представляли могущественными, злыми, в страшном облике, славянские нечистые были похожи на человека, а их взаимодействие с людьми напрямую зависело от поступков последних. Нечистые в мифологии славян не были связаны с подземным миром, а жили на поверхности: в лесах, водоемах, полях и непосредственно рядом с человеком (в доме и хозяйственных постройках). Их негативное влияние на человека, по представлениям наших предков, можно было нейтрализовать при помощи заговоров и определенных магических обрядов.

Особенностью язычества на белорусских землях было сочетание дохристианских верований различных народов, которые в той или иной степени участвовали в формировании белорусский нации. Ученые обнаружили в религиозных представлениях наших предков следы индоевропейских, балтских, славянских и даже финно-угорских древних верований.


2. Языческие боги

На протяжении многих тысячелетий язычество подверглось многочисленным изменениям, влиянию более поздних тенденций. Оно начиналось с культа предков и дошло в своем развитии до формирования сложного и развернутого пантеона (пантеон — группа богов, принадлежащих к какой-либо одной религии либо мифологии).

Языческие пантеоны богов балтов и славян, в том числе белорусов


3. Языческие святилища на территории Беларуси


Святилища располагались на возвышенностях, островах, на берегах рек и озер, среди болот. Обычно они представляли собой площадку круглой формы, в центре которой стоял идол — образное изображение бога. По краям площадка была ограничена рвом, камнями либо ямами. Чаще всего святилища посвящались главному богу — Перуну. По преданию, одно из капищ Перуна находилось около Полоцка на берегу Воловьего озера

Сведения из древних преданий косвенно подтверждают, что на вершинах некоторых белорусских холмов стояли святилища или божницы. О сакральности таких мест кроме прочего свидетельствуют, например, предания, в которых говорится о зарытых сокровищах, а также те, где упоминаются огоньки и пламя на вершинах. Некоторые холмы даже до сегодняшнего дня носят название Капище.


Культовые языческие места в Беларуси



Сохранились сведения и о жертвоприношениях на возвышенностях. В Кричеве о горе близ Преображенской церкви еще в XIX в. говорили, что на ее вершине некогда приносили в жертву домашний скот и птицу. Подтверждением того, что на таких местах могли быть языческие святилища, а позднее строились храмы, служат предания о церкви или костеле, которые провалились и лежат под этими холмами.



Также остатки капища X в. найдены около деревни Ходосовичи Рогачевского района Гомельской области. Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого во время празднеств разжигались костры.

4. Сохранение пережитков язычества до наших дней.

Древняя языческая культура часто кажется нам таинственной и непонятной. Почти всё забылось, сегодня мы не знаем смысла многих древних символов. Но следы языческих представлений сохранились в нашей жизни: в обрядах, обычаях, художественных мотивах. Мы и сами порой не догадываемся об этом. Сохранились фамилии древнеславянского языческого происхождения: Житень, Тризна, Купала, Жаврук, Зарянка, Севрук, Журба, Зезюля, Коляда и др. Многие слова, связанные с язычеством, дошли до нас в составе географических названий, а также как названия праздников, частично для нас привычны некоторые языческие понятия: Жур, Буй, Яр, Ярило, Волот, Курган, Перун, Русалка, Масленица, Дзяды и др. Славянская языческая мифология питала творчество В. Дунин-Мартинкевича, Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, К. Буйло и многих других литераторов.

Древнее языческое происхождение имеют многие белорусские народные праздники, обряды, обычаи: Купалье, Коляды, Дзяды, Радоница, тризна, зазывание весны и прочие. Многие из них отмечаются и теперь, но уже под контролем христианских конфессий.

Для части современных белорусов характерны религиозные суеверия, которые сохраняют в себе следы язычества на уровне заговоров, зашептываний, добрых или злых пожеланий (проклятий), охранительных заговоров и высказываний.

Вопросы и задания


развивающая: расширить кругозор учащихся, представление о закономерностях исторических процессов, многогранности исторических явлений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Проверка домашнего задания осуществляется в письменной форме, для этого учитель использует следующие задания:

1) Дать определение понятиям: митрополия, епископ, монах, житие

2) Заполнить схему:






3) Заполнить таблицу:









4) Чем известны Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский?

5) Дайте развернутый ответ: Каковы результаты и значение распространения христианства на белорусских землях?

Изучение нового материала начинается с объявления темы урока и актуализации знаний учащихся с помощью следующих вопросов:

▪ что такое фреска и мозайка?

▪ кто создал славянскую азбуку и заложил начало славянской писменности?

На этапе целеполагания учащиеся самостоятельно формируют задачи урока при помощи вопросов по теме урока.

Задачи урока

Для изучения нового материала учитель формирует 4 группы, которые будут работать над определенными вопросами по теме урока:

▪ Как происходила застройка городов?

▪ Какие памятники зодчества эпохи Высокого средневековья сохранились до нашего времени?

▪ В чем отличия полоцкой школы зодчества от гродненской?

▪ Чем было представлено изобразительное искусство белорусских земель в период Высокого средневековья?

▪ Какими образцами декоративно- прикладного искусство гордиться Беларусь?

▪ Какова судьба святого артефакта из города Полоцка, сделанного по заказу Е. Полоцкой?

▪ Что свидетельствует о распространении грамотности на белорусских землях периода высокого средневековья?

▪ Перечислите дошедшие до наших дней памятники письменности, найденные на территории Беларуси?

Систематизация материала проводится в ходе заполнения таблицы:

Каменное зодчество

Изобразительное искусство

Декоративно- прикладное искусство

Памятники письменности

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что такое каменное зодчество? Приведите примеры, относящиеся к периоду Высокого Средневековья

Назовите известные вам постройки полоцкой и гродненской архитектурных школ. В чем заключалось их своеобразие?

Чем было представлено искусство белорусских земель высокого средневековья?

В чем особенности распространения грамотности на территории Беларуси? Докажите на конкретных примерах , что XI веке на белорусских землях была распространена письменность.

Для подведения итогов урока и оценивания учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель предлагает учащимся продолжить следующие предложения:

▪ Я узнал на уроке, что…..

▪ Мне понравилось на уроке…..

▪ Мне было интересно…..

▪ Мне было сложно…..

Объявление оценок за урок

Домашнее задание § 15


-75%

Читайте также: