Якушев философия конспект лекций

Обновлено: 05.07.2024

лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Название: Философия - Конспект лекций - Пособие для сдачи экзаменов.

Автор: Якушев А.В.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".
Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
Философия наряду с религией и мифологией — форма мировоззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоззрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.
В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обращенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Вопрос 2. Специфика философского знания
Вопрос 3. Предмет и методы философии
Вопрос 4. Функции философии
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
Вопрос 8. Даосизм - древнейшее философское учение Китая
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
Вопрос 12. Древнегреческая философия:
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
Вопрос 16. Философия Платона
Вопрос 17. Философия Аристотеля
Вопрос 18. Философия Эпикура
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
Вопрос 37. Философия Гегеля
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
Вопрос 39. Философия Шеллинга
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
Вопрос 42. Философия марксизма
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
Вопрос 45. Бытие
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
Вопрос 49. Диалектика
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
Вопрос 52. Общество
Вопрос 53. Общество и природа
Вопрос 54. Познание (гносеология)
Вопрос 55. Философия истории
Вопрос 56. Будущее
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
Вопрос 58. Русская философия XIX в
Вопрос 59. Русская философия ХХ в
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
Вопрос 61. Психоанализ
Вопрос 62. Современная теологическая философия
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
Вопрос 64. Герменевтика
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
ПРИЛОЖЕНИЕ



Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь сту­денту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".

Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.

Данная книга не является альтернативой учебникам для полу­чения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор — А. Г. Буланова Корректор — Д.М. Кирсанова Верстка — С.А. Симончук

ООО "Приор-издат" совместно с ООО "Концепт" 119071, г. Москва, Ленинский проспект, д.25, стр.1 http://www.xlibris.ra , e-mail prior@knigotorg.ra Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00 http://www.knigotorg.ra , e-mail: sales@knigotorg.ra Бумага газетная Гарнитура Times. Формат 70x100/32 Подписано в печать 24.03.2004 Заказ 3886. Тираж 5000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат" 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822)44-42-15 Интернет/Home page - www.tverpk.ru . Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru .


Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3

Вопрос 2. Специфика философского знания 5

Вопрос 3. Предмет и методы философии 5

Вопрос 4. Функции философии 7

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 10

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 11

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 12

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 13

Вопрос 10. Древнеиндийская философия 14

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16

Вопрос 12. Древнегреческая философия: 16

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 18

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 20

Вопрос 15. Философия киников и стоиков 22

Вопрос 16. Философия Платона 24

Вопрос 17. Философия Аристотеля 26

Вопрос 18. Философия Эпикура 28

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 28

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 30

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 31

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 33

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 34

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 36

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 39

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 41

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 42

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 44

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 47

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 50

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 51

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 51

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 53

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 54

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 56

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 58

Вопрос 37. Философия Гегеля 61

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 64

Вопрос 39. Философия Шеллинга 65

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 66

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 68

Вопрос 42. Философия марксизма 68

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 70

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 71

Вопрос 45. Бытие 73

Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 73

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 76

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 78

Вопрос 49. Диалектика 79

Вопрос 50. Альтернативы диалектики 82

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 83

Вопрос 52. Общество 87

Вопрос 53. Общество и природа 89

Вопрос 54. Познание (гносеология) 93

Вопрос 55. Философия истории 94

Вопрос 56. Будущее 97

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 98

Вопрос 58. Русская философия XIX в. 100

Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 103

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 106

Вопрос 61. Психоанализ 109

Вопрос 62. Современная теологическая философия 111

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 112

Вопрос 64. Герменевтика 114

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 117

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

Основными мировыми религиями являются:

христианство;

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не-

объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические


Многообразие философских учений и направлений - исходит от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определятся тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: ". так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев е, стали считать ее начала началами всего существующего" Якушев А. В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. - С. 113.

Самое известное деление философов это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

По мнению А.Н. Чанышева, "Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии история борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами). Из философов "одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю. утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же", другие же настаивают на том, что "истинное бытие это некие умопостигаемые и бестелесные идеи". При этом Платон говорит о борьбе между этими двумя видами философов: первые всех тех, кто говорит, что есть нечто бестелесное, "обливают презрением", вторые же не признают тела за бытие. "Относительно этого (т.е. того, что принять за бытие: тела или идеи) между обеими сторонами, заключает Платон свой рассказ о двух видах философов, происходит сильнейшая борьба". Платон на стороне вторых философов. Он называет их "более кроткими".

Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа, и все остальное она рассматривает через "призму" природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества то это объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это субъективный идеализм.

Материалисты идут от природы, от материи и объяснят явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объяснят все остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, высшее через низшее.

Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те, и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты абсолютизируют управляще-преобразущую способность человека (в управляще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его) Лавриненко В.Н. Философия. Серия: Institutiones. - М.: ристъ, 1998. - С. 59.

Есть еще одно различие между материализмом и идеализмом, о котором писал

А.И. Герцен: ". идеализм стремился уничтожить вещественное бытие, принять его за мертвое, за призрак, за ложь, за ничто, пожалуй, потому, что быть одной случайность сущности весьма немного. Идеализм видел и признавал одно всеобщее, родовое, сущность, разум человеческий, отрешенный от всего человеческого; материализм, точно так же односторонний, шел прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел отделение мозга, в эмпирии единый источник знания, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых; для него был разумный человек, но не было ни разума, ни человечества" Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М. Прогресс, 2008. - С. 152.

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. "Невозможно логическими доводами, справедливо замечает

Л.Н. Гумилев, примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие как безусловное зло. " За примерами не нужно далеко ходить. Вот мнение Гегеля: ". все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы". Прямо противоположного мнения придерживался биолог Р. Майер. "Природа в ее простой истине, писал он, является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа".

Другое известное деление философов на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолтизируют его. Соответственно они абсолтизируют знание, все непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты это любители парадоксов, загадок, мистики и т.п. Они абсолтизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и иррационализм это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Эмпиризм абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Эмпиризм - философское направление, которое усматривает в опыте (внешнем и внутреннем) единственный источник познания. В силу своего промежуточного характера эмпиризм может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к порядку и беспорядку. Рационализм (лат. ratio - разум) - философское направление, противоставляющее мистике, теологии и иррационализму убеждение в способности человеческого разума познавать законы природы и общества. Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство.

Разум (лат. ratio - разум) - высшая, существенная для человека способность осмыслять всеобщее, в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных Василенко В. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Наука, 1996. - С. 401.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны, понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может "часть" (а разум - пусть главная, но все же "часть") управлять, "вертеть" целым?

Да, действительно, разум лишь "часть", но такая, которая делает целое целым. Разум интегральное "свойство" человека, делающее его целым, т.е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между "частями" человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское "я мыслю, следовательно, существу". Иррационалистам ближе шекспировские слова: "Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам". Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине Воронина Н.. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций: учеб. пособие. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. - С. 212.

Философов делят также на догматиков и скептиков. Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т.е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики это философы-чистильщики, философы-мусорщики.

Критическое философское размышление весьма полезно для определения и уточнения границ философствования, для выяснения того, что может философия, а что не может. Щуки в философии так же нужны, как и караси. На то и щука, чтобы карась не дремал, говорит пословица. В древности была целая школа таких философов. Интересны названия сочинений знаменитого философа-скептика Секста Эмпирика: "Против логиков", "Против физиков", "Против ученых".

Крайние догматики это уже не философы, а люди, которые утверждают и отстаивают идеи, несмотря ни на какие обстоятельства, без учета конкретных условий. Они не терпят никаких возражений и не выносят никакой критики. Крайние догматики это либо фанатики, либо люди с окостеневшим рассудочным мышлением. Крайние скептики тоже уже не философы, а люди, ни во что не верящие, подвергающие все сокрушительной, уничтожающей критике. Скептик - человек, относящийся ко всему с недоверием, во всем сомневающийся. Это либо злопыхатели, которым все не по нутру, либо очень мнительные люди.

Заслуживает внимания и такое деление философов: на субъективистов, объективистов и методологистов в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся большинство материалистов, натурфилософы, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты. Наконец, философы-методологисты осмыслят преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

В последние сто-двести лет появились философы, которые, образно говоря, обслуживают связь философии с другими формами культуры. Философия существует ведь не в безвоздушном пространстве. Как часть культуры она тесно связана с другими ее частями. Человеческая культура как таковая едина и многообразна. Если представить ее в виде дискретно-непрерывного поля, то на нем отчетливо выделятся некоторые "участки" наука, искусство, практика, религия и, конечно, наша философия. Эти "участки" культурного поля, с одной стороны, относительно самостоятельны, независимы друг от друга, с другой, тесно связаны друг с другом, имеют между собой много промежуточных звеньев-переходов. Философия, например, плавно переходит в науку, а наука в философию. С одной стороны, в философии работают сциентизирующие философы (философы науки, философы-методологи, специализирующиеся на проблемах научного познания), с другой в науке работают философствующие ученые, разрабатывающие проблемы общенаучной и частнонаучной методологии. Такую же тесную связь мы видим между философией и искусством. Есть философы, специализирующиеся исключительно на философском осмыслении искусства и литературы, а есть философствующие искусствоведы и художники. Теперь, если мы возьмем философию и практику, то совершенно отчетливо увидим, с одной стороны, философов-прагматиков, философов-инструменталистов, например, а с другой, философствующих политиков, государственных деятелей, менеджеров, изобретателей, инженеров и иных практических специалистов. Если говорить о переходных звеньях между философией и религией, то их также немало. Есть богословствующие, религиозные философы и есть философствующие богословы и священнослужители Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. - Симферополь: СОНАТ, 1999. - С. 234.



^ Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь сту­денту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".

Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.

Данная книга не является альтернативой учебникам для полу­чения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор — ^ А. Г. Буланова Корректор — Д.М. Кирсанова Верстка — С.А. Симончук

ООО "Приор-издат" совместно с ООО "Концепт" 119071, г. Москва, Ленинский проспект, д.25, стр.1 http://www.xlibris.ra , e-mail prior@knigotorg.ra Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00 http://www.knigotorg.ra , e-mail: sales@knigotorg.ra Бумага газетная Гарнитура Times. Формат 70x100/32 Подписано в печать 24.03.2004 Заказ 3886. Тираж 5000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат" 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822)44-42-15 Интернет/Home page - www.tverpk.ru . Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru .


Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 4

Вопрос 2. Специфика философского знания 5

Вопрос 3. Предмет и методы философии 6

Вопрос 4. Функции философии 7

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 10

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 11

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 13

Вопрос 10. Древнеиндийская философия 14

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16

Вопрос 12. Древнегреческая философия: 16

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 18

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 20

Вопрос 15. Философия киников и стоиков 22

Вопрос 16. Философия Платона 24

Вопрос 17. Философия Аристотеля 26

Вопрос 18. Философия Эпикура 27

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 28

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 30

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 31

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 32

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 33

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 36

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 39

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 41

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 41

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 44

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 47

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 50

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 51

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 51

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 53

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 54

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 56

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 57

Вопрос 37. Философия Гегеля 61

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 63

Вопрос 39. Философия Шеллинга 65

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 66

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 67

Вопрос 42. Философия марксизма 68

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 70

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 71

Вопрос 45. Бытие 73

Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 73

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 76

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 77

Вопрос 49. Диалектика 79

Вопрос 50. Альтернативы диалектики 82

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 83

Вопрос 52. Общество 86

Вопрос 53. Общество и природа 89

Вопрос 54. Познание (гносеология) 93

Вопрос 55. Философия истории 94

Вопрос 56. Будущее 97

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 98

Вопрос 58. Русская философия XIX в. 100

Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 103

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 106

Вопрос 61. Психоанализ 109

Вопрос 62. Современная теологическая философия 111

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 112

Вопрос 64. Герменевтика 113

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 114

Читайте также: