Ядро його структурна організація та функції конспект уроку 9 клас
Обновлено: 05.07.2024
Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные структуры ядра, и уметь охарактеризовать его функции.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: информационный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Оборудование: учебная программа PowerPoint.
Содержание и структура урока:
I. Организационный момент (1-2 мин.)
– Добрый день! Сегодняшний урок наполнен большим объемом информации. Настроимся на результативную работу. Будьте активны, показывайте свои знания
Тема урока. План урока. Презентация. Слайд №1
II. Проверка знаний (10 мин.)
– Мы изучили органоиды клетки. Вспомним.
– Что называется органоидами клетки? И какие органоиды мы изучили. Слайд №2
– О каком органоиде идет речь? (1 подсказка)
– Модели каких органоидов здесь изображены?
– Назовите общие черты строения этих органоидов. (Митохондрии и хлоропласт;Имеют двумембранное стороение,меют кольцевую ДНК и способны к воспроизведению себе подобных.) (Слайд №4)
– Какой органоид изображен на слайде? (Слайд №5) (ЭПС)
– Какая клеточная структура изображена на следующем слайде и какую функцию она выполняет? ( слайды №6-9)
– Какой биологический объект изображен, и какой процесс происходит? (Слайд №10) (Амеба питается путем фагоцитоза)
– Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом. (Слайд№11)
Ответ: Взаимопрверка в парах за партой
III. Изучение нового материала
А) Эукариотическое ядро (особенности) Слайд №13 и №14, текст учебника 5.2.2
Форма ядра (Сферическая .Эллипсовидная)
Размеры ядра (Диаметр ядра обычно 3-10 мкм
Встречаются клетки двуядерные ( инфузории) и многоядерные (опалины)
Некоторые высокоспециализированые клетки вторично утрачивают ядро (Эритроциты млекопитающих .Ситовидные трубочки покрытосеменных)
Б) Обратитесь к учебнику к параграфу 5.2.2 и просмотрев его быстро сориентируйтесь, какие структурные элементы входят в состав ядра. Ответ занесите в карточку.
1 мин. и проверка (Ядерная оболочка, Ядерный сок, Ядрышко, Хроматин
Ядерная оболочка слайд №17
Часть мембранной системы клетки
Состоит из двух мембран
Наружная мембрана покрыта рибосомами
Внутренняя мембрана гладкая
Функции: Обмен веществ между ядром и цитоплазмой
Вопрос: каким путем происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой? ( через поры)
Ядерный сок Слайд №17 (кариоплазма, нуклеоплазма) – внутреннее содержимое ядра
Состав: ферменты ,белки, нуклеотиды. Аминокислоты, АТФ
Ядрышко – плотное округлое тельце. Погруженное в ядерный сок
Образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре РНК
Состоит из скопления рРНК и субъедениц рибосом
Обнаруживается только в неделящемся ядре
Задание№ 5 карточек
– Что формируется в ядрышке ядра? (Стр 16, Слайд №18) Сравните показания двух по разному звучащих структур
Это одна и та же структура. Соответствуют разным фазам жизни клетки
Рассмотрим строение хромосом ( слайд №19) на слайде не все части хромосом подписаны, найдите не достающие надписи в учебнике на рис 5.15
5 — центромера;
6 — вторичная перетяжка;
7 — спутник;
8 — хроматиды;
9 — теломеры.
В) Кариотип – характерные для вида особенности хромосом (то есть их количество, размеры, форма, наличие спутников и т.д.) называют (Слайды №№20-22)
Особенности кариотипа:
В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома из отцовского организма другая из материнского)
Г) Функции ядра (слайд 23)
1. Хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления
2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков.
3. Место образования субъедениц рибосом
IV. Закрепление изученного материала. Проверка правильного заполнения карточки карточек. (2-3 мин.)
V. Проведение рефлексии урока (1 мин.)
Объявляется итог урока: На уроке мы познакомились со строением ядра ,изучили компоненты ядра и их функции.
VI. Домашнее задание (1 мин.)
– Изучить параграф 5.2.2 ( Общая биология Авторы: Захаров В.Б, Сонин Н.И, МамонтовС.Г )
– записи в тетради, карточки
Подготовка к проверочной работе
Задачи: изучить строение ядра как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.
Элементы содержания: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, гаметы.
Тип урока: комбинированный.
- Организационный момент
- Проверка знаний учащихся
Закончите предложение (работа по карточкам)
Рассмотреть строение клеточной мембраны можно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет двойной слой молекул липидов, в котором расположены молекулы белков. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. Питательные вещества попадают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в пищеварительных вакуолях расщеплению под действием пищеварительных ферментах.
- электронного микроскопа; 2.) двойной слой молекул липидов; 3) молекулы белков; 4) избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. 5)
пиноцитоза и фагоцитоза; 6) в пищеварительных вакуолях; 7) пищеварительных ферментах
Рассказ учителя с элементами беседы
Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а а имеющие ядро – эукариотическими.
Растения, животные, грибы бактерии, цианобактерии
Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.
- Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)
- Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.
- Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.
Состоит из двух мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;
Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.
Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) - внутренняя полужидкая среда, где находятся ядрышки и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.
Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.
Функции: синтез РНК; формирование рибосом.
Хромосомы (хроматин - нити ДНК)
Функции: хранение и передача наследственной информации.
- Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.
Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.
Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.
На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.
Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.
Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, гомологичные хромосомы.
Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.
Кариотип – набор хромосом, содержащийся в клетках одного организма.
Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.
Все клетки организма делятся на соматические и половые (показать в виде схемы)
Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n
У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
- Почему клетки, из которой удалено ядро, не может долго существовать?
- Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
- Какие функции выполняет ядро?
Домашнее задание: записи в тетради, § 15, соответствующий материал в учебнике.
Содержание видеоурока даёт чёткое представление о строении ядра эукариотической клетки. Вы познакомитесь с основными функциями ядра и строением хромосом. Узнаете о том, что такое хроматин и кариотип. В данном уроке приведены следующие понятия: ядро, ядрышко, хроматин, хромосома, соматические клетки, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, кариотип
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Строение и функции ядра"
В 1831 году английский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. Ядро − это центр управления клеткой.
Оно содержится практически во всех клетках многоклеточных организмов за исключением красных кровяных телец – клеток крови – эритроцитов и кровяных пластинок тромбоцитов, они лишены ядра.
Не имеют оформленного ядра и одноклеточные бактерии, по этой причине их называют прокариотами. То есть доядерные одноклеточные живые организмы.
Ядро необходимо для осуществления двух важных функций:
1 функция: это деление клетки, при котором образуются подобные материнской − новые клетки.
И 2 функция: регуляция всех процессов белкового синтеза, обмена веществ и энергии, идущих в клетках.
В большинстве клеток ядро шаровидное или овальное. Однако встречаются ядра и другой формы (ветвистые, палочковидные, лопастные, чётковидные, подковообразные и другие.). Размеры ядер колеблются в широких пределах − от 3 до 25 мкм.
Наиболее крупным ядром обладает яйцеклетка.
Большинство клеток человека имеют одно ядро, но существуют также двухъядерные и многоядерные клетки (например, волокна поперечно-полосатых мышц).
Одноклеточный организм инфузория туфелька так же содержит два ядра.
Рассмотрим строение ядра подробнее.
От цитоплазмы оно отделено двойной мембраной. Которая состоит из наружной и внутренней мембраны.
Пространство между наружной и внутренней мембранами оболочки клеточного ядра – перинуклеарное пространство, заполнено полужидким веществом.
В некоторых местах мембраны сливаются друг с другом, образуя поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой.
Из ядра в цитоплазму транспортируются в основном разные виды РНК. В частности, матричная РНК, которая синтезируется в ядре на основе ДНК.
А из цитоплазмы в ядро поступают все ферменты, необходимые для синтеза РНК.
Наружная ядерная мембрана со стороны, обращённой в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, внутренняя мембрана гладкая.
Ядерные мембраны являются частью мембранной системы клетки: выросты наружной ядерной мембраны соединяются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов.
Ядро также содержит ядрышки, количество которых может колебаться от одного до семи.
Ядрышко − это немембранная внутриядерная органелла. Которая представляет собой комплекс белков и предшественников рибосомных субъединиц.
Основная функция ядрышка − это синтез РНК и белков, из которых формируются особые органоиды – рибосомы.
Рибосомы синтезируют белки из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК.
Рибосомы представляют собой комплексы рибосомальной РНК с белками.
В ядрышке образуются предшественники рибосом, которые перемещаются к порам ядра, проходят через них в цитоплазму клетки и превращаются в рибосомы. Где, они принимаются за синтез белков.
Вокруг ядра рибосомы и другие органеллы плавают в цитоплазме. Рибосомы могут свободно перемещаться в цитоплазме. Либо прикрепляться к эндоплазматической сети.
Ядро содержит ДНК, которая диктует что клетка будет делать и как она это будет делать.
До деления, генетический материал клетки находиться в виде хроматина − комплекса ДНК, РНК и белков.
Когда клетка готова к делению ДНК сильно уплотняется.
Каким же образом это происходит?
Перед делением клетки, ДНК дважды обматывается вокруг белков гистонов. В результате чего формируются структурные части хромосомы – нуклеосомы.
Хромосома – это наиболее компактная форма хранения наследственного материала клетки. По сравнению с нитью ДНК укорочение составляет примерно 1600 раз.
Хромосома представляет собой палочковидную структуру и состоит из двух сестринских хроматид, которые удерживаются благодаря первичной перетяжки - центромеры.
Хроматида – это нуклеопротеидная нить, половинка двойной хромосомы.
Центромера делит хромосому на короткое и длинное плечо. К центромере во время деления клетки, присоединяются нити веретена деления.
Это веретенообразная система микротрубочек. Микротрубочки веретена присоединяются к белковым структурам хроматид в области центромер и обеспечивают движение хромосом по направлению к полюсам.
Хромосома может быть одинарной (состоять из одной хроматиды) и двойной (из двух хроматид).
В обычном состоянии нити ДНК расплетены. Это необходимо для того что бы участки ДНК – гены, в которых зашифрована структура какого-либо белка, свободно функционировали.
Так как это возможно только тогда, когда ДНК деспирализована, то есть расплетена.
Хромосомный набор клетки
Клетки, которые составляют тело многоклеточных организмов и не принимают участия в половом размножении, называются соматическими клетками. К ним относят, например, нервные, мышечные клетки, эпителиальные.
В ядрах таких клеток содержится двойной (диплоидный) набор хромосом. То есть по две хромосомы каждого вида − (гомологичные хромосомы).
Гомологичные хромосомы – это парные, одинаковые хромосомы (одна от матери –другая от отца).
Половина хромосом, которая досталась от (гаплоидного) сперматозоида отца и вторая половина от материнской (гаплоидной) яйцеклетки. То есть диплоидная соматическая клетка образовалась путём слияния 2 гаплоидных гамет.
Гаплоидный набор хромосом – это набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждая хромосома представлена в единственном числе, в отличие от диплоидного набора, когда каждой хромосомы по две. Таким образом гаплоидный набор хромосом содержится в ядрах половых клеток (гамет).
Каждый организм имеет определённое количество хромосом. Такой набор называется кариотипом.
В кариотипе человека 46 хромосом − 44 из которых аутосомы и 2 половые хромосомы.
Диплоидный набор хромосом − это 46 хромосом, а гаплоидный набор, это 23 хромосомы.
Количество хромосом не определяет уровень сложности организмов. Например, мушка-дрозофила содержит 8 хромосом, зелёная жаба – 26, гидра пресноводная -32 хромосомы, человек 46, речной рак – 118, домашняя собака – 78 хромосом.
Таким образом кариотип − это совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип) или данного организма (индивидуальный кариотип).
Именно индивидуальность кариотипа сохраняет видовое постоянство из поколения в поколение.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: создать условия для изучения строения ядра в связи с выполняемыми функциями.
2. Углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки, охарактеризовать его важнейшие структуры.
3. Сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.
4. Продолжить формирование умений сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания.
5. Продолжить развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при выполнении заданий разного уровня сложности, развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при взаимопроверке, самоконтроле.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные структуры ядра. Уметь охарактеризовать функции ядра.
Этапы урока:
I. Организация начала урока. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Учитель предлагает карты самоконтроля ; карточку учета знаний и умений (см. приложение 1,2).
- Из предложенного списка терминов выберите те, которые вам хорошо известны и вы можете рассказать об их функциях ( проговаривают по цепочки).
Список терминов: митохондрии ; хлоропласты; ядро; хроматин; комплекс Гольджи; рибосомы; ЭПС; мембрана; ядрышко; кариоплазма.
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом , озвучивает тему и цель урока.
Учащиеся формулируют задачи своей учебной деятельности на данном уроке (запись на доске и в тетради).
2.Охарактеризовать важнейшие структуры ядра.
3.Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
II . Проверка домашнего задания.
Тестирование (выяснить степень усвоения всеми учащимися предыдущего материала, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях). Взаимопроверка.
обязательная часть
а) ЭПС; б) комплекс Гольджи; в) клеточный центр; г) митохондрии;
2. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией?
а) митохондрии б) хлоропласты в) комплекс Гольджи г) рибосомы
3. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) центриоли.
4. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?
а) комплекс Гольджи; б) клеточный центр; в) ЭПС; г) миофибриллы.
5. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
6. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза?
а) лизосомы; б) рибосомы; в) ЭПС; г) комплекс Гольджи.
7. Какие органоиды способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
8. Функции гладкой ЭПС:
а) синтез белков; б) синтез углеводов и липидов; в) синтез АТФ; г) синтез РНК.
Дополнительная часть
1. Укажите одномембранные органоиды клетки:
а) рибосомы; б) комплекс Гольджи; в) митохондрии ; г) хлоропласты ; д) лизосомы; е) ЭПС.
2. Что такое фагоцитоз?
а) работа калий – натриевого насоса
б) уничтожение микроорганизмов
в) захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь
г) захват мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки
3.Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?
а) клетки мякоти листа; б) клетки волос млекопитающих; в) клетки мозга человека; г) клетки коры дерева.
III . Подготовка учащихся к усвоению нового.
- Назовите важнейший органоид эукариотической клетки, который отвечает за хранение наследственной информации.
IV . Изучение нового материала.
VI . Первичная проверка понимания.
Работа индивидуальная с текстом учебника.
(один учащийся выполняет задание на доске). Самооценка . Задание. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1 .Клетки, содержащие одно или несколько ядер, прокариотическими.
2. Ядерная оболочка ограничивает ядерное содержимое в клетках всех организмов.
3. Хромосомы состоят из молекул ДНК, РНК.
4.На хромосомах синтезируются молекулы белка.
5. Хромосомы неделящейся клетки имеют вид глобулы.
6. Основное значение ядрышка – формирование ДНК.
7.В гаметах человека диплоидный набор хромосом, в соматических гаплоидный.
VII . Закрепление знаний. Работа в парах. (Взаимопроверка)
Задание. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
Ядерная оболочка
Двухслойная пористая. Наружная мембрана переходит в мембраны_______. Свойственна всем клеткам животных и растений, кроме бактерий и синезеленых, которые не имеют __________.
Отделяет ядро от__________. Регулирует транспорт веществ из ядра в ____________(РНК, субъединицы рибосом) и из _______________(белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)
Хромосомы (хроматин)
В интерфазной клетке хроматин имеет вид мелкозернистых нитевидных структур, состоящих из молекул ДНК и белковой (нуклеопротеидной) обкладки. В делящихся клетках хроматиновые структуры спирализуются и образуют хромосомы. Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.
Хроматиновые структуры - носители ДНК-ДНК состоит из участков - генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. Совокупность хромосом, а следовательно, и генов половых клеток родителей передается детям, что обеспечивает устойчивость признаков, характерных для данной популяции, вида. В хромосомах синтезируются______, _________, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка
Шаровидное тело, напоминающее клубок нитей. Состоит из белка и_________. При делении клеток ______________.
Формирование половинок рибосом из рРНК и белка. Половинки (субъединицы) рибосом через поры в ядерной оболочке выходят в цитоплазму и объединяются в рибосомы.
Ядерный сок (кариолимфа)
Полужидкое вещество, представляющее коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, _____________, минеральных солей.
Участвует в транспорте веществ и ядерных структур, заполняет пространство между ядерными структурами; во время деления клеток _____________с цитоплазмой
VIII .Подведение итогов занятия . Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целью и задачами. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поставьте соответствующую оценку в карточке учета знаний и умений, сдайте учителю для выставления в журнал ( карты самоконтроля сдаются с карточкой учета знаний и умений).
- воспитывать уважение друг к другу во время работы в группе.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Орг.момент
2. Актуализация и проверка знаний:
1)Работа у доски
Задание: назвать изображенные органоиды клетки
- Какова роль клеточной оболочки?
- Как вы понимаете данное утверждение - Плазматическая мембрана обладает свойством избирательной проницаемости.
- Назовите мембранные и немембранные органоиды клетки.
Соотнеси органоиды с их функциями.
3. Плазматическая мембрана
5. Эндоплазматическая сеть
1-г, 2-а, 3-д, 4-е, 5-в,б
б) биосинтез белков
в) упаковка и транспорт синтезированных клеткой веществ;
г) производство энергии и накопление ее в виде АТФ;
д) защита, питание, выделение;
е) переваривание органических веществ внутри клетки;
3. Изучение нового материала
1. Формулировка темы урока, цели урока:
Сформулируйте цель нашего урока.
Какую информацию можно получить о ядре:
(Чем покрыто ядро, чем заполнено ядро, что находится у него внутри, т.е. изучить строение ядра и выяснить какую функцию выполняет).
2. Основные структурные компоненты ядра
= Как правило, эукариотическая клетка имеет одно ядро, но встречаются двуядерные (инфузории) и многоядерные клетки (опалина). Некоторые высокоспециализированные клетки вторично утрачивают ядро (эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки покрытосеменных).
Форма ядра — сферическая, эллипсовидная, реже лопастная, бобовидная и др.
= Работа с учебником
Ядро – важнейшая составная часть клетки, которая выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, а также регулирует все процессы, протекающие в клетке.
Строение ядра
Ядерный сок (нуклеоплазма) – полужидкое вещество (в гелеобразном состоянии), представляющее внутреннюю среду ядра. В ядерном соке находятся ядрышки и хромосомы. Ядерный сок имеет сложный состав: аминокислоты, белки, ферменты и др.
Ядрышко – плотное округлое тельце, состоящее из РНК и белка. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом, в них синтезируется РНК. Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.
Хромосомы. В неделящихся ядрах хромосомы имеют вид тончайших нитей, их не видно в световой микроскоп. Эти нити представляют собой ДНК в соединении с белком (хроматин).
Хроматин – спирализованные и уплотненные участки хромосом.
-равноплечие - неравноплечие - палочковидные
У человека 46 хромосом.
Функции ядра: хранение и передача наследственной информации, а также регуляция всех процессов, протекающих в клетке.
Физминутка – Гимнастика для глаз
3.Прокариоты и эукариоты
= Но ядро есть не во всех клетках. Первоначально появились организмы, в клетках которых ядро отсутствовало. Их назвали прокариоты (безъядерные). Наследственная информация у прокариот представлена в виде кольцевой молекулы ДНК. К данной группе организмов относятся бактерии и сине-зеленые водоросли.
Организмы, имеющие ядро называют эукариоты. К ним относятся растения, грибы, животные.
4.Закрепление
- Работа в группах: Задание с текстом (задание 27 ОГЭ) Слайды 4,5
- Тест (на слайдах 6-10)
1.Главным компонентом ядра являются
2.Характерной особенностью всех прокариот является
1) наличие хлорофилла
2) круглая форма
3) передвижение с помощью жгутиков
4) присутствие одной кольцевой молекулы ДНК
3.Какой из указанных на рисунке объектов относится к прокариотам?
4.Рассмотрите рисунок клетки, какой органоид обозначен буквой А. Как он называется?
Читайте также: