Я полонский в хвойном лесу лунный свет конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

На скамье, в тени прозрачной
Тихо шепчущих листов,
Слышу – ночь идёт, и – слышу
Перекличку петухов.
Далеко мелькают звёзды,
Облака озарены,
И дрожа тихонько льётся
Свет волшебный от луны.
Жизни лучшие мгновенья –
Сердца жаркие мечты,
Роковые впечатленья
Зла, добра и красоты;
Всё, что близко, что далёко,
Всё, что грустно и смешно,
Всё, что спит в душе глубоко,
В этот миг озарено.
Отчего ж былого счастья
Мне теперь ничуть не жаль,
Отчего былая радость
Безотрадна, как печаль,
Отчего печаль былая
Так свежа и так ярка? –
Непонятное блаженство!
Непонятная тоска!

Самобытный талант Я. П. Полонского подтверждается богатством выразительных средств, которые можно найти в небольшом по объему стихотворении, это:

Первая часть стихотворения живописует картину чудесной лунной ночи, вызывающей необычайное воодушевление героя. Но Полонский-философ одерживает верх над Полонским-лириком. Красоты ночной природы навевают лирическому герою, склонному к меланхолии и самоанализу, мысли о прошлом. Драматические нотки, вплетенные в ткань стихотворения, свидетельствуют о пережитых автором роковых чувствах.

При всей многомерности произведения акцент все же сделан на печали – испытанного в прошлом счастья не жаль, а радость безрадостна. Но парадокс состоит в том, что лирическому герою дорога эта печаль: она является источником блаженства, и объяснить такое душевное состояние молодому поэту не под силу.

Конспект урока литературы в 10 классе

Цели: формирование общих представлений о жизни и творчестве Полонского; формирование умений интерпретирования и исследования лирического произведения; выявление особенностей художественного мира Полонского.

Урок литературы. 10 класс. Учитель: Бубукина Е.В.

Тема: В художественном мире Якова Петровича Полонского.

формирование общих представлений о жизни и творчестве Полонского;

формирование умений интерпретирования и исследования лирического произведения;

выявление особенностей художественного мира Полонского.

«Мое сердце – родник,

Оборудование: портрет Полонского, выставка книг.

Вступительное слово учителя.

Когда я слышу этот романс, мое сердце переполняется гордостью, потому что эти теплые, романтически грустные стихи принадлежат русскому поэту Якову Петровичу Полонскому, родившемуся на рязанской земле. И по прошествии многих лет стихи кажутся свежими и юными, будто только вчера возникли из струн нежной лиры нашего земляка. Человеку важно знать свои корни, и поэтому я приглашаю вас сегодня на задушевную беседу в литературную гостиную, чтобы прикоснуться к истокам поэзии Я.П.Полонского, убедиться в том, что … (на экран поочередно эпиграфы ) 1,2,3,4,5

2.Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.

Экскурс по основным этапам жизни Полонского.

Ворошилась весна, ворошилась!

Под окном я встречаю весну.

Просыпаются силы зеленые,

А усталого клонит ко сну.

И напрасно черемухи запахи

Мне приносит ночной ветерок;

Я сижу и тружусь; сердце плачет,

И нужда задает мне урок.

Об этой долгой, но очень счастливой жизни расскажут наши экскурсоводы, а слушающим предлагаю собирать материал о поэте. (Раздать таблицы.)

Я.П.Полонский (1819 – 1898 г.г.)

Этапы жизненного и творческого пути

Из детства и юности

Полонский как поэт

Стихи, которые услышал

Особенности лирики Полонского

3. Чтение учащимися наизусть стихотворений Полонского, интерпретация.

Как вы поняли стихи Полонского и сумели выявить особенности художественного мира поэта? Анализ стихотворений, выполненный учащимися.

4.Закрепление нового.

Художественный мир Полонского

1. Пейзажи не привлекают Полонского.

2. Не природа, а люди, их неудачи, их печали, тревоги – вот что интересует Полонского.

4. Но о ком бы поэт ни писал, его прежде всего интересует внутренняя, интимная тревога его героев, их мысли, чувства, переживания.

За моей стеной бездушной

Чью-то душу слышу я;

Долетает до меня

В струнных звуках чье-то сердце.

5. Простая форма стихотворения, естественные разговорные интонации переход стихотворений Полонского в область песен. Композиторы Рубинштейн, Танеев, Даргомыжский, Рахманинов, Чайковский положили на музыку более 50 стихотворений Полонского.

5.Рефлексия – синквейн о Полонском

Думаю, что сегодняшняя встреча с Яковом Полонским разбудила в нас какие-то уснувшие струны, заставила задуматься о высоких и благородных чувствах. Конечно же, мы не прочитали Полонского до конца, но убедились в том, что творчество этого самобытного рязанского поэта – явление светлое, потому что в нем – любовь ко всему живому и живущему.

6. На дом : сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Полонского; наизусть стихотворение Полонского по выбору.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

I . Сопоставительный анализ

Исследуйте текст стихотворений:

Тучи

Гром

Молния

Земля

Предметы

Действия

Признаки

Краски

Звуки

II . Ответьте на следующие вопросы:

1. О чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?

2. Меняется ли настроение по ходу текста стихотворений? Докажите свое мнение.

3. Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?

4. Какими художественными средствами пользовались поэты для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте?

7. Оценки на уроке.

Встречи в литературной гостиной мы продолжим, признаваясь в любви к великому слову поэтов и писателей, а значит, в любви к русскому языку в России.

Анализы стихотворений, подготовленные учащимися

Отчего я люблю тебя, светлая ночь,-

Так люблю, что, страдая, любуюсь тобой!

«Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь,-

Лирический герой произведения – автор. Настроение загадочное, таинственное, присутствует в течение всего стиха. Жанр – лирическое стихотворение. Оно состоит из шести строф. Автор в своем произведении употребляет экспрессивную лексику, чтобы изобразить человеческие чувства: страдая, любуясь, жадное сердце, гармонический говор, сомненья тяжелый вопрос, трепет листов. Также Полонский использует в основном такие изобразительно-выразительные средства как эпитеты: светлая ночь, холодный гранит, путь золотой, жадное сердце, сонный трепет, знойная бездна, тяжелый вопрос; и метафоры: горечь слез, скользя на гранит, сомненья вопрос, сумрак холмов, буря дум, говор струн, бездна души. В стихотворении часто встречаются инверсии: путь золотой, трепет сонный листов, моря темного вечно-шумящий прибой, буря мятежная дум.

В стихе употреблены риторические вопросы и обращения:

«Ночь!- за что мне любить твой таинственный шум!

Есть анафоры; оксюморон; страдая, любуюсь.

Стихотворение построено из простых предложений.

Стихотворный размер – дактиль.

Затем автор говорит о том, что

«Все, что спит в душе глубоко,

В последних строчках своего стихотворения Полонский удивляется состоянием своей души:

Олицетворение: ночь идет, мелькают звезды, облака озарены, свет льется.

Сравнения: «От чего былая радость

Читая это стихотворение ощущаешь чувство гармонии и покоя.

Настроение в стихотворении устойчивое.

Что в начале произведения:

«Песни птички голосистой

Это лирическое стихотворение. Оно состоит из четырех строф. По строению произведение простое. В основном изображено из простых предложений, но они осложнены однородными членами и деепричастным оборотом. Стихотворный размер хорей. Он придает произведению напевность. Стихотворение схоже с произведениями устного народного творчества.

В этом стихотворении, я считаю, что художественная особенность Полонского состоит в обращении к миру человеческих чувств. Особое внимание на себя обращают последние строчки. Он восклицает:

«Сердце гордому завидно

Размер этого стихотворения ямб, который придает напевность. Голос автора сливается с голосом лирического героя. Полонский в этом стихотворении ведет раздумья над человеческими чувствами. Это его любимая тема.

В этом стихотворении можно выделить две основные темы: тему свободы и тему любви.

Стихотворение наполнено ностальгией, которая ярко выражена в воспоминании автора о старом доме на знакомой улице. Огонек, горящий в этом доме до полночи, олицетворяет надежду на то, что там ждут тебя.

В стихотворении автор создает тайну: он рассказывает о жизни неизведанной, о дальней стороне, туда его влекла сила тайная.

«И тихо слезы капали,-

С любимым ей будет хорошо только в таком мире. Для того, чтобы точно выразить свои чувства, автор использует множество художественных средств: эпитеты (сила тайная, речи детские, птицы вольные), можно выделить постоянные эпитеты (чудо-девушка)- прием из фольклора; сравнения (огонек, как звездочка); метафору (пламенно дрожа, шептала тихо, слезы капали, поцелуй звучал), олицетворения (ветер шевелил ……)

Равномерный ритм (стих…, размер ямб), построение строчек придает стихотворению напевность, характерную для народного стиля.

В стихотворении встречается анафора (повторение слов: какая там затворница жила, какая сила тайная, какие речи детские).

Можно отметить использование автором звуко…….

Все это придает стихотворению напевность.

Лирический герой – сам автор. Размер – дактиль. В стихотворении много сложных предложений, также вопросительных, есть восклицательные.

К сожалению, презентация немного изменилась после сжатия.

ВложениеРазмер
yakov_polonskiy.doc 45.5 КБ
yakov_polonskiy.ppt 3 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе.

УМК В. Я. Коровиной

Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.

  1. Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
  2. Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
  3. На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
  4. Отрабатывать навык выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, выборочный анализ стихотворений.

Оборудование: мультимедийный проектор.

В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.

2. Русские поэты XIX века (вторая половина). – М.: Просвещение, 1989.

3. Смолякова Н. В. Русская литература XIX века. – М.: Издат-Школа 2000.

4. Турьянская Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000.

5. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Экзамен,2006.

Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.

II. Повторение изученного материала . (слайд 2 : вопросы к беседе )

Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово. (слайд 3 : портрет Полонского )

III. Изучение нового материала .

  1. Сведения о жизни Я. Полонского. (слайд 4, 5, 6 : информация о жизни и творчестве )

Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.

2. Подготовка к восприятию.

Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3.Первичное чтение стихотворений учителем.

Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского. (слайд 7)

  1. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
  2. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
  3. Мотив неясной надежды.

4. Проверка восприятия.

  1. Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.
  1. Какая картина предстаёт перед вами? (слайд 8)
  2. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (слайд 9)
  3. Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?

Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (слайд 11)

Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?

V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.

Комментарии к уроку.

Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.

На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.

Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задачи урока: Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание. На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души : смятение, беспокойство, томление. Отрабатывать навык выразительного чтения.

Яков Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. 1

Сведения о жизни Я. П. Полонского Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт.

Типичные черты лирики. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами. Мотив неясной надежды.

Какая картина предстаёт перед вами?

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?

Теория литературы Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

Какие слова передают мглу долин?

Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Край ты мой, родимый край. " Стихотворения о родной природе.

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край. " Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. .

Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)

Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее.


Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; помочь понять настроения, чувства поэтов; определить способы создания образов; воспитывать чувство прекрасного к природе; ознакомить

учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству; воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края.

образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.

развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

Воспитательная –воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Читайте также: